Ответ на пост «Ночь длинных ножей по-грузински или...»

Перевод статьи из «Немецкого оружейного журнала» (Deutsche Waffenjournal), №6 за 2020 год. Автор текста: Andreas Wilhelmus. Перевод: Slug_BDMP.

В начале апреля 1945 года на нидерландском острове Тексел началось кровавое восстание грузинских солдат 822-го пехотного батальона вермахта против их немецких товарищей. Некоторые историки называют эти события «последним сражением Второй мировой в Европе».
Из морского порта Ден-Хелдер регулярно, в туристический сезон с частотой раз в полчаса, отправляются двухпалубные паромы на остров Тексел, отделённый от материка 5-км мелководным проливом. Этот остров сегодня очень популярен у многих туристов, в том числе и у немецких. Одной из главных достопримечательностей является маяк «Айерланд» в деревушке Де-Коксдорп в северной части острова. Лишь те, кто удосужатся направиться к маяку, могут заметить скрытый в дюнах бункер, напоминающий, что на острове не всегда царила такая идиллия. Но большая часть посетителей маяка больше интересуется открывающимся с башни живописным ландшафтом.
Маяк был сильно повреждён во время войны, и при реставрации вокруг сохранившихся его частей была возведена новая стена. Между 5-м и 6-м этажами был оставлен проход, где остались многочисленные следы от пуль и осколков. И лишь те, кто серьёзно заинтересуются, могут узнать, где, когда и как закончились боевые действия в Европе.
Пролог

В ходе кампании против Франции в мае 1940-го года германские войска вторглись в нейтральные страны: Бельгию и Нидерланды. Спустя пять дней Нидерланды вынуждены были капитулировать, и страна была оккупирована немцами. 29-го мая на остров прибыл квартирмейстер вермахта, чтобы подготовить его для прибытия войск. Там их уже ждали некоторые оборонительные сооружения, построенные королевской нидерландской армией в период между войнами. Немцы не удовлетворились ими и в рамках строительства «Атлантического вала» построили многочисленные дополнительные фортификационные сооружения. Таким образом, к концу войны на острове насчитывалось около 530 бункеров.

Во время оккупации немцы пользовались поддержкой местных сторонников Национал-социалистического движения Нидерландов, составлявших около 7 процентов населения острова. Остров имел стратегическое значение, так как он и Ден-Хелдер прикрывали важные конвойные пути от материка к Западно-Фризским островам. Для британской стороны остров служил ориентиром для бомбардировщиков. Некоторые из них сбивались над островом немецкой ПВО и авиацией. Об этом свидетельствуют 167 могил британских лётчиков на кладбище Ден-Бурга — административного центра острова.
Но активные боевые действия обходили остров стороной вплоть до самого конца войны.
В общем, жизнь немецких солдат на острове была довольно спокойной, а в летние месяцы вообще напоминала курорт. Не то, что у их товарищей на Восточном фронте, отправленных Гитлером 22 июня 1941 года против бывшего союзника. Вскоре они стояли у ворот Москвы, но в декабре 41-го были вынуждены перейти к обороне, так как русские были лучше подготовлены к войне зимой.
Там немцы начали вербовать военнопленных нерусского происхождения для так называемых восточных легионов. Одним из таких легионов был грузинский, сформированный в 1942 году на военном полигоне близ польского Радома.

Грузинский легион

Ядром этого формирования стали грузинские эмигранты, бежавшие от большевиков и нашедшие пристанище в Германии. К ним добавились грузины, набранные в лагерях для военнопленных. Безусловно, среди этих перебежчиков были убеждённые сторонники независимой от Советского Союза Грузии, но большинство просто хотело вырваться из лагерей с их холодом, голодом и болезнями и элементарно выжить. Общая численность легиона составляла около 12 000 человек, разделенных на 8 пехотных батальонов по 800 человек в каждом. Также в легионе состояли около 3 000 немецких военнослужащих, составлявших его «каркас» и занимавших командные посты. Формальным командующим легиона являлся грузинский генерал-майор Шалва Мглакелидзе, но был ещё и немецкий штаб, подчинённый непосредственно немецкому командующему восточных легионов. Часть легионов была расквартирована во Франции и Нидерландах для поддержания оккупационного режима и обороны от возможного вторжения союзников.
Таким образом, 822-й грузинский пехотный батальон «Царица Тамара» был направлен в голландский Зандворт для участия в строительстве «Атлантического вала». Здесь и были установлены первые контакты просоветски настроенных грузин с представителями левого крыла голландского Сопротивления, вылившиеся после высадки союзников в Нормандии в план совместного восстания против германских оккупантов. Это должно было произойти в момент отправки грузин на передовую. Кроме того, грузинские легионеры снабжали подпольщиков оружием, взрывчаткой, боеприпасами и медикаментами из немецких запасов. Но 10 января 1945 года 822-й батальон был переведён на остров Тексел, чтобы заменить там подразделение «Северо-Кавказского легиона». Но и там легионеры быстро установили связь с местным Сопротивлением и разработали план восстания. Кодовым название его стало русское выражение «С днём рождения». После войны командир 822-го батальона майор Клаус Брайтнер в интервью рассказал, что он и другие немецкие военнослужащие батальона не подозревали о приближающемся восстании.
«С днём рождения!»

Этот день наступил 6 апреля 1945 года ровно в 1 час ночи. За день до этого грузины узнали, что 500 из них будут направлены на материк — на фронт. Они немедленно сообщили об этом голландским подпольщикам. Также они надеялись, что к восстанию присоединятся и другие восточные легионы, находящиеся на материке. Предводителем восстания на острове Тексел был командир 3-й роты 822-го грузинского батальона Шалва Лоладзе. Чтобы использовать эффект неожиданности, грузины напали на немцев, используя лишь холодное оружие — кинжалы и штыки. Караулы были сформированы так, чтобы в них входили один грузин и один немец. Нападали внезапно, и поэтому удалось уничтожить около 400 немцев и верных им грузинских офицеров, однако командиру батальона, майору Брайтнеру, удалось ускользнуть.
Тем не менее, план Лоладзе был выполнен не полностью. Хотя восставшим удалось овладеть Ден-Бургом и администрацией Тексела, захватить береговые батареи на юге и севере острова они не смогли. Майору Брайтнеру удалось пробраться на южную батарею, связаться с Ден-Хельдером и запросить поддержки. Также о событиях на острове было доложено в главную квартиру в Берлине. Реакцией стал приказ: уничтожить всех грузин.
Ранним утром тяжелые батареи начали обстрел захваченного грузинами бункера «Тексла», подготавливая контратаку прибывших с материка немецких войск. Последующие события можно назвать актом возмездия. Некоторые местные жители присоединились к грузинам и приняли участие в боях. Обе стороны не брали пленных. Пострадали также многие мирные жители — заподозренных в соучастии в мятеже ставили к стенке без суда.
Вскоре после полудня Лоладзе со своими соратниками вынужден был оставить бункер «Тексла» и отступить в Ден-Бург. Немцы предприняли попытку склонить обороняющих Ден-Бург грузин к сдаче, но посланные для переговоров грузины-парламентёры примкнули к своим землякам. После этого немецкие береговые батареи Тексела, Ден-Хелдера и расположенного неподалёку острова Влиланд открыли огонь по городу. Это привело к потерям среди гражданского населения. Грузины вынуждены были отступить на север, а также оставить небольшой портовый посёлок Оудешильд. Таким образом, к концу дня 6 апреля под их контролем оставались лишь населённые пункты Де-Когг, Де-Вааль, Де-Коксдорп, окрестности аэродрома Влийт и маяка, в непосредственной близости к северной береговой батарее. Такое положение сохранялось в течение следующих двух недель.
Грузины, опираясь на хорошо им знакомые укрепления, перешли к партизанской тактике: нападая из засад, они наносили немцам чувствительные потери. Немцы же уничтожали каждый бункер, населённый пункт, крестьянское подворье, где предполагали наличие повстанцев. Это приводило ко всё новым жертвам среди гражданского населения.
Немцы стягивали на остров всё больше сил и тяжелого вооружения и в конечном счёте сумели вытеснить грузин в северную часть Тексела, где большая часть их и закрепилась на местности, прилегающей к маяку, и в нём самом. Остальные же грузины спрятались в различных частях острова, некоторые даже нашли убежище на минных полях. Некоторых укрыли местные крестьяне, рискуя при этом собственными жизнями и жизнями своих семей. В случае обнаружения спрятанных повстанцев немцы расстреливали давших им укрытие, а подворья сжигали.
В конечном счёте немцы взяли штурмом маяк. Оборонявшие его грузины покончили с собой.
22 апреля немцы в количестве около 2000 человек устроили в поисках оставшихся грузин облаву по всему острову. Лоладзе с одним из товарищей прятались в канаве на одной из ферм, но были выданы её владельцем и убиты.
Тем не менее выжившие повстанцы, особенно те, что нашли укрытие на минных полях, продолжали борьбу, нападая на немцев из засад. Это продолжалось и после капитуляции немецких сил в Голландии 5 мая, и после безоговорочной капитуляции Германии 8 мая.
Финал


Местные жители уже ожидали прибытия союзников, а на острове всё продолжались стычки. В конце концов при их посредничестве было установлено своеобразное перемирие: днем немцы могли свободно перемещаться по острову, а ночью то же могли делать грузины. Союзникам было не до маленького острова, поэтому лишь 18 мая группа канадских офицеров прибыла в Ден-Бург для переговоров о капитуляции, и 20 мая началось разоружение немецких войск.

Всего в ходе событий, по данным местной администрации, погибли 120 местных жителей и 565 грузин. Данные о немецких потерях разнятся. Называются цифры от 800 до 2000. В настоящее время лишь оставшиеся укрепления, постоянная экспозиция в местном музее авиации и военной истории да грузинское кладбище, названное именем Шалвы Лоладзе, напоминают о «последнем сражении на европейской земле».

==

Канадцы передали 228 уцелевших грузин советскому командованию. Приехал посол, сказал много теплых слов, после чего их разоружили, посадили на корабль, довезли до Одессы, наскоро устроили конвейерное правосудие и развезли по послевоенным трудовым лагерям, откуда почти никто не вернулся.

Тем не менее советский посол в Нидерландах до 1991 года ежегодно посещал памятные мероприятия на острове Тексел у скромного обелиска, установленного местными жителями в складчину, и произносил патриотические речи. Причем однажды он, зарапортовавшись, назвал погибших здесь грузин «настоящими героями Советского Союза».

https://topwar.ru/173629-otlozhennyj-konec-vojny-vosstanie-g...

фото:

Командир 822-го батальона майор Клаус Брайтнер

Карта из местного музея показывает положение линии фронта к исходу второго дня восстания

Переговоры канадских и немецких офицеров

Грузинское кладбище на Текселе

Предводитель восстания Шалва Лоладзе, бывший капитан ВВС РККА. На фото — в форме вермахта

Ответ на пост «Ночь длинных ножей по-грузински или...» Вторая мировая война, Военная история, Война, Нидерланды (Голландия), 1945, Длиннопост, Ответ на пост, Текст
Ответ на пост «Ночь длинных ножей по-грузински или...» Вторая мировая война, Военная история, Война, Нидерланды (Голландия), 1945, Длиннопост, Ответ на пост, Текст
Ответ на пост «Ночь длинных ножей по-грузински или...» Вторая мировая война, Военная история, Война, Нидерланды (Голландия), 1945, Длиннопост, Ответ на пост, Текст
Ответ на пост «Ночь длинных ножей по-грузински или...» Вторая мировая война, Военная история, Война, Нидерланды (Голландия), 1945, Длиннопост, Ответ на пост, Текст
Ответ на пост «Ночь длинных ножей по-грузински или...» Вторая мировая война, Военная история, Война, Нидерланды (Голландия), 1945, Длиннопост, Ответ на пост, Текст

Лига историков

13.5K пост50.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения