Мракобесие

Мракобесие Мракобесие, Человек, Философия, Бог, Религия, Свет, Тьма, Свет и тьма, Мрак, Мудрость, Мир, Правда, Цивилизация, Время, Иисус Христос, Православие, Мысли, Личность, Длиннопост, Свобода

История термина

Мракобесие — вольный перевод на русский язык термина «обскурантизм» (лат. obscurans — «затемняющий»), притом сделанный по церковнославянскому образцу, где второй корень сложных слов -бѣ́сїе — «бешенство» является калькой греческих μάργος, μᾰνία — «безумие, помешательство, болезненная тяга к чему-либо» (ср. церк.-слав. гортанобѣ́сїе, чревобѣ́сїе — «чревоугодие»; и҆долобѣ́сїе — «неистовое служение идолам»). Таким образом, буквально термин означает по-церковнославянски «помешательство на темноте». В России понятие возникло в начале XIX века как антоним «просвещению» — понятию, сопряжённому со свободой и прогрессом.

В области философии термины мракобесие и обскурационизм определяют и описывают антиинтеллектуальные практики преднамеренного представления информации в заумной и неточной форме, которая ограничивает дальнейшие исследования и понимание предмета.

Основным историческим и интеллектуальным обозначением мракобесия является:

Преднамеренное ограничение знаний — противодействие распространению знаний;

В 18 веке философы эпохи просвещения применяли термин "мракобес" к любому врагу интеллектуального просвещения и либерального распространения знаний. В 19 веке, проводя различие между разновидностями мракобесия, встречающимися в метафизике и теологии, от "более тонкого" мракобесия критической философии Иммануила Канта и современного философского скептицизма, Фридрих Ницше сказал, что: "Существенным элементом черного искусства мракобесия является не то, что оно хочет затемнить понимание индивида, а то, что оно хочет очернить нашу картину мира и затемнить наше представление о существовании.

Промежуточный итог

Мракобе́сие — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу, отсутствие элементарной грамотности, непросвещенность. Бездари непросвещённые все попы и верующие короче говоря.

Почему то этот термин очень понравился атеистам, особенно воинствующим, которые всех верующих православных людей нарекли им. В атеистических статьях, постах и комментариях мелькают подобные заголовки и тексты:

«Когда мракобесы проникают в общество, семьи и школы»,

«Православные мракобесы и современное искусство»,

«Мракобесы русской православной церкви»

«Церковное мракобесие против науки»

«Мракобесы отменяют науку»

«Антинаучные мракобесы» и т.д. и т.п.

Приводятся целые списки книг и наук, которые запрещала церковь. Я познакомился с несколькими  из статей такого толка, где особая роль отводилась великому русскому учёному М.В. Ломоносову. Его книги яко бы сжигали, рекомендации и рецензии отвергали, в ссылку его ссылали, да и ещё смерть учёного чуть ли не под убийство заказное подвели. Кого приписали в заказчиков, думаю понятно.

Но, к сожалению всех этих горе-авторов, Михаил Васильевич был христианином. Несмотря на сложность своего характера, он не стеснялся показать свою приверженность христианству в публичных выступлениях, а так же в стихах и научных трудах. И делал это не один раз и не два, а многое множество раз, из года в год. Вот некоторые примеры его работ:

Устами движет Бог; я с ним начну вещать.

Я тайности свои и небеса отверзу,

Свидения ума священного открою.

Я дело стану петь, несведомое прежним!

Ходить превыше звезд влечет меня охота,

И облаком нестись, презрев земную низкость.

1747г.

Его перу принадлежит переложение 26-го псалма. Взяться за эту работу и проделать ее так, как Ломоносов, мог только человек, ни на йоту не сомневающийся ни в бытии Божьем, ни в Его благости, ни в Его величии:

Услыши, Господи, мой глас,

Когда к тебе взываю,

И сохрани на всякий час:

К Тебе я прибегаю...

Меня в сей жизни не отдай

Душам людей безбожных,

Твоей десницей покрывай

От клеветаний ложных...

Ко свету Твоего лица

Вперяю взор душевный,

И от Всещедрого Творца

Приемлю луч вседневный...

Для Михаила Васильевича настоящий ученый прежде всего — открыватель Божьего творения. Господь создал совершенный мир, и современный ученый, углубляясь в тайны его устройства, познает гармонию Божьего замысла, воплотившегося в природе. 1 июля 1756 года он произносит в Публичном собрании Академии наук «Слово о происхождении света». Среди прочего ученый тогда сказал: «Испытание натуры трудно… однако приятно, полезно, свято… Чем больше таинства ее разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце. Чем далее рачение наше в оной простирается, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских. Чем глубже до самых причин столь чудных дел проницает рассуждение, тем яснее показывается непостижимый всего бытия Строитель. Его всемогущества, величества и премудрости видимый сей мир есть первый, общий, неложный и неумолчный проповедник. Небеса поведают славу Божию», — и далее говорит о Солнце, в котором видит величайшее из творений Господних.

В знаменитой работе «Явление Венеры на Солнце» (1761) Ломоносов использует обширные цитаты из творений отцов Православной Церкви Василия Великого и Иоанна Дамаскина, рассуждая о способах толкования Священного Писания. Здесь он прямо и однозначно выражает свою позицию христианина-ученого: «Христианская вера стоит непреложна. Она Божиему творению не может быть противна, нижé ей Божие творение, разве тем чинится противность, кои в творения Божия не вникают».

Ломоносов гениально убежден, что, чем далее наука идет вперед, тем она все больше открывает Божие величие в творении... Так думают и лучшие ученые наших дней.
Для надгробия знаменитого писателя и деятеля Русской Церкви, прославленного Димитрия, митрополита Ростовского, Ломоносов составляет надпись:

"Всемогущий и непостижимый Бог чудными искони делами явил святую Свою великолепную славу и в дни наши. Новыми чудотворениями в России просиявшего, здесь почивающего святого мужа, преосвященного митрополита Димитрия Ростовского и Ярославского, отдавшего Божие Богу: верою, кротостью, воздержанием, учением, трудолюбием"...

Оканчивается эта надпись обращением к людям, ложно верующим и неверующим - одинаково не понимающим духа и сущности религии, видящим в мире лишь одну материальную оболочку вещей:

О вы, что Божество в пределах чтите тесных...
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь...


И гробницу самого Ломоносова было бы справедливо украсить этими стихами.

«Мракобесы»

В продолжение, я хотел привести списком имена множества мировых верующих учёных «мракобесов», но это просто нереально здесь, их не десятки и даже не сотни. Всё это можно подробно посмотреть в Интернет. Отмечу, что Согласно 100-летию Нобелевских премий, обзор присуждения Нобелевских премий за период с 1901 по 2000 год показывает, что (65,4%) лауреатов Нобелевской премии определили христианство в его различных формах как свои религиозные предпочтения. В целом, 72,5% всех Нобелевских премий по химии, 65,3% по физике, 62% по медицине, 54% по экономике были либо христианами, либо имели христианское происхождение. Кому интересен список таких учёных, напишите, дам ссылку в комментарии.

Но я всё таки опубликую ниже небольшой список, с именами наших современников, русских учёных, исповедников веры, среди которых есть даже священники и монахи:

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) Закончил физико-математический факультет Московского университета, был знаком и дружен со многими знаменитыми поэтами Серебряного века, сам писал стихи и печатался в ряде литературных журналов. Затем поступил в Московскую духовную академию и в 1911 г. принял священство. В 1920-х годах вернулся к занятиям физикой и математикой, работал в Главэнерго, принял активное участие в разработке и внедрении знаменитого плана ГОЭЛРО (Государственной электрификации России). В 1924 г. выпустил большую монографию о диэлектриках. Когда начались преследования, Павел Александрович имел возможность эмигрировать, но счел необходимым остаться на родине, понимая, что обрекает себя на арест, лагеря и мученическую смерть. В нечеловеческих условиях лагерей Флоренский продолжал научные исследования. Так родилась книга «Вечная мерзлота и строительство на ней», и было сделано более 10 научных открытий, связанных с добычей йода и агар-агара в Соловецком лагере. В 1937 г. Флоренский был расстрелян по приговору особой тройки НКВД.

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) Был иеромонахом в миру, делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 г.г., на котором было восстановлено патриаршество. Активно участвовал в совещаниях по воссоединению со старообрядцами. В 1920 г. Ухтомский был арестован ВЧК и отправлен на Лубянку, где находился до января 1921 г. Интересно, что в тюрьме он читал сокамерникам лекции по физиологии. Однако уже вскоре ученый-монах был выпущен на свободу и возглавил кафедру физиологии человека и животных Петроградского университета. Основной вклад Ухтомского в науку — разработанный им принцип доминанты как новое учение о работе мозга. Эта теория помогает объяснить фундаментальные аспекты поведения человека и психических процессов. За эти работы в 1932 г. Алексей Алексеевич награждён Ленинской премией. Во время войны Ухтомский оказался в блокадном Ленинграде. Участвовал в организации работы учёных на нужды обороны, руководил исследованиями по травматическому шоку. За неделю до голодной смерти он продолжал заниматься наукой и подготовил доклад «Система рефлексов в восходящем ряду», прочитать который уже не успел.

Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович (архиепископ Лука) (1877 — 1961) Хирург, доктор медицинских наук, профессор. Лауреат Сталинской премии 1944 года. Его фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии» до сих пор является настольной книгой врачей-практиков. Он написал ряд известных работ и сделал открытия в области анестезиологии. Принял священнический сан в 1921-м году (оцените время — самая опасная профессия в большевистской России!). В монашестве с 1923 года. Оперировал и принимал больных, не прекращая церковного служения. В 1995-м причислен к лику святых. Мощи находятся в Свято-Троицком соборе Симферополя.

Боголюбов Николай Николаевич (1909 — 1992) Советский математик и физик, академик АН СССР, один из основателей Объединённого Института ядерных исследований в подмосковной Дубне. Не скрывал своих православных убеждений. В 1989 году вместе с Ильёй Михайловичем Франком добился передачи верующим здания храма Похвалы Пресвятой Богородицы недалеко от Дубны.

Франк Илья Михайлович (1908 — 1990) Ещё один учёный-физик — основатель Объединённого Института ядерных исследований. Лауреат Нобелевской премии по физике 1958-года.

Раушенбах Борис Викторович (1915 — 2001) Советский физик, один из творцов нашей космонавтики. Академик АН СССР, РАН. Удостоен Ленинской премии в 1960-м году. Герой Социалистического труда, дважды награждён Орденом Ленина. Имел и другие награды.

Лосев Алексей Фёдорович (1893 — 1988) Советский филолог и философ. Доктор филологических наук, профессор. Лауреат Государственной Премии СССР. Написал ряд выдающихся работ по истории античности.

Пузик Валентина Ильинична (в иночестве Игнатия) (1903 — 2004) Ей принадлежит более 200 научных работ в разных областях медицины, в том числе семь монографий. Многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Фактически, она стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров, которые работают на всей территории бывшего Советского Союза. Научные заслуги В. И. Пузик отмечены наградами (Орден Трудового Красного Знамени, девять медалей, звание заслуженный работник медицины), а её научно-исследовательская деятельность уже в 1940-е годы нашла признание также у зарубежных коллег.

Сикорский Игорь Иванович (1889 – 1972 гг.) Он известен не только своими научными трудами в области психиатрии и судебной медицины, но и как выдающийся общественный деятель. Его высокий авторитет, связи и состоятельное положение в обществе позволили Игорю – пятому ребенку в семье – не только получить блестящее образование, но и участвовать в создании первых летательных средств в Российской Империи.

Добржанский Феодосий Григорьевич (1900 – 1975 гг.) В 1927 г. учёный получает рокфеллеровскую стипендию и отправляется в США на стажировку в лаборатории создателя хромосомной теории наследственности Т. Г. Моргана в Колумбийском университете. В 1931 году он решает остаться в США и становится «невозвращенцем». Работает и преподает в Калифорнийском технологическом институте (1936–1940), Колумбийском университете (1940–1962), Институте Рокфеллера (1962–1970). В 1937 году выходит в печати его Magnum Opus – монография «Генетика и происхождение видов», в которой закладываются основы синтетической теории эволюции. Его блестящие научные достижения отмечены членством в Национальной Академии наук США и высшей научной наградой США – Национальной медалью науки. На протяжении всей своей жизни Ф. Г. Добржанский оставался верующим православным христианином.

Казимирчак-Полонская Елена Ивановна (1902 – 1992 гг.) Выдающийся ученый-астроном, она много лет была председателем научной группы по динамике малых тел при Астрономическом совете АН СССР. За разработки в области астрономии стала лауреатом премии Академии наук СССР им. Ф.А. Бредихина. Как признание огромных заслуг в развитии астрономии ее именем назвали одну из малых планет Солнечной системы. Кроме астрономии Елена Ивановна увлекалась философией и была доктором философии Варшавского университета. С 1980 года активно работала в области библиистики (переводила богословские работы, т.к. хорошо владела польским, французским и немецким языками). В 1987 году приняла монашеский постриг с именем Елена.

Валитов Наджип Хатмуллович (1939 – 2008гг.) Выдающийся ученый нашего времени, профессор кафедры общей химической технологии и аналитической химии БашГУ, доктор химических наук, академик Нью-Йоркской Академии Наук. Будучи физико-химиком сделал ряд открытий, признанных мировым сообществом ученых, в различных областях науки, в том числе и связанной с космосом.

Половинкин Александр Иванович (1937-2018) Доктор технических наук, профессор. Священник Русской Православной Церкви, настоятель храма Рождества Христова Волгоградской епархии, а также первый проректор Царицынского православного университета. С 1983 по 1988 г.г. А. И. Половинкин руководил Волгоградским политехническим институтом в должности ректора. Большое внимание уделял компьютеризации учебной и научной работы, результатом чего стало создание мощного по тем временам вычислительного центра, началось широкое применение персональных компьютеров. Наиболее широко известной его работой стала неоднократно переизданная книга «Основы инженерного творчества». Символичны его награды, которыми отмечены его заслуги как ученого и как священнослужителя: орден «Знак Почета» и орден преподобного Сергия Радонежского.

Священник Глеб Каледа (1921-1994) Защитил кандидатскую диссертацию, работал в учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, экспедициях и по совместительству в общеобразовательных организациях. Докторскую диссертацию защитил по теме: “Латеральная изменчивость отложений на тектонических структурах. Ее значение для поиска, прогноза и разведки нефтяных и газовых месторождений”. В 70-е гг. был посвящен в священнический сан.

Игуменья Серафима (Чёрная) (1914-1999) Один из разработчиков космического скафандра, она также изобрела технологию латексного производства. Советский учёный-химик, инженер, монахиня. Настоятельница московского Новодевичьего монастыря в 1994—1999 г.г. в г. Москве.

Священник Фёдор (Конюхов) - Советский и российский путешественник, писатель, художник. Обладатель национальной премии «Хрустальный компас» и мировых рекордов Гиннесса. Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли. Первый в России достиг Северного и Южного полюса на лыжах, первый совершил одиночное кругосветное плавание, первый выполнил программу «Семь вершин», вторым совершил кругосветный полёт на воздушном шаре в одиночку, установив два абсолютных мировых рекорда. Священство принял в 2010 г.

Священник Сергий (Вогулкин) — доктор медицинских наук, профессор, одновременно является проректором по науке и развитию Уральского гуманитарного института.

Священник  Григорий (Григорьев) – ему, доктору медицинских наук, заслуженному врачу РФ, тысячи людей были спасены от наркотической и алкогольной зависимости.

Священник Владимир (Елисеев) - Продолжает совмещать служение в Церкви с работой старшего научного сотрудника в институте психологии Российской Академии наук, кандидат психологических наук.

Священник Александр (Половинкин) - Заслуженного деятель науки России, профессор, доктор технических наук.

Диакон Сергий Кривовичев - Кристаллограф и минералог Сергей Кривовичев – ученый с мировым именем. Закончил геологический факультет СПбГУ. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Работал на кафедре кристаллографии СПбГУ, доцент, профессор, заведующий кафедрой. В двадцать пять лет защитил кандидатскую диссертацию, в двадцать девять — докторскую. За выдающийся вклад в развитие науки награжден медалями для молодых ученых Российского минералогического общества, Российской академии наук и Европейского минералогического союза. Состоял стипендиатом Национального научного фонда США и стипендиатом фонда им. Александра фон Гумбольдта. Соавтор открытия 25 новых минеральных видов на месторождениях России (в честь него назван новый минерал кривовичевит). В 2004 году Сергей Кривовичев был рукоположен в сан диакона. В 2016 г. он получил статус члена-корреспондента Российской академии наук.

Монахиня Нина (Крыгина) - Многие психологи сегодня пользуются разработками по подростковой и юношеской психологии монахини Нины (Крыгиной), которая до принятия монашества была профессором Магнитогорского университета.

Монахиня Анувия (Виноградова) - Археолог, учёный востоковед с мировым именем, приняла монашеский постриг с именем Анувия в 2010 г. Действующий старший научный сотрудник Российской академии наук, член-корреспондент Немецкого археологического института.

Уважаемые атеисты, что скажете о непросвещённости, враждебном отношении к просвещению, науке и прогрессу, а так же отсутствии элементарной грамотности вышеперечисленных людей "мракобесов"?

Истинный мракобес

Теперь, давайте разберёмся, кто же всё-таки такой – настоящий мракобес.

Что напоминает нам этот термин, давайте разберём его? Мрак бесовский или мрачный бес, других вариантов не дано. Со словом бес всё понятно, это низшие злые духи, слуги сатаны. Мрак - это отсутствие света, темнота и тьма. Это физическая и духовная реальность.

Что нам известно о тьме? Тьма и мрак, символизируют все мерзости, пороки и грехи, которыми сатана окружает своих рабов. Как указывалось в начале поста, буквально, этот термин означает по-церковнославянски «помешательство на темноте».

Рабы сатаны живут в постоянном состоянии духовного мрака. Они охвачены тьмой соблазнов, страха и беспокойства. Сатана насаждает в них ложные убеждения, пытается отнять веру и надежду на Бога, заменив их отрицательными эмоциями и безумными идеями. Адепты зла погружены в глубокую духовную бездну, в которой нет света, надежды и истины. Тьма и мрак в жизни рабов сатаны и слуг сатаны проявляются также в их действиях и отношениях с другими людьми. Они проповедуют и сеют хаос и разрушение, заполняют мир злом и насилием, разжигают ненависть и подстрекают к физическим и моральным порокам. Их жизнь наполнена ложью и обманом. Не зря сатану зовут великим лжецом и обезьяной Бога, который всё переворачивает с ног на голову. Так же был и перевёрнут термин - мракобес. Но вернём его на своё "достойное" место.

Мракобес - это человек, живущий во тьме духовного мрака, принявший от сатаны ложные убеждения и знания, им овладевают лицемерие и зависть, неприязнь к людям и зло, он лжёт и обманывает, он проводит свою жизнь в низменных пороках. Теперь становится понятно, кто именно хочет очернить нашу картину мира и затемнить наше представление о существовании.

Мракобесие Мракобесие, Человек, Философия, Бог, Религия, Свет, Тьма, Свет и тьма, Мрак, Мудрость, Мир, Правда, Цивилизация, Время, Иисус Христос, Православие, Мысли, Личность, Длиннопост, Свобода

Свет

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5)

В беседе с Никодимом, Иисус Христос говорит: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19). Здесь, как и в прологе (Ин.1:5), тьме человеческого греха и неверия противопоставляется свет Божественного присутствия. Под светом понимается Сам воплотившийся Сын Божий, Иисус Христос. Диалог с иудеями в 8-й главе Евангелия от Иоанна начинается со слов: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Здесь опять же тьме, в которой ходят не уверовавшие в Иисуса, противопоставляется «Свет жизни», источником которого, как и источником воды живой (Ин.4:14), является Сам Иисус.

В завершении, скажу о главном, о настоящем Православии. Это величайшая наука из наук, искусство из искусств, труд из трудов – которые заключаются в познании своего внутреннего человека, в возможности изменения своей природы и в бесконечном духовном совершенстве на пути к Свету!