Может ли атеист быть хорошим человеком?

Ныне говорят, мол нет нужды в религии, достаточно, чтобы человек был хорошим, да жил по закону: не воровал, не убивал, платил налоги. Чем вам плохой человек?

Что вкладывается в понятие "хорошего"? Как мы "хорошесть" определяем? "Хороший" — для кого? По чьим меркам?

Может ли атеист быть хорошим человеком? Религия, Бог, Христианство, Атеизм, Психология, Человек, Философия, Личность, Длиннопост, Мнение, Волна постов, Общество, Библия

Понятие хорошего человека в светском обществе размыто. Для одних это законопослушный гражданин без криминальной истории, для других это тот, кто приветливо улыбается, всем помогает, умеет слушать. Для третьих это тот, с кем весело попить пивка. Так или иначе, понятие хорошего человека в этих случаях — это условность наподобие левостороннего или правостороннего движения. Оно субъективно.

В светском обществе популярна такая штука как атеизм. Позиция, не имеющая ядра здравого смысла, однако тем не менее популярная как среди неустоявшейся молодежи, так и серьезных дядек, защитивших некогда докторскую. Для атеиста, как известно, Бога и сверхъестественных сил нет. Библия для них — сборник легенд. А если Бога нет, если Библия — не инструкция к жизни, нет и никаких причин считать объективно истинной любое проявление того, что принято называть добром, которое развили в себе представители homo sapiens. Социальный конструкт, сформированный через эволюцию. В конце концов, что есть для них человек? Биологическое существо, случайный продукт, который однажды эволюционировал на крохотном комке грязи, затерянном в неизведанном и мрачном космосе, и которому суждено навсегда кануть в небытие. Ни больше, ни меньше.

Для атеиста со смертью все заканчивается. Это значит то, как ты живешь, не имеет значения. Конец ведь один. Если Бог существует, у подлинной добродетели есть крепкое основание. Если Бога нет, то, как думал известный немецкий философ-отрицала Ницше, закончивший свои дни в сумасшедшем доме (доотрицался), мы потихоньку приходим к отрицанию всего и вся.

А раз все рамки (даже якобы во благо) придуманы людьми, ничто не имеет ценности: твори, что тебе заблагорассудится в рамках правового поля. И то, закон чтить рекомендуется только лишь для того, чтобы не угодить за решетку.

Один из выдающихся специалистов по этике Ричард Тэйлор писал:

“Нынешняя эпоха, в той или иной степени отказавшись от мысли о божественном законодателе, пыталась, тем не менее, сохранить идею нравственного добра и зла, не замечая того, что, отвергнув Бога, люди тем самым отказались и от условия, при котором нравственные понятия добра и зла имеют смысл. И потому даже образованные люди иногда называют такие явления, как война, аборт или нарушение некоторых прав человека, "порочными", воображая при этом, что сказали нечто истинное и осмысленное. Однако образованному человеку нет нужды объяснять, что ответов на подобные вопросы вне религии никогда не существовало".

Безусловно, существуют неверующие люди, про которых мы можем сказать, что у них есть некие зачатки устремления к добру. Такие атеисты, впитавшие в себя благодаря воспитанию верующих родственников, окружения, и стремящиеся быть искренне хорошими и добрыми, подобны строителям, пытающимся строить дом без фундамента. Они не понимают, что любое мало-мальское движение грунта или провал заставят дом перекоситься и рухнуть.

Я не намекаю, что все верующие прям ангелы. Я лишь хочу подчеркнуть, что христианство дает человеку ориентиры, своего рода прививку от пороков, тот самый фундамент, на котором можно построить дом с прочным основанием. Да, с виду некоторые атеисты приветливы, законопослушны, умны. Но если глубже покопаться в их душах, во всех этих людях так или иначе будет присутствовать вцепившийся в душу ряд грехов, мешающий их полноценной и гармоничной жизни. Без вмешательства Божией благодати этот ряд грехов мешает человеку получать настоящую радость от жизни.

Часто это приводит к недовольствам, раздорам, зависимостям от сериальчиков, еды, брендовых "шмоток". Место Бога начинают занимать сомнительные удовольствия: сериальчики как недовольство своей жизнью и наслаждение фальшивой; модные "шмотки" — чтобы похвастаться перед другими; неумеренное поедание сладостей и чипсов — как лень приготовить себе здоровый ужин и стремление заесть "вкусняшками" свое уныние. Гнев, гордыня, тщеславие, чревоугодие, — ничего этого не ушло даже от с виду приветливого и умного, и это требует вмешательства.

Думаете, верующий к этому всему не склонен? Склонен не меньше. Никто не совершенен. Разница в одном: верующего учат понимать и осознавать эту проблему, бороться с ней, работать над собой, совершенствоваться. Верующему дают наставления, советуют литературу на духовную тематику. Через духовные практики ему подается Божия благодать, преобразующая его личность, тем самым раскрывая в нем истинно добрые качества. Атеист лишен такой поддержки. Более того, поддержка, которую предлагает светское общество в лице психологов и коучей, может подчас навредить его состоянию. Например, заменить один порок другим. Человек поборет страсть объядения, похудеет, накачается; но на смену этому придет гордыня от проделанной работы, которая будет впредь проявляться в виде презрения к тем же людям с лишним весом, или тщеславия от того, что человек стал лучше выглядеть, и отныне всеми силами будет стремиться произвести на всех впечатление.

Вернемся к самому вопросу и понятию. Так какой он — "хороший" человек? Как инженер может оценить, насколько хорошо работает изобретенный им прибор, поскольку критерии к нему он сам и установил, так и созданный человек может быть правильно оценен только его Создателем.

Создателем и источником объективных критериев добра и зла является Бог. Бог, будучи Творцом мира, является тем абсолютным Стандартом, относительно Которого оцениваются все наши дела. Нравственная природа Бога выражается по отношению к людям в форме заповедей, которые и составляют суть нравственных обязательств земной жизни каждого человека. Эти заповеди вытекают из Его свойств чистоты, милосердия, святости, справедливости и благости.

Действительно, Господь, явив Себя во Христе, передал нам тогда образец поистине хорошего Человека. И в Библии, в том же Ветхом Завете, говорится о правильных пропорциях душевных качеств, границах телесных потребностей, о правильном (не подточенном под себя) понимании добра и зла, нормам поведения и духовным устремлениям.

Уникальность христианства в том, что оно призывает не просто к изменению поведения, а прежде всего — к изменению направления мыслей, чувств и желаний. В христианстве такое обновление себя называется покаянием, тобишь оставлением прежнего образа жизни, и стремлением к раскрытию в себе Божественного.

Вывод: атеист может быть хорошим человеком сугубо в рамках созданных им же нормам нравственности. Наука, на которую они уповают, критериев добра и зла дать не способна. Верующий делает добрые дела из-за самой любви к добру. Как бы это ни звучало огорчительно, но атеист, делая добрые дела, всегда в определенной мере преследует корыстные цели, будь то жажда общественного одобрения, материального вознаграждения, подписчиков в социальных сетях и так далее. Иногда подсознательно он может даже рассчитывает на "карму", которую подчас уже не совсем атеист может признавать как какой-то не до конца понятный ему закон, в который он не вникал. Таким образом, добрые дела атеистов и верующих, несмотря на внешние сходства, в духовном плане оказываются не взаимодополняющими друг друга, а, наоборот, взаимоисключающими: первые превозносят человека в его глазах, ослепляют гордыней, а вторые, раскрывая в человеке божественные качества, заставляют его осознать греховность своей материальной природы и больше стремиться к Богу.

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.