Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ»

Перевод статьи Луи Марса — известного гаитянского этнопсихиатра, этнографа и дипломата, вышедшая в 1945 году в антропологическом журнале «Man» №45.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

«Зомби». Гаитянский наив-художник Эктор Ипполит (Hector Hippolit)


Остров Гаити, расположенный в Карибском море, привлекает туристов на протяжении многих лет. Возможно, верования и культурные традиции гаитянского народа представляют для приезжих куда больший интерес, чем очарование физических свойств страны. Туристы верят, что смогут увидеть бродящих по деревням зомби и понаблюдать за тем, как люди совершают чудеса сверхчеловеческой ловкости во время так называемых танцев воду.


Гаити часто называют таинственным островом или островом воду. Многие люди верят, что там можно найти некие необычные обстоятельства, которые современная наука ещё не смогла объяснить: например, феномен магии и существование зомби.


В Дагомее с побережья Западной Африки, слово «воду» относится и к поклонению духам, и к самим духам. На Гаити у термина воду то же значение. Поклоняясь воду, гаитянские селяне отдают дань уважения сверхъестественным существам — источникам добра и зла, жизни и смерти, болезней и здоровья. Эти духи живут в лесах, озёрах, реках и во всех уголках земли. Они посредники между Богом и его творениями. Бог слишком далеко, чтобы заботиться о нас, поэтому Он наделил этих духов могуществом вести и оказывать нам духовную помощь, которая требуется в повседневной жизни.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Портрет вудуисткой богини любви Эрзули Дантор, чья иконография основана на чешской иконе Богоматери. Автор работы Кристи Фриман Старк (Christy Freeman Stark)


Очень часто именно через феномен одержимости дух проявляет себя приверженцам во время церемоний, проводимых в доме культа. Каждый сельский житель ходит в дом культа или держит алтарь в собственном доме. Обряды проводятся в соответствии с религиозными потребностями каждого последователя. Тот консультируется со жрецом или хунганом, платя ему определённую сумму денег. Затем собирается группа последователей и проводится соответствующее служение.


Это очень серьёзное дело для гаитянского жителя деревни, который порой тратит больше денег на поклонение богам, чем на собственные жизненные нужды.


Сам деревенский житель проводит различие между воду и зомби. Термин «зомби» означает разные понятия: 1) когда умирает человек, который никогда не был одержим духом воду, его душа не может попасть на Небеса и остаётся блуждать по земле, Небеса закрыты для такого рода душ; 2) когда владелец фермы преуспевает в своём деле, это значит, что на него работает много зомби.


Как государственному медработнику и психиатру, мне приходилось лечить многих пациентов, которые по какой-то причине считали себя неведомым существом.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

«Зомби». Гаитянский наив-художник Вильсон Биго (Wilson Bigaud)


Концепция, на которой основана вера в зомби, состоит в том, что некоторые гаитянские знахари (нганга) обладают силой возвращать к жизни мёртвых и похороненных людей. Эти воскресшие люди — зомби, живые мертвецы. Также считается, что ночью некоторые люди могут летать по воздуху испуская из подмышек красное пламя: это оборотни.


Во время танцев воду гаитянские селяне впадают в неистовство и считается, что они одержимы духами. Говорят, когда человек впадает в такое состояние, знахарь может предсказать катастрофу, рождение или смерть; сказать как кто-нибудь может выиграть огромное состояние; описать, что происходит в чьём-то доме, когда человек далеко от своей семьи, и многое другое, что людям, наверное, всегда хотелось бы узнать. Также предполагается, что знахарь способен властвовать над судьбой и предотвращает любые несчастья, которые ожидают жертву в будущем.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Танец вуду (воду). Иллюстрация Э. У. Кембла (Edward Windsor Kemble)


Позвольте мне рассмотреть убеждение, на котором основана эта вера.


В отдалённых районах страны распространено мнение, что некоторые богатые сельчане везучи в делах потому, что им помогают таинственные существа, работающие на их фермах; эти существа идут и крадут для них деньги, движутся с фантастической скоростью быстрее автомобиля и летают по воздуху как самолёты. Предполагается, что это некогда умершие мужчины и женщины, возвращённые к жизни с помощью неких могущественных снадобий (ванга).


Зомби не должны есть соль. Если это случится, они осознают ненормальность своего существования и, следовательно, могут покинуть хозяев. Изначально эти верования пришли из Африки.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

«Гаитянский зомби». Неизвестный художник


Я никогда не встречал на Гаити никого, кто мог бы подтвердить, что лично видел зомби. Однако периодически приходилось слышать, что кто-то из них живёт в деревне. В двух случаях я впоследствии обнаружил, что несчастные люди, которых считали зомби, на самом деле душевнобольные скитальцы, которые не могли ни сказать о своём прошлом, ни осознать нынешнее состояние.


Необычные обстоятельства, при которых эти люди появились в деревне, их странное поведение и непонятная манера речи заставили местных жителей, чьи умы уже были приучены к суевериям, поверить, что это зомби.


Ниже приводится описание конкретного случая, который иллюстрирует только что сделанное мною наблюдение.


Ранним утром 24 октября 1936 года в деревне Энри, расположенной у подножия гор Пюильборо, близ Кап-Аитьена, всё население охватил бурный, неистовый ужас, когда на улицах появилась женщина, одетая в лохмотья. Она была стара, немощна и ничего не соображала. Бледная морщинистая кожа напоминала рыбью чешую.


Судя по всему, женщина уже давно страдала глазной болезнью. Ресницы у неё почти выпали, она не выносила яркого солнечного света и, чтобы защитить глаза, прикрывала лицо тёмной грязной тряпкой. Это только усиливало любопытство и суеверный страх людей.


Всю деревню охватила массовая истерия. Толпа собралась вокруг, чтобы посмотреть на странную женщину. Люди начали задавать вопросы, строить подозрения и пытаться сравнивать её с разными людьми, которые, как было известно, давно умерли.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Ландшафт поблизости от деревни Энри, округ Гонаив на острове Гаити.


Одна из семей, живущих неподалеку от Энри, известная как Менторы, заметила, что женщина очень похожа на одну их родственницу. С этого дня странную женщину стали называть Фелиция Феликс Ментор. Менторы отвезли её к себе домой, накормили и предоставили удобное помещение.


Она оставалась в доме Менторов несколько дней, пока её не перевели в государственную больницу. Она была там, когда несколько недель спустя меня послали из Департамента здравоохранения, чтобы официально изучить этот странный случай, который к тому времени стал известен по всему Гаити.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Неопознанная женщина, известная как «зомби» Фелиция Феликс-Ментор, в госпитале в Гонаиве. Автор фото Зора Нил Хёрстон (Zora Neale Hurston)


Фелиция Феликс Ментор, предполагаемый зомби, о которых здесь идёт речь, не смогла дать мне какую-то информацию о своём имени, возрасте, месте рождения, где она была раньше, куда направлялась и как оказалась в больнице. Все её ответы были невразумительными и не относились к делу.


Изредка она разражалась смехом, лишенным эмоций, и очень часто говорила о себе либо от первого, либо от третьего лица, не делая каких-либо различий. Она потеряла всякое чувство времени и была совершенно равнодушна к окружающему миру.


Её рост составлял 5 футов 2 дюйма, а вес — 90 фунтов. Она походила на женщину 60 лет, но, после лечения в приюте под моим присмотром, помолодела и выглядела на 50 лет.


Доказательства, которые сначала заставили Менторов поверить, что странная женщина была давно умершим членом их семьи, сделались несостоятельны в свете научного изучения этого случая.


Сперва они исходили из того факта, что женщина хромала. Настоящая Фелиция Феликс Ментор хромала перед смертью из-за перелома левой ноги.


Внешний вид и хромота, в дополнение к глубокой вере, что иногда мёртвые возвращаются к жизни, заставили Менторов поверить, что странная женщина действительно была их покойной сестрой Фелицией.


В центральный больнице Порт-о-Пренса я сделал ей рентген обеих ног. Признаки перелома не обнаружились, поэтому хромоту можно отнести к мышечной слабости из-за недоедания. Можно утверждать, что причина именно в этом, потому что после двух месяцев нормальной диеты, хромота исчезла. Также женщина прибавила в весе.


Очевидно, здесь случай шизофрении, и он даёт нам представление, как случаи подобной природы могут вызывать массовую истерию в культуре, где простые люди обычно не понимают научных основ многих природных явлений, происходящих в их повседневной жизни.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Зора Нил Хёрстон — американская писательница, поэтесса и фольклорист.


О вышеупомянутом случае рассказала мисс Зора Нил Хёрстон в книге «Скажи моей лошади», где решительно заявила: «Я знаю, что на Гаити есть зомби. Людей вызывали из мёртвых». Эта американская писательница специально заявила, что вернулась с Гаити, не сомневаясь в распространенном мнении о реальности псевдонауки зомби.


В своей книге мисс Хёрстон описала инцидент с Фелицией Феликс Ментор как типичный случай зомби. Очевидно она получила информацию от простых жителей деревни, чьи умы приучены верить в реальное существование сверхчеловеческого феномена. К сожалению, мисс Хёрстон, проверяя эту информацию, не пошла дальше массовой истерии и никоим образом не попыталась дать научное объяснение этому случаю.


В европейской и других культурах можно найти свидетельства, где целые общины охватывала массовая истерия в результате неожиданного появления каких-то причудливых личностей. Такие появления часто разжигали тлеющие угли архаичных суеверий, глубоко укоренившихся в традиционной культуре народа.


Возможно, расширение сферы психиатрии от изучения индивида к изучению коллективного поведения человека всё же откроет нам некоторые основные принципы, лежащие в основе социальных проблем нашего времени. Безусловно, социальная психиатрия имеет хорошие шансы разорвать зомби-психологию необразованного гаитянского селянина, а также любые подобные верования, принятые в других культурах.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Доктор Луи П. Марс. Фото в газете Haiti Sun.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Доктор Луи П. Марс как посол Гаити во Франции, 1960 г.

Луи Марс. «ИСТОРИЯ О ЗОМБИ НА ГАИТИ» История, Фольклор, Этнография, Зомби, Гаити, Длиннопост

Доктор Луи П. Марс как посол Гаити в США. Встреча с президентом Джоном Кеннеди, 1961-1964 гг.


© перевод с английского — Алкэ Моринэко, специально для сообщества Cat_Cat (@Cat.Cat) Вконтакте, 2020
© «The Story of Zombi on Haiti» by Louis P. Mars, 1945

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения