Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК

Предыдущие генетические исследования показали, что за последние 10 тыс. лет население Европы дважды обновлялось благодаря миграциям.

Начиная с 7-го тысячелетия до н. э. демографические изменения были связаны с расширением неолитических земледельцев из Анатолии. Эти ранненеолитические популяции поначалу генетически сильно отличались от предшествующих европейских охотников-собирателей, но были почти неотличимы от анатолийских земледельцев. Однако со временем, за несколько тысячелетий, доля охотников и собирателей в генофонде европейских земледельцев увеличилась.

Второе крупное демографическое изменение, которому собственно и посвящен выпуск, произошло в начале 3-го тысячелетия до н. э. и было связано со степной родословной, которую несли в том числе и представители культуры шнуровой керамики или боевых топоров. Эта культура представляет собой крупный культурный сдвиг в Центральной, Северной и Северо-Восточной Европе, привнёсший изменения в экономику, идеологию и практику погребения.

Представители культуры шнуровой керамики отличались от своих предшественников в Европе имея ~ 75% родословной, по всему геному, схожей с таковой у представителей ямной культуры из Причерноморско-Каспийской степи. Эта «степная» родословная впоследствии быстро распространилась по всей Европе до конца третьего тысячелетия до н. э.

Несмотря на важность 3 тысячелетия до н. э., остается множество временных и географических пробелов в данных, что приводит к ограниченным знаниям о процессах на уровне обществ и сообществ и о том, как культурные группы взаимодействовали друг с другом и порождали новые.

Кроме того, использование небольшого количества образцов для описания надрегиональных археологических явлений, а также упрощенная культурно-историческая интерпретации этих явлений привели к критике от археологов.

Нерешенные вопросы касаются генетического и географического происхождения представителей культур шнуровой керамики, колоколовидных кубков и унетицкой культуры раннего бронзового века, а также их отношения друг с другом и с ямной культурой.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Так, несмотря на то, что по всему геному представители культуры шнуровой керамики на 75% и более похожи на людей из ямной культуры, у них преимущественно разные линии Y-хромосомы (за исключением нескольких I2), у мужчин шнуровой керамики, в основном R1a, в то время как у мужчин ямной R1b-Z2103. Степное происхождение также присутствует у представителей культуры колоколовидных кубков, однако с другой линией Y-хромосомы – R1b-P312 в отличие от ямной КИО и тем более от культуры шнуровой керамики.

Таким образом, несмотря на их общую степную родословную и перекрывающиеся хронологические интервалы в настоящее время невозможно напрямую связать культуры – ямную, шнуровой керамики и колоколовидных кубков, как отцовские генеалогические источники друг для друга, что особенно важно в свете предполагаемого распространения степных предков по мужской линии и патриархальной системы социального родства в этих трех обществах.

Здесь стоит напомнить, что для определения связей между людьми и археологической культурой исследователи используют маркеры этих культур (например, могильный инвентарь и ориентацию тела), а не генетику. При этом не факт, что люди, жившие в прошлом, объединялись по тем же критериям.

Решающее значение для понимания культурных, социальных и генетических изменений в Европе 3 тысячелетия до н. э. играют густонаселенные регионы, которые свидетельствуют о совместном сосуществовании обществ, относящихся к периоду как до распространения культуры шнуровой керамики, включая культуру шаровидных амфор и баденскую, так и во время её существования, включая культуру колоколовидных кубков и унетицкую культуру раннего бронзового века. В связи с этим, исследователи обратили своё внимание на Богемию – регион в самом сердце Европы и плотно прилегающие к реке Эльбе с плодородными низменностями. Эти земли в западной части современной Чешской Республики, стали свидетелями многих крупных надрегиональных археологических событий.

Плотное аграрное заселение Богемии началось после ~5400 года до н. э. с приходом земледельцев раннего неолита как представители культуры линейно-ленточной керамики, а позже культур накольчатой керамики и лендьель.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост
Gronenborn / Horejs / Börner / Ober 2021.2 (RGZM / ÖAI)

Им на смену пришли многочисленные общества эпохи энеолита ~4400 - 2200 гг. до н. э., связанные с более чем дюжиной археологических культурных групп, включая йордансмюльскую или йордановскую, михельсбергскую, воронковидных кубков, баденскую, рживначскую, шаровидных амфор, ранний и поздний этапы шнуровой керамики и культуру колоколовидных кубков.

В эпоху энеолита были внедрены важные инновации, такие как металлургия, колесо, повозка, плуг, укрепленные городища и курганы, за ними последовала унетицкая культура раннего бронзового века, географически сосредоточенная вокруг Богемии.

В дополнение к материальным и технологическим изменениям очевидны и идеологические, проявляющиеся в погребальном обряде.

Хотя обычные погребения были относительно распространены в период культуры воронковидных кубков, ~3800-3400 гг. до н. э., (около сотни известных могил в Богемии), они почти исчезают в среднем энеолите ~3500-2800 гг. до н. э. в баденской культуре, рживначской и шаровидных амфор (около двух десятков известных могил в Богемии).

Одиночные могилы, но теперь со строгим разделением по полу в положении тела и элементах погребального инвентаря, вновь появились в изобилии с распространением в регионе культуры шнуровой керамики от ~2900 г. до н. э. (около полутора тысяч известных могил в Богемии).

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

В период колоколовидных кубков от ~2500 г. до н. э. захоронения в регионе продолжаются, но в меньшем количестве и с отличиями от шнуровой керамики (~600 известных могил в Богемии). С появлением унетицкой культуры, практика одиночных погребений продолжилась, но теперь уже снова без разделения по полу в положении тела (от 4 до 5 тыс. известных захоронений по всей Чехии).

Чтобы лучше понять эти переходы, в новой работе авторы с высоким разрешением проанализировали 206 новых геномов и 65 ранее опубликованных из северной части Богемии.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост
Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Основные цели работы:


1. Выяснить, были ли культурные изменения в энеолите и раннем бронзовом веке Центральной Европы вызваны притоком мигрантов.


2. Охарактеризовать центральноевропейское генетическое разнообразие непосредственно перед появление культуры шнуровой керамики.


3. Определить время, когда люди со степной родословной, как у представителей ямной культуры, впервые появились в Центральной Европе, и понять их генетическое происхождение и социальную структуру.


4. Оценить характер и масштабы биологического обмена между условно «местными жителями» и «мигрантами» после появления культуры шнуровой керамики.


5. Выявить социальные преобразования, связанные с генетическими и археологическими изменениями.


Богемия до культуры шнуровой керамики (до ~ 2800 г. до н.э.)

Сразу отмечу, что в работе существуют некоторые фразы, которые уместны в определённом контексте или в рамках конкретной научной работы, как к примеру период "до культуры шнуровой керамики". Понятное дело, что это условный период для конкретных образцов и в историческом смысле эти периоды по-разному называются.

По всему геному жители Богемии до культуры шнуровой керамики на графике анализа главных компонент располагаются между анатолийцами неолита и западноевропейскими охотниками собирателями, но ближе к Анатолии и в непосредственной близости от представителей других центральноевропейских культур того периода.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Это говорит об отсутствии степной родословной. При этом генофонд людей из Богемии до культуры шнуровой керамики в значительной степени может быть смоделирован как двухсторонняя смесь анатолийцев неолита и западноевропейских охотников-собирателей.

После заселения Европы людьми с профилем анатолийских земледельцев отмечен рост генетического компонента как у предшествующих им охотников собирателей Европы. Богемия не оказалась исключением и рост доли охотников-собирателей увеличивается со временем, сначала интенсивно в пятом тысячелетии до н. э., а потом значительно замедляется, почти останавливается.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Новые результаты указывают на два культурных перехода:


1. Переход от йордановской к культуре воронковидных кубков.
Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Несмотря на то, что культуры йордановская и воронковидных кубков имеют схожее количество предковых компонентов западноевропейских охотников-собирателей, у представителей культуры воронковидных кубков эта примесь произошла с 5079 по 4748 год до н. э., а у людей йордановской культуры эта примесь была позже с 4636 по 4310 год до н. э. При этом данные свидетельствует о том, что представители воронковидных кубков и люди йордановской культуры отличались друг от друга.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

У представителей йордановской культуры, профиль охотников и собирателей был ближе к таковому у представителей культуры кёрёш из Венгрии к юго-востоку от Богемии, а у носителей культуры воронковидных кубков этот вклад был ближе к мезолитическому человеку из Лошбура в Люксембурге, как собственно и у представителей этой культуры из Саксонии-Анхальт в Германии. Таким образом данные указывают на то, что культура воронковидных кубков более чем на 50% состояла из неместных жителей, которые в конечном итоге и сменили популяцию йордановской культуры.


2. Переход от рживначской к культуре шаровидных амфор.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Второй подобный случай можно наблюдать при переходе от рживначской культуры к культуре шаровидных амфор. При этом представители шаровидных амфор имеют наибольшее количество предковых компонентов охотников и собирателей среди культурных групп Богемии до шнуровой керамики – 25,7 ± 1,4%. Однако и в данном случае компоненты охотников и собирателей были от разных их представителей. У предшествующей рживначской культуры большинство компонентов охотников-собирателей было ближе к образцам кёрёш из Венгрии, а у последующей культуры шаровидных амфор этот компонент был ближе к человеку из Лошбура в Люксембурге. Оценки дат примеси указывают не на недавнее смешение носителей рживначской культуры с людьми с большей долей охотников и собирателей, а на миграции из регионов, где у людей было больше компонента как у охотников и собирателей Люксембурга, например, с территории современной Польши, что подтверждается археологическими и генетическими данными.

На графике анализа главных компонент представители этих культур также группируются порознь, за исключением одного мальчика 3-5 лет (TUC003), погребенного по традиции рживначской культуры, но генетически похожего на людей из культуры шаровидных амфор.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Примечательно, что у 16 человек из обеих культур, которые хронологически пересекаются с культурой шнуровой керамики не выявлено следов степного происхождения. Степное происхождение в Богемии появляется только у людей из культуры шнуровой керамики в начале 3 тысячелетия до н. э.


Культура шнуровой керамики

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

В новой работе, помимо прочего, авторы сообщают о самых ранних на сегодняшний день геномах представителей культуры шнуровой керамики, показывающие, что эта культура была широко распространена по всей Богемии уже к 2900 году до н. э. Ранние радиоуглеродные даты, также подтверждаются генетическими профилями этих людей, которые в анализе главных компонент занимают крайние позиции, ближе к ямной. Но, как и ожидалось, со временем, мигранты с востока смешались с местными жителями, что привело к промежуточным результатам у последующих поколений на графике.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Чтобы изучить детали формирования генофонда людей шнуровой керамики Чехии, авторы разделили её представителей на группы ранней и поздней шнуровой керамики Богемии. К ранней отнесли людей со средними датировками > 2600 г. до н. э., а к поздней всех остальных. Стоит учесть, что это разделение действует только в рамках данной работы.

В анализах модель возникновения ранней культуры шнуровой керамики, как смесь любых представителей ямной культуры и людей из культур до её возникновения в регионе и из Польши, Украины, Венгрии или Германии, получила статистически слабую, но поддержку. Однако, при моделировании ранних носителей культуры шнуровой керамики по отдельности как трехкомпонентные смеси людей с генетическим профилем как у представителей анатолийского неолита, западноевропейских охотников-собирателей и ямной культуры Самары, учёные обнаружили, что в 37%, а именно в 10 из 27 случаев, модели не объясняют генетического разнообразия людей из шнуровой керамики. Т.е. кого-то не хватает. Однако, когда в качестве источника добавляется один из компонентов как у людей из среднего неолита Латвии либо неолита Украины или культуры охотников и собирателей эпохи неолита юга Скандинавии – ямочной керамики, в 280 из 285 случаев показатель значимости для такой модели улучшается.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Модели предполагают, что эта родословная составляет от 5 до 15% в генофонде людей Богемии из ранней культуры шнуровой керамики.

Примечательно, что при моделировании генофонда людей из культуры шнуровой керамики Германии и поздней её группы из Богемии, с вышеперечисленными тремя источниками, модели также были ближе к реальности, предполагая, что эта родословная никуда не делась у других центральноевропейских и более поздних носителей культуры.

Кстати здесь уместно вспомнить недавнее исследование представителей локального, восточного варианта культуры шнуровой керамики – фатьяновской культуры. В котором только две популяции, а именно из культуры шаровидных амфор Украины и Польши, а также трипольской культуры Украины, оказались потенциальными источниками для смешения со степными скотоводами с генетическими профилями как у ямной Самары или Калмыкии, для образования генетической структуры популяции фатьяновцев.

Также, помимо вышесказанного, в новой работе среди людей из шнуровой керамики были выявлены 4 женщины вообще без степной родословной, предполагая, что процесс ассимиляции людей, которые жили в регионе до этого был смещен в сторону женщин, что собственно не удивительно. При этом две из 4-х женщин генетически оказались близки к представителям шаровидных амфор из Богемии и Польши, а другие 2 не группируются с какими-либо изученными в этой работе популяциями и скорее всего были из-за пределов Богемии. Помимо этого, как и ожидалось, поздние представители культуры шнуровой керамики отличаются от ранних наличием большего количества энеолитических предков, которые в моделях легко заменяются вышеупомянутыми женщинами без степного происхождения и желательно из-за пределов Богемии.

Но это по всему геному, а что касается гаплогрупп, то с течением времени, наблюдается резкое сокращение разнообразия Y-хромосомы, точнее их сокращение с пяти разных линий у людей из ранней культуры шнуровой керамики Богемии, а именно нескольких линий R1b и гаплогрупп R1a, Q1b2a и I2a1, до преобладающей R1a-M417 (xZ645), у 10 из 11 мужчин позднего периода шнуровой керамики из этого исследования.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Примечательно, что в предыдущих исследованиях из Польши от 2020 года, также были выявлены гаплогруппы R1b-M269 в культуре шнуровой керамики.

Прямое моделирование демографических сценариев продемонстрировало, что наблюдаемое изменение частот гаплогрупп не могло произойти случайно. Результаты показывают, что линия R1a-M417(xZ645) подверглась неслучайному увеличению частоты и у её носителей было на 15,79% (от 4,12 до 44,42%) больше выживших потомков за поколение, чем у мужчин с другими Y-гаплогруппами. При этом данные свидетельствуют о процессе, который непропорционально повлиял на Y-хромосому по сравнению с аутосомным генетическим разнообразием.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Т.е. в раннем периоде, представители культуры шнуровой керамики генетически очень сильно друг от друга отличались, но мужская линия R1a стала преобладающей ещё до того, как люди смешались по всему геному. Наибольшее разнообразие продемонстрировали представители культуры шнуровой керамики раннего периода из чешского Влиневеса, старше 2600 г. до н. э., особенно женская их часть.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Для сравнения, если учесть 3-х женщин без степной родословной, то ни отличались друг от друга сильнее, чем все современные европейские популяции. Или для более наглядного примера как современные сардинцы от финнов, прибалтов, мордвы или русских.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Обратите внимание, что даже мужчины из одной и той же культуры, в пределах одного археологического участка, даже имея одну и ту же линию Y-хромосомы, без её более точных субклад, отличались сильнее друг от друга, чем современные популяции целых стран с разными языками. Поэтому, наличие одного общего предка тысячи лет назад мало на что влияет и когда принадлежность к какой-либо древней линии Y-хромосомы приравнивают к родству, а тем более к этносу, это выглядит совсем неразумно.


Культура колоколовидных кубков

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Самые ранние представители культуры колоколовидных кубков Богемии, старше 2400 г. до н. э., на графике анализа главных компонент расположены там же, где и люди из культуры шнуровой керамики, что указывает на некоторую степень генетической преемственности.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Они моделируются как двусторонняя смесь предшествующих культурных групп и их современников. Они скорее всего были местного происхождения, хотя нельзя исключать альтернативные варианты. Здесь авторы подчёркивают, что количество образцов этого периода слишком мало, в выборке они представлены только тремя женщинами.

А вот образцов более позднего периода культуры колоколовидных кубков, младше 2400 г. до н. э., уже 56 и они моделируются как двухсторонняя смесь ранних представителей культуры с людьми с профилем как в среднем энеолите, как у людей из культур баденская, рживначская и шаровидных амфор. И этот вклад составляет около четверти генофонда. При чём наблюдается более тесная филогенетическая связь между линиями Y-хромосомы, обнаруженными у ранних представителей культуры шнуровой керамики, когда их линии были более разнообразны, а преобладала R1b-L151 (6 из 11 образцов или 55%). Эта линия является предковой к R1b-P312, которая преобладала у мужчин культуры колоколовидных кубков Богемии младше 2400 г. до н. э.

Хотя невозможно определить, произошла ли мутация P312 у одного из ранних мужчин культуры шнуровой керамики Богемии с R1b-L151, авторы отмечают, что большинство мужчин культуры колоколовидных кубков региона в дальнейшем происходят от мужчин с R1b-L2 / S116 или R1b1a1a2b1), в отличие от своих коллег по культуре из Англии, некоторые из которых происходят от линии R1b-L21 (R1b1a1a2c1), указывая на то, что английские и богемские мужчины культуры колоколовидных кубков не могут быть потомками друг друга по мужской линии, а скорее развивались параллельно.

Сценарий, по которому R1b-P312, происходит где-то между Богемией и Англией, возможно, в окрестностях Рейна, а потом распространяется на северо-запад и восток, совместим с современным пониманием филогеографии древних линий, происходящих от R1b-L151.


Унетицкая культура

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Переход к раннему бронзовому веку в Богемии скорее всего связан с миграциями с северо-востока, при этом модели указывают на большой вклад от людей с генофондом как у ранних представителей культуры колоколовидных кубков этого региона, около 63,5%. Данные по Y-хромосоме предполагают еще большие перемены.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Снижение линий Y-хромосомы R1b-P312 со 100% в позднем периоде культуры колоколовидных кубков до 20% в доклассический период унетицкой культуры подразумевает приток новых линий Y-хромосомы в начале раннего бронзового века. Лучше всего на роль генофонда популяции, которая внесла вклад в представителей доклассического периода унетицкой культуры Богемии подходит таковая из Латвии бронзового века. Модель со смесью компонентов Богемии позднего периода культуры колоколовидных кубков и раннего периода культуры шнуровой керамики с компонентами Латвии бронзового века, поддерживает замену популяции на 47,7%, а также учитывает разнообразие гаплогрупп Y-хромосомы, зафиксированное в доклассический период унетицкой культуры. А именно с R1b-P312 из колоколовидных кубков Богемии позднего периода, R1b-U106 и I2 из Богемии раннего периода культуры шнуровой керамики и R1a-Z645 из Латвии бронзового века.

Хотя географическое происхождение мигрантов не может быть точно определено, несколько подсказок дают ключ к разгадке:


1. Компонент Латвии бронзового века в моделях, предполагает окончательное северо-восточное происхождение.


2. Гаплогруппа Y-хромосомы R1a-Z645, которая впервые появилась в Богемии и в целом в Центральной Европе в начале раннего бронзового века, ранее была зафиксирована у мужчин из культуры шнуровой керамики Скандинавии, указывая на генетический вклад севера или северо-востока.


3. Один из представителей классического периода унетицкой культуры Богемии, из чешского Влиневеса, с гаплогруппой Y-хромосомы R1a-Z645 напоминает людей из Латвии бронзового века, предоставляя прямые доказательства для мигрантов с северо-востока.


Один из представителей классического периода унетицкой культуры Богемии, из чешского Влиневеса, с гаплогруппой Y-хромосомы R1a-Z645 напоминает людей из Латвии бронзового века, предоставляя прямые доказательства для мигрантов с северо-востока.

Однако помимо этого генетический сдвиг также наблюдается и при переходе от доклассического к классическому периоду унетицкой культуры Богемии около 2000 г. до н. э., генофонд её представителей моделируется как смесь более ранних популяций этой культуры доклассического периода с людьми с ещё более ранним энеолитическим профилем, как у культур баденская, рживначская и шаровидных амфор.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Но в отличие от перехода между поздним периодом культуры колоколовидных кубков и доклассическим унетицкой, разнообразие линий Y-хромосомы остается сходным на протяжении обеих фаз, что предполагает ассимиляцию и более тонкие социальные изменения.


Выводы


Новые данные проливают свет на несколько основных процессов до и после появления степных предков. Анализы демонстрируют, что распространение культур воронковидных кубков и шаровидных амфор, а также происхождение унетицкой культуры, повлекло за собой большие генетические сдвиги за короткие промежутки времени, которые могут быть объяснены миграциями.

Также исследование показывает, что ранние представители культуры шнуровой керамики были сильно генетически разнообразными. Одни напоминали людей из культур шаровидных амфор и ямной, а другие выходили за рамки неолита Центральной Европы. Такое разнообразие, вероятно, является результатом объединения людей, происходящих из разных культурных и языковых групп, в археологически похожее, но полиэтническое общество.

Важные факторы этнической идентичности включают происхождение, историю, идеологию и язык, однако различия, включающие в том числе и время до общего предка, среди людей культуры шнуровой керамики, как со степным происхождением, так и без него, подразумевают длительную биологическую изоляцию и, следовательно, различную историю. К примеру, ни люди культуры шаровидных амфор, ни ямной не практиковали сильную гендерную дифференциацию в погребальных обрядах, в отличие от культуры шнуровой керамики. Вполне вероятно, что они и говорили на разных языках. При этом процесс ассимиляции людей без степного происхождения практиковался преимущественно мужчинами из культуры шнуровой керамики, по доброй воле или нет, трудно понять, однако наличие в этой культуре женщин с наибольшим количеством степных предков, предполагает, что они также были хорошо представлены, но могли попасть в их ряды и из близлежащих групп ямной, например, из территорий современной Венгрии.

Стоит отметить, что включение местных жителей в состав мигрантов очень выгодно с практической точки зрения, потому как они обладают полезными знаниями о местности. Археологические данные указывают на преемственность таких знаний, которые, к примеру, проявляются в керамике и инструментах из местного каменного сырья.

Интересно, что на участках Влиневес и Стадице, не наблюдается археологических различий между захоронениями людей в культуре шнуровой керамики как со степным происхождением, так и без него. Что предполагает полную интеграцию генетически и, вероятно, этнически разных людей в рамках одной археологической культуры.

А обнаружение примеси как у людей из среднего неолита Латвии либо неолита Украины или культуры охотников и собирателей эпохи неолита юга Скандинавии в сочетании с отсутствием у мужчин раннего периода культуры шнуровой керамики и ямной общих линий Y-хромосомы, предполагает ограниченную или косвенную роль ямной КИО в происхождении и распространении культуры шнуровой керамики в Центральной Европе, но не отрицает её. Результаты работы в сочетании с некоторыми интерпретациями археологических данных указывают на вклад из лесостепей северо-востока Европы в ранних представителей культуры шнуровой керамики.

Поскольку системы социального родства влияют на модели генетического разнообразия, вполне вероятно, что в 3 тысячелетии до н. э. в Центральной Европе существовало несколько различных систем родства.

Очень разнообразные генетические профили ранних представителей культуры шнуровой керамики, как ядерные, так и Y-хромосомные, предполагают иную социальную организацию по сравнению с поздними её представителями и людьми из культуры колоколовидных кубков, чьи образцы Y-хромосомы указывают на строгую патрилинейность. Это говорит о том, что разные культурные группы, помимо использования различных форм материальной культуры и практики погребения, вероятно, также следовали разным идеологиям, выраженным в их традициях продолжения рода и / или социальной организации.

Это подтверждается обнаружением полностью неперекрывающихся вариаций Y-хромосомы между хронологически пересекающимися представителями позднего периода культуры шнуровой керамики и колоколовидных кубков, что указывает на высокую степень изоляции отцовских линий между этими двумя группами, даже когда они обнаруживаются в одном и том же месте, например, на территории чешского Влиневеса.

Начало доклассического периода унетицкой культуры сопровождалось миграциями с северо-востока и изменением ≥40% ядерной ДНК и ≥80% линий Y-хромосомы, что в конечном итоге привело к отсутствию строгой патрилинейности и разделения по полу в захоронениях как у представителей позднего периода культуры шнуровой керамики и колоколовидных кубков.

Эти события могли отражать связь с Прибалтикой, основным источником янтаря в Богемии раннего бронзового века, до появления янтарного пути, хотя кроме генетики это не было очевидным ни в погребальных обычаях, ни в материальной культуре.

Новы результаты предполагают два основных периода генетического влияния с северо-востока, в ранних периодах культур шнуровой керамики и унетицкой, большая часть этого вклада остается неизученной в европейской археогенетической летописи, например, в Беларуси, как упоминают авторы.

А в целом результаты раскрывают сложную и очень динамичную историю Центральной Европы от неолита до раннего бронзового века, во время которой миграция и перемещение людей способствовали резким генетическим и социальным изменениям.

Культура шнуровой керамики и переход от неолита к бронзовому веку в Центральной Европе. Данные ДНК Наука, История, Археология, Палеогенетика, Популяционная генетика, Гаплогруппа, Неолит, Бронзовый век, История Европы, R1a, R1b, Видео, Гифка, Длиннопост

Масштабные миграции с заменой населения происходили в Европе как до, так и после появления степных предков. При этом удалось выяснить, что раннее общество шнуровой керамики было очень разнообразным и возникло на фоне сильного культурного и генетического перехода, в котором участвовали мужчины и женщины различного происхождения, в том числе и этнического.

Несмотря на преемственность в материальной культуре, генетические изменения произошли в обществах культур шнуровой керамики, колоколовидных кубков и унетицкой раннего бронзового века. А культурная принадлежность сыграла важную роль в социальном поведении в 3 тысячелетии до н. э., которое в конечном итоге изменялось со временем и с притоком новых людей.

Также ученые отмечают, что, хотя влияние социальных процессов заметно в моделях генетического разнообразия, необходимы дальнейшие междисциплинарные исследования, чтобы охарактеризовать движущие силы этих изменений, как на микро -, так и на макрорегиональном уровне.

Источник: Dynamic changes in genomic and social structures in third millennium BCE central Europe Science Advances, August 2021 DOI 10.1126/sciadv.abi6941 Luka Papac, Michal Ernée, Miroslav Dobeš, Michaela Langová, Adam B. Rohrlach, Franziska Aron, Gunnar U. Neumann, Maria A. Spyrou, Nadin Rohland et. all

Лига историков

14.3K постов51.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения