Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

“Коричневая империя”или Свободная “двуглавая” держава?

“Коричневая империя”или Свободная “двуглавая” держава? Российская империя, Фашизм, История (наука), Жандармерия, Политэкономия, Революция, Длиннопост, Политика

«По сути дела гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме. Известно, что гитлеровцы так же охотно попирают права рабочих, права интеллигенции и права народов, как попирал их царский режим, они также охотно устраивают средневековые еврейские погромы, как устраивал их царский режим. Гитлеровская партия есть партия врагов демократических свобод, партия средневековой реакции и черносотенных погромов».

И.В. Сталин, доклад на Торжественном заседании Моссовета посвященном 24-ой годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, 6 ноября 1941 год.

И вправду, почему же красный усатый тиран вдруг так внезапно решил провести параллель между гитлеровской Германией и царской Россией? Может между ними и вправду было что то общее?

В среде неувядающего политического бомонда существует спор вокруг одного вопроса. Была ли царская Россия фашистским государством, был ли фашизм в Российской империи? Каждый по-разному видит ответ на этот вопрос. Почти каждый среднестатистический левый кричит из-за каждого угла о том, что в царской России был открытый фашизм или что Российская Империя была первым фашистским государство. Либеральная же публика все говорит о чем угодно, но только не по делу. А монархисты или просто душевнобольные люди выставляют все пороки царской России как ее достоинства.

Так давайте же сегодня попробуем ответить на этот вопрос.

Российская Империя была самым свободным государством Европы. Жить в ней было “невыносимо” прекрасно. Вот выйдешь ночью за булкой, а за тобой какой-то усатый дядька с тростью ходит, молчит и постоянно что-то в дневник записывает. Поэт наверно или поклонник. Да и что это если не рай, когда сам начальник полиции тебе в друзья набивается, да еще и деньги предлагает. А жандармы сами тебя же приглашают в профсоюз или политическую организацию. Так примерно выглядела “райская” жизнь в Российской Империи конца 19- начала 20-го веков.

Если обратится к истории, то царская власть особенно на закате своего существования активно развивала репрессивный аппарат, конечно, исключительно в целях охраны общественного порядка и свободы. Но сразу же встает резонный вопрос. Действительно ли он был нужен? И является ли это показателем фашизма в царской России? Да и был ли вообще фашизм? Давайте разбираться.

Российская Империя позже остальных стран вступила на путь капиталистического развития. Освободив (ограбив) крестьян, она создала большую массу дешевой рабочей силы, которая основала базу для промышленного развития и обеспечила гигантские прибыли российским капиталистам.

Рабочие трудятся, бизнес мутится, деньги крутятся, ты кладешь, они едят, казалось бы – счастье для каждого уважающего себя капиталиста. Однако к своему “забвению” в стране так и не сложилось:
1) Монополистического капитализма;
2) Государственная власть исходила не всецело от представителей монополистического капитала, а от аристократии.

Аристократия очень не хотела отдавать власть какой-то там буржуазии, поэтому она всеми “зубами” зацепилась за нее. “Деды” эксплуататоры хотели доить трудящихся (особенно крестьян) до последнего вздоха и не желали менять устоявшийся уклад жизни. Ведущая роль дворянства была очень хорошо видна в системе государственной власти.

Схема эта была надежной, как швейцарские часы. Главным во всей этой схеме был батюшка Царь – единоличный правитель, концентрировавший на себе всю аристократию. Под рукой у царя был Сенат, как орган законосовещательной (могли проталкивать законы), исполнительной (пока его не сместил совет министров) и судебной власти (концентрировалась почти вся судебная работа). Членов Сената назначал Царь, ими являлись представители высшего дворянства. По сути, Сенат это тусовка высшего дворянства, которая концентрировалась во властный орган. С другой стороны под рукой был Государственный Совет, тоже как орган законосовещательной власти, однако здесь уже присутствовали представители российской буржуазии, особенно после того как госсовет стал верхней палатой парламента (как палата лордов в Англии). Членов Госсовета изначально назначал царь, но после учреждения двухпалатного парламента половина состава Госсовета стала выборной. Канцелярия стала связующим звеном между властными органами. Ну и с третьей стороны был Совет Министров (бывший Комитет Министров), как высший орган исполнительной власти (выполнял роль правительства), где концентрировались главы почти всех министерств в том числе министр внутренних дел (шеф жандармов). Членов этого совета, то есть министров, назначал царь и при этом он же являлся его председателем. Одним из пережитков феодализма был Святейший Синод, который мог действовать от имени царя.

Однако несмотря на господствующую роль дворянства во власти, первые зубы у нее начали вываливаться уже в 1905 году. Пользуясь недовольством и открытым восстанием, доведенных до кипения политикой государства и поражением в войне, масс, буржуазия таки выбила себе уступки от царской власти в виде учреждения двухпалатного парламента, который состоял из:
1) Госдумы, которая была шарашкой для разных политических партий, которую в нужный момент мог прикрыть царь вместе с влиятельными дядями,
2) Госсовета, где места пополам делили друзья царя (аристократия) и крупные дяди из буржуазии.
Это конечно не решило противоречий между аристократией и буржуазией, но позволило сгладить углы.

Несмотря на все трения господствующих классов, под боком у них грелся общий враг, которого они вместе до ужаса боялись. Этим врагом являлось революционное движение. Царская власть еще в начале века видела большую угрозу в растущем революционном движении (сначала в крестьянском, затем и в рабочем). Оно проявлялось как в активном создании революционных организаций, профсоюзов, так и в росте числа стачек, бунтов, забастовок и др. по всей стране.

Какие же органы репрессивного аппарата имелись на вооружении Царской власти для борьбы с таким движением?

1.) Армия. Являлась и по сей день является самым действенным репрессивным органом. Армия пыталась утопить в крови все революционное движение и делала она эта все в рамках закона, мы это в дальнейшем увидим. Но это армия, с ней все просто. Вы бастуете – мы стреляем.
2.) Жандармерия, она же политическая (военизированная) полиция, как орган политического сыска уходит корнями в прошлое. Изначально, корпус жандармов был учрежден Николаем I и являлся исполнительным органом 3 отделения Канцелярии. В 1880 г. при упразднении III отделения заведывание корпусом жандармов было поручено министру внутренних дел, который стал шефом жандармов. Для этого же в 1881 году был создан единый орган управления полиции и жандармов – Департамент Полиции как исполнительный орган МВД. Мозгом и сердцем всех жандармов стал Особый отдел Департамента Полиции.

С начала XX в. политическая полиция была крупной полицейской организацией, обладавшей огромной силой. В 1911 г. в Российской Империи против революционного движения действовало 20 охранных отделений, 75 губернских жандармских управлений, 29 жандармских полицейских управлений железных дорог. Министры внутренних дел связывали ее непосредственно с самим царем и его двором. В последние два десятилетия царского режима этот министерский пост занимали такие избранники двора и столпы реакции, как неоднократный председатель Совета Министров И. Л. Коремыкин, организатор карательных экспедиций Д. С. Сипягин, кровавый палач В. К. Плеве, будущий глава правительства П. А. Столыпин, черносотенцы Н. А. Маклаков, Б. В. Штюрмер и другие.

Однако этого было недостаточно. В сердце жандармерии существовала организация, которая станет твердым инструментом реакции, из которой появятся террористические, реакционные, и просто мракобесные политические организации, опыт работы которой будет перенят фашистскими режимами впоследствии. Такой организацией была “охранка”, да-да, та самая “охранка”, которая не давала спокойно вздохнуть каждому революционеру и рабочему вплоть до свержения царизма.

Зачем же царской власти понадобились охранные отделения по всей стране? Что же это за учреждения такие были? И чем же они отличались от обычной жандармерии?

Охранные отделения, или отделения по охранению общественной безопасности и порядка, были специализированной тайной полицией, ведавшей политическим надзором и сыском на новом историческом этапе. Согласно приказу, изданному министром внутренних дел Плеве 12 августа 1902 г., охранные отделения создавались там, «где замечается особое, усиленное развитие революционного движения». Задачи ее состояли в следующем:
а) выследить и уничтожить революционные организации и их вождей;
б) внести идейный и организационный разброд в социал-демократическую и другие левые партии, обострить в партиях фракционный раздор;
в) оторвать социал-демократическое движение от рабочего, идейно разоружить пролетариат;
г) отбросить рабочее движение на стадию стихийного, политически обезглавленного.[1]

Отсюда были намечены 3 линии работы:
1) Специальная Агентура (Филеры, стукачи, информаторы, связники);
2) Провокаторство;
3) Перлюстрация писем (тайный просмотр личной пересылаемой корреспонденции).

Были созданы соответствующие структурные подразделения:
1) Общая канцелярия,
2) Отдел наружного наблюдения,
3) Агентурный отдел (отдел внутреннего наблюдения).

Общая канцелярия ведала всей перепиской по политическому сыску. Здесь была заведена специальная картотека с данными о революционерах, общественных деятелях. Сюда поступали секретные циркулярные письма департамента полиции, списки разыскиваемых с разными сведениями о них и фотокарточками, а также выписки из перлюстрационных пунктов.[2]

Отдел наружного наблюдения состоял из заведующего и агентов наружного наблюдения (филеров). Ему были подчинены низшие полицейские чины: участковые и вокзальные надзиратели. Обязанности филеров(тех самых усатых “поклонников” с тростью) сводились к постоянной слежке за наблюдаемыми для получения необходимых сведений об их местонахождении, встречах, знакомствах, связях, свиданиях и т. д. Умелая постановка работы наружного наблюдения давала большой информационный материал охранке. Доклады филеров заносились в «дневник наружного наблюдения», тщательно изучались и проверялись. Также в “помощниках” у филеров были вспомогательные агенты(стукачи), которые не считались штатными сотрудниками, поэтому им не полагалось постоянного жалования. Им платили за полезные сведения от одного до пятнадцати рублей. Они были обязаны доносить о любых подозрительных личностях участковому надзирателю, к которому были прикреплены. Деятельность службы наружного наблюдения не являлась основной. Она лишь развивала данные, полученные от агентов охранки, которые работали внутри самой революционной организации.[3]

Главным в охранном отделении был агентурный отдел, или отдел внутреннего наблюдения. Центральной фигурой здесь выступал агент-провокатор. Провокаторство в царской России было наиболее уродливым отражением антагонистических противоречий той эпохи. Провокаторами были завербованные, подкупленные или шантажируемые члены революционных организаций, которые толкали своих товарищей или всю организацию на совершение незаконных действий, информировали о положении в организации, вместе с этим они активно сдавали своих товарищей полиции. Самыми известными провокаторами были: Сергей Дягаев, Азеф Евно Фишелевич, Роман Малиновский и др. С подачи Малиновского, например, охранка арестовывала Серго Орджоникидзе (1912), Якова Свердлова (1913) и Иосифа Сталина (1913) и др.

Стоит отметить, что самодержавие через различные политические учреждения, в том числе тайную полицию, стремилось предстать в глазах народа защитником его интересов, спасителем общества, для чего использовало худшие, наиболее отсталые слои населения. Руководители охранки, подобно деятелям «Имперского союза борьбы против социал-демократии» в Германии, пытались создать возможно более широкую социальную базу контрреволюции и в последнее десятилетие своего существования в какой-то мере даже преуспели в этом. Политическим филиалом охранки с октября 1905 г. стал черносотенный «Союз русского народа» (впоследствии из него выделился «Союз Михаила Архангела» во главе с членом Государственной думы В. М. Пуришкевичем).[4]

По опыту немецких партнеров была предпринята попытка оседлать рабочее движение созданием подконтрольных полиции профсоюзов, которые назвали в честь начальника Департамента Полиции Зубатова С.В. Целью таких организаций было политическая кастрация рабочего движения и сведение его чисто к экономическим интересам.

Но это еще не все. Царская власть ближе к 20 веку настолько преисполнилась в своем понимании борьбы с движением, что начала массовую работу по перлюстрации корреспонденции. Такой род деятельности до половины 19 века почти не регламентировался (ни инструкций, ни указов), что создавало некоторые трудности в работе. К перлюстрации активно привлекали почтовых работников, поэтому перлюстрация корреспонденции проводилась Почтовым Департаментом, который находился в распоряжении министра внутренних дел(шефа жандармов). Перлюстрационные пункты ("черные кабинеты") существовали во всех крупных городах страны. Там же где их не было, перлюстрацией напрямую занимались охранные отделения. При этом конспирация была такой тщательной, что сами сотрудники не знали о существовании подобных подразделений в других местах. При всех трудностях правовой регламентации перлюстрационной деятельности объем просмотренной корреспонденции постоянно возрастал: если в 1858–1859 гг. во всей империи (за исключением Варшавы) было вскрыто более 106 тысяч единиц корреспонденции, в 1864–1865 гг. – более 146 тысяч, то в 1882 г. просматривалось уже порядка 380 тысяч конвертов. Только в одном Санкт-Петербурге ежедневно подвергалось перлюстрации порядка 2–3 тысяч писем, из которых делалось около 20–30 выписок и копий.[5]

Отбор писем производился по двум спискам. В первом списке, который составлялся в Особом отделе, указывались фамилии и адреса лиц, всю переписку которых следовало вскрывать и копии с писем отправлять в Департамент полиции. Иногда в списке делались пометки: “особо строгое наблюдение”, “точные копии”, “фотографии”, “представлять в подлиннике”. По второму списку, который составлял министр внутренних дел , перлюстрировались письма общественных деятелей, сановников и даже некоторых членов царской семьи. Кроме того, цензоры не должны были просматривать филерскую переписку, для чего из дальних поездок агенты наружного наблюдения посылали специальные заказные письма в двойных конвертах с сургучной печатью. Цензоры также производили случайный отбор писем из общего потока корреспонденции (выборку “по подозрению”), при которой учитывались наружный вид письма (размер, вес, цвет, почерк и т.п.) и место его подачи или назначения.[6]

Таким образом, можно сказать, что:
1) Охранные отделения имели между собой широкую связь и взаимную информацию, пользовались постоянной поддержкой друг друга, составляя замкнутую и хорошо законспирированную цепь,
2) Охранка стала основой для политических реакционных организаций
3) Пыталась не только разбить рабочее движение, но и политически его оседлать
4) Отличие охранки от жандармерии заключалось в том, что охранные отделения были органами тайного надзора (тайной полицией). Но при этом охранные отделения были частью самой жандармерии и так же входили в состав Департамента Полиции.

Теперь выясним каким же образом работа репрессивных органов регламентировалась законами?

Вся деятельность органов политического сыска регламентировалась только секретнейшими инструкциями и неписаными правилами. Полнейшая бесконтрольность со стороны общественности приводила к исключительно тяжелым нарушениям тайной полицией гражданских и личных прав и свобод.

В 1871 г. был издан закон, регламентировавший роль жандармов в производстве следствии по политическим делам.[7]

В 1881 г. издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». В соответствии с этим актом любая местность или вся страна могла быть переведена на положение усиленной или чрезвычайной охраны. Этот акт позволял администрации на местах издавать обязательные постановления, имевшие фактически силу закона. При объявлении чрезвычайной охраны власть администрации расширялась до крайней степени. Ей предоставлялось право усиливать репрессии путем передачи дел в военный суд и устанавливать наказания в административном порядке [8]

В 1892 году был издан закон о “военном положении”, позволявший вводить военное положение на территории страны в мирное время. Теперь когда начиналась движуха, власти просто объявляли на данной территории военное положение и под этим предлогом вводили войска, теперь власть на этой территории отдавалась военным, которые могли устраивать открытый террор и применять те меры, которые законами даже не предусматривались. Виновные в нарушении порядка подвергались военному суду и наказывались по закону военного времени. В результате многие местности превратились в военные лагеря, где смертные казни стали массовым явлением.[9]

Исходя из этого, можно сказать, что у царской власти в репрессивной политике были полностью развязаны руки.

Какие общие выводы о положении дел в Российской Империи можно сделать?
Российская Империя безусловно была реакционным государством, в котором существовала хорошо организованная, разветвленная система государственного террора, от чего невольно возникают аналогии с фашистскими режимами 20-го века. Но была ли она фашистским государством. Наш ответ, нет.
1.) Власть в Российской Империи принадлежала не хорошо организованной буржуазии, а аристократии. В стране отсутствовал государственно монополистический капитализм.
2.) В условиях концентрации власти царя и высшей аристократии не могло быть полного единства господствующих классов в борьбе с революционным движением. Между носителями политической власти были противоречия в виде огромных привилегий дворянству, что вызывало недовольство буржуазии большим количеством феодальных пережитков. Если допустить установление конституционной монархии или же республики в Царской России под руководством умеренной социал-демократии и либералов, то переход к фашизму был бы возможен.
3.) Несмотря на широкое развитие государственного террора, гражданские и демократические свободы не сворачивались, как например в Фашистской Италии или Германии, а по результатам широкой общественной(революционной) деятельности наоборот завоевывались.
4.) Общественные организации политического характера были запрещены, но аналогичные им реакционные организации или же “зубатовские” (подконтрольные) профсоюзы были разрешены.
Делая окончательный вывод можно сказать, что Царская Россия представляла собой увядающую, бьющуюся в агонии абсолютную монархию, которая своей политикой смогла предвосхитить буржуазную диктатуру. Многие методы функционирования (особенно открытого террора) которой были переняты фашистскими режимами впоследствии.

Источники:
[1] Анисимов Н.Н. Борьба большевиков против тайной политической полиции самодержавия (1903-1917). – 2 изд. – Екатеринбург: Свердловское издательство Уральского университета, 2005. – 99 С. [С. 9]
[2] Анисимов Н.Н. Борьба большевиков против тайной политической полиции самодержавия (1903-1917). – 2 изд. – Екатеринбург: Свердловское издательство Уральского университета, 2005. – 99 С. [С. 12-13]
[3] Анисимов Н.Н. Борьба большевиков против тайной политической полиции самодержавия (1903-1917). – 2 изд. – Екатеринбург: Свердловское издательство Уральского университета, 2005. – 99 С. [С. 13]
[4] Анисимов Н.Н. Борьба большевиков против тайной политической полиции самодержавия (1903-1917). – 2 изд. – Екатеринбург: Свердловское издательство Уральского университета, 2005. – 99 С. [С. 20]
[5] Аракелян М.А. Перлюстрация как метод политического сыска в конце XIX – начале XX веков // Вестник. 2007. №19(5). С.127-130 [С. 128-129]
[6] Колотков М.Б. Просмотр частной корреспонденции в Российской Империи во второй половине XIX –начале XX в.: организационно-правовые основы и роль в борьбе с террором // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 426. С. 243–249. [С. 244]
[7] Юшков С.В. история государства и права СССР. Ч.1. – Юридическое издательство НКЮ СССР. – Москва, 1940. – 596 С. [С. 475]
[8] Анисимов Н.Н. Борьба большевиков против тайной политической полиции самодержавия (1903-1917). – 2 изд. – Екатеринбург: Свердловское издательство Уральского университета, 2005. – 99 С. [С.16]
[9] Юшков С.В. история государства и права СССР. Ч.1. – Юридическое издатель
ство НКЮ СССР. – Москва, 1940. – 596 С. [С. 475]

Красный маяк

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения