Как затонула USS Thresher

Автор: Павел Леонов.


К началу шестидесятых годов СССР и США вступили в активную фазу противостояния атомных подводных флотов. С 1957 года активно испытывалась подводная лодка К-3 627-го проекта, первенец советского атомного флота, а к февралю 1957 года первая атомная лодка США, «Наутилус», уже прошла 110 000 километров, что являлось знаковым значением для лодки, ведь «Наутилус» Жюля Верна пропутешествовал именно столько — двадцать тысяч лье.

Как затонула USS Thresher Cat_cat, История, Подводная лодка, Длиннопост, Атомная подводная лодка, Авария, США

Спуск на воду подводной лодки

Как затонула USS Thresher Cat_cat, История, Подводная лодка, Длиннопост, Атомная подводная лодка, Авария, США

USS Thresher в 1961 году


10 апреля 1963 года в рамках глубоководных испытаний лодка нового американского проекта «Трэшер» («Лисья акула») вышел в море в сопровождении спасательного судна «Жаворонок» (Skylark ARS-20). Лодка должна была погрузиться на 360 метров — предельную глубину погружения для данного типа лодки. На борту лодки, помимо штатного экипажа, находилось 17 представителей промышленности США. Это были не первые проверки этой подводной лодки, и предполагалось, что все пройдет согласно плану.


Необходимо отметить, что тестовые испытания вооружения и военной техники заранее проводятся с некой двойственностью — с одной стороны, ты испытываешь технику на пределе ее проектируемых границ и прочности материалов, с другой стороны, испытания техники должны пройти штатно, без жертв и потерь.


В 07:47 лодка начала погружение, в 08:35 достигла половины намеченной глубины. Столь долгое время объясняется проверками экипажа и техники при погружении, необходимыми для того, чтобы вовремя заметить опасность или ошибку/неисправность. В 08:53 лодка достигает предельной глубины погружения. В 09:02 лодка запрашивает курс «Жаворонка», чтобы уточнить, не пересекутся ли курсы при всплытии. В 09:10 лодка не отвечает на вызов. В 09:12 не отвечает на повторный вызов. После этого в течение минуты с лодки получено, весьма неразборчиво, сообщение, из которого четко и разборчиво слышны три части: «Испытываю незначительные трудности… Имею дифферент на корму… Пытаюсь продуть цистерны…». В 09:16 с лодки приходит предпоследнее сообщение: 900N — по системе сигналов, скорее всего, что контроль над лодкой практически потерян. В 09:17 слышен кусок сообщения от лодки «превышаем предельную глубину погружения».


Необходимо пояснить, что двухсторонняя связь с лодкой осуществлялась по столь любимому всеми военными принципу: «Нажал-говори, отпустил — слушай!», что могло привести к забиванию сообщений лодки встречными сообщениями спасательного судна. В 11:21 лодку на «Жаворонке» посчитали потерянной, и начали докладывать по инстанциям.

К утру 11 апреля лодка была признана потерянной официально, и Пентагон выпустил брифинг на эту тему.


Лодка была найдена к концу 1963 года на глубине 2600 метров, и в 1964 году к ней совершали погружения и поднимали части оборудования.


В результате погружений глубоководных аппаратов, исследовательских работ и натурных опытов было выяснено, что удачно сочетались несколько факторов: ошибки при проектировании, ошибки при строительстве и человеческие ошибки. Интриги добавляет то, что документы рассекречиваются этапами с 22 декабря 2020 года, то есть было неявно до последнего момента, что было написано в секретном и официальном выводе комиссии.


В первую очередь, ошибки из-за того что качество соединений в запорной арматуре оказалось ниже допустимого. Как оказалось, еще в 1960 году USS Barbel при погружении за 3 минуты набрала 18 тонн воды из-за неисправностей арматуры, что едва не привело к ее гибели. Спустя три месяца после этого инцидента, все еще в 1960 (а мы все сильны задним умом), на USS Abraham Lincoln вода из той же арматуры при погружении замкнула электрику управления реактором, что привело к его аварийному отключению и необходимости перезапуска реактора.

УУУУУУХХ, падает аварийная защита (АЗ) реактора, и вы остаетесь с аварийным освещением (красным) и питаетесь от бортовых аккумуляторных батарей. При испытании в доке однотипная лодка смогла перезапустить реактор только через двадцать минут. На предельной глубине погружения у «Трэшера» не было столько времени.

Как затонула USS Thresher Cat_cat, История, Подводная лодка, Длиннопост, Атомная подводная лодка, Авария, США

Аварийное всплытие на фото. Несмотря на слово аварийное, не всегда является таковым, обозначая всплытие на максимальном угле атаки рулей вертикальных и скорости хода.


Вторым моментом, окончательно приговорившим лодку и экипаж к гибели, было обмерзание воздуховодов сжатого воздуха, что привело к их перекрытию. Дело в том, что при большом давлении (200-400 килограммов) и небольшой влажности воздуха образуются ледяные пробки, которые и привели к тому, что аварийная продувка балласта оказалась безрезультатной — воздух в балластные цистерны просто не попадал. Лодки редко всплывают за счет чистой продувки балласта, чаще они полагаются на угол атаки лодки (выставка рулей в положение для всплытия и ход лодки) и скорость хода. Но тут у лодки не было и хода.


Подводя итоги известных на данный момент исследований и документов: на глубине начались протечки воды, они привели к падению АЗ реактора, моряки попытались продуть аварийный балласт, но обледенение не дало им этого сделать, лодка продолжила погружаться и на глубине 500-700 метров была раздавлена давлением менее чем за 0,1 секунды. Это было быстрее, чем может отреагировать нервная система человека.


По итогам расследования были изменены технологические процедуры контроля и постройки атомных подводных лодок США (программа SUBSAFE), что привело к перестройке 31 атомной лодки США. Время перезапуска реактора было уменьшено до минимально возможного по распоряжению адмирала Риковера, чтобы избежать возможного повторения ситуации.

США с 1963 года по настоящий момент не потеряли ни одной лодки, построенной по данной программе.


Море не прощает ошибок. Вечная память морякам, погибшим при исполнении своего долга.

Как затонула USS Thresher Cat_cat, История, Подводная лодка, Длиннопост, Атомная подводная лодка, Авария, США

Остатки ГАС на подлодке, снятые при погружении батискафа Триест
UPD. ГАС - гидроакустическая станция.

Спасибо @Pepelaz72.


Статья написана по просьбе прекрасной @Titsfoxy.


Другие статьи по событиям периода Холодной войны: https://pikabu.ru/@Cat.Cat/saved/1367632


Автор: Павел Леонов (@PaulKenig).

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_278076

Пост с навигацией по Коту

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

46
Автор поста оценил этот комментарий

А нафига лодку испытывать в местах где глубина несколько тысяч метров? Не безопаснее ли там где глубина 300-400 метров?

раскрыть ветку
34
Автор поста оценил этот комментарий

подводники это очень смелые люди, тут порой в лифте, пока доедешь до 16 этажа, клаустрофобию схлопочешь, а тут под водой, где вокруг тебя тонны воды и шансы на спасения просто мизерные

раскрыть ветку
74
Автор поста оценил этот комментарий

ГАС - гидроакустическая станция. ТС, ЛЛ ненавидит тебя)

раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий
Вечная память подводникам. Помню траурное шествие после в Западной Лице, после гибели «Комсомольца», никому бы этого не испытать.
8
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, есть интересная книга "Подъем затонувших кораблей", Джозеф Горз, там и про Трешер тоже рассказывается.

раскрыть ветку
32
Автор поста оценил этот комментарий

Автор статьи немного путает , сжимание однородного тела в условиях повышеного давления и сжимание такой сложной конструкции как пл . Сжимание и разрушение корпуса и переборок началось на 400 метрах  где то быстрее где то медленее и заполнение отсеков водой происходит не односекундно а поминутно так что люди тонули заживо а не за 0,1 сек

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
В детстве читал книжку "Тайна гибели
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий

@Cat.Cat а про подлодку Скорпион было уже?

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
😘😘🦊 Отличная статья, лисичка одобряет:)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Автор, хоть немного читай, что публикуешь. Давление измеряется не в килограммах. Хотя бы укажи, 200-400 кг на какую площадь? Если на 1 метр квадратный - то это немного. А пробки из льда, из общих познаний пневматики, могли образоваться при при выходе сжатого воздуха из трубопровода, ибо при расширении сжатый воздух охлаждается. Даже при использовании огнетушителей раструб рекомендуется обернуть тряпочкой.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

А как они с глубины, с поверхностью общаются? Звуковыми волнами?

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

@editors, я не смог в теги :(
Буду рад, если вы что-нибудь предложите)

раскрыть ветку
ещё комментарий
1
Автор поста оценил этот комментарий
Самое странное, что люди строят огромные здания, машины и т.д., а забабахать какой-то полигон для тестирования подлодок на глубине не смогли, хотя казалось бы - бери, например, уже готовый карьер, заливай бетоном, добавь пару шлюзов для слива и пусть это н миллиардов стоит, но спасёт людей, да и лодку вполне возможно.
Автор поста оценил этот комментарий

Трэшер немного не так пишется

По идее, д.б. "Trasher"

раскрыть ветку