Как Рим карфагенский флот побеждал

Автор: Дмитрий Абраменко.


О великом противостоянии Рима и Карфагена, сверхдержав античности, написано многое. В том числе и на "Cat_Cat", где сохранились отличные статьи о событиях пунических войн, "перемогах" Ганнибала, осаде Карфагена. Поэтому сие произведение я хочу посвятить небольшому промежутку той эпохи, а именно — началу первой пунической войны. В данном очерке я попытаюсь ответить на следующий вопрос: Как, все-таки, "сухопутный" Рим смог дать бой величайшей морской державе того времени в её родной стихии? Here we go!

Как Рим карфагенский флот побеждал Cat_cat, История, Античность, Древность, Пунические войны, Рим, Древний Рим, Карфаген, Длиннопост

Для начала давайте очень кратко обрисуем положение дел к 260 гг. до н.э., началу первой пунической войны, а после - перенесемся к той самой морской битве у города Милы, имевшей далеко идущие последствия. К моменту описываемых событий взаимные претензии двух держав Средиземноморья достигли предела. Что, в последствии, и вылилось в серию войн, результатом которых стало величие одной и небытие другой. Карфаген властвовал в западном Средиземноморье. Под его контролем, помимо прочего, были Корсика, Сардиния и большая часть Сицилии. А на защите всех этих владений был непревзойденный карфагенский флот, морские традиции которого насчитывали века. Легионы окрепшего Рима же, к этому времени прошедшие войной по большей части итальянского сапога, уже зарекомендовали себя как грозная военная сила. Амбиции Рима росли и соседство с другой сильной державой стало крайне тяготить, что и вылилось в военный конфликт.

Как Рим карфагенский флот побеждал Cat_cat, История, Античность, Древность, Пунические войны, Рим, Древний Рим, Карфаген, Длиннопост

Я намеренно опущу описание предпосылок высадки римлян в Сицилии, захвата Мессаны, битвы при Акраганте. Скажу лишь, что для римлян все складывалось хорошо. Поэтому изначальные планы о банальном закреплении на Сицилии переросли в идеи об изгнании карфагенян с острова целиком. Аппетиты сенаторов возросли. Но тут-то и сложилась патовая ситуация. Если римляне мощью своих легионов покорили земли в центральной Сицилии, то на морских просторах и прибрежных землях ситуация была совершенно иная. Прибрежные города, получая поддержку по морю из Карфагена, оказывали ожесточенное сопротивление. Для победы в войне требовались радикальные меры. И римляне это сделали.


Рим развернул грандиозную судостроительную программу. На верфях Италии в кратчайшие сроки были заложены 100 пентер и 20 триер (квинкирем и трирем, если на римский лад). У самих римлян не было опыта в строительстве пентер, но обстоятельства сложились так, что ранее ими был захвачен карфагенский корабль, послуживший отличным образцом. В то же время полным ходом шел набор в команды гребцов. Начались утомительные ежедневные тренировки на суше. После спуска флота на воду, тренировки продолжились уже в открытом море. Воплощение в жизнь проекта такого масштаба, да еще так быстро, свидетельствует об экономической и государственной мощи римлян. Хотя, по мнению античных авторов сам флот представлял собой "тяжеловесные и неуклюжие суда". А также, отсутствие профессиональных навыков у гребцов говорило не в пользу римлян. Преимущество карфагенян в море было несомненным. Но у квиритов все же был козырь в рукаве. Итак, римский флот направился в Мессану.

Как Рим карфагенский флот побеждал Cat_cat, История, Античность, Древность, Пунические войны, Рим, Древний Рим, Карфаген, Длиннопост

После небольшого конфуза с пленением одного из консулов Рима, командующего флотом (опустим это), из Рима был отправлен второй консул, Гай Дулий. В совершенной спешке консул вникнул в курс дела и, прознав о местонахождении кораблей Карфагена, приказал готовиться к битве. Тем временем карфагенский флот, насчитывавший 130 кораблей, под командованием Ганнибала старшего (не путать с "тем самым" Ганнибалом) находился у Липарских островов, к северу от Сицилии и занимался грабежом прибрежного города Милы. Когда командующему доложили о приближении вражеского флота, он приказал немедленно выступить. Ганнибал вел авангард из 30 кораблей, прочие же должны были вступить в бой позже. Карфагеняне были твердо уверены, что их авангард с легкостью расправится со всем римским флотом. И не безосновательно, ведь карфагенянам не было равных в искусстве маневра и мастерстве вождения кораблей. Но, как я писал ранее, у римлян был припрятан один козырь. Имя ему - абордажный мостик. Было очевидно, что римлянам нет смысла тягаться с Карфагеном в морском искусстве. Поэтому было принято решение сделать из морской битвы сухопутную. Абордажный мостик (или "ворон", как его называли римляне) достигал до 10 метров в длину, имел невысокие перила, а железный клюв на конце мог намертво сцепить корабли для удобной переброски легионеров. Сам мостик располагался на носу корабля и был способен поворачиваться в любую сторону. Римляне решили навязать противнику свою тактику морского боя. Как только авангард Ганнибала приблизился, римляне стали опускать канаты и абордажные мостики намертво впивались во вражеские корабли. По "ворону" устремились в атаку легионеры. Началась резня и командующий карфагенским флотом наблюдал как погибает его авангард. Подоспевший к этому времени основной флот Карфагена, несмотря на поражение авангарда, также вступил в бой в силу опасной близости римлян. Пунийцы старались действовать осторожнее, заходя к вражеским кораблям с кормы или сбоку, но безуспешно. Римский абордажный мостик мог поворачиваться в ту сторону, откуда ожидали нападения. Карфаген потерял еще 20 кораблей и стал поспешно выходить из боя.


Это был триумф римлян. Для пунийцев такая тактика морского боя была полной неожиданностью. Благодаря творческому подходу и строжайшей дисциплине (а также беспечности карфагенского военачальника) Рим смог одолеть противника в его родной стихии. Без сомнения, со стратегической точки зрения, сражение при Милах не стало переломным в войне. Карфаген потерял около 50 кораблей, восстановить число которых ему не составило труда. Но главное значение битвы заключался в моральном факторе. Римляне доказали всему Средиземноморью, что непобедимых карфагенян можно побеждать в их родной стихии. Это радикально повлияло на дальнейшие планы Рима, в том числе и на будущее продвижение в сердце пунийской державы - в Карфаген. Но это уже другая история.

Как Рим карфагенский флот побеждал Cat_cat, История, Античность, Древность, Пунические войны, Рим, Древний Рим, Карфаген, Длиннопост

Интересный факт №1: Ганнибал Старший вступал в бой на пентере легендарного царя Пирра, взятой карфагенянами в качестве трофея. В той битве он корабля и лишился.


Интересный факт №2: За военные неудачи военачальников Карфагена ждала плачевная участь, от оргомного денежного штрафа до лишения гражданства и распятия на кресте. Ганнибал прекрасно это понимал и после своего поражения отправил посла в Карфаген, но не с отчетом о сражении, а с вопросом: Стоит ли Ганнибалу во главе двухсот судов вступать в бой с римским флотом, у которого 120 кораблей. Совет высказался за то, что римлян нужно атаковать. Тогда гонец сказал, что Ганнибал так и поступил, но проиграл. Но, так как, совет одобрил этот поступок, то и наказания Ганнибал не заслуживает. В итоге военачальник избежал распятия.


Автор: Дмитрий Абраменко.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_298007

Пост с навигацией по Коту


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Вот тут есть ещё про античку: https://pikabu.ru/@Cat.Cat/saved/1368247

Лига историков

13.5K постов50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
14
Автор поста оценил этот комментарий

А как карфагеняне вообще дрались до этого без абордажного мостика? Таранили друг друга, стрелами издалека, или как? Ведь пороха тогда ещё не знали.

Я просто реально не знаю, но мне интересно.

раскрыть ветку (6)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Да, основные морские тактики заключались в "проплыве", когда корабль проходит параллельно кораблю противника, ломая весла и обстреливая дальнобойным оружием, а также в обычном таране. Все сражение и заключалось в таких вот маневрах и побеждали искуснейшие моряки.

21
Автор поста оценил этот комментарий
Корабли были оборудованы таранами, необходимо было ударить противника в борт и дать задний ход, чтобы в пробоину пошла вода, а вот этого римляне и не дали сделать, они изначально шли не на таран, а на абордаж. Абордажный мостик, так называемый "ворон" (corvus) сцеплял корабли намертво, а в рукопашной римлянам не было равных. Так и вломили. Кстати, скандинавы, которые хрен знает сколько сотен лет увлекались морскими боями, в основном использовали абордаж, но никакой приспособы для этого так и не придумали.
раскрыть ветку (4)
17
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Современного человека очень сильно поразил "таран", что ему стало уделяться очень много внимания - по ряду исторических представлений основа боя строилась на том, кто ловчее затаранит.

У этого мнения есть несколько слабых мест. Во-первых, как указывал ныне покойный galea_galley, нет однозначного понимания генезиса таких деталей корабля - не вполне пришли к заключению, эта деталь возникла для обеспечения мореходных качеств, облегчения вытаскивания на берег или иных задач.

С другой стороны, такой подход несколько противоречит представлениям о тактике античного (да и вообще любого до эпохи линейной тактики) боя: до линейных полков основа боевых столкновений - негритянская драка, когда две "армии" активно используя метательное оружие долгое время ведут обстрел противника, после чего решительным ударом в рукопашную обращают деморализованного противника в бегство. Успехи Рима во многом связаны были с тем, что, сохраняя высокую роль метательного оружия (гаста велитарис, пилумы, плюмбаты и множество видов оружия федератов), делали ставку на непрерывный натиск в рукопашной схватке с непрерывной ротацией сражающихся - атака гастатов, затем принципов и, в конце, триариев.


Ну и важно отметить, что таранная тактика очень быстро сошла на нет и в обозримом прошлом таранные удары были скорее курьёзом, который не сильно повлиял на подход к морской войне.


Логично предположить, что успехи карфагена на море заключались в способности, искусно маневрируя, держать корабли противника под непрерывным обстрелом свежих команд кораблей, причём, скорее всего концентрируя огонь нескольких кораблей на одной цели. Поэтому римский успех в данном сражении как раз таки связан с классической тактикой римлян - безыскусной яростной рукопашной давкой.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
" таранная тактика очень быстро сошла на нет и в обозримом прошлом таранные удары были скорее курьёзом, который не сильно повлиял на подход к морской войне." И тут галеры, галеасы и все, что дымит и с броней начиная с "Вирджиния" и до "дредноута" такие - "че?! "
1
Автор поста оценил этот комментарий

А почему эти мостики и их механизм просто не раскурочивало в море? Всë же корабли движутся со скоростью, обладают огромной массой, вроде мостик, ещё итдлинный, должно на куски разрывать просто от взаимного движения кораблей, не? Или хотя бы вырывать из места, в которое впивался.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я полагаю, что они в начале цеплялись кошками со стальными цепями, чтоб не перерубили, а после торможения вражеского судна уже перекидывали мостик
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку