Как немцы персидский шёлк через Московию возили. Контекст

В перспективе, не только шёлк, и остальные восточные товары (специи, чай, краски). Не просто немцы, а конкретно Готторпы, будущие предки российских императоров. Их проект близок к реализации лишь в текущее десятилетие (гуглим маршрут Север-Юг). А практическим плодом той затеи станет путевой дневник Адама Олеария, важный источник по истории Русского царства (примечательный в том числе медными гравюрами, эскизы которых набрасывал с натуры немецкий автор).

Серия постов основана на главе Das persische Handelsprojekt из книги Эрнста Кикзее Die Handelspolitik der Gottorfer Herzöge im 17. Jahrhundert (с. 43-107) и введении переводчика Ловягина к русскому изданию Олеария в 1906 г. Распознанный и слегка поредаченный русский текст главы, прогнанный через deepl.com

Сразу нырять в проект не будем, надо ж контекст эпохи понять. В средневековой Европе большим спросом пользовались пряности и шелк. Сирийский Алеппо оставался центром торговли этими товарами вплоть до начала XVI века. Город находился в системе Шелкового пути, связывающего Индию и Китай с Ближним Востоком. Прежде всего, в Алеппо поставляли шёлк из Персии.

Как немцы персидский шёлк через Московию возили. Контекст Международная торговля, Экономика, Нидерланды (Голландия), Ост-индская компания, Персия, Азия, История России, Длиннопост

участок караванного пути, на фоне современных городов и границ Ирана; нас интересует маршрут от Алеппо до Рея (подчеркнуты); крестом отмечено расположение портов Ормуз и Бендер-Аббас; оригинал

Караванная торговля подвержена высоким рискам. Необходимость многочисленной охраны, целые арабские племена жили грабежом корованов (дождались релиза :). Персы и турки часто воевали друг с другом. За исключением итальянцев, европейцам практически не удавалось проникать дальше Алеппо, и приходилось закупаться у посредников-армян. Назрела необходимость иного выхода на Персию.

На Россию впервые обратили внимание англичане. В середине XVI века основана Московская компания. Она получила монопольные права на торговлю с русскими, а затем - право торгового прохода на Восток. Дело в итоге не выгорело: состоявшиеся экспедиции (последняя датирована 1580 г.) оказались убыточными, а позже царь Иван Грозный отозвал привилегии из-за срыва политических переговоров с королевой Елизаветой.

Португальцы действовали успешнее. Ормуз был взят еще в 1514-м. Стоит заметить, что караванный путь не пересекался с морским, между Реем и Ормузом горы Загрос и Большая Соляная Пустыня; даже сейчас железная дорога проходит западнее. В целом, португальцам удалось монополизировать азиатскую торговлю и наладить прямые морские поставки в Европу. Правда, сами они не работали с продажами, а сбывали оптовые грузы голландцам.

Как немцы персидский шёлк через Московию возили. Контекст Международная торговля, Экономика, Нидерланды (Голландия), Ост-индская компания, Персия, Азия, История России, Длиннопост

индийские морские маршруты, подчеркнуты ключевые порты, обведен кружочком Гоа в Индии, крестиком - Батавия, штаб Голландской Ост-Индской компании; особенность Индийского океана - сезонные направления ветров-муссонов; оригинал

Всё поломали испанские амбиции. Сначала Нидерланды восстали против притеснений, и испанцы решили подавить бунт силой. А потом король Себастьян поймал маслину в Марокко, не успев прежде заделать наследника. Испания провела спецоперацию, и Филипп II объединил братские народы. Юридически португальские законы продолжали действовать, но внешняя политика страны проводилась в чужих интересах.

Голландская Республика сумела отбиться от испанских штурмовиков. Торговля с голландцами в Лиссабоне была запрещена. Корабли стали ходить под ганзейским флагом, пока испанцы не захватили 50 судов в 1599 г. Что ж, где спасу́ет целый флот, там проскочит одна шхуна. Голландские купцы с английскими коллегами вскладчину снаряжают экспедиции в Ост-Индию. Рискованно, но в случае успеха и прибыль без посредников.

Всё хорошо в меру, и доведенная до предела свободная конкуренция станет мешать общему делу капитализма. Республика учредит в 1602 г. Ост-Индскую компанию. Отныне монополия на восточную торговлю принадлежит Компании. Со временем она разрастется в первую транснациональную корпорацию и установит непобитый до сих пор рекорд капитализации в 7.9 трлн современных долларов.

Запрет конкуренции компенсировался акционерной организацией Компании. Любой желающий мог купить акции, не менее чем на 50 гульденов, и получать дивиденды. Государство тоже стало акционером, оценив своё октруа (сборы на ввоз товаров) в скромные 25 тыс гульденов (бюджет Компании стартовал с 6.4 млн). Стоило ли оно того?

Как немцы персидский шёлк через Московию возили. Контекст Международная торговля, Экономика, Нидерланды (Голландия), Ост-индская компания, Персия, Азия, История России, Длиннопост

график доходов и расходов Компании в первые двадцать лет; на пике - 100% прибыли; источник

Отвлеклись. В Персии столкнулись интересы всех торгующих европейцев. Шёлк пока не был введен в оборот морской торговли, первое время голландцы возили перец и мускатные орехи из Индонезии, но обещал ту же сумасшедшую доходность. Поэтому в 1620 г. они с англичанами отбили у португальцев Ормуз.

Шах Аббас был расположен к сотрудничеству с Западом и предоставил таможенные льготы аналогичной английской компании. Помимо торговли, шах искал союзников среди европейцев в затяжной войне с турками 1602-27 гг. Дипломатия не сложилась, несмотря на пышные приемы послов и щедрые подарки. Но торговля шёлком была настолько важна, что караваны из Персии в Турцию продолжали ходить, и платили сборы обеим воюющим сторонам. Ведь spice must flow.

На море же складывается такая логистика: погрузка в персидском Бендер-Аббасе, перегрузка в индийском Сурате и накопление грузов в яванской Батавии. Конвой кораблей ждал благоприятного муссона и отплывал в Европу. В целом, одна ходка могла занимать год. Несмотря на длительные сроки и 15 тыс морских миль пути вокруг Африки до Амстердама, морские поставки получались выгоднее.

Не все так радужно. И дело даже не столько в теоретической возможности Компании устанавливать, как монополисту, произвольные цены. Во-первых, предполагалось, что Компания и октруа созданы временно в исключительных условиях и через двадцать лет будут отменены (в реальности это сделает Наполеон через двести лет). Во-вторых, рядовые держатели акций не имели никаких полномочий. Компания управлялась выборным советом Семнадцати Господ и 76 (затем 60) директорами. А отсутствие прозрачности приводит к произволу.

Прежде всего остановили выпуск новых акций. Дивиденды выплачивались только от 5% прибыли от взноса, то есть убытки ложились на вкладчиков. Первичные отчеты получали директора, тендеры распределяли директора. Пустить ложные слухи, чтобы повлиять на цену акций? Закупить у кого надо втридорога паруса? Кто сказал спекуляция? Нормальное ООО.

Недовольных спасала заграница. Голландский закон о монополии ограничивал только плавание в определенные земли и поставки товаров оттуда для голландских подданных. Значит, надо вступить в иностранную компанию и оформить параллельный импорт - хоба, и откруа не нужно платить! Частота правительственных предупреждений о недружественных иностранных компаниях косвенно свидельствует о широком размахе явления. Об одной такой прокладке пишет в письме адмирал Гейзелс ван Лир в 1647 г.

И непременно так и будет... Многие уважаемые люди из Нидерландов... потому что теперь тем же богачам приходится отдавать пять к одному, чтобы купить акции голландской компании... и таким образом многие благородные, лишенные возможности работать с компанией, как было сказано выше, профинансируют эту новую Бранденбургскую компанию.

[уж простите, здесь и далее, где будут цитаты из немецкой книги, в оригинале они на нижненемецком, архаичном языке, поэтому очень вольно могу передать смысл написанного]

Уф, вот мы и подобрались к герою статьи, и догадливые уже догадываются, что именно он пытался провернуть. To be continued...

UPD:

обновлена ссылка на машинный перевод главы из Кикзее, ее оригинальный текст

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения