История нашего мира в художественной литературе. Часть 51. «Карфаген в огне»

Всем привет!

Совсем недавно рассказывала о Карфагене III-го века до н.э. Сегодня мы не только перешли ко II-му веку до н.э., но и вернулись в Карфаген. Я упустила из вида Вторую Пуническую войну (да и Первую, что уж там), произошедшую в 218-201-х годах до н.э., но в допах постараюсь о ней всё-таки рассказать. Всё, что об этом нужно сказать прямо сейчас, это что Римская республика опять победила. Но Карфаген при этом просуществовал ещё полвека и даже неплохо восстановился: не влачил жалкое существование на задворках цивилизации, а, благодаря своим торговым каналам, всё ещё жил да довольно хорошо и богато.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 51. «Карфаген в огне» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Карфаген, Карфаген должен быть разрушен, Римская республика, Длиннопост

(Хотелось бы найти оригинал картинки, но что есть то есть. Зато сразу видно: Карфаген горит)

Впрочем, Рим тоже не тратил время впустую. К началу II-го века до н.э., помимо Апеннинского полуострова, Корсики, Сардинии, Сицилии и Мальты, Римская республика владела уже и обширными территориями на юге нынешних Испании и Албании, а после их владения расширились ещё сильнее. И римлянам совершенно, когда уже всё шло так хорошо, не хотелось вновь заиметь сильных конкурентов, а карфагеняне на эту роль так и напрашивались. Так что новая война стала вопросом времени, и началась в конце 149-го года до н.э. Вот это вот про «Карфаген должен быть разрушен» – это оттуда (кстати, Плутарх писал, что Марк Порций Катон Старший заканчивал все свои речи (вне зависимости от их тематики) в сенате фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен» (лат. Ceterum censeo Carthaginem esse delendam), и позже эта фраза стала крылатым выражением, означающим упорную и непримиримую борьбу и призывы к ней). И именно такое условие было поставлено, когда римская армия осадила город в ответ на военные действия, начатые карфагенянами против нумидийцев, которых римляне, скажем так, взяли под своё крыло.

Карфагеняне были согласны на многое, чтобы избежать новых военных действий с таким сильным противником, но к такому повороту их жизнь не готовила. Потому что это означало не просто потерять один-единственный город, пускай и столицу своих владений, но потерять вообще всё, ибо новую столицу римляне милостиво позволили построить в любом другом месте, но подальше от моря, что ставило крест на морской торговле, источнике практически всего для пунийцев. Так что они, конечно, взяли время на подумать, но только для того, чтоб воевать было сподручнее.

Борьба была долгой и упорной, но итог её, пожалуй, был предсказуем. В 146-м году до н.э. Карфаген был разрушен римскими войсками, а его немногочисленные выжившие жители обращены в рабство. На карфагенских территориях же была создана очередная римская провинция, управлявшаяся наместником из Утики. Прочитать об этом можно, в частности, в сегодняшнем романе:

«Карфаген в огне» Э. Сальгари

Время действия: II век до н.э., ок. 148-146 годов до н.э.

Место действия: Карфаген и подконтрольные ему территории (современный Тунис).

Интересное из истории создания:

«Карфаген в огне» (оригинальное название «Cartagine in fiamme») был написан в 1908-м году Э. Сальгари (о писателе и другом его историческом романе рассказывала тут: История нашего мира в художественной литературе. Часть 7. «Дочери Фараонов»). По нему в 1960-м году был снят одноименный фильм в жанре драма-пеплум режиссера К. Галлоне.

О чём:

На самом деле где-то до середины война между Римом и Карфагеном мелькает где-то вдалеке, фоном. И между делом звучит весть о том, что она началась. А так всё крутится вокруг любовных перипетий изгнанника Хирама, который в Карфаген заявился единственно для того, чтоб из-под венца (или что там у них было за примерно 150 лет до Р.Х.) похитить свою возлюбленную по имени Офир. Не знаю, случайно ли она названа именем легендарной страны…Но шума из-за неё было немало. И началось всё с того, что Хирам, занимаясь своими личными делами, попал случайно на жертвоприношение Молоху и заметил среди потенциальных жертв Фульвию, этрусскую девушку, которая когда-то спасла его и приютила в доме своей семьи. Так что пройти мимо он не смог, и не просто вырвал девицу из лап жрецов, но и наговорил много всякого разного при всём честном народе, чем привлек к себе совершенно ненужное внимание. А там ещё выяснилось, что Фульвия мало того, что сама к нему неровно дышит, так ещё и является предметом безумной страсти одного местного авторитета не последнего человека в городе. В общем, Хирам собрал комбо. Продолжать не буду, а то вдруг кому-то стало интересно, что из этого вышло.

Отрывок:

Раз уж заикнулась о конце Карфагена, то и цитата должна быть на эту тему:

«…Карфаген осажден римлянами. Грозное восьмидесятитысячное войско с огромным обозом и целым парком громоздких осадных орудий разных названий расположилось у предместья Нефери и упорно ведет свою разрушительную работу, пытаясь разбить стены древней финикийской твердыни, проникнуть в богатые гавани Карфагена, расположенные по обе стороны перешейка, на котором стоит город.

На рейде осажденного города стоит грозный римский флот, которому немногочисленные и слабо вооруженные суда Карфагена не могли противиться. Хирам укрыл свои корабли в порту Карфагена, заперев вход массивными железными цепями.

Одновременно решительно все способное носить оружие население – юноши и старики, часто даже женщины и дети – высыпало на стены города. Тот, кто сам не мог сражаться, оказывал помощь защитникам, поднося боеприпасы, заботясь о раненых, помогая закладывать бреши, пробитые римскими осадными орудиями в стенах и башнях.

Флот был обречен на бездеятельность, и потому Хирам, который не хотел сидеть сложа руки, в то время как другие сражались, получил командование частью войска, причем ему было поручено защищать наиболее опасный участок – предместье Нефери.

Римляне отнюдь не ожидали, что Карфаген окажет такое энергичное сопротивление. Они считали гордую столицу финикийской колонии совершенно беззащитной, думали, что население дезорганизовано, растеряно, что укрепления Карфагена не выдержат первого же натиска. В этом самообольщении и надежде на легкую победу Марий Цензорин, главнокомандующий римской армией, немедленно по прибытии к стенам Карфагена послал свои войска на приступ. Но тщетны были попытки римлян проникнуть за городские стены: оттуда в ряды идущих на штурм войск неслись тучами камни из катапульт и стрелы, летели бревна, лилась горящая смола и кипяток. Карфагеняне изрубили штурмовые лестницы римлян и сбросили их наземь. Штурмовые колонны дрогнули, попятились, потом стали отступать, правда сохраняя порядок, но отступление было полным. И вот, когда они попятились, стали отходить, на них неожиданно, словно вихрь, обрушилась карфагенская конница…»

История нашего мира в художественной литературе. Часть 51. «Карфаген в огне» Обзор книг, Что почитать?, История (наука), Карфаген, Карфаген должен быть разрушен, Римская республика, Длиннопост

(Руины Карфагена)

Что я обо всём этом думаю, и почему стоит прочитать:

Вот всё-таки очень занимала Сальгари тема любовных треугольников, особенно жмж (простите). А меня вот занимает она не настолько, поэтому вся эта санта-барбара, сплетенная вокруг Хирама и его баб, мне лично была совершенно неинтересна, тем более что и сам гг, и его друзья-подруги мне видятся совершенно блеклыми как персонажи. Хирама так вообще можно обозначить словами «тупость и отвага». А уж, когда друзья его попались на ровном месте в западню, которую, по сути, сами же себе расставили, я вообще испытала жгучее желание сделать фэйспалм и задалась вопросом, как им до этого служба-то военная вообще давалась, и как они при этом выжили.

В то же время должна сказать, что вторая половина книги идёт бодрее, и финал-таки "внушает", пожалуй, ради него только и стоило бы читать. Он не то что бы содержит какие-то вот-это-повороты, но ярко описан, особенно глава, собственно, про гибель города. Поэтому я б сказала, что книга на любителя и под настроение, и кому-то наверняка всё же зайдет. Но для себя я решила, что Сальгари – определенно не мой автор, слишком много получается «но» при чтении его произведений.

P.S. Пост коротенький, отчасти потому что под вечер мне что-то стало хреноватенько. То ли не долечилась, то ли скачки давления. Если где-то накосячила, надо дать мне знать.

По традиции прилагаю список прошлых постов:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

И самый полный перечень других частей от 1 до 16 в конце:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 16. «Война в Фивах»

Перечень частей от 17 до 30:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 30. «Царь Давид»

Перечень частей от 31 до 44:

История нашего мира в художественной литературе. Часть 44. «Обесчещенная Лукреция»

Часть 45: История нашего мира в художественной литературе. Часть 45. «Турмс, бессмертный»

Часть 46: История нашего мира в художественной литературе. Часть 46. «Сотворение мира»

Часть 47: История нашего мира в художественной литературе. Часть 47. «Пламя с небес», «Персидский мальчик» и «Погребальные игры»

Часть 48: История нашего мира в художественной литературе. Часть 48. «Чандрагупта» и «Добрый царь Ашока»

Часть 49: История нашего мира в художественной литературе. Часть 49. «Саламбо»

Часть 50: История нашего мира в художественной литературе. Часть 50. «Дань, наследник царства Янь» и «Повесть о Великой стене»

Книжная лига

22K постов78K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.