Детям нужно больше наставничества

Я социальный педагог, работаю уже больше 10 лет в интернатах города Вены. Работаю с трудными детьми и подростками. С начала короны меня заинтересовала одна научная статья, в которой говорилось о беспомощности детей перед внешним миром и его соблазнами и о наставничестве а-ля «мастер и подмастерье». Я стал интересоваться этим аспектом и накопал (надумал) много интересной информации, которой попробую поделиться.

Мой тезис таков: современные дети не созданы для современного мира. Их завалило таким количеством информации, что они задыхаются в этом потоке. Человеческий род существует где-то 150 000–200 000 лет. Люди начали странствовать по миру примерно 80 000–90 000 лет назад. Ходили небольшими группами, примерно по 20-50 человек. Это означает, что ранние Homo sapiens, вероятно, видели меньше людей за всю свою жизнь, чем любой подросток, когда садится в вагон метро. По моим наблюдениями, за последние 20 лет мир изменился более радикально, чем когда-либо в истории человечества.

Ну например: в 2007 году Стив Джобс представил iPhone. Это спровоцировало техническую и культурную революцию, которая никогда не происходила за такой короткий период времени. Она полностью изменила то, как мы общаемся, как смотрим телевизор, как читаем газеты, читаем ли мы вообще газеты, читаем ли мы книги, как читаем книги и так далее. К этому добавляется доступ к миру Интернета. Более 70 процентов людей во всем мире имеют доступ к мобильным телефонам и социальным сетям. Эта огромная связь имеет множество преимуществ и в то же время, количество чуши в Интернете растёт в геометрической прогрессии. Любое безумие проникает в Интернет и его бывает очень сложно отличить от достоверной информации даже мне, взрослому человек, не говоря уже о детях.

Но почему же в интернете так много всякого дерьма? Потому что почти вся информация попадает в Интернет более или менее не отфильтрованной. Поскольку дети ещё не умеют контролировать и фильтровать инфу, то в своём выборе они используют неэффективные стратегии. В конечном итоге это приводит к тому, что дети становятся всё более и более уязвимыми для нефильтрованной информации. А это делает их уязвимыми для манипуляций.

Что делают люди, когда сталкиваются с большим количеством информации? Если вы пришли в магазин за джинсами и у вас есть три альтернативы, то вы явно «взвесите» их по цене, качеству и так далее. Но что делать, если вам нужно сделать выбор между 20, 50 или 100 предложениями? Такое количество выбора сбивает с толку. Это как Netflix: ты не знаешь, что хочешь посмотреть, а тебе предлагают 1000 фильмов. Глаза разбегаются. И в этот момент стимулы начинают руководить выбором. И тут большинство попадает в ловушку, потому что становятся зависимыми от уровня привлекательности этих самых стимулов. Грубо говоря, человек хватает не то, что ему надо, так как он не знает, что ему надо, а то, что красивее/привлекательнее.

Я прихожу к выводу, что дети и подростки теряют контроль над собой. И причина тому: огромное количество информации, с которой они не знают что делать. Мы руководствуемся информацией Интернета, которую нам дают другие люди. Например, правительства и правители. В этом нет ничего спекулятивного да и я не сторонник теории заговора, но глобальные манипуляции происходят регулярно. Ну например: Cambridge Analytica, например, является одной из многих американских компаний, формирующих общественное мнение, которые не занимаются ничем иным, как шпионят за нами через Google, Facebook и так далее. Весь наш подход к политике теперь контролируется больше тем, что мы видим в Интернете, чем сообщениями авторитетных журналистов. По отношению к детям меня это беспокоит особенно сильно, потому что из них делают «рабов удовольствия», которые не используют свой мозг

Что это значит для детей: наш мозг созревает примерно до двадцати лет или даже немного дольше. И лобная кора играет особую роль в этом процессе взросления. Эта лобная доля очень важна для самодисциплины и самоконтроля. Ещё не полностью развитая лобная кора является одной из причин того, почему дети такие, какие они есть в период полового созревания. Например, им трудно концентрировать внимание и контролировать свои эмоции. Дети подвержены похотливым импульсам и поэтому они также подвержены зависимостям. И теперь, с появлением Интернета, они попадают в мир, где могут мгновенно получить все, что захотят. Мои два подопечных как-то спросили меня: «Чем ты занимался, когда тебе было 13 лет?» А когда я ответил: «Ну, ходил в школу, читал, играл в настольные игры, гонял летом в футбол, а зимой в хоккей, строил дома на деревьях, ходил купаться на пруд, катался на велосипеде… ». И знаете что? Такая жизнь показалась им скучной и старомодной. Они хотели бы «чатиться», «гамать в онлайн игрушки» и просто зависать дома с телефоном и просмотром соц.сетей.

Сегодня нам приходится гораздо больше направлять детей. Больше, чем нас вели наши родители. В 5 лет я уже вовсю бегал в магазин за продуктами (хлеб, молоко, масло), разбирался в ценах и мог отсчитать нужное количество монеток. Сейчас же такое поведение в Австрии считается очень продвинутым и выше нормы. Так вот. Первая проблема современных детей — это образованность. Тот факт, что дети хорошо владеют компьютерами, не означает, что они готовы/способны раньше повзрослеть. Мы, взрослые, должны поддерживать детей, чтобы они могли «процветать» в современном мире. Через внедрение большего количества ценностей, больше лидерства и больше (само)дисциплины. Ну чистой воды «мастер и подмастерье».

Мы должны помнить, что мы животные и нам нужно учиться и совершенствовать определенные навыки чуть ли не всю жизнь. В нашем мире нам придётся тренировать самодисциплину. Сегодня уровень шума в школьном классе какой-нибудь 5-6 ступени равен шуму как на вокзале. Я не хочу сказать, что родители и учителя должны стать тиранам (в мои школьные годы мы могли запросто получить по голове учебником за шум на уроке, а физрук регулярно обещал нам дать пи$ды, если мы будем забывать спортивную форму). Детям нужно предоставить чёткие рамки, а ещё научить их сдерживаться. Сдерживать и откладывать свои позывы и хотелки. Любой ребёнок ищет ясности и структуры. А то, что родители ищут поддержки, видно и по тому, что более строгие частные школы сейчас пользуются у нас огромной популярностью.

Прежде всего, важно, чтобы стиль воспитания был понятен. Нарушение чётко установленных границ, таких как «Тебе нужно быть дома в Х время», должно иметь последствия. У нас в интернате, к примеру, это отключение от интернета на сутки. Чем младше дети, тем уже должны быть рамки. С возрастом их придётся делать всё шире и шире.

Ещё одна немаловажна деталь — это цели и награды за их достижение. И тут речь идёт о том, чтобы показать детям, что само достижение цели уже является наградой. Немецкий психолог Хайнц Хекхаузен показал, что дети, достигающие поставленных перед собой целей, дают себе самое прекрасное чувство, которое только может дать себе ребенок. Это чувство гордость. И оно работает даже с четырехлетними детьми, которые складывают башенки из кубиков. Когда мы доходчиво рассказываем детям, как достичь целей, которые они перед собой поставили, у них появляется мотивация к достижению.

А что делать, если родителям не нравится цели, которые поставило себе их чадо? Тут всё очень субъективно и каждый случай особенный. Например, если ребенок банкира хочет стать художником, его следует поощрять и давать ему возможность развиваться. И радоваться, что дети демонстрируют достижения и развивают радость и гордость от достижения своих целей. Однако, если детей интересует что-то, что в корне противоречит ценностям родителей, родителям, конечно, приходится вмешиваться и их тоже сложно обвинить. Впаду в крайность: девочка из строгой католической семьи хочет стать стриптизёршей.

Но вернёмся к контролю своих желаний. Как родителям с этим работать? Детей необходимо постепенно приучать к самоконтролю. Это касается всего: от поедания сладостей до игры в видео игры. Игры — очень сильный источник зависимости, поэтому детям следует научиться играть только определённое время. В начале этого процесса родители проверяют соблюдение оговоренного времени – например, двух часов – и затем, при необходимости, выключают компьютер. Если это сработает, можно сказать: «Ладно, в следующий раз ты выключишь сам через два часа» — и кладут рядом часы. Это помогает договариваться и постепенно приучать детей самим придерживаться этих правил. Так внешний контроль становится самоконтролем.

На моей практике бывает часто так, что «нормальный» подход не срабатывает. Тогда можно попробовать изменить сам процесс. Многие родители считают, что было бы неплохо, если бы ребенок мог расслабиться за играми после школы, прежде чем приступить к выполнению домашнего задания. Но это противоречит логике мозга и обучения. Гораздо труднее отказаться от чего-то, приносящего удовольствие, например, от игр, ради чего-то, имеющего долгосрочную цель, чем наоборот. Было бы лучше, если бы дети узнали, что за выполнением утомительного задания следует расслабляющее и приятное занятие. Это то, что мы, педагоги, называем положительным подкреплением — оно усиливает поведение, проявленное до вознаграждения. Также важно, чтобы дети усвоили, что хорошо выполненное школьное задание – это успешная реализация целей, которые они перед собой ставят.

Интернаты и мои клиенты в них, конечно же, не могут быть показателем для всех детей, но по этой «выборке особо подверженных» видно, насколько дети и подростки в целом беспомощны в современном мире. Поэтому им нужно больше поддержки, чаще вести за руку, чаще подсказывать и направлять. Хотя бы потому, что наш мозг и нервная система уже давно не эволюционировала и они просто не поспевают за переменами современного мира. Наставничество в стиле «мастер и подмастерье» забирает много сил, так как не ограничивается «одним предметом», а включает в себя практически все сферы жизни. Пока что это самый эффективный подход, что бы хоть как-то помочь детям и подросткам не потеряться в новом мире без видимых границ

Психология | Psychology

20.5K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.