Ацтекская концепция божественного — часть 3

Вселенная в понимании мезоамериканских культур разделялась на три части: небеса из тринадцати этажей, наш земной мир и подземный 9-уровневый мир. Про царство мёртвых мы, кстати, уже беседовали — здесь подробно освещается каждый из девяти уровней. 

На каждом этаже небесного и подземного мира обитали различные боги и второстепенные сверхъестественные существа. Кодекс Риос, или Ватиканский кодекс 3738, являет нам всё мироустройство сразу — на иллюстрации (фото 1) привожу названия и перевод каждого из уровней. На самом верхнем уровне, Омейокане, обитал Ометеотль в лице Ометекутли и Омесиуатль

Ацтекская концепция божественного — часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифология, Ацтеки, Мезоамерика, Жизнь, Смерть, Длиннопост

Нижний, земной, водный мир — источник рек, ветров и облаков. Нижний мир полон богатств, но воспринимался земледельцами, зависимыми от непостоянства дождей, как жадный и жестокий. Они воспринимали этот мир как осквернённый смертью и ревностно охраняемый опасными «хозяевами» источников и лесов. Даже сегодня места-источники природных богатств (реки, леса, пещеры) воспринимаются как места связи между миром людей и потусторонним миром, охраняемые духами оуикан чанеке (ohuican chaneque, «хозяевами опасных мест»).

Ацтекская концепция божественного — часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифология, Ацтеки, Мезоамерика, Жизнь, Смерть, Длиннопост

Наш земной мир воспринимался как прямоугольник, окруженный морскими водами и разделённый на 4 сегмента (фото 2). И соединялись эти лепестки гигантского цветка мира (см. фото) в центре, пуповине мира, который изображался как драгоценный зелёный камень. Каждому из четырех сегментов приписывался свой цвет и знак дня:

🔪 — север (Миктлампа, Mictlampa): чёрный, кремень;

🏠 — запад (Сиуатлампа, Cihuatlampa): белый, дом;

🐰 — юг (Уитцлампа, Huitzlampa): синий, кролик;

🌱 — восток (Тлапаллан, Tlapallan): красный, тростник.

На каждом краю света высилось колоссальная опора неба. В источниках эти опоры описываются как священные деревья или как один из четырёх тлалоков (которые помощники Тлалока, бога воды и гроз). Кодекс Борджиа показывает нам все четыре опоры в виде деревьев. Но они выступали не только в этой роли: по ним, как по путям, боги и их силы путешествовали к земле. Влияние богов небес и подземного мира, огонь судьбы и времени, расходилось от четырёх деревьев к центральной точке, «пупу земли». А в центре, заключённый в зелёный драгоценный камень, жил Старый Бог, мать и отец богов, повелитель огня и перемен в природе вещей.

Ацтекская концепция божественного — часть 3 Археология, Древние артефакты, Мифология, Ацтеки, Мезоамерика, Жизнь, Смерть, Длиннопост

На изображении из Кодекса Борджиа (фото 3) показаны четыре направления и знаки дней, связанные с каждым из них. Например, с запада (правый нижний сектор) приходят силы знаков дня, с которыми спускаются женщины-богини сиуатетео: орёл, дождь, дом, обезьяна и олень. 

А теперь вопрос знатокам: почему это у ацтеков север справа?

Лига историков

15.6K постов52.2K подписчик

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения