Лига историков

Атака на USS Liberty

Автор: Павел Леонов (@PaulKenig).

Как чуть не утопить американское судно? Испортить нервы начальству (включая премьер-министра)? И как, самое главное, сделать так, что никто не оказался виноват?
И, по еврейской привычке, еще и не заплатить за это.

Судно технической разведки «Либерти» было атаковано израильскими самолетами недалеко от Синайского полуострова 8 июня 1967 года.

Про этот инцидент много написано, читаем, что мол, «тайна хранится до сих пор». Но, в конце концов, есть израильские отчетные документы, есть американские документы. И они даже 1967 года - сразу после происходящего. Есть израильское историческое исследование 1982 года, американское 2004 года - вот по всем этим документам мы и будем работать.

Немного вводной истории. Это стандартное судно класса «Либерти», которые массово строились по заказу американского правительства в годы Второй Мировой. Позже оно было переоборудовано в «вспомогательное техническое исследовательское судно» (auxiliary technical research ship, AGTR), что было признаком принадлежности к кораблям-шпионам АНБ (Агентства национальной безопасности). С 1965 года оно выполняло свои миссии в Атлантике, около Западного побережья Африки, пока не было переброшено после начала Шестидневной войны к берегам Синая.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Героиня повествования, USS Liberty с идентификационным кодом GTR5, который числился в флотской справочной литературе

Тут может быть много рассказов про «власти скрывают», но мы убедимся, что имело место обычное головотяпство и прощелкивание клювом, которое так свойственно военным.

Американские документы говорят о том, что в 08:50 утра 8 июня корабль облетели два истребителя с дельта-крылом (предположительно израильские Миражи) и самолет неопознанного типа. И в том, ни в другом из этих двух израильских отчетов не было никакого упоминания о флаге Соединенных Штатов размером 1,5 х 2,5 метра, который, по словам экипажа корабля, развевался на мачте с правого борта «Либерти». В 15:05 корабль снова облетели реактивные самолеты, их тип опознать не удалось. Связь с другими кораблями Шестого флота США в это время не поддерживалась, и доклад вышестоящему командованию последовал в 15:25, уже после атаки израильскими торпедными катерами.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Подождите, какие еще торпедные катера?

Дело в том, что в этот день кругом складывалась немного напряженная обстановка. Война, знаете ли, и израильтянам приходилось нервничать. Сразу скажу вам, что после приземления первого неопознанного израильского самолета - IAF Nord - был проведен дебрифинг (послеполетный разбор), и маркировка наблюдаемого судна GTR-5 позволила офицеру Флота, связному при авиационном командовании, со справочником Jane в руках доложить оперативному о том, что наблюдаемое судно является судном технической разведки США. Поскольку в тот момент США занимали нейтральную позицию по отношению к военным действиям, а судно технической разведки представлять прямой и явной угрозы не может, его фишку убрали со стола. Попросили быть бдительными, поскольку в районе могли действовать советские суда.

Днем, уже в 11:24 поступил доклад об обстреле израильских войск с моря. Как позже оказалось, это был один из тех ложных докладов, который звучал следующим образом: «Нас обстреливают с моря ... разрывов снарядов не видно». То есть доклад при проверке оказывается ложным. Но, именно этот доклад попадает на глаза Верховному командованию. Его решают проверить, сверяются, что сил израильского флота в районе нет, и тут приходит еще один доклад, что два судна замечены в том районе. Ну что же, все очевидно. Два египетских судна обстреливают израильские войска. Проблема в том, что «Либерти» по своему маршруту дошла до границы патрулирования и развернулась обратно - считайте в сторону Порт-Саида, и египетского берега.

Эти доклады от Верховного командования спускаются снова к оперативному, и вот тут приходится реагировать - начальство заинтересовалось. Оперативный приказывает 914 дивизиону торпедных катеров (позывной «Пагода») выдвинуться и проверить. Времени - 12:05.

Состав дивизиона: три торпедных катера (Т204, с комдивизиона, Т203, Т206), у каждого 1-40мм, 4-20мм, 2 торпедных аппарата, 15 человек личного состава и скорость в 42 узла. А это на море неприлично много, уверяю вас.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

T206, фото собственников

В 13:41 на своем радаре (черная вращающаяся штучка под флагом, которая позволяет военным прозревать через пространство) они засекают цель на удалении в 22 мили (в 25 милях от берега), и после нескольких минут наблюдения рапортуют о скорости цели в 30 узлов. А это значит, что цель - военная. Другим таких скоростей не достичь. Но командование сомневается, говорит перепроверить. Дело в том, что Израильский военно-морской устав говорит в данном случае следующее: «При докладе о противнике на театре военных действий, и радарной отметке одного или более судов, движущихся со скоростью свыше 20 узлов, они считаются вражескими, и дальнейшей идентификации не требуется».

Вторая проверка показала скорость в 28 узлов. Поскольку торпедные катера с такой скоростью и двигались (а значит не могли догнать цель), была вызвана кавалерия. То есть ВВС Израиля. Если вы спросите, почему торпедные катера не пошли на полном ходу (заявленные 42 узла), то отвечу, что достижение максимальной скорости прибрежным флотом требует соблюдения определенных условий, как-то: волнение на море, к примеру, помимо присутствия начальства. На максимальных скоростях машины тоже постоянно не ездят же.

Могу сразу пояснить по результатам дальнейшего расследования, что радиометристы Израиля неверно определили скорость сразу на двух кораблях, которые проводили замеры (Т204 с комдивизиона и Т203), которую они определяли как 25-28 узлов. И можно послушать рассказы контр-адмирала Шломона Арэля (нет, не американец), который рассказывает о том, что это потому, что слишком быстро замеры проводили, но я бы заинтересовался подготовкой специалистов.

Суммируя доклады наземных войск (об обстреле) и доклад 914 дивизиона, картина в глазах начальства складывалась определенная. После артобстрела побережья вражеское судно пытается уйти к своему, египетскому берегу. Его надо найти и покарать подручными средствами. Ну что, как всегда, никто кроме израильских ВВС же не воюет?

Отдельно надо отметить, что в этот момент, в соответствии с документальными процедурами, на военно-морском театре командуют моряки, а летчики подчиняются и работают по указанию и в интересах Флота.

В 13:48 подполковник Кислев (офицер ВВС Израиля) приказывает выделить пару «Миражей» (позывной «КурсА»), которые возвращаются с патрулирования Суэцкого канала. Командующие дают добро на атаку, поскольку предполагают, что это позволит замедлить вражеское судно и подставить его под атаку торпедных катеров.

Два «Миража» выходят на судно чуть ранее 14:00. Капитан Спектор, сделал два круга в километре над судном, а его ведомый сделал идентификационный пролет. Стало ясно, что судно военное (выкрашено в "военный серый" - battleship grey), и не израильское (нет белого креста на красном фоне - это обозначение израильских судов для быстрой воздушной идентификации). В 14:00 «Миражи» атакуют судно пушками. Делают шесть заходов. Атака 30мм орудиями, в каждом снаряде (30х113) по 27 грамм взрывчатки. Пусть даже самолеты не отстреливают весь БК, и не всем попадают, но для небронированного судна это много и весьма неприятно.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Атака Миража Спектора, запечатленная средствами фотоконтроля

Тут кстати у военных израильтян начинают возникать вопросы, о точности идентификации судна, но оперативный флота отвечает им, что все «Окей». На атаку судна выделяют еще пару самолетов, позывной «Роял». Это Super-Mystere, которые несут напалмовые баки. Хотя это и не подходящее оружие для атаки кораблей, им приказывают атаковать всем имеющимся. Они делают два захода и одна бомба задевает корабль. Отсутствие ответного огня настораживает лидера атакующей группы, и он делает идентификационный заход. С первого раза он читает бортовой номер как Р-30, а во втором, более медленном и низком (30 метров) он читает бортовой номер как Чарли, Танго, Ромео (CTR-5). Есть мнение, что пилоты могли просто не знать английский на достаточном уровне. Ни флагов, ни иных идентифицирующих признаков они не видят.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Израильский бомбардировщик, несущий тепло и свет

Как только подполковник Кислев слышит этот доклад, он приказывает самолетам прекратить атаку, и доложить о повреждениях судна. Пилот докладывает: «много попаданий поверху судна», судно дымится, моряки прыгают за борт. Подполковник приказывает вертолетам вылететь к судну и подобрать выживших.
Самолеты уходят с места действия в 14:16. В этот момент к месту действия прибывают торпедные катера флота. В 14:18 командир дивизиона, уверенный что перед ним эсминец класса Z или Hunt, приказывает атаковать. Но командование приказывает перепроверить идентификационные обозначения на борту, чтобы быть уверенным. Хотя командир дивизиона на дальнейших разбирательствах показывал, что этого приказа он не получал, дивизион приблизился к цели для визуального опознания (я отмечу, что это не единственный случай на флотах, когда приказ не был доставлен по радио от командования, но телепатически принят офицером-исполнителем).

Становится ясно, что хотя точная идентификация судна невозможна - в связи с дымом, который окутывает судно, но это точно не эсминец. Это кажется судно снабжения или торговый корабль, если бы не его цвет. Американцы утверждают, что торпедные катера сделали круг вокруг судна.

В 14:27 израильские военные запрашивают принадлежность судна. Получают ответ: АА (вначале назовите себя). Это, возможно, военная хитрость, ведь точно такой же ответ дал египетский эсминец «Ibrahim-el-Awal» израильским эсминцам, которые к нему приближались. Более того, в этот момент командир дивизиона видит вспышки огня на судне, и решает что по нему открыли огонь. Американцы подтверждают открытие ответного огня в 14:27. Тем не менее, командиру дивизиона приносят справочник по арабским флотам (буклетик, будем честны), и после изучения литературы он решает, что это египетское судно снабжения El-Quseir.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Слева вверху и в верхней части фото, сравнение с GTR5

Не будем столь требовательны к командиру торпедного дивизиона. Хотя корабли и решительно различаются размерами и водоизмещением, силуэты весьма похожи.

В 14:30 наконец комфлоту-6 поступает доклад об атаке.

В 14:31 воздушный контроль в Хатцоре приказывает двум вертолетам постараться спасти прыгнувших в воду с «военного корабля, который мы атаковали».

14:34 - вертолетчики идентифицируют судно как «точно египетское».

В 14:43 торпедные катера заходят в атаку. Т206 выпускает обе торпеды, с 1000 и 550 метров - два промаха.Т203 минутой позже выпускает две торпеды с дистанции 2 километра, одна торпеда меняет курс, вторая попадает в судно. Катер командира дивизиона заходит в атаку последним, атакует одной торпедой, но после выхода из аппарата ее следов не наблюдает («Акелла промахнулся и больше не может быть вожаком стаи»).

Подытожим: из пяти торпед одно попадание.

В 14:47, в атаке, катера таки замечают бортовой идентификационный номер, и командир дивизиона приказывает прекратить огонь, и докладывает вышестоящему командованию об этом.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Карта района действий

Те выдают инструкцию подобрать выживших и определить национальность судна. В 14:51 командир дивизиона докладывает что судно, возможно, русское.

В 14:50 комфлот-6 приказывает авианосцам обеспечить воздушное прикрытие судну разведки.

В 14:55 с борта судна комфлоту-6 докладывают о торпедном попадании (доклад слегка запаздывает, судя по дальнейшему расследованию). В это же время два израильских вертолета облетают судно.

Поскольку верховное командование уже и без того взбодрено докладами на местах, премьер-министру Израиля докладывают о инциденте, и сразу собирают брифинг на тему изучения возможности того, что русские используют этот инцидент, чтобы вмешаться на стороне арабов.

В 15:10 вертолетчики опознают бортовой номер судна, но не придают этому значения (GTR5 и что теперь). На корабле, видимо, понимают, что стрелять в них больше не будут. И пора обозначить свою принадлежность.

В 15:12 башня в Хатцоре запрашивает у вертолетчиков: «Точно сигналят американским флагом?» и позже приказывают сделать еще раз проверку, что сигналят американским флагом.

В 15:20 командир дивизиона докладывает начальству, что судно а) точно американское, б) борьба за живучесть привела к тому, что огонь погашен, в) судно дало ход. Американцы отмечают, что флаг на корабле был, но был сбит при первой атаке. Дело в том, что командир разведывательного судна, находясь в одиночестве среди моря, мог приказать и не поднимать флаг, полагаясь на хорошую погоду и видимость, обеспечиваю свою скрытность. Американский доклад отмечает большие усилия личного состава в борьбе за живучесть и признает их единственной причиной того, что судно осталось на плаву.

«Неприятно признавать, — вспоминал позже Ицхак Рабин, начальник Генерального штаба, — но столкнулись два чувства: глубокая скорбь за причиненный вред друзьям и чувство облегчения, потому что корабль был не советский».

Дыра от торпеды - 11 метров в самом широком месте, и 7 метров на ватерлинии. Секретное оборудование уничтожено личным составом вместе с радарами. Пятна напалма и повреждения от авиационных пушек уничтожили почти все спасательные средства.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

10 убитых, 90 раненых и 22 пропавших без вести на борту (по американскому отчету 13 июня 1967 года). Это цена ошибок американского, а потом и израильского командования.

Дело в том, что первоначальный приказ судну подразумевал дистанцию от берега не ближе 12,5 миль от арабского и 6,5 миль от израильского. А вот в 05:17 8 июня комфлот-6 отдал приказ, не приближаться ближе 100 миль к берегам арабов или Израиля (там еще было 25 миль до Кипра, но это уже не важно). Приказ этот был задержан, а потом не передан, в связи с «непониманием ответственных за доставку» (of a misunderstanding of responsibilities for delivery). А судно оказалось в 20 милях от берега.

Итогом дня, два эсминца были выделены в эскорт в 18:04 по приказу комфлота-6, и потом сопровождали «Либерти», идущую восьмиузловым ходом на Мальту, для докового ремонта. Два советских корабля сопровождали их.

Как вы понимаете, в это же время, у израильского командования происходили внутренние разборки. Виноватых они сразу назначать не стали, что делает им честь.

10 июня израильский посол в Вашингтоне направил в Госдепартамент письмо, выражающее сожаления по поводу трагического инцидента, и предлагающее выплату компенсаций за повреждение имущества и потери личного состава (loss of life and damage to property). Переписка шла до 12 числа, американцы требовали "наказать и разобраться".

Суд, в лице полковника Рам Рона, назначенного Генеральным штабом Израиля (экономят даже на судах-тройках) постановил, что атака на судно не вызвана «злым умыслом, но является непреднамеренной ошибкой… Атака произошла в результате трех последовательных ошибок…».

а) ошибочный доклад о обстреле наземных войск

б) ошибочная оценка скорости судна в 30 узлов

в) идентификация судна как El-Quseir, при этом отмечается тот факт, что «Либерти» старалась скрыть свою принадлежность и присутствие в данном районе.

В заключение, суд (то есть полковник) порекомендовал задекларировать «опасные зоны», улучшить подготовку пилотов по опознаванию вражеских судов, и заодно улучшить штабные процедуры (взаимодействие, прием и передачу дел).

С июня по июль евреи разбирались в судебном порядке среди военных, кто прав, а кто виноват, потому что слушания 25 июня начали показывать расхождения между письменными рапортами и устными показаниями свидетелей. Итоговый протокол разбирательств, правда, постановил, что «нет достаточных свидетельств для привлечения кого-либо к суду».

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Израильская летная книжка и ее образцовое заполнение в те годы

В июне 1968 года правительство Израиля выплатило сумму в 3,323,000 долларов семьям погибших , в апреле 1969 года 3,566,547 семьям раненых, отрицая свои вину, и признавая выплаты исключительно гуманитарными намерениями.

1 июля 1968 года правительство США затребовало от правительства Израиля сумму в 7,644,116 долларов за восстановление судна (это при том, что суда этого типа были выведены из списков флота США). Но они не на тех напали, 5 августа 1968 Израиль отказался признать нанесенный ущерб, позже, к 26 июля 1971 предложил выплатить США 100 тысяч долларов.

Разбирательства затянулись до 1978 года, и к 1981 году Израиль согласился выплатить сумму в 6 миллионов долларов тремя частями.

Так что, как видим, советские карикатуры показывали приукрашенную реальность про американо-израильскую дружбу.

Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост
Атака на USS Liberty Cat_cat, Война, Текст, Израиль, Арабо-израильские войны, США, Ошибка, Длиннопост

Источники:
1) Атака на USS Liberty. Исторический департамент IDF, июнь 1982
2) Доклад 13 июня 1967 года, Израильская атака на USS Liberty, CIA
3) Статья доктора Майкла Орена, опубликованная в журнале «Техелет», издаваемом центром «Шалем».

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_507745
Пост с навигацией по Коту

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Значок рубля под постом или по ссылке, если вы с приложения.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.7K постов50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения