22. Психология. Искусство психологического консультирования

Книга американского психолога и психоаналитика Ролло Мэя под названием "Искусство психологического консультирования", с моей точки зрения, не является произведением, доступным для неискушенного читателя, поскольку автор основывает свои суждения на огромном количестве произведений этнографического, психологического, религиозного и философского содержания.

Для того чтобы передать основную суть, которая открылась мне, а также обобщить изученный материал, я решил написать данный пост.

---
Что есть психКнига американского психолога и психоаналитика Ролло Мэя под названием "Искусство психологического консультирования", с моей точки зрения, не является произведением, доступным для неискушенного читателя, поскольку автор основывает свои суждения на огромном количестве произведений этнографического, психологического, религиозного и философского содержания.

Для того чтобы передать основную суть, которая открылась мне, а также обобщить изученный материал, я решил написать данный пост.

---
Что есть психологическое консультирование?
---

Задача консультанта, в отличие от психотерапии, не врачевать душу клиента, а позволить ему взглянуть на свою ситуацию "с помощью" такого инструмента как психолог. Задача самого психолога же в данной ситуации крайне двойственная, с моей точки зрения, — с одной стороны он должен оставаться нейтральным по отношении к самому клиенту, а с другой - полностью вовлечься в его положение, сопереживать ему и вникать в его проблемы. Такая задача требует чрезвычайно высокого уровня осознанности, поскольку в противном случае, психолог может потерять силу объективного и беспристрастного взгляда, который и должен был помочь клиенту.

Цитата: "Спокойная объективность, основанная на осознании, что ничто человеческое не является чуждым или не достойным понимания, — вот установка консультанта."

Можно ли оставаться беспристрастным, когда человек плачет, злится, угрожает Вам, или ещё хуже - когда Вас с ним связывают экономические отношения и обязательства? В данной книге практически не говорится о психологическом консультировании, погруженном в глубины коммерческих обязательств, поэтому нам, читателям, остается довольствоваться тем, что есть - консультирование как практика на безвозмездной основе. Такое можно встретить, скажем, в школе, где ученик и психолог формально не связаны платой за услугу.

---
В чем цель консультирования?
---

Цели следующие:
1. Освободить человека от угнетающих его представлений и дефективных форм мышления. Говоря более упрощенно - помочь человеку по-другому относиться к себе, к миру, к другим людям. В идеале, результатом такой практики должно быть достижение более высокого уровня осознанности, то есть способность отслеживать свои чувства, мысли и отношения к разным вещам и людям, менять их по своему усмотрению, а не быть ведомым ими.
2. Укрепить его Эго, сделав более здоровым. То есть? То есть помочь человеку избавиться от эгоцентризма, от низкой самооценки, или наоборот - от того, что Юнг называл "Эго-инфляцией", когда человек рассматривает себя центром своей жизни, оставаясь слепым по отношению к своему несовершенству.
3. Освободить человека от деструктивных паттернов поведения. Говоря более условно, мы делаем то, что нам приносит удовольствие в той или иной форме. Задача консультирования - помочь человеку выбирать правильные удовольствия. Зачастую мы убегаем от тех удовольствий, которые требуют большую плату (ответственность, решимость, храбрость, свободу мысли и действия), поэтому мы склонны прибегать к невротическим, инфантильным удовольствиям (удовольствия в одиночестве, в аутосаботаже, в самоунижении и т.д.).

С точки зрения Ролло Мэя, в конечном итоге любое консультирование, в той или иной форме сводится к рассуждениям о морали и ценностях, поскольку, как утверждает автор, в корне любого дефекта лежит вопрос "Что ценно?" или "Что для меня важно?", на который консультируемым дается дизадаптивный, то есть непредназначенный для нормальной жизни, ответ.

Если говорить более коротко, Ролло Мэй, как и в целом школа психологии американской специфики, делает акцент на адаптации человека к жизни. Психологическая помощь должна помочь человеку "встроиться в жизнь".

---
Всё глубже, чем кажется
--

Но Ролло Мэй не ограничивается своей психологической школой. Его "конек" и особенность - это, я бы сказал, возвышение психологического консультирования до экзистенциальных высок. Книга имеет слово "искусство" в своем названии потому, что автор видит в практике консультирования нечто большее, чем просто "инженерию психики".

С его точки зрения, как мне кажется, консультирование неминуемо ставит клиентом экзистенциальные вопросы. Можно сказать, что комната консультанта - это, с одной стороны, точка распутья в жизни клиента, а с другой стороны место "передышки", где ему следовало бы перегруппироваться, найти правильный дальнейший план и вступить в прежнюю жизнь с новым отношением к ней.

Искусство помощи в таком случае - это найти подход, ключ к каждому клиенту. Нужно помочь ему выйти из его зоны комфорта и взглянуть на события его жизни с более широкой точки зрения. Ролло Мэй делает акцент на том, что консультант не должен давать прямых советов, поучать своего клиента тому, как нужно жить эту жизнь. Он полагает в основании жизни любого человека стоит творческий процесс - творение своей судьбы, творение своего социального и материального окружения, творение своего отношение ко всему, что происходит. Всё это сопровождается чередой принятых (или отвергнутых) решений, а также с ответственностью и чувством вины за упущенные возможности. С этим и должен работать консультант - он должен помочь клиенту "повзрослеть", то есть увеличить свою осознанность и ответственность.

---
Как консультировать?
---
Ролло Мэй считает, что мы консультируем других людей очень часто. Это один из элементов человеческих отношений. Чем отличается консультирование психолога от других? В идеале оно должно отличаться тем, что активную позицию в этом процессе должен занять консультируемый, как бы парадоксально это не звучало. Автор полагает, что за этот час консультации 2/3 времени говорить должен именно клиент. Он должен активно излагать свою позицию, работать со своими убеждениями, обрабатывать информацию, получаемую от консультанта.

Этапы консультирования, согласно книге, следующие:
1. Установление контакта. Отношения с клиентом начинаются с того самого момента, когда клиент узнает о существовании оферты консультанта. Эта информация может быть передана ему навязчивым спамом в личных сообщениях, а может в форме объявления на стенде в университете или около входа у него на рабочем месте.
2. Установление раппорта. Задача консультанта - "проникнуть под кожу" клиенту, а если выразиться более деликатно - наладить положительную связь, которая будет отличаться внимательностью клиента, его заинтересованностью в словах консультанта, в вежливом, учтивом и уважительном отношении к нему. Для установления раппорта часто достаточно соблюдения общего и психологического этикета. Иногда это требует выражения открытой заинтересованности консультанта в том, чтобы помочь своему клиенту. Только благодаря раппорту работа с консультантом может приносить плоды. Без него клиент не будет интересоваться интерпретациями клиента, что испортит работу.
3. Исповедь. Это тот момент, когда человек начинает рассказывать о том, "что у него болит". Часто исповедь может быть передана в упрощенной форме, в иных случаях клиенту не хватает инициативы даже говорить о своей проблеме. Эти моменты должны преодолеваться сопровождением консультанта, который достаточно компетентен, чтобы наводящими вопросами вывести человека на полноценную, честную, детализированную "исповедь". Этот этап может сопровождаться слезами и вздохами, но они не должны мешать процессу консультирования или объективному взгляду консультанта.
4. Интерпретация. Полученная информация из исповеди нуждается в интерпретации - объяснение причин, толкование симптомов и, возможно, даже создание прогнозов. Интерпретация должна быть в первую очередь подана с некоторой долей скепсиса, а не как объективную истину, поскольку это в первую очередь интерпретация одного ограниченного человека слов и предположений другого ограниченного человека. Такой подход также оберегает консультанта от себя самого (угроза возомнить себя "гуру"), а также клиента, который может ощутить себя "заклейменным" или ощутить, что его ситуация исчерпывается только одной интерпретацией.
5. Трансформация. Благодаря исповеди и интерпретации, человек может по-другому взглянуть на своё жизненное положение и изменить своё отношение, своё поведение. У него теперь, как минимум, есть на это причины. Последний этап называется так, поскольку он подразумевает собой переход от дизадаптивных паттернов к адаптированным, работающим. Трансформация и есть цель консультирования, но она достигается не консультантом, а консультируемым, поэтому последний шаг во многом принадлежит именно клиенту, что может быть проблемой и потребует дальнейшей работы.

---
Консультирование и религия
---

Кроме всего прочего, Ролло Мэй в данной книге также говорит много о религии и религиозных практиках, опираясь на аналитическую психологию Карла Юнга.

В первую очередь он рассматривает религию как то, что дает человеку в жизни направленность, цель. Она дает ему причину побеждать страдания, строить отношения и преодолевать себя. Религия - это то, что задает человеку много экзистенциальных вопросов, делая его жизнь осмысленной.

Ролло Мэй антагонистически относится к атеизму, считая его "болезную", которая лишает человека оснований для осмысленной жизни. Религия на протяжении многих веков встраивала жизнь человека в какой-то контекст, соединяла его с бытием и другими. Атеизм выходит за рамки данной картины мира, он пытается строить себя вне религиозного контекста, что может привести к экзистенциальному кризису, нигилизму и циничному отношению как к себе, так и к другим или жизни в целом.

Так как автор сводит любую проблему, достойную консультирования, к проблеме этики и аксиоматики, религия, с его точки зрения, чрезвычайно упрощает для многих психологическую жизнь. Религиозный человек, с точки зрения Ролло Мэй, обладает достаточным количеством адаптивных психических функций, чтобы эффективно действовать в рамках своего общества.

Стоит отметить, что автор существовал, по большей части, внутри европейского религиозного контекста, то есть обращался к католическому и протестантскому религиозному опыту. Его лучший друг и партнер по многим работам, Пауль Тиллих, был католическим мыслителем. Есть смысл читать их вместе, поскольку на проблемы религии они вместе мыслят достаточно продуктивно.

---
Заключение
---

С моей точки зрения, Ролло Мэй - это Джордан Питерсон 20-го века. Они говорят на примерно одни и те же темы, приходят к примерно одним и тем же выводам. Одно важное отличие, полагаю, было бы в том, что Питерсон больше исследует тему толитарных систем, в то время как Ролло Мэй больше работает над слиянием экзистенциализма и психологии.

Его книга очень американская, я бы сказал - много воды, очевидных фактов вроде "если у человека уверенная походка, то, возможно, он уверенный человек", много рассуждений на стороне (о религии в частности). Но, тем не менее, это всё равно хорошая книга об этике психологического консультирования, достойная внимания.ологическое консультирование?
---

Задача консультанта, в отличие от психотерапии, не врачевать душу клиента, а позволить ему взглянуть на свою ситуацию "с помощью" такого инструмента как психолог. Задача самого психолога же в данной ситуации крайне двойственная, с моей точки зрения, — с одной стороны он должен оставаться нейтральным по отношении к самому клиенту, а с другой - полностью вовлечься в его положение, сопереживать ему и вникать в его проблемы. Такая задача требует чрезвычайно высокого уровня осознанности, поскольку в противном случае, психолог может потерять силу объективного и беспристрастного взгляда, который и должен был помочь клиенту.

Цитата: "Спокойная объективность, основанная на осознании, что ничто человеческое не является чуждым или не достойным понимания, — вот установка консультанта."

Можно ли оставаться беспристрастным, когда человек плачет, злится, угрожает Вам, или ещё хуже - когда Вас с ним связывают экономические отношения и обязательства? В данной книге практически не говорится о психологическом консультировании, погруженном в глубины коммерческих обязательств, поэтому нам, читателям, остается довольствоваться тем, что есть - консультирование как практика на безвозмездной основе. Такое можно встретить, скажем, в школе, где ученик и психолог формально не связаны платой за услугу.

---
В чем цель консультирования?
---

Цели следующие:
1. Освободить человека от угнетающих его представлений и дефективных форм мышления. Говоря более упрощенно - помочь человеку по-другому относиться к себе, к миру, к другим людям. В идеале, результатом такой практики должно быть достижение более высокого уровня осознанности, то есть способность отслеживать свои чувства, мысли и отношения к разным вещам и людям, менять их по своему усмотрению, а не быть ведомым ими.
2. Укрепить его Эго, сделав более здоровым. То есть? То есть помочь человеку избавиться от эгоцентризма, от низкой самооценки, или наоборот - от того, что Юнг называл "Эго-инфляцией", когда человек рассматривает себя центром своей жизни, оставаясь слепым по отношению к своему несовершенству.
3. Освободить человека от деструктивных паттернов поведения. Говоря более условно, мы делаем то, что нам приносит удовольствие в той или иной форме. Задача консультирования - помочь человеку выбирать правильные удовольствия. Зачастую мы убегаем от тех удовольствий, которые требуют большую плату (ответственность, решимость, храбрость, свободу мысли и действия), поэтому мы склонны прибегать к невротическим, инфантильным удовольствиям (удовольствия в одиночестве, в аутосаботаже, в самоунижении и т.д.).

С точки зрения Ролло Мэя, в конечном итоге любое консультирование, в той или иной форме сводится к рассуждениям о морали и ценностях, поскольку, как утверждает автор, в корне любого дефекта лежит вопрос "Что ценно?" или "Что для меня важно?", на который консультируемым дается дизадаптивный, то есть непредназначенный для нормальной жизни, ответ.

Если говорить более коротко, Ролло Мэй, как и в целом школа психологии американской специфики, делает акцент на адаптации человека к жизни. Психологическая помощь должна помочь человеку "встроиться в жизнь".

---
Всё глубже, чем кажется
--

Но Ролло Мэй не ограничивается своей психологической школой. Его "конек" и особенность - это, я бы сказал, возвышение психологического консультирования до экзистенциальных высок. Книга имеет слово "искусство" в своем названии потому, что автор видит в практике консультирования нечто большее, чем просто "инженерию психики".

С его точки зрения, как мне кажется, консультирование неминуемо ставит клиентом экзистенциальные вопросы. Можно сказать, что комната консультанта - это, с одной стороны, точка распутья в жизни клиента, а с другой стороны место "передышки", где ему следовало бы перегруппироваться, найти правильный дальнейший план и вступить в прежнюю жизнь с новым отношением к ней.

Искусство помощи в таком случае - это найти подход, ключ к каждому клиенту. Нужно помочь ему выйти из его зоны комфорта и взглянуть на события его жизни с более широкой точки зрения. Ролло Мэй делает акцент на том, что консультант не должен давать прямых советов, поучать своего клиента тому, как нужно жить эту жизнь. Он полагает в основании жизни любого человека стоит творческий процесс - творение своей судьбы, творение своего социального и материального окружения, творение своего отношение ко всему, что происходит. Всё это сопровождается чередой принятых (или отвергнутых) решений, а также с ответственностью и чувством вины за упущенные возможности. С этим и должен работать консультант - он должен помочь клиенту "повзрослеть", то есть увеличить свою осознанность и ответственность.

---
Как консультировать?
---
Ролло Мэй считает, что мы консультируем других людей очень часто. Это один из элементов человеческих отношений. Чем отличается консультирование психолога от других? В идеале оно должно отличаться тем, что активную позицию в этом процессе должен занять консультируемый, как бы парадоксально это не звучало. Автор полагает, что за этот час консультации 2/3 времени говорить должен именно клиент. Он должен активно излагать свою позицию, работать со своими убеждениями, обрабатывать информацию, получаемую от консультанта.

Этапы консультирования, согласно книге, следующие:
1. Установление контакта. Отношения с клиентом начинаются с того самого момента, когда клиент узнает о существовании оферты консультанта. Эта информация может быть передана ему навязчивым спамом в личных сообщениях, а может в форме объявления на стенде в университете или около входа у него на рабочем месте.
2. Установление раппорта. Задача консультанта - "проникнуть под кожу" клиенту, а если выразиться более деликатно - наладить положительную связь, которая будет отличаться внимательностью клиента, его заинтересованностью в словах консультанта, в вежливом, учтивом и уважительном отношении к нему. Для установления раппорта часто достаточно соблюдения общего и психологического этикета. Иногда это требует выражения открытой заинтересованности консультанта в том, чтобы помочь своему клиенту. Только благодаря раппорту работа с консультантом может приносить плоды. Без него клиент не будет интересоваться интерпретациями клиента, что испортит работу.
3. Исповедь. Это тот момент, когда человек начинает рассказывать о том, "что у него болит". Часто исповедь может быть передана в упрощенной форме, в иных случаях клиенту не хватает инициативы даже говорить о своей проблеме. Эти моменты должны преодолеваться сопровождением консультанта, который достаточно компетентен, чтобы наводящими вопросами вывести человека на полноценную, честную, детализированную "исповедь". Этот этап может сопровождаться слезами и вздохами, но они не должны мешать процессу консультирования или объективному взгляду консультанта.
4. Интерпретация. Полученная информация из исповеди нуждается в интерпретации - объяснение причин, толкование симптомов и, возможно, даже создание прогнозов. Интерпретация должна быть в первую очередь подана с некоторой долей скепсиса, а не как объективную истину, поскольку это в первую очередь интерпретация одного ограниченного человека слов и предположений другого ограниченного человека. Такой подход также оберегает консультанта от себя самого (угроза возомнить себя "гуру"), а также клиента, который может ощутить себя "заклейменным" или ощутить, что его ситуация исчерпывается только одной интерпретацией.
5. Трансформация. Благодаря исповеди и интерпретации, человек может по-другому взглянуть на своё жизненное положение и изменить своё отношение, своё поведение. У него теперь, как минимум, есть на это причины. Последний этап называется так, поскольку он подразумевает собой переход от дизадаптивных паттернов к адаптированным, работающим. Трансформация и есть цель консультирования, но она достигается не консультантом, а консультируемым, поэтому последний шаг во многом принадлежит именно клиенту, что может быть проблемой и потребует дальнейшей работы.

---
Консультирование и религия
---

Кроме всего прочего, Ролло Мэй в данной книге также говорит много о религии и религиозных практиках, опираясь на аналитическую психологию Карла Юнга.

В первую очередь он рассматривает религию как то, что дает человеку в жизни направленность, цель. Она дает ему причину побеждать страдания, строить отношения и преодолевать себя. Религия - это то, что задает человеку много экзистенциальных вопросов, делая его жизнь осмысленной.

Ролло Мэй антагонистически относится к атеизму, считая его "болезную", которая лишает человека оснований для осмысленной жизни. Религия на протяжении многих веков встраивала жизнь человека в какой-то контекст, соединяла его с бытием и другими. Атеизм выходит за рамки данной картины мира, он пытается строить себя вне религиозного контекста, что может привести к экзистенциальному кризису, нигилизму и циничному отношению как к себе, так и к другим или жизни в целом.

Так как автор сводит любую проблему, достойную консультирования, к проблеме этики и аксиоматики, религия, с его точки зрения, чрезвычайно упрощает для многих психологическую жизнь. Религиозный человек, с точки зрения Ролло Мэй, обладает достаточным количеством адаптивных психических функций, чтобы эффективно действовать в рамках своего общества.

Стоит отметить, что автор существовал, по большей части, внутри европейского религиозного контекста, то есть обращался к католическому и протестантскому религиозному опыту. Его лучший друг и партнер по многим работам, Пауль Тиллих, был католическим мыслителем. Есть смысл читать их вместе, поскольку на проблемы религии они вместе мыслят достаточно продуктивно.

---
Заключение
---

С моей точки зрения, Ролло Мэй - это Джордан Питерсон 20-го века. Они говорят на примерно одни и те же темы, приходят к примерно одним и тем же выводам. Одно важное отличие, полагаю, было бы в том, что Питерсон больше исследует тему толитарных систем, в то время как Ролло Мэй больше работает над слиянием экзистенциализма и психологии.

Его книга очень американская, я бы сказал - много воды, очевидных фактов вроде "если у человека уверенная походка, то, возможно, он уверенный человек", много рассуждений на стороне (о религии в частности). Но, тем не менее, это всё равно хорошая книга об этике психологического консультирования, достойная внимания.

22. Психология. Искусство психологического консультирования Обзор книг, Психология, Консультация, Психоанализ, Философия, Религия, Экзистенциализм, Смысл, Книги, Длиннопост

Психология | Psychology

20.2K поста59.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.