Серия «Про лицедеев»

343

Ван Дамм. Шпагат порвавший карьеру (часть четвёртая)

Часть первая
Часть вторая
Часть третья

"Внезапная смерть"(1995) следующий фильм Жан-Клода, с весьма пророческим названием применительно к его дальнейшей актёрской карьере, стал последней для бельгийца лентой, за участие в которой на главной роли ему заплатили всё ещё внушительный гонорар в размере 5 млн. Изначально "Внезапная смерть" задумывалась пародийным или комедийным боевиком, по словам сценариста Рэнди Фельдмана, который и написал первый вариант истории. Сценарий впоследствии был практически полностью переписан и единственной сценой из него, которая осталась в итоговом фильме была драка с талисманом хоккейной команды, в которой Жан-Клод, не без получения ответного физического урона от противницы, надрал кое-кому зад. Сейчас поединок смотрится странно, и реально вызывает улыбку - забавно наблюдать за всеми опробованными попытками умертвить главного героя Даррена МакКорда с помощью всевозможной кухонной утвари.

Перед тем как на титульную роль в этом фильме подписали Ван Дамма, дельцы киностудии планировали привлечь трёх других самых востребованных героев боевиков того времени по очереди. Предложения поступили Арнольду Шварценеггеру, Сильвестру Сталлоне, и Брюсу Уиллису, каждый из которых по своим причинам ответил отказом. Шварц и Уиллис, потому что на тот момент уже снимались в другом кино: Арни не успев сняться в "Правдивой лжи" (1994) сразу приступил к съёмкам "Джуниора" (1994), Брюс так же вовсю трудился и подготовка к "Крепкому орешку -3" (1995) отнимала все его время и силы. Слай же "соскочил" из-за недостаточно хорошего на его взгляд качества сценария, он казался ему сырым и недоработанным.

После того как третий кандидат дал понять, что сниматься в картине не будет, предложение поступило Жан-Клоду и он в свою очередь уже согласился. После чего режиссёром проекта согласился стать Питер Хайамс, с которым совсем недавно мужчины весьма плодотворно сработались и даже сдружились, работая над лентой "Патруль времени"(1994). Интересно, что изначально Хайамс не высказывал заинтересованности в создании фильма, когда впервые о нём услышал. Он считал что идея для боевика прописанная в сценарии неубедительна. Но настойчивый бельгиец, убедил режиссёра вновь поработать вместе, якобы предложив парочку "интересных идей". Думаю, что скорее всего Хайамс просто вновь рассчитывал на кассовый и общий успех их новой совместной работы и из-за этого и согласился побыть талантливым режиссёром

Практически сразу, после того как бельгиец подписал контракт на исполнение главной роли, произошло событие, которое негативно отразилось на всём производстве фильма - продюсеры студии приняли решение в два раза уменьшить производственный бюджет. По какой причине это случилось непонятно, точной информации нет, но это прямо говорило о том что Жан-Клод фактически выпал из первой обоймы героев боевиков, которых все дельцы из киностудий лишь холили и лелеяли. Впервые за несколько лет своего суперзвёздного периода Ван Дамм столкнулся с бюджетными ограничениями. Свою зарплату он конечно отработал, но в общем размахе лента потеряла - вместо Лос-Анжелеса съёмки перенесли в Питтсбург, а внутри Civic-Арены некоторые секции приходилось заполнять фигурами болельщиков вырезанных из картона - денег на необходимое количество статистов просто не было.

О каких либо непотребствах, связанных с употреблением наркотиков и огненной воды Ван Даммом на съёмках, информации нет. Всё проходило в достаточно спокойной обстановке и по графику. Думаю, что хорошие взаимоотношения с режиссёром сыграли свою роль и в этот раз он не "беспределил", и видимо употреблял вещества и горячительные напитки строго вне съёмочной площадки. Но всё-таки "звезда" немного, но покапризничала. На тот момент яростный сторонник вегетарианства (да-да) Жан-Клод отказался взаимодействовать с любыми продуктами животного происхождения на площадке. Поскольку креветки являлись неотъемлемой частью сюжета, участники команды ответственные за спецэффекты потратили около четырёх дней изготавливая креветок из баллистического геля, вырезая и раскрашивая их. Но согласитесь по сравнению с поведением на съёмках "Уличного бойца" (1994), о котором писалось ранее, вся команда отделалась "малой кровью".

Удар двумя ногами? Могу, умею, практикую!

Удар двумя ногами? Могу, умею, практикую!

Пока съёмки шли своим чередом, в недрах студии была разработана идея для сиквела и даже написан черновой вариант сценария. Под будущую премьеру даже определили примерное время, она должна была состояться осенью 1997 года. В кассовом успехе фильма, особенно с подрезанным ранее бюджетом, никто не сомневался. Планы были самые грандиозные, но преждевременные. "Внезапная смерть" провалилась в домашнем прокате, собрав лишь 20 млн. в Америке (при общем производственном бюджете в 35 млн.) Не смотря на то что мир добавил в копилку сборов ещё 44 млн. и впоследствии рынок видео наверняка вывел фильм в плюс и принёс неплохую прибыль студийным дельцам - разработка сиквела была после проката сразу же свёрнута. Все хотели только громкого успеха.

Неважные кассовые сборы нового боевика с самим Ван Даммом, отчасти можно объяснить тем фактом, что лента в прокате стартовала почти одновременно с культовым ныне фильмом "Схватка"(1995) Майкла Манна, и именно "Схватка" оттянула на себя часть лояльной аудитории, но повторюсь, отчасти. Вряд ли это было главной причиной. Скорее лента пострадала из-за своей вторичности. Западные зрители к картине отнеслись сдержанно: не хвалили, но и не ругали сверх меры. Критики же "Внезапную смерть" в большинстве своём разносили в пух и прах именно за вторичность сюжета, часто называя ленту клоном либо подражателем "Крепкого орешка", называя её "Крепкий орешек на льду". Кстати за всё время проката в США фильм собрал меньше, чем собрала третья часть ореховой франшизы с Брюсом Уиллисом за первые выходные (Уик-энд).

Пока лента снятая под флагом киностудии Universal показывала неважные результаты в прокате, Жан-Клод подписал весьма выгодный контракт с Sony Pictures, который впоследствии позволил бельгийцу продержаться в мировом кинотеатральном прокате около двух лет. Контракт предусматривал его участие в съёмах в четырёх фильмах студии на титульной роли. Через
несколько месяцев он приступил к выполнению условий контракта и начал сверкать мускулами на съёмочной площадке экшн-боевика "Максимальный риск"(1996), первым фильмом для Sony Pictures.

Первым делом бельгиец убедил нужных в студии людей, что неплохо было бы привлечь в качестве постановщика картины гонконгского режиссёра Ринго Лама, который на родине славился мрачными и реалистичными экшен-триллерами. Жан-Клод считал, что именно этот человек способен придать новой картине "правильное ускорение". Возможно бельгиец просто хотел повторить успех "Трудной мишени", но как бы там не было он устроил "голливудский дебют" уже второму азиатскому режиссёру, первым ,как мы все помним, был Джон Ву.

"Максимальный риск" навсегда зафиксировал в моей голове пару вещей: образ Ван Дамма в стильном кожаном плаще и драку в бане со здоровяком блондином

"Максимальный риск" навсегда зафиксировал в моей голове пару вещей: образ Ван Дамма в стильном кожаном плаще и драку в бане со здоровяком блондином

"Максимальный риск", хоть и отбил свой бюджет в 25 млн., заработав в общей сложности 52 млн., но это произошло только благодаря мировому прокату. В Америке боевик с бельгийцем смог собрать лишь 14 млн. и считается провальным. Критики оказались разочарованными - от Ринго Лэма они ждали куда более высокого уровня.

Немалую вклад в кассовый провал на территории США внесла неуверенная политика студии в плане продвижения фильма - у него несколько раз менялось название по ходу кампании. Первоначально предполагалось, что картина выйдет в прокат под названием "Обмен", но во время постпродакшна дельцы призадумались - подобное название ведь никак не намекает на жанр боевика - люди не пойдут. Ленту срочным образом переименовали в "Кровавый камень" и какое-то время рекламировали боевик под этим названием, пока снова не передумали. Ведь "Кровавому камню" по их мнению, неуловимо не хватало чего-то присущего боевикам с Жан-Клод Ван Даммом и в конечном итоге название сменили на "Максимальный риск".

Это был первый фильм с тогда ещё звёздным бельгийцем, которой миновал кинотеатры многих европейских стран и был выпущен сразу на видеокассетах. Всего через несколько лет этот "недуг" распространится на все новые картины с Жан-Клодом, а кинотеатральные показы попросту прекратятся. Но сильно забегать вперёд не буду. Всему своё время.

В мае 1996 года, когда Ван Дамм снимался в "Максимальном риске", на него вышли дельцы представляющие другую крупную кинокомпанию Warner Bros., с весьма интересным предложением. Бельгийцу предложили исполнить роль главного антагониста, в грядущем фильме "Песчаный взрыв" / "Песчаный шторм (Sandblast), который обещал стать крутым
и дорогостоящим боевиком. Оригинальный сценарий для ленты походил на смесь "Крепкого орешка" и "Скалолаза", в котором главный герой (на эту роль за 10 млн. подписался Уэсли Снайпс) - армейский специалист по взрывному делу, присоединялся к команде "зелёных беретов", отправленных в иракскую пустыню, чтобы найти потерянные ядерные боеголовки. И главный герой должен был сделать это противостоя опасной местности, небывалой песчаной буре, и предательству "зелёных беретов", лидера которых играл бы Ван Дамм. О предложенном бельгийцу гонораре информации нет, но фильм, возможно, способен был дать нужный толчок его забуксовавшей карьере. Жан-Клод от предложения отказался - он не был бы главным героем и титульной звездой картины и заплатили бы ему намного меньше Снайпса, ему не понравилось что его персонаж в конце по законам жанра будет убит главным героем, и он принципиально не хотел играть злодея. Проект в итоге не состоялся и навсегда осел в долгом ящике студии.

Вторая кассовая неудача подряд, да ещё и на "домашней" территории из тревожного звоночка переросла в оглушительный гул набата, который уже попросту никак нельзя было игнорировать. Жан-Клод осознал что ситуация выходит из-под контроля, и он предпринял попытку взять контроль над ней в свои мускулистые руки. Согласно контракту со студией Universal, который был заключён на пять фильмов, бельгиец мог занять кресло режиссёра-постановщика и снять
фильм с собой в главной роли, чем он и решил воспользоваться, после того как Оливер Стоун вежливо отказался от предложения поставить его следующий фильм "В поисках приключений" (1996). Основная идея фильма также принадлежала ему и подозрительно напоминала своим сюжетом - фильм, который Жан-Клода и прославил -"Кровавый спорт", разве что действия ленты "В поисках приключений" разворачивались в прошлом (1920-е).

На мой взгляд режиссёрский дебют Ван Дамма вышел довольно неплохим, если не придираться к ощущению вторичности после многократного просмотра "Кровавого спорта". Стоит отдать ему должное - бельгиец проделал большую работу и реализовал массу идей, придумав например каждому спортсмену национальную спортивную форму и уникальный стиль боя. Множество различных видов единоборств, представляли непрофессиональные актёры, которые в реальности были действующими мастерами боевых искусств. В фильме есть самое главное для тех зрителей на которых он и был рассчитан - простой увлекательный сюжет и много зрелищных боёв с приличной хореографией.

Съёмки проходили преимущественно в Тайланде и испытывали некоторые трудности по части финансирования и своевременных выплат заработной платы. Актёр Роджер Мур, наиболее известный зрителям по роли Джеймса Бонда, сыгравший одну из ролей в фильме (лорд Эдгар Доббс) позже напишет в своей автобиографии, что ему не понравилось работать с Ван Даммом и продюсерами, потому что съёмки были абсолютно не организованы, а в какой-то момент, когда из-за этой плохой подготовки закончились деньги, съёмочной группе предложили некоторое время поработать бесплатно, чтобы не выбиваться из графика. После того как члены съёмочной группы объявили о забастовке - финансирование сразу же продолжилось. Роджер Мур назвал "В поисках приключений" самой нелюбимой картиной в своей карьере, но по видимому свою роль здесь сыграло и то, что его имя в титрах не стояло первым - это ему было обещано перед подписанием контракта.

Кадр из фильма "В поисках приключений" который олицетворяет всю дальнейшую карьеру Жан-Клода

Кадр из фильма "В поисках приключений" который олицетворяет всю дальнейшую карьеру Жан-Клода

Кстати, финальный бой героя Жан-Клода - Кристофера Дюбуа с бойцом из Монголии - Ханом (Абдель Кисси) это второй бой в его кинокарьере, когда он сражался с одним и тем же актером в финальном бою в двух не связанных между собой фильмах. Первый раз с Абделем Кисси бельгиец встречался в финальном бою в ленте "Самоволка" ( о которой писалось ранее). Другой актёр с кем бельгиец выяснял отношения на кулаках дважды и в разных фильмах - это великий и ужасный Боло Йен. ("Кровавый спорт" и "Двойной удар"

Студия возлагала на режиссёрский дебют Ван Дамма большие надежды - все ожидали, что результат будет несколько лучше чем получилось в итоге. А в итоге "В поисках приключений" в домашнем прокате принёс лишь 21 млн. при общем бюджете в 30 млн. Конечно мир дал ещё 35 млн., а продажи на видео принесли неплохие барыши, но всё-таки с точки зрения продюсеров это была неудача. Они совершили ужасное открытие - не смотря на свой звёздный статус Жан-Клод перестал приносить прибыль, а провалы фильмов с его участием приобрели систематический характер. Это был последний фильм Ван Дамма, выпущенный под флагом Universal Pictures, после скромных сборов студия расторгла с ним контракт в одностороннем порядке.

Кинобизнес, как и любой бизнес не прощает ошибок и главная его цель это прибыль, к подобному решению студии можно относиться по разному и даже назвать ударом в спину. Но тем не менее у бельгийца оставался ещё контракт с Sony Pictures, одной из крупнейших киностудий Голливуда. И забегая немного вперёд, скажу, что на мой взгляд у актёра было как минимум два реальных шанса остановить падение своей карьеры, но в силу независящих от него причин: карма ли это, судьба или просто стечение обстоятельств, таких как медленное, но верное уменьшение общего спроса на боевики, у него не получилось это сделать. Его птица удачи отлетала всё дальше, дразня бельгийца прекрасным оперением, но больше в руки не давалась.

Фильм "Колония"(1997), следующий фильм с участием Жан-Клода, изначально был очень перспективным и многообещающим проектом в жанре шпионского боевика. Оригинальный скрипт был написан известным сценаристом Доном Якоби ("Филадельфийский эксперимент", "Боязнь пауков") и продан студии почти за полтора млн. в 1995 году. Изначально действия в нём
происходили на отдалённом острове в Греции, который служил принудительным убежищем для специальных агентов ЦРУ, чьё прикрытие было по той или иной причине раскрыто и сосредотачивался сюжет на человеке, который после целого ряда неудачных попыток сбегал с острова, чтобы отомстить своему заклятому врагу.

Ван Дамм во множестве интервью говорил что изначально сценарий был просто отличный, и именно по этой причине он дал своё согласие на участие в съёмках фильма. Но после того как к проекту присоединились Микки Рурк и Деннис Родман, сценарий принялись усердно переписывать, оставив от оригинала лишь пару незначительных сцен, в результате чего итоговый фильм получился слишком "мультяшным".

О возможном провале, даже после уничтожения более удачной версии сценария никто и не думал, шутка ли Микки Рурк и Деннис разукрашка Родман в одном фильме с Жан-Клодом... да на такое сборище "звёзд" просто толпы желающих должны повалить! Очевидно создатели картины думали именно в этом ключе, и логически обоснованные предпосылки к этому в принципе были.

Какие логически обоснованные предпосылки спросите вы...

Какие логически обоснованные предпосылки спросите вы...

Микки Рурк тогда уже практически свалился в десятилетнюю бездну кино-забвения (чтобы потом триумфально вернуться с фильмом "Рестлер" и снова пропасть). Девяностые больно ударили по его карьере чередой кинотеатральных провалов, которые шли один за другим - без
просветов. А сам Рурк прошёл через множество скандалов, завязанных на алкоголе и депрессии актёра. Но так случилось, что после выхода на экраны фильма "Пуля" 1996, который собственно тоже провалился, об актёре наперебой заговорили западные кинокритики, расхваливая его талант, а дальше их дело подхватила пресса, в общем в медийном пространстве образовался эдакий информационный пузырь о его самом скором триумфальном возвращении на экраны. Студийным дельцам не повезло довериться этим домыслам.

Родман это вообще отдельная тема. Его присутствие в проекте сразу посчитали очень хорошим знаком. В 1996 году эпатажный и гораздый на скандальные выходки баскетболист был на пике своей медийной популярности и получал множество щедрых предложений от голливудских студий, на съёмки в фильмах в ролях второго и даже первого плана ("Суперагент Саймон"). Как только баскетболист подписал контракт на участие в фильме, его создателями сразу же было принято сомнительное решение о смене названия. Оригинальное "Colony" быстренько заменили на "Double Team". Это баскетбольный термин означающий агрессивное противодействие одному атакующему игроку силами двух защитников. Четырёх лет хватило с момента его дебюта в ленте "Колония", чтобы все осознали, что его сомнительная персональная слава не несёт никакой пользы в кинематографе: его непосредственное участие потенциального зрителя не приманивало. После 2000 года Деннис Родман из мира большого кино навсегда перебрался на телевидение, где и растворился в небытие.

Конечно у картины были свои плюсы, для своего времени у неё был стильный визуал и весьма бодрые рукопашные схватки, особенно в первой половине фильма: драки в больнице и гостинице, тренировка героя Ван Дамма и собственно сам побег из "Колонии", и разумеется финальная битва с главным антагонистом. Здесь не прошло бесследно участие Саммо "Китайского городового" Хуна, который был приглашён в качестве ведущего хореографа экшн-сцен. Съёмки фильма проходили в разных европейских странах (Бельгия, Франция, Италия) и пейзажи и общие планы были приятными. Но ничего не помогло спасти кино от громкого провала. Ни Микки Рурк, который подвергся самому серьёзному режиму тренировок в своей карьере, чтобы в финальном бою его персонаж Ставрос смог без стыда оголить торс перед мускулистым бельгийцем (который тоже таки снял рубаху перед дракой). Ни Деннис Родман, герой которого за фильм шесть раз умудрился сменить причёску и цвет волос. Ни, собственно, Ван Дамм, который вероятно видел к чему всё клонится после переписывания сценария, но не имеющий возможности оказаться от своего участия в ленте по той причине, что он уже по сути перестал быть "суперзвездой" и фактически уже цеплялся за сколь было удобоваримые варианты с надеждой прекратить своё дальнейшее падение.

Чуда не произошло. "Колония" провалилась в домашнем прокате при общем производственном бюджете в 30 млн. собрав лишь 11 млн., к сожалению данные по сборам в мировом прокату
отсутствуют, но уверен - они были самые посредственные. Американские критики в пух и прах разнесли картину, зрители были чуть более благосклонны, но всё равно общая зрительская оценка в настоящее время не дотягивает даже до скромных пяти баллов из десяти (4,8 на основании 34 тысяч оценок на IMDb). Фильм получил три золотые малины, так или иначе связанных с присутствием в фильме Денниса Родмана.

Здесь был Джеки!

Здесь был Джеки!

Провал "Колонии" мгновенно подкосил старину Рурка, и Ван Дамму разумеется на пользу не пошёл. Это был последний фильм с участием бельгийца, который выходил более чем на двух тысячах экранах. Его актёрская карьера начала биться в реальной агонии, и до конца её кинотеатрального периода оставалось совсем немного...

Продолжение следует

Вот и всё на сегодня ребята! Благодарю за внимание, если пост понравился вы знаете, что делать!
Телеграм
ВК
Дзен

Показать полностью 5 2
179

Ван Дамм. Шпагат порвавший карьеру (часть третья)

Часть первая
Часть вторая

"Самоволка" (1990) стала для Ван Дамма своеобразным опытом, попав в кабалу киностудии "Imperial Entertainment" на участие в двух фильмах ещё при подписании контракта перед съёмками "Чёрного орла", бельгиец отработал по своим обязательствам на все сто процентов. Идея самого фильма принадлежит именно ему, кроме непосредственного участия в написании сценария он то и дело добавлял в по ходу съёмок свои незначительные "фишки", например бой выигранный ударом по причинному месту, или появление одного из бойцов в шотландском килте - это его рук дело, точнее неуёмной фантазии.

Съёмки истории о современных гладиаторах, нещадно бьющих друг друга на потеху богачам, прошли без неприятных инцидентов и "Самоволку" выпустили в прокат раньше "Ордера на смерть", который пылился на полке уже около года, пока имущество снявшей его и обанкротившейся студии переходило "рыбе покрупнее" Metro-Goldwyn-Mayer (MGM - у них лёва рычит на заставке).

Забавный факт, при съёмке боя в полуосушенном бассейне, актёр дравшийся с Жан-Клодом немного перестарался и отправил того в нокдаун метким ударом ноги по темечку. Съёмки пришлось остановить более чем на час, пока потерявшийся Франсуа приходил в себя. Эффект бумеранга в действии, это карма друзья мои - ранее бельгиец сам частенько грешил подобным образом на съёмках своих самых ранних картин и не стесняясь лупил коллег перед камерой, пытаясь обратить на себя внимание вселенной.

На съёмках этого боя Ван Дамма навестила карма

На съёмках этого боя Ван Дамма навестила карма

В начале августа 1990 года "Самоволка" вышла в кинотеатральный прокат и отлично в нём выступила: при общем производственном бюджете в 6 млн. ленте удалось только в американском прокате заработать 24 млн. Европейцы также снова повалили в кинотеатры: Франция, Германия, Испания донесли в копилку ещё около 12 млн. Представители киностудии принялись охаживать Жан-Клода по поводу сиквела, но бельгиец ответил отказом: во первых его засыпали предложениями игроки покрупнее и посерьёзней, а во вторых он припомнил все недостатки работы при съёмках того же "Чёрного орла". Ван Дамм смотрел только вперёд и ввысь. Перед ним были открыты все двери, а ступени к вершинам славы уже с нетерпением поблёскивали в ожидании его подошв. В третьем фильме студии он снимется уже на спаде своей карьеры.

Тем временем MGM официально завладело всеми правами на имущество обанкротившейся Cannon Group и боссы приняли решение, на фоне набирающей в Америке обороты популярности Ван Дамма, представить широкой общественности и "Ордер на смерть". Здесь уже сработало имя бельгийца на плакатах и фильм практически полностью лишённый какой либо рекламной кампании, только за счёт упоминания Жан-Клода в главных ролях, умудрился заработать 16 млн. в американском прокате. Отныне имя актёра ассоциировалось с прибылью и успехом, и его просто завалили предложениями со всех сторон. Теперь бельгиец мог сам выбирать в каком проекте он мог бы исполнить титульную роль. До ранга "суперзвезды" Голливуда, ему осталось сделать лишь несколько шагов.

И следующий шаг, съёмки в фильме "Двойной удар" (1991) был сделан в правильном направлении. Лента о разлученных в детстве близнецах, которые повзрослели в разлуке, обретя противоположные черты характера, и волею судьбы объединились, чтобы отомстить за родителей, снова стала очередным кассовым хитом в личной копилке Ван Дамма. Он специально выбрал именно эту роль, так как желал доказать зрителю, что является актёром весьма разноплановым. Один из братьев был жестоким, а второй чутким и добрым, и именно на этом контрасте аудитория должна была оценить его актёрскую работу. И аудитория оценила. Ван Дамм, выступивший соавтором сценария и продюсером, затянул для участия в ленте Боло Йена, с которым познакомился ещё во времена съёмок "Кровавого спорта". Харизматичный Боло и здесь на "ура" отыграл главного антагониста. Лента при бюджете в 16 млн. заработала 30 млн. только в Штатах.

Следующая роль в фантастическом боевике "Универсальный солдат" (1992) окончательно укрепила Жан-Клода в статусе молодой голливудской суперзвезды. Фильм из-за возрастных ограничений достаточно скромно выступил в американском прокате, но благодаря удачным показам в других странах, смогла заработать 100 млн. при общем производственном бюджете в 16 млн., и впоследствии даже обрести общепризнанный культовый статус в рамках жанра фантастического боевика.

Здесь самым интересным фактом для меня было то, что съёмочную площадку, которая на тот момент находилась в пустыне, по причине приятельских отношений с одним из продюсеров посетил лично Арнольд Шварценеггер и пообщался с восходящими звёздами Ван-Даммом и Лундгреном, дав им парочку дельных советов. Интересно Жан-Клод вспоминал историю как его молодого и глупого турнули со съёмок "Хищника"?

Всё у бельгийского паренька просто замечательно

Всё у бельгийского паренька просто замечательно

Начало и середина 90-х стали для Жан Клода золотым временем расцвета актёрской карьеры, перед ним были открыты все двери - он сам мог решать в каких фильмах ему сниматься, а суммы гонораров взлетели до цифр с шестью нолями. Он мог позволить себе многое, и он позволял - увлечение запрещёнными веществами и алкоголем бежали наперегонки с раздутой гордыней и чувством собственной важности. Что он делал за кадром пока мало волновало студийных боссов - актёр был настоящей золотой жилой. Пока с его помощью им удавалось срывать куш раз за разом, на его похождения все закрывали глаза.

«Я уже не кинозвезда, а бренд. Ван Дамм – это как джинсы Levi’s. Еду в отпуск и, куда бы ни отправился, вижу, что люди любят меня не за фильмы, а за имя» ЖКВД

Американская жёлтая пресса разглядела в разгулявшейся голливудской звезде лакомый кусочек, и он с завидной регулярностью мелькал на её страницах. В основном там обсуждали его многочисленные супружеские измены, новых любовниц, разводы, вождение в нетрезвом виде. Но пока бельгиец приносил отличную прибыль, он был неприкасаем - все вопросики "обкашливались" на местах, да и до полной бессознательности Жан-Клод пока ещё не наглел.

Активное злоупотребление запрещёнными веществами и "огненной водой" с одной стороны ,и не на шутку разгулявшееся высокомерие с другой стороны, и стало тем шпагатом, что порвал его карьеру в клочья, и отправил в пучину практически полного забвения.

В 1993 году Ван-Дамм отметился в фильме "Некуда бежать" и впервые отлаженный бельгийский механизм по зарабатыванию денег в кинотеатрах дал сбой. Лишь благодаря международному прокату, общие кассовые сборы позволили принести прибыль, американские кинотеатры в этот раз практически подвели бельгийца под монастырь, дав кассу в 20 млн. при бюджете фильма в 15 млн. но в итоге всё обошлось. "Некуда бежать" с самого начала был фильмом проблемным, и задумывался совсем другим по жанру (это должна была быть криминальная драма) и тону повествования. Оригинальный сценарий мог похвастаться полным отсутствием какого-либо экшна, в особенности рукопашных схваток. Общей была только идея с беглым заключенным, который прятался у вдовы с двумя детьми, и он не то чтобы бил нехороших людей ударом ноги в прыжке с разворотом, он даже ног выше пупка не поднимал. Должна была получиться крайне трогательная история любви, а главная роль писалась исключительно под Мела Гибсона. Но Гибсон в то время был слишком занят, либо гонорар его не устраивал - в те годы он привык получать за своё участие на главных ролях не менее 10 млн. А Жан-Клода устраивала сумма гонорара в 2,5 млн.

Сценарий на скорую руку переработали под звёздного бельгийца и приступили к съёмкам. Розанна Аркет (исполнительница главной женской роли) позже говорила в интервью, что работать с Ван Даммом ей не нравилось, и она согласилась на роль, только по причине того, что в то время хорошие проекты ей стали редко предлагать. Франсуа, тоже не стеснялся делиться своими мыслями и заявлял, что сценарий был "никаким", и что сценарист лично приезжал к нему на поклон и обещал скрипт доработать. Но когда пришло время съёмок, выяснилось, что сценарий остался таким же сырым. Бельгиец не стал отказываться от съёмок из-за такой мелочи. "Некуда бежать" позволил получить ему гонорар, упомянутый выше, обновивший личные рекорды актёра.

"А чего добился ты?" как бы спрашивает бельгиец с промо фильма "Патруль времени"

"А чего добился ты?" как бы спрашивает бельгиец с промо фильма "Патруль времени"

Затем последовало очередное обновление рекорда по зарплате, за роль Ченса Будро в фильме "Трудная мишень" (1993) срежиссировал который маэстро гонконгских боевиков Джон Ву, Жан-Клоду заплатили 3,5 млн. и кроме того наделили правом творческого контроля и "последним словом" при монтаже ленты. Так получилось, что в третий раз он заперся в монтажной комнате именно после съёмок "Трудной мишени", и если первые два раза ("Кровавый спорт", "Киборг") были обусловлены благими намерениями с его стороны: желанием того, чтобы фильмы вообще увидели свет, а не сгинули на полках, то в этот раз бельгийцу не понравилась невероятная химия между главными антагонистами и их отличная актёрская игра. Всё дело в том, что на тестовых показах зрителям очень понравились " харизматичные негодяи" в исполнении Арнольда Вослу, и Лэнса Хенриксона. Понравились настолько, что дельцы студии Universal, под чьим флагом снимался фильм, даже задумались о сольном фильме про похождения этих опасных мужчин.

Вредный бельгиец, высокие чувства которого были задеты подобным раскладом, не откладывая, использовал своё право творческого контроля и за два дня смонтировал фильм по-своему, вырезав почти тридцать минут отснятого материала: под ножницы конечно, в основном попали сцены с антагонистами. Ван Дамм не стесняясь говорил, что "зрители будут платить за фильм с ним, а не за фильм с Хенриксоном".

Все эти действия больно ударили по азиатскому мировоззрению именитого гонконгского режиссёра приехавшего покорять Голливуд, он не был главным на площадке, у продюсеров и главной звезды было слишком много власти - они диктовали условия, и объясняли наёмному китайцу, как именно он должен работать. В многочисленных интервью Джон Ву одновременно хвалил Жан-Клода, называя его "трудолюбивым парнем" и ругал за вмешательство в режиссёрскую работу. Забавным требованием (которые выполнялось) эгоцентричного бельгийца, была постоянная съемка несколькими камерами, сосредоточенных только на его мускулах (этот материал Ву в итоге не использовал), к тому же он слишком часто разговаривал по мобильному телефону, во время рабочего дня, забывая о сжатых графиках съёмок, видимо активно обсуждая будущие проекты.

Примерно так выглядит уязвлённое самолюбие "суперзвезды"

Примерно так выглядит уязвлённое самолюбие "суперзвезды"

"Трудная мишень" стала кассовым хитом, не смотря на всю эпопею с лишним монтажом. Фильм собрал 75 млн. при бюджете в 15 млн., а затем блестяще проявил себя в продажах на носителях, и актёр окончательно утвердился в своём мнении, что он точно всё делает как надо, и ведёт себя ровно так как полагается большим людям.

Следующий фильм с важным бельгийцем в главной роли был фантастический боевик "Патруль времени" (1994) - экранизация серии одноимённых комиксов, который стал вторым и последним фильмом с Жан-Клодом в главной роли, которому удалось преодолеть планку в 100 млн. общих кассовых сборов. Также "Патруль времени" стал первым фильмом Ван Дамма, который снял режиссёр Питер Хайамс, позже мужчины продолжат плодотворно сотрудничать и выпустят ещё два фильма. В своих интервью Жан Клод, всегда вспоминал его добрым словом, и не раз говорил, что в самые сложные свои времена, во время лечения в специализированном учреждении от наркозависимости, рядом не было никого, кроме Питера. Режиссёр оказался единственным человеком, который его навещал.

Что и говорить 1994 год стал для актёра пиком его успеха, с самыми крупными гонорарами по 5-8 млн. за роль и самыми высокими кассовыми сборами в карьере

Фантастический боевик "Уличный боец"- экранизация одноимённой компьютерной игры: знаменитой серии файтингов "Street Fighter" стал началом конца Жан-Клода как голливудской звезды первой величины, хотя должен был наоборот стать большим хитом и только укрепить его в этом статусе. Но обо всём по порядку.

Ван Дамму в 1993 году практически одновременно поступили предложения на съёмки в двух фильмах, экранизациях конкурирующих между собой компьютерных игр-файтингах: "Уличный боец" и "Смертельная битва" (Mortal Kombat). Во втором ему предлагали роль Джонни Кейджа, создатели игры при создании этого персонажа (кинозвезда, голливудский повеса острый на язык и владеющий единоборствами) вдохновлялись именно бельгийцем, даже его коронный удар по кокосам в шпагате позаимствовали из фильма с его участием. Однако актёр выбрал первый вариант. И конкретно на тот момент это был полностью правильный и со всех сторон обоснованный выбор. Во-первых за "Уличного бойца", от японской корпорации Konami ему был предложен гонорар с баснословной для него суммой - 8 млн., и дельцы отвечавшие за "Смертельную битву" перекрыть такое предложение не могли, весь бюджет их фильма был лишь на десять миллионов больше. Во-вторых, когда Жан-Клоду поступили эти предложения игра "Street Fighter" была гораздо более популярна в мире, чем "Mortal Kombat", у которой на тот момент была в продаже лишь первая и единственная часть.

На съёмках "Уличного бойца" женатый паршивец в очередной раз отличился и закрутил роман с милашкой Кайли Миноуг

На съёмках "Уличного бойца" женатый паршивец в очередной раз отличился и закрутил роман с милашкой Кайли Миноуг

На этапе производства у фильма было множество проблем: не слишком успешное и дорогостоящее обучение актёров базовым навыкам боевых искусств, изнуряюще жаркая погода в Тайланде, в результате которой артисты часто болели и теряли в весе, проблемы с логистикой и доставкой съёмочной группы на площадку: в стране чуть не состоялся государственный переворот, дороги были перекрыты военными и приходилось добираться до мест съёмок на катерах. Но самой большой проблемой, и самым большим испытанием для всех стало поведение ведущей звезды и исполнителя главной роли, а также его постоянные капризы и жалобы на условия труда.

"Тогда мне нельзя было об этом говорить, но сейчас можно — Жан-Клод долбил кокс до одури". Стивен Е. де Соуза (режиссёр)

Жан-Клод часто конфликтовал со всеми членами съёмочной группы, закрывался в своём трейлере и не выходил из него, мог покинуть съёмочную площадку под предлогом, что ему надо "подкачать мускулы", или мог вообще не появиться на съёмках. Бельгиец позволял себе приходить на площадку в невменяемом состоянии, с бутылкой шампанского, или дорогого виски наперевес. Влиять на него худо-бедно удавалось дистанционно, через звонки продюсеров студии, и его агентов, которые находились в Америке. Он попросту сорвал утверждённый график съёмок - бельгийца совершенно ничего не заботило и не волновало. В более поздних своих интервью Ван Дамм ничего не отрицал и даже признавался, что в свои "лучшие" времена мог тратить больше 10 тыс. долларов в неделю на бодрящий его порошок. И не было на него в те дни никакой управы.

"Уличный боец" в прокате показал себя достаточно хорошо и заработал чуть менее 100 млн. долларов, при общем производственном бюджете в 35 млн. Но разгромные отзывы критиков, плохие общие оценки зрителей и самое главное - отвратительное поведение бельгийца вскоре дали о себе знать. В Голливуде скоро каждая собака знала о его выходках, и желающих работать с актёром дельцов из крупных киностудий заметно поубавилось, не смотря уже ни на какую прибыль от фильмов с его участием.

Корона на голове Ван Дамма стала настолько огромной, что он потерял равновесие, находясь на самой вершине Голливудского Олимпа. Потеряв равновесие он вступил в своё непомерное эго, оступился, затем споткнулся о чувство собственной важности и начал падать.

Продолжение следует

Вот и всё на сегодня ребята! Благодарю за внимание, если пост понравился вы знаете, что делать! Жалобы на графоманию готов встречать в комментариях.
Телеграм
ВК
Дзен

Показать полностью 5
160

Ван Дамм. Шпагат порвавший карьеру (часть вторая)

Я конечно не заставляю, но рекомендую ознакомиться с первой частью, чтобы не запутаться в хронологии творческого пути Жан-Клода.

После того как отснятый материал, который в последствии стал фильмом "Кровавый спорт" лёг на полку студии, Ван Дамму снова не повезло: ему предложили роль на которую он без лишних разговоров согласился, но в итоге бельгийца уволили через несколько дней после начала съёмок. Жан-Клод чуть было не снялся в культовом фантастическом боевике "Хищник" (1987) причём именно в роли инопланетного охотника.

А ведь так хотелось фото со Шварцем

А ведь так хотелось фото со Шварцем

Сам актёр в одном из интервью озвучил версию, что его просто решили заменить после того, как он отказался выполнять сложные и небезопасные трюки в первой версии костюма антогониста, в которой было неимоверно жарко. Вы только посмотрите на его изначальный облик это не знакомый и полюбившийся всем "Хищник" - это какая то помесь кряквы и богомола, и я не думаю, что работать в нём было шибко удобно. А пригласили его на съёмки, так рассчитывали, что актёр, используя своё мастерство боевых искусств, аки ниндзя ловко-быстро-грациозно скакал бы по джунглям, истребляя зазевавшихся коммандос.

По другой версии основной причиной увольнения бельгийца была его низкорослость, не получалось на фоне Шварценеггера сохранять устрашающий вид - скорее рядом друг с другом они выглядели комично. Кроме того, как утверждал Джесси Вентура (актёр сыгравший Блэйна Купера) в своей автобиографии, Ван Дамм вёл себя агрессивно и даже успел подраться с каскадёром из съёмочной группы, он был очень недоволен тем, что его лицо не будет видно в кадре, и постоянно жаловался на жару в костюме.

Просидев пол года без работы Ван Дамм подписался на роль второго плана в нехитром шпионском боевичке "Чёрный орёл" (1988). И в нём он так же сыграл плохого русского парня, только имя у него уже было не Иван, а Андрей. и у Андрея был даже шикарный белый ВАЗ 2105. Так как Жан-Клод на тот момент не был особо известен, востребован, и нужен, студия "Imperial Entertainment" при подписании контракта с молодым актёром, выдвинула условие об обязательном участии бельгийца ещё в двух фильмах, роли в которых могли быть как главными, так и самыми дальними, и Жан-Клоду пришлось это условие принять. Деваться особо было некуда, предложениями его ещё не баловали, а мечты о славе не давали покоя.

Практически Бонд. Промо-фото фильма "Чёрный орел"

Практически Бонд. Промо-фото фильма "Чёрный орел"

Он даже немного, на общественных началах, потрудился над сценарием фильма, внеся парочку незначительных изменений, касающихся его резвого антагониста. На съёмках Жан-Клод продолжил стараться в своих попытках дать людям больше эффектного зрелища и продолжил поколачивать всех актёров-коллег, кому не повезло сойтись с ним в бою перед камерой. Досталось даже и главному герою ленты, которого играл Сё Косуги, также как и бельгиец обладавший реальными профессиональными навыками в карате.

Японец достаточно долго держался и терпел удары не обусловленные сценарием, которые со всем рвением наносил ему ретивый противник. Но в конце-концов, нервы либо гордость его подвели и он стал лупить своего американского коллегу в ответ. Состоялась реальная драка на съёмочной площадке, актёров кое-как растащили и развели по углам, после чего Ван Дамм категорически отказался погибать в финале фильма от рук главного героя, как это было принято в подобных лентах. Концовку фильма, снова переписали на коленке и Андрюшу героически булькающего и протягивающего трясущуюся руку из под воды размотало винтами мотора небольшой яхты.

На съёмках этого фильма Ван Дамм осознал, что "Кровавый спорт" всё-таки то самое кино, которое и даст настоящий старт его актёрской карьере. Бельгиец вновь пошёл обивать пороги продюсеров киностудии "Cannon Group", что убрали плёнку в долгий ящик, и Ван Дамму удалось замотивировать их завершить фильм до конца. Он обещал совершенно бесплатно, и без упоминания своего имени в титрах, полностью взять на себя работу монтажёра. Настойчивому молодому человеку отдали весь отснятый ранее материал и он собрал из него то самое, ставшее культовым кино, которое мы все и знаем. Итоговый вариант его работы устроил всех важных людей на киностудии, и те в 1988 году, усмотрев наконец финансовый потенциал картины, запустили её прокат в американских кинотеатрах, спустя практически два года после съёмок.

На съёмку сцены финального боя в "Кровавом спорте" ушло всего лишь пол-дня

На съёмку сцены финального боя в "Кровавом спорте" ушло всего лишь пол-дня

"Чёрный орёл" же, по воле случая, кинотеатральный прокат так и не получил, и сразу ушёл покорять рынок видео, но это уже было Ван Дамму на руку - далеко не лучший образец шпионских боевиков в прокате скорее всего бы провалился. А вот "Кровавый спорт" проявил себя превосходно и пошумел в кинотеатрах, практически десятикратно отбил свой полуторамиллионный бюджет только в США, мировой прокат принёс ещё дополнительно восемнадцать миллионов. Официальную выручку на рынке видеокассет, к сожалению, даже не отследить. В Штатах в кино на этот фильм, сходило 3 млн. человек. Во Франции был миллион зрителей, триста тысяч немцев познакомились с прытким бельгийцем. Реальный старт актёрской карьеры, старательного Жан-Клода, который очень много ради этого трудился, наконец-то состоялся.

Затем он получил главную роль в бюджетном фантастическом боевике "Киборг" (1989), который как и "Кровавый спорт" трудолюбивый Франсуа снова смонтировал самолично. Сценарий этого фильма режиссёр Альберт Пьюн состряпал из нескольких несостоявшихся проектов, которые тогда разрабатывались студией Cannon Group: один из них отменённый сиквел провальной ленты с Дольфом Лундгреном "Повелители Вселенной", вторым (неожиданно!) была экранизация комиксов про "Человека Паука" издательства Marvel, на написание сценария которого уже были потрачены какие-то средства. Общие затраты на сценарии, подготовку наработок, костюмов и декораций к этим проектам составили около 1,5 млн., и дельцы студии жаждали вернуть уже потраченную сумму, сняв по-быстрому новый фильм с минимальными затратами. Поэтому всё что можно было использовать в качестве декораций или необычных костюмов - использовали в "Киборге" максимально. Конкретно сам фильм без учёта всех этих плюшек обошёлся в пятьсот тысяч долларов.

Звезда "Кровавого спорта". Такие были надписи на постерах "Киборга"

Звезда "Кровавого спорта". Такие были надписи на постерах "Киборга"

Сняли фильм "Киборг" за три с половиной недели, всего за 24 дня, в окрестностях городка Уилмингтон (Северная Каролина), особенно не выбирая локации поживописней- снимали практически где придётся. При этом все актёры сыграли как минимум, по несколько ролей в массовке, переодеваясь и немного изменяя внешность, иногда просто пряча глаза за солнцезащитными очками и взъерошивая причёски. Все эти ухищрения для бедных были обусловлены тем что киностудия "Cannon Group" уже фактически находилась на грани банкротства из-за продолжительной череды неудач (под их флагом снималось очень много фильмов, в том числе и довольно дорогостоящих, которые слишком часто проваливались в прокате).

Всё это, естественно, самым негативным образом отразилось на общем качестве картины и тестовые показы отснятого материала показали, что фильм понравился лишь одному зрителю из ста, остальные зрители поставили ленте негативные оценки. Здесь же воротилы из студии вели себя по другому, убирать фильм в долгий ящик, как это было с "Кровавым спортом" никто не планировал - они наоборот желали поскорее выпустить кино в прокат, и собрать хоть какие-то деньги в Штатах, чтобы хотя бы отбить часть расходов. Спешному исполнению этих планов помешал Ван Дамм, который был уверен, что фильм может получиться лучше, и второй раз в жизни ему пришлось убеждать продюсеров отдать ему плёнки, дабы применить на них свои навыки монтажёра. И бельгиец снова справился, либо ему просто повезло. В прокате "Киборг" конечно не выстрелил, но в общем проявил себя достойно и при двухмилионном производственном бюджете сумел собрать по США десять миллионов.

А затем пришло время "Кикбоксера" (1989), победно ворвавшегося на экраны кинотеатров и он уже был самым настоящим жанровым хитом, разлетевшимся по миру. Используя общие собирательные мотивы справедливости и возмездия, фильмов о единоборствах, приправленные семейной драмой и местью за родного брата, и сдобренной великолепной для своего времени хореографией боёв и трюками под руководством Клода Гетца - тренера карате, у которого сам Ван Дамм проходил довольно жёсткое обучение непосредственно перед съемками фильма. Все эти факторы создали благоприятный фон для похода в кино для знакомства с этим жанровым чудом. Зрителям очень понравился простой и весьма зрелищный фильм. Настолько понравился, что при общем производственном бюджете в 1,5 млн. "Кикбоксер" в мировом прокате собрал чуть более 40 млн., из которых только 15 млн. дала Америка. Европа также потянулась в кинотеатры: французы, немцы, испанцы помогли собрать картине приличную кассу. Имя "Жан-Клод Ван Дамм" оказалось у всех на слуху.

Хоба! Добро должно быть с ногами, как говорится!

Хоба! Добро должно быть с ногами, как говорится!

После успеха "Кикбоксера" пришло время Ван Дамму сняться в последнем фильме взрастившей его киностудии, которой бельгиец был очень благодарен, и которой конечно был обязан своей актёрской карьерой. И это был, пожалуй, самый скромный фильм начала его "звёздного" периода, а точнее наименее раскрученный - "Ордер на смерть", или как он чаще назывался на наших видеокассетах с одноголосым гнусавым переводом "Заговорённый". Никакой рекламной кампании у ленты не было - снимала его по сути уже разваливающаяся студия, происходившие в которой процессы верно вели к банкротству. Виноват в этом Ван Дамм конечно не был, он наоборот приносил "Cannon Group" прибыль. Просто некая неосмотрительность её боссов и съёмки одновременно большого количества дорогостоящих фильмов с треском проваливающихся, дало о себе знать. Как это например произошло с проектом Сталлоне "Изо всех сил", который при общем бюджете в целых 25 млн., собрал на своей земле лишь 16 млн.

Многие из "олдов" возможно помнят тот забавный факт, что Ван Дамм и Стивен Сигал недолюбливали друг друга, и во времена своих лучших дней они часто публично опускали едкие замечания в адрес друг друга в различных интервью. Сигал например утверждал, что бельгийский мускул совсем не владеет карате, а Ван Дамм пробовал объяснить ожирение Стивена попыткой сменить личность, чтобы скрыться от мафии. Но на самом деле вражда пошла именно из-за фильма "Ордер на смерть", когда дельцы студии предпочли взять на главную роль набирающего популярность Жан-Клода вместо Стивена.

Вообще это кадр фильма "Ордер на смерть", но в моей голове это символичная метафора, как позже Франсуа схватят за горло дурные пристрастия

Вообще это кадр фильма "Ордер на смерть", но в моей голове это символичная метафора, как позже Франсуа схватят за горло дурные пристрастия

Многочисленные кассовые провалы студии, как и некие махинации её владельцев обратили на неё взор Комиссии по ценным бумагам. Началась процедура банкротства и передача всего имущества, в том числе и плёнок с последними фильмами, киностудии покрупнее. "Ордер на смерть" не видел света более года, но Ван Дамма это уже вряд ли волновало, его актёрская карьера набрала обороты, и чтобы избавиться от контрактных обязательств, заключенных с "Imperial Entertainment" перед съёмками "Чёрного орла"- бельгиец превратился в настоящий человек-оркестр, приняв самое деятельное участие в создании картины "Самоволка". Он нацелился на работу с крупнейшими голливудскими студиями и хотел как можно скорее выполнить условия контракта по двум обязательным фильмам с его участием, и о ролях эпизодических речи уже быть не могло. Его имя привлекало зрителей, и от внимания студийных дельцов этот факт ускользнуть уже не мог.

Этот набирающий скорость бельгийский локомотив, уже практически ничто не могло остановить.

Продолжение следует

Вот и всё на сегодня ребята! Благодарю за внимание, если пост понравился вы знаете, что делать! Жалобы на графоманию готов встречать в комментариях.
Телеграм
ВК
Дзен

Показать полностью 6 1
463

Ван Дамм. Шпагат порвавший карьеру (часть первая)

Вы готовы к длинному посту (скажу сразу - он будет разбит на несколько частей) о быстром взлёте актёрской карьеры и не менее стремительном её падении, и фактически забвении, человека, который в девяностые стал кумиром многих миллионов зрителей, и даже смог на какое-то время побыть звёздным героем боевиков - встать в один ряд с такими голливудскими титанами, как Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне? Вы готовы.

Ибрагим Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг, это имя вам о чём ни будь говорит? А если добавить "Дамм"? Говорит несомненно. И сегодня мы более внимательно присмотримся к этому актёру, которому с помощью неустанного труда, энтузиазму, и удаче - удалось схватить птицу счастья за хвост, и пробиться на самую вершину Голливуда реально начиная с самых низов. Этот человек создал себя сам, он стремился сделать кинокарьеру, стремился к славе, но получив желаемое не смог этого удержать: "звёздная болезнь" дала о себе знать: испытание славой и богатством мужчина не прошёл, и гипертрофированное чувство собственной важности вкупе с пристрастием к алкоголю и запрещённым веществам, как и не зависящее от него уменьшение зрительского интереса к жанру боевика, погасили его актёрскую карьеру.

Рассказать есть о чём, история творческого пути Франсуа, достаточно интересна и мучать читателей чрезмерным обилием букв я смысла не вижу (тем более сам портал ограничивает количество знаков). Ещё хочется сказать, уважаемые читатели - я не буду затрагивать общих тем дороги его жизни: в какой семье он родился, и как он рос, как учил английский язык, как сменил балет на восточные единоборства, и каких успехов добился на этом поприще. Сколько у него было бракосочетаний, сколько жён, любовниц, разводов. Постараемся говорить лишь о событиях, которые были знаменательны для его кинокарьеры, и которые оставили свой след в ней, и к чему либо привели, на том или ином этапе своего развития.

ЖКВД ловит птицу счастья

ЖКВД ловит птицу счастья

Жан-Клод Ван Дамм в начале девяностых стал легендой боевиков "эры видеосалонов" и славной эпохи VHS в нашей стране. Немного грустно, что его звезда так ослепительно ярко вспыхнув в своё время, нынче тусклым светом тлеет на задворках индустрии. Думаю, он и сейчас остаётся легендой для большого количества людей, просто его славные времена прошли, и этому факту он лично активно поспособствовал. Это печальный и очень распространённый исход в Голливуде. Неловко осознавать что новое, подрастающее поколение не знает ни его имени, ни ролей. Поэтому все отцы и дедушки, если у вас есть такая возможность - сажайте свою молодёжь перед экраном, и посмотрите вместе что либо из "лучшего". У всех ведь есть любимый фильм с ним. У меня это (извините) "Трудная мишень".

Ещё до переезда в Соединённые Штаты из родной Бельгии, Франсуа, в нежном восемнадцатилетнем возрасте успел засветиться в эпизодической роли в бельгийской ленте "Женщина между собакой и волком" (1978), о Второй Мировой войне, главную роль в которой исполнил Рутгер Хауэр. Увидеть мечтательного юнца можно лишь в паре сцен, и то только если вы смотрите кино именно за тем, чтобы его отыскать. Если покопаться в карточке этого фильма на замечательном сайте "КиноПоиск", и опуститься в самый низ списка актёров, где он и находится, можно прочитать следующее по этой роли "Movie Goer / Man in Garden, в титрах не указан". Безымянный посетитель кинотеатра и сада. Но ведь всё начинается с малого, в том числе и великое, друзья.

Первое эпизодическое появления Франсуа в массовке в большом кино - роль посетителя кинотеатра

Первое эпизодическое появления Франсуа в массовке в большом кино - роль посетителя кинотеатра

Что бы не случилось в дальнейшем, но Ван Дамма можно уважать уже только за ранний - не "звёздный" этап его карьеры. Это молодой мужчина, который выковал себя сам, человек с чёткой жизненной целью, который упорно следовал за своей мечтой. У него не было ни родни, ни денег, ни связей, он толком не разговаривал по английски, но всё таки он перебрался в Америку в начале восьмидесятых, оставив позади всё что у него было, в том числе и первую жену, чтобы стать кинозвездой в США. А скольких подобных мечтателей, капиталистические жернова Голливуда, без шума и пыли перемололи в безвестную и никому не нужную "звёздную муку" третьего сорта и подумать страшно.

Жан Клод впахивал - ведь помимо беготни по многочисленным кастингам, молодому человеку нужно было где-то проживать и чем-то питаться. Он провёл первые три года своей новой жизни в самых низах голливудской пищевой цепочки. Никакой сказки, лишь заработки и посещение кастингов, чтобы попасть хотя бы в массовку, на заднем плане, но быть в кино. До того как его заметила вселенная, бельгиец успел поработать доставщиком пиццы, тренером по восточным единоборствам, шофёром, укладчиком ковров и покрытий, и даже вышибалой в баре великого и ужасного Чака Норриса, личное знакомство с которым немного ему помогло, на самом старте. В свободное от основной работы время он старался участвовать во всём, куда его приглашали. А приглашали его не слишком часто.

В 1984 году Жан-Клода можно было лицезреть в массовке танцевальной драмеди "Брейк-данс" где во время уличного танцевального баттла он резво приплясывал на заднем плане, в толпе зрителей, всеми силами пытаясь обратить на себя внимание студийных дельцов.

Он настолько старается, что границы между передним и задним планом буквально стёрты.

Он настолько старается, что границы между передним и задним планом буквально стёрты.

В том же 1984 году, состоялся выход ещё одного специфического фильма с его участием - "Монако навсегда" (в нем его показывали целых три минуты) который, уже после того как Франсуа стал звездой (естественно), забрал его светлый лик на свою обложку и разместил гордую надпись "актёрский дебют Жан Клода Ван Дамма". Он был молод и ему нужны были деньги, знаете это выражение, так вот оно как нельзя лучше подходит, для данного зрелища. Бельгиец получил роль "нетрадиционного" каратиста - сперва он пытается самым наглым образом, заговаривая зубы, лапать попутчика, а когда тот возмущается, каратист навешивает ему тантрических "люлей", тем самым обращая в бегство. Это надо видеть... Кстати, получается именно здесь, в этом фильме, на киноплёнку была впервые запечатлена та самая легендарная "вертушка" Ван Дамма.

Комедийная лента "Монако навсегда" обладала "увесистым" хронометражем в сорок восемь минут общей продолжительности и была в итоге растерзана критиками и зрителями, получив от них самые низкие оценки, и чуть не погребла под своим провалом молодой талант. На тот момент начинающего спасло личное знакомство с Чаком Норрисом, который тогда уже, в представлении не нуждался (как и сейчас). Старина Чак заприметил прокачанного бельгийца, когда тот занимался в его спортзале, там он и пригласил его последить за порядком в своём элитном заведении. Спортсмены быстро нашли общий язык.

Одна из двух фотографий на которой вы можете увидеть попытку Чака Норриса улыбнуться

Одна из двух фотографий на которой вы можете увидеть попытку Чака Норриса улыбнуться

Жан Клод даже какое то время побыл спарринг-партнёром Чака и мужественно держал лапы и макивары для ног, пока тот усиленно тренировал свои навыки в бою, возможно он даже был свидетелем того самого легендарного УЧННР. И эта дружба принесла свои плоды, немного подтолкнула Ван Дамма в верном направлении, а конкретно в направлении киностудии Cannon Group, в которой для Норриса были всегда открыты все двери. Чак и познакомил настырного Франсуа, с одной из важной в киностудии шишкой, продюсером Менахемом Голаном, который впоследствии примет непосредственное участие в создании фильма "Кровавый спорт".

Вообще 1984 год оказался для молодого бельгийца достаточно щедр на различные, хоть и мелкие предложения, связанные с кинематографом. В том же году Чак Норрис пригласил своего приятеля принять участие в съёмках своего нового боевика "Без вести пропавшие", правда опять же в рядах солдатской массовки. Непосредственно в кадре Ван Дамма найти в нём практически невозможно, он усердно каскадёрил на самых дальних планах на съёмках. Но всё-таки работа есть работа, а кино есть кино. Бельгиец, надо отдать ему должное, продолжал гнуть свою линию.

Скорее всего это лучший кадр со съёмок Франсуа у своего друга Карлоса

Скорее всего это лучший кадр со съёмок Франсуа у своего друга Карлоса

В 1985 году Ван Дамму повезло, ему удалось сыграть уже более серьёзную и значимую роль в своей карьере - злого русского Ивана, роль главного антагониста в фильме "Не отступать и не сдаваться".

Это первый фильм с его участием, который горячо полюбили мои соотечественники повзрослее - перед ними предстал стильный "плохиш", за которого наши зрители скорее всего и болели по ходу развития сюжета. Как могло быть иначе - злой, удалой, наглый, и что самое важное - русский боец, Иван Крашинский. Насколько я могу судить по сообщениям в сети, ленте удалось как следует навести шороху в отечественных видеосалонах. Я по молодости лет данную эру уже не застал, однако считаю, что явление это было воистину уникальным и увлекательным. А видеокассеты "Не отступать и не сдаваться", с одноголосым переводом, количеством просмотров затирали до дыр и фильм уже в начале девяностых приобрёл просто культовый статус среди себе подобных, на тему боевых искусств.

На открытый кастинг перед съёмками фильма "Не отступать и не сдаваться" пришли сотни желающих засветиться в кино, людей было гораздо больше чем ожидалось изначально, а времени на прослушивание толком не было - недорогой фильм необходимо было снимать максимально быстро. На сценариста картины Кита Стрендберга была возложена ответственная миссия - выбрать из толпы, наиболее заинтересовавших его своей внешностью, подготовкой и фактурой претендентов. Он выбрал троих парней, одним из которых и оказался наш сегодняшний герой. Франсуа понимал что ему необходима заметная роль, после которой на него обратили бы внимание дельцы из киностудий покрупнее и попав на съёмки, он разошёлся не на шутку в плане актёрской импровизации, и зашкаливающему уровню побоев своих коллег по фильму при съёмках боевых сцен - удары он старался наносить максимально приближенные к настоящим, и часто переусердствовал, работая практически в полный контакт.

Молодому и голодному бельгийцу наконец-то представился шанс показать себя во всей красе. "Не отступать и не сдаваться" был весьма скромным фильмом даже по меркам жанра боевика с единоборствами, но всё же обеспечивал стабильный заработок актёру в двести пятьдесят долларов за съёмочный день. Снимали его быстро и писали сценарий по ходу съёмок, меняя диалоги, действия, и коленки на которых он и писался. Все актёры использовали свои скромные способности к импровизации по полной программе, и старались весело проводить время, но Франсуа обошёл всех, применяя свои профессиональные навыки в единоборствах, отрабатывая свой гонорар с лихвой, постоянно превышая не только количество ударов, нанесение которых было необходимо по сценарию, но и саму силу их нанесения.

Больше всего от его стараний пострадали актёры Питер Каннингэм и Тимоти Д. Бейкер, игравшие второстепенных персонажей-бойцов, которым не повезло сойтись на ринге, либо вне его в неравном бою с коварным Иваном. Каннингэм, например, за один съёмочный день был вырублен дважды, его буквально уносили со съёмочной площадки в бессознательном состоянии. Настолько бельгиец усердствовал в своём желании дать зрителям добротного зрелища в своём лице.

Питер Каннингэм проигрывал по сценарию и надо было оформить проигрыш как можно более красиво. Десять дублей? Уносите

Питер Каннингэм проигрывал по сценарию и надо было оформить проигрыш как можно более красиво. Десять дублей? Уносите

С Бейкером всё было, несколько помягче, но всё же Ван Дамм имел неосторожность вместо одного запланированного по сценарию удара нанести пару десятков. Такой расклад Бейкера чрезвычайно возмутил, и он через несколько лет даже выступал в суде на стороне обвинения, когда Жан Клода судили за нанесение увечий актёру Джексону Пинкни, на съёмках фильма "Киборг" (1989). Тогда из-за неосторожного обращения с ножом, всё так же старающегося на съёмках бельгийца, Пинкни лишился зрения на один глаз. В 1993 году Пинкни выиграл дело - Ван Дамма признали виновным в неумышленном нанесении вреда здоровью, и он впоследствии выплачивал компенсацию в почти полумиллионном размере. Но всё это было позже, вернёмся к Бейкеру - выступая свидетелем со стороны обвинения он заявил, что Ван Дамм небрежно относится к человеческой жизни и здоровью других людей, и что во время съёмок он продолжал избивать его, не слушаясь указаний режиссёра Кори Юэня (режиссёра фильма "Не отступать и не сдаваться").

В итоге фильм получился таким, каким мы все его знаем. Каким то неожиданным и сверхуспешным хитом проката в Америке он не стал, космических сумм в кинотеатрах не собрал, но свой достаточно скромный бюджет в 400 тыс. он отбил с лихвой, заработав 4,6 млн. долларов. По прокату в других странах информации к сожалению нет, но какие-то деньги фильм с Ван Даммом за пределами Соединённых Штатов тоже несомненно заработал. Участие в нём, даже на роли второго плана позволило Жан Клоду подобраться к птице счастья ещё на несколько шагов поближе, ведь без него никогда бы не появился легендарный "Кровавый спорт" (1988). Прорывной фильм бельгийца был весьма проблемным, и после завершения съёмок отснятый материал два года пылился на полках.

После вполне удачного проката "Не отступать и не сдаваться" Ван Дамм взял в оборот одного из продюсеров киностудии Cannon Group (их познакомил великий Чак) выпрашивая главную роль. Брал нахрапом, и брал измором: телефонные звонки, и личные встречи везде где только можно в офисе, в ресторане, на улице, в увеселительных заведениях, во время которых бельгиец то и дело демонстрировал студийному дельцу свои любимые "коронные" удары уширо-маваши с разворотом, они же "вертушки". И продюсер сдался, благо на студии имелся невостребованный сценарий, с историей завязанной на боевых искусствах, который можно было переписать под настырного молодого человека. И кино действительно сняли.

Первый фильм с Ван Даммом в главной роли, к которому он так стремился, и в котором он мог раскрыть свой потенциал - его звёздный билет, практически хвост птицы счастья в руке... Фильм лёг на полку, ведь полуторамиллионный бюджет был полностью освоен уже на этапе производства, а тестовые просмотры итогового отснятого материала прошли скверно. Настолько скверно, что дельцы Cannon Group отменили у недоделанной ленты кинотеатральный прокат, и прибрали её с глаз долой в долгий ящик.

"Кровавый спорт" практически списали в утиль, он мог и вовсе не увидеть свет ввиду отсутствия заинтересованности боссов киностудии, или мог незаметно выйти прямиком на носителях, навсегда оставшись эдаким локальным, никому не известным боевичком, если бы не одно "но". Упорство одного молодого человека, который решил продолжать идти к своей цели. К своей мечте.

Он будто увидел своё будущее десять лет спустя

Он будто увидел своё будущее десять лет спустя

Продолжение следует

Вот и всё на сегодня ребята! Благодарю за внимание, если пост понравился или был полезен, то вы знаете, что делать!

Телеграм
ВК
Дзен

Жду ваших комментариев: мыслей, мнений, воспоминаний, здоровой критики.

Показать полностью 7 3
Отличная работа, все прочитано!