Серия «История искусства»

1

Орест Кипренский и Копенгаген

Жизнь художника Ореста Кипренского была полна сплетен: его обвиняли даже в убийстве, а многие считали, что он растратил свой талант.

Сейчас читаю об этом художнике и делюсь с вами самыми интересными историями.

Жду вас в моем тгк, где пишу об искусстве.

Показать полностью
15

Почему Моне был одержим кувшинками?

Клод Моне, патриарх импрессионизма, посвятил более 250 полотен мотиву кувшинок. Этот навязчивый, почти медитативный цикл стал его magnum opus и духовным завещанием. Чтобы понять генезис этой одержимости, необходимо обратиться к 1914 году — периоду глубокого личного и творческого кризиса мастера.

Клод Моне был сломлен: смерть любимой жены, угасание зрения из-за катаракты, мучительная зубная боль и мрачный фон Первой мировой войны, на фронт которой отправился его сын. Мир вовне рушился, и художник совершил уход в собственноручно созданную вселенную в Живерни, в деревне в 50 милях от Парижа.

Здесь он погрузился в сизифов труд, начатый двумя десятилетиями ранее: грандиозный цикл «Кувшинки». Это должна была быть итоговая работа, монументальная панорама, запечатлевшая игру света от заката до рассвета на почти 100-метровом полотне. После смерти Моне в 1926 году цикл был преподнесен в дар французскому государству и осмыслен как лебединая песня импрессионизма и прорыв к истокам абстрактной живописи.

Само пространство для этого подвига было творческим актом. Приобретя в 1890 году дом в Живерни (с помощью галериста Поля Дюран-Рюэля, открывшего ему американский рынок), Моне не просто разбил сад, а сконструировал идеальную художественную лабораторию. Он преобразил фруктовый сад в водный, перенаправив русло реки Эпт, что вызвало недовольство местных жителей, прозвавших его «маркизом». Флора для пруда тщательно отбиралась у специализированных питомников; Моне импортировал экзотические сорта из Южной Америки и Египта.

Вопреки сегодняшнему восприятию сада как идиллического образа французской деревни, это был чистый артефакт, синтез английской, французской, голландской и, что наиболее важно, японской садовой традиции.

Эпоха японизма была в зените, и студия Клода Моне ломилась от гравюр Утамаро и Хиросигэ. Их влияние читается в изогнутых японских мостиках, переброшенных через пруд, и в самой композиции, где кувшинки часто даются крупным планом, вне классической перспективы. Возможно, Моне, будучи атеистом, находил в буддийском символизме кувшинки, произрастающей из грязи к прекрасному цветению, мощную метафору для собственного творческого метода, хотя его работа в саду часто сопровождалась приступами ярости, а не спокойствия.

Фундаментальный смысл этого предприятия — абсолютный контроль. Если прежде Моне, апостол пленэра, сам выходил навстречу миру, чтобы писать стога сена, соборы или морские пейзажи, то теперь он пригласил мир к себе.

С 1890 по 1926 год он создавал вариации на одну тему. Как признавался сам художник, «водяные лилии — это лишь аккомпанемент». Истинным субъектом была сама стихия света — непостоянная, вечно изменчивая, которую, по словам Моне, в Живерни нужно было ловить каждые семь минут.

С возрастом эта одержимость светом достигла апогея. Ранние «Кувшинки» еще содержат традиционные элементы пейзажа: линию горизонта, четкие рамки. Однако к 1909 году происходит радикальный сдвиг. Ракурс сужается, небо изгоняется с холста и присутствует лишь как отражение в воде, что, по признанию Мона критику Гюставу Жеффруа, стало для него навязчивой идеей.

Его «Grande Decoration» («Большая декорация»), начатая в 1914 году, пошла еще дальше. Моне работал над ней до самой смерти, нанося слой за слоем краску, создавая серию настолько размытую, пятнистую и новую по своей языковой структуре, что впоследствии ее назовут точкой отсчета для абстрактных исканий Джексона Поллока и Марка Ротко.

В этих полотнах импрессионизм преодолел себя, трансформировавшись из отражения мгновенной реальности в глубокое, почти бесконечное созерцание самой материи света, цвета и воды.

Больше историй из мира искусства в моем Tg.

Показать полностью 4
9

Способствовало ли прозвище Сальвадора Дали его обогащению?

История искусства знает немало примеров, когда язвительная критика, облеченная в форму остроумного каламбура, оборачивалась против своего создателя, даровав объекту насмешек неожиданную славу. Ярчайший пример тому — сложные отношения патриарха сюрреализма Андре Бретона и его самого знаменитого, но и самого маргинального последователя — Сальвадора Дали.

Несмотря на то, что сегодня Дали почитается как икона сюрреализма, в кругу парижской группы сюрреалистов он всегда оставался чужаком. Его эксцентричная манера, скандальные политические высказывания и, что важнее всего, откровенная коммерческая жилка шли вразрез с пуританскими, по меркам Бретона, принципами движения. Апофеозом конфликта стало исключение Дали из рядов сюрреалистов в 1939 году, официально мотивированное обвинениями в расизме и подогретое провокационным полотном «Загадка Гитлера» (1939). Однако суть противоречий лежала глубже: Бретон претила сама природа далианского гения — его нарочитая, эпатажная бравада.

Десять лет спустя, в 1949 году, Бретон нашел для своего оппонента исчерпывающую, как ему казалось, характеристику — анаграммное прозвище «Avida Dollars». Это изящная игра слов на французском «avide à dollars» («жадный до долларов»), которая должна была раз и навсегда заклеймить Дали как торгаша, предавшего высокие идеалы искусства ради низменной наживы.

Но, как это часто бывает с Дали, ирония судьбы обратилась в его пользу. Художник, уже к тому моменту сколотивший состояние не только на продаже картин, но и на коммерческих коллаборациях с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, не просто принял этот ярлык — он его эстетизировал и сделал частью собственного мифа. В интервью 1959 года Дали с присущим ему апломбом заявил, что прозвище обладает «магической ценностью», поскольку с момента его появления «долларовый дождь не перестает литься на него». На вопрос о любви к деньгам он ответил с вызывающей откровенностью: «Больше всего на свете», — тут же уточнив, что его муза и жена Гала все же важнее, но деньги — «немедленно после нее… золото… мистика золота!».

Таким образом, язвительный пассаж Бретона потерпел фиаско. Вместо того чтобы опорочить Дали, он лишь подчеркнул главный принцип художника: стирание границ между искусством и коммерцией, сном и явью, гением и брендом.

Больше интересный историй из мира искусства в моем Tg.

Показать полностью 2
13

Первый в истории портрет викинга

В запасниках Национального музея Дании совершена находка, способная перевернуть наши представления о внешнем облике викингов. Куратору Петеру Пентцу удалось идентифицировать уникальный артефакт, который более двух столетий пребывал в забвении, — скульптурный портрет X века, признанный первым из известных на сегодняшний день изображений викинга.

Этот шедевр миниатюрной резьбы, выполненный из бивня моржа, имеет всего 3 см в длину и представляет собой погрудное изображение мужчины. В отличие от абстрактных или зооморфных орнаментов, характерных для искусства эпохи викингов, данная работа обладает ярко выраженными портретными чертами, фиксирующими уникальную индивидуальность модели.

Иконография образа опровергает устоявшийся стереотип о викинге как о дикаре с растрепанными волосами. Перед нами предстает человек из высших слоев общества, демонстрирующий безупречный уровень ухода за собой. Его волосы аккуратно разделены пробором по центру, борода заплетена в изящную косу, а усы завиты в имперском стиле, что указывает на сложную эстетику и развитую культуру быта.

«Портрет» отличается не только тщательной проработкой деталей, но и удивительной живостью выражения. Образ лишен статичности и монументальности; в нем читается характер и даже настроение. Куратор музея отмечает: «Одним он кажется лукавым, даже «бесовским». Мне же видится, что он только что произнес остроумную шутку».

Исследователи полагают, что фигурка, обнаруженная в 1796 году в погребении воина на территории Норвегии, изначально была создана для королевской игры хнефатафл и, вероятно, изображает конкретного правителя. Выдвинута гипотеза, что моделью мог послужить сам король Харальд Синезубый, известный объединением Дании и обращением ее в христианство. До настоящего момента не существовало ни одного прижизненного изображения этого монарха.

Данное открытие имеет непреходящее значение. Оно не только дает нам редчайший, трехмерный и чрезвычайно яркий визуальный источник, но и кардинально меняет оптику восприятия: от мифа о «диком варваре» к сложному и утонченному обществу с развитым чувством стиля и самопрезентации.

Больше об искусстве в моем Телеграм.

Показать полностью 2
9

«Звёздная ночь» Винсента ван Гога скрывает редкий квантовый феномен


Исследование выявило в шедевре голландского художника структуры, характерные для квантовых жидкостей.

Один из самых знаменитых шедевров в истории искусства — «Звёздная ночь» Винсента ван Гога — неизменно восхищает ценителей своей эмоциональной, пульсирующей ночной сценой. Однако, как выяснилось, её уникальность этим не ограничивается. Учёные обнаружили, что закрученные мазки, изображающие небо, поразительно напоминают «экзотические вихревые структуры», возникающие в результате квантовой неустойчивости Кельвина—Гельмгольца (КГН).

Звездная ночь - Винсент ван Гог, 1889

Звездная ночь - Винсент ван Гог, 1889

Это явление возникает, когда два потока разной плотности движутся с разной скоростью: более быстрый слой «набегает» на медленный, порождая волны, которые со временем превращаются в вихри. Хотя классическая КГН хорошо изучена, её проявление в квантовых жидкостях удалось зафиксировать лишь недавно — благодаря исследованию физиков из Университета Осаки и Корейского института передовых технологий.

В статье, опубликованной в Nature Physics, учёные описали, как КГН в квантовых средах создаёт необычные вихревые узоры — «эксцентричные дробные скирмионы» (EFS). Скирмионы — это топологические квазичастицы, проявляющиеся в виде спиральных структур намагниченности. Чтобы объяснить природу EFS, исследователи провели параллель с «Звёздной ночью», особенно с её ярко-жёлтым полумесяцем.

«EFS имеют серповидную форму и содержат сингулярности — точки, где обычная спиновая структура разрушается, создавая резкие искажения», — поясняет Хиромицу Такеучи, доцент Университета Осаки. «Для меня большой полумесяц в правом углу картины выглядит в точности как EFS».

Это не первое научное исследование, вдохновлённое «Звёздной ночью**. В 2023 году физики, анализируя мазки Ван Гога, пришли к выводу, что его изображение турбулентности облаков и воздуха удивительно точно соответствует реальным законам физики. Примечательно, что художник писал эту сцену днём, в закрытой мастерской лечебницы Сен-Поль-де-Мозоль.

«Ван Гог, по-видимому, обладал врождённым чувством динамики неба», — отмечает Йонгксианг Хуан, ведущий автор исследования. «Либо он долго наблюдал за движением облаков».

Ещё раньше, в 2019 году, австралийские учёные сравнили турбулентные структуры на полотне с молекулярными облаками, из которых формируются звёзды. А в 2008 году Хосе Луис Арагон из Национального автономного университета Мексики обнаружил признаки гидродинамической турбулентности в нескольких работах Ван Гога, включая «Звёздную ночь».

Таким образом, гений художника, вероятно, интуитивно уловил универсальные законы природы — от вихрей в атмосфере до квантовых явлений. Его живопись, долгое время считавшаяся плодом воображения, сегодня открывается с новой, почти научной стороны.

P.S. Ван Гог писал: «Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день». Теперь мы понимаем, насколько он был прав.

Показать полностью 1
10

Долго скрываемая деталь в картине Вермеера раскрыта

Выставка Яна Вермеера в Рейксмюсеуме в 2023 году стала безусловным триумфом. Кураторы называли её «выставкой жизни», и это не было преувеличением: в Амстердам привезли 28 из 34 сохранившихся картин мастера. Экспозиция побила рекорды посещаемости в истории музея — 650 000 зрителей, а ещё миллион увидел её онлайн-версию.

«Маленькая улица» - Ян Вермеер

«Маленькая улица» - Ян Вермеер

Собрав работы из собраний по всему миру, музей также воспользовался случаем объединить экспертов и провести новые исследования к 350-летию со дня смерти художника. Результатом стал проект Closer to Vermeer — 400-страничный фолиант, где представлены открытия, сделанные с помощью современных технологий визуализации, а также новые биографические данные, извлечённые из архивных документов XVII века. В книге, написанной в «одновременно научном и доступном» стиле, исследуется творческий метод Вермеера, использование оптических приборов, тщательно выстроенные интерьеры и эволюция восприятия его наследия.

Исследователи выяснили, что перфекционист Вермеер вносил изменения — иногда едва заметные, иногда радикальные — в 30 своих работ.

Яркий пример — «Маленькая улица» (1658–59), изображающая тихий уголок его родного Делфта. На полотне запечатлён спокойный послеобеденный момент: зритель заглядывает в приоткрытую дверь дома, где женщина занята рукоделием, а на улице двое детей играют на вымощенной плиткой мостовой. Однако изначально дверь была закрыта, детей не было, а женщина сидела у входа в переулок.

Стереомикроскоп показал, что под фигурой женщины сохранился слой краски, аналогичный зелёному пигменту ставень, — значит, она была написана поверх закрытой двери. Дети и красная ставня справа появились позже, последнюю авторы исследования назвали «послесловием».

«Маленькая улица» - Ян Вермеер

«Маленькая улица» - Ян Вермеер

«Буквально открыв дверь, Вермеер сделал сцену доступной зрителю», — отметил глава отдела изящных искусств Рейксмюсеума. Эти и другие открытия рисуют образ художника, неустанно стремившегося к совершенству.

«Молочница» - Ян Вермеер

«Молочница» - Ян Вермеер

Среди иных изменений — исчезнувшие держатель кувшина и корзина для угля в «Молочнице» (1657–58), упразднённый колчан со стрелами в «Диане и нимфах» (1653–54) и удалённые пёстрые перья на шляпе офицера в «Офицере и смеющейся девушке» (1657).

Архивные изыскания также подтвердили, что Вермеер управлял имением семьи своей жены Тинс-Болнес в Ауд-Бейерланде (ныне — запад Нидерландов), а его главной покровительницей была не муж, а супруга Питера ван Рёйвена — Мария де Кнейт. Она жила по соседству с Яном Вермеером в детстве, а позже владела более чем половиной его работ, включая «Девушку с жемчужной серёжкой» (1665).

Показать полностью 3
3

Стоматолог раскрывает неожиданные тайны «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи — безусловно, самая знаковая визуальная эмблема эпохи Возрождения. Однако этот загадочный рисунок до сих пор хранит множество тайн, разгадкой которых заняты современные ученые. В прошлом месяце лондонский стоматолог опубликовал новую интерпретацию работы, которая может свидетельствовать о поразительно глубоком понимании Леонардо анатомии человека — за столетия до появления современной науки.

Рисунок, созданный около 1490 года под влиянием трудов древнеримского архитектора Витрувия, демонстрирует, как идеализированное мужское тело может быть вписано одновременно в квадрат и круг, символизируя единство пропорций. Эскиз синтезирует знания Леонардо в искусстве, математике, анатомии и философии, воплощая междисциплинарный подход, сделавший его олицетворением ренессансного универсализма. Хотя Витрувий первым предположил, что человеческая фигура может соответствовать обеим фигурам, именно Леонардо визуализировал эту идею. Однако принципы, которыми он руководствовался, оставались предметом споров.

Доктор Рори Мак Свини подошел к анализу рисунка с неожиданной профессиональной позиции. В своей статье для Journal of Mathematics and Arts он утверждает, что «Витрувианский человек» содержит геометрические закономерности, предвосхищающие современные представления об оптимальной биологической архитектуре. Ключом стало обнаружение равностороннего треугольника, «скрытого» между расставленных ног фигуры — на этот элемент сам Леонардо намекал в сопутствующих заметках.

Свини провел параллель между этим треугольником и «треугольником Бонвилла» — концепцией, описанной в 1864 году стоматологом Уильямом Бонвиллом. Она объясняет, как точка соприкосновения центральных резцов нижней челюсти с суставными головками обеспечивает оптимальную работу челюсти. По мнению исследователя, Леонардо интуитивно отразил этот принцип, связав «статичную позу фигуры с ее динамическим потенциалом».

«Квадрат обрамляет фигуру в статичной крестообразной позе, а круг — в динамичной, с разведенными конечностями, формирующими треугольник. Эта геометрическая взаимосвязь между формой и функцией зеркалит принципы, управляющие оптимальной краниофациальной архитектурой», — поясняет Свини.

Удивительно, но геометрические построения Леонардо совпадают с выводами современных исследований в области стоматологии, хотя соответствующие структурные закономерности были формализованы лишь в XX веке. Более того, если повторить треугольник между ног фигуры шесть раз вокруг пупка, возникает гексагональная структура, соответствующая тетраэдрическому соотношению (~1.64) между стороной квадрата и радиусом круга.

Как отмечает Свини, это соотношение критически важно, поскольку определяет оптимальные пространственные отношения как в искусственных, так и в биологических системах.

«Геометрия Леонардо кодирует фундаментальные пропорции человеческого тела, демонстрируя поразительную точность его ренессансного видения. "Витрувианский человек" — свидетельство прозрения да Винчи: человеческие пропорции отражают глубинные математические законы, управляющие гармонией пространства», — заключает исследователь.

Это открытие вновь подтверждает, что наследие Леонардо продолжает вдохновлять науку, раскрывая новые грани его гения спустя пять столетий.

Рекомендую посмотреть нашу лекцию о Леонардо.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!