stilihonhd

https://t.me/stilihon
На Пикабу
584 рейтинг 2 подписчика 10 подписок 8 постов 4 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
3

Ответ на пост «Об Ильине»3

Автор поста ссылается на полуторачасовой ролик Клима Жукова. Я его посмотрел и хочу немного прокомментировать. Видео называется: «Иван Ильин белый философ фашист, или почему Врангель, Гитлер и Муссолини одно и то же». Совершенно замечательное название. За полтора часа, к сожалению, ответа я на столь фундаментальный вопрос не услышал. Надеюсь, что в следующий раз обязательно расскажут. Ролик же целиком посвящен биографии и идеологической принадлежности Ильина.

Я для себя пока так и не смог сформулировать ответ на животрепещущий для современной русской общественности вопрос: был ли Ильин фашистом? Я почитал его работы и постарался достаточно подробно изучить его биографию. Я не нашел в его трудах как ничего стопроцентно крамольного, так и ничего мне особенно близкого. Очевидно, что Ильин, как и многие другие русские эмигранты, оказался в идеологическом вакууме, из которого он активно пытался выбраться. На его глазах разрушилось тысячелетнее здании русской монархии, самоуничтожилось полулиберальное полусоциалистическое Временное правительство и установилась неприемлемая для Ильина большевистская власть. Опереться, в общем, было мало на что. Тут же на фоне возникают первые фашистские режимы, идеологическая основа которых не могла не заинтересовать Ильина. Именно к этому периоду его жизни рубежа 20-х – 30-х гг. относятся основные цитаты, за которые тот же Жуков безапелляционно называет Ильина фашистом. Мне лично нескольких цитат не хватает для подобных оценок.

Жуков, к счастью, на них не останавливается. Далее он приводит в аргумент фашистскости Ильина его работу в Русском научном институте, который находился в попечении Имперского министерства народного просвещения и пропаганды. Ну вот же, говорит Жуков, работал на Геббельса. Потом, правда, продолжает автор, его оттуда уволили из-за доносов более радикальных русских эмигрантов, но жил же он в нацистской Германии он ещё 4 года! Уволен он был, кстати, за то, что отказался вводить на юридическом факультете курсы антисемитской пропаганды. Но об этом Жуков почему-то не упомянул. Также неупомянутым осталась причина эмиграции Ильина из Третьего Рейха. Жуков лишь отметил, что Ильин спокойно сел на поезд и приехал в Швейцарию. Указать, что в 1938 году гестапо наложило арест на печатные труды Ильина и запретило ему выступать с публичными лекциями, Жуков тоже не решился. Хотя факт кажется достаточно важным в решении поставленного автором вопроса: если Ильин был фашистом, то почему его работы преследуются нацистским режимом?

В целом, большинство аргументов Клима Жукова строятся по следующей схеме: долгое и очень выразительное чтение цитаты, гиперутрированный пересказ цитаты, приписывание автору цитаты фантомного тезиса, развенчание фантомного тезиса, наделение автора цитаты какой-нибудь характеристикой. Особенно это проявляется во время того, когда Жуков критикует представления Ильина о социальной иерархии.

Но больше всего мне приглянулась историческая эрудиция Жукова, которая вырывается, когда он перестаёт читать текст с суфлёра и начинает импровизировать. Вот несколько случаев.

Жуков цитирует Ильина, который писал о 1,5 миллионах русских эмигрантов и многих расстрелянных и погибших от голода русских людях в ходе установления власти большевиков в России. Далее позволю уже себе процитировать Клима Жукова. «Даже пассажиры «философского парохода» преотличненько возвращались в Советскую Россию и получали там Сталинские премии. Дядя Ваня, великий советский композитор Прокофьев, тоже уехавший на том же самом пароходе, смотрит на тебя, как на говно».

Проблема в том, что Сергей Прокофьев ну никак не мог ехать с Ильиным в одном пароходе, по той простой причине что композитор покинул пределы России ещё в 1918 году, а вернулся только в 1936. Опровергать огромные масштабы эмиграции одним примером возвращения (и то некорректным) надо ещё уметь. Из нескольких сотен пассажиров «философских пароходов» в страну вернулось двое: Карсавин и Угримов. Первый был вскоре арестован и отправлен в тюрьму, где и умер. Второго отправили работать в провинцию, а его сын, А.А. Угримов, 7 лет отсидел в Воркутинском лагере.

Чуть позднее Жуков делает утверждение: «Народ и армия стали едиными только при Советской власти» -, перед этим упомянув о карательных операциях царской армии во время Первой русской революции. В этом контексте интересно вспомнить, как народная, рабоче-крестьянская армия боролась с Антоновским крестьянским восстанием с помощью химического оружия.

И, пожалуй, самое замечательное высказывание Клима Жукова за весь ролик: «Их [церкви] при большевиках никто не запрещал. Молись на здоровье. У нас это положение было записано в конституции… Ну, то, что на подобных массы смотрели всё чаще, как на ушибленных, это другое дело. Но, вдумайтесь, гонений за религию у нас не было вообще. У нас были гонения на религиозных людей, если религиозные люди прямо преступали закон. За это их гоняли».

Их [церкви] при большевиках никто не запрещал

В 1929 г. в СССР было около 30 000 функционирующих православных храмов, а к 1941 г. на территории СССР без учёта недавно присоединённых территорий оставалось 450 действующих церквей и ни одного действующего монастыря.

«На подобных массы смотрели, как на ушибленных»

По известным результатам переписи 1937 года более половины граждан СССР назвали себя верующими. Такая вот наполовину «ушибленная» страна.

«Гонений за религию у нас не было»

Ответ на пост «Об Ильине» Россия, Видео, YouTube, Иван Ильин, Фашизм, Политика, История России, Ответ на пост, Длиннопост

У нас точно не было «Союза воинствующих безбожников» с государственным финансированием, у нас не было Маяковского с лозунгом «На Бога», у нас не было сожжения икон и попыток отмены церковных праздников. У нас была 124 статья в конституции 1936 года, которая провозглашала свободу отправления религиозных культов. Но также она гарантировала свободу антирелигиозной пропаганды. А вот свободу религиозной пропаганды никто не гарантировал. Отслужил священник службу, обратился с проповедью к прихожанам о необходимости веры в Бога – нарушил основной закон государства. За это его потом советская власть, по выражению Клима Жукова, гоняла. В 1937–1941 годах в СССР были репрессированы 175 800 священников и наиболее активных прихожан, из них расстреляны 110 700 человек. Ежов, направляя Сталину в 1937 году материалы о ходе репрессий против церкви, писал:

В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <…> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов

Ежов намеренно ставил акцент на том, что расстрелы священнослужителей ослабляют, дезорганизуют и разлагают церковь. Никакой речи о том, что мы расстреливаем (или по Жукову гоняем) людей из-за нарушения ими советского законодательства, не идёт. Речь идёт о целенаправленных политических убийствах для уничтожения института церкви.

Вот это я понимаю – ликбез!

Показать полностью 1
107

Когда же было крещение Руси

988 год известен, пожалуй, любому носителю русской культуры. От этой даты отталкиваются во всех учебных пособиях, от неё отсчитывают множественные юбилеи и к ней приурочивают торжества, праздники и конференции.

Но действительно ли именно в 988 году князь Владимир крестился и инициировал крещение всей Руси, как на то указывает летописная традиция?

Рассмотрим летописную версию: 986-987 года – выбор веры Владимиром Святославичем. В Киев стали стекаться миссионерские посольства. Князь Владимир последовательно выслушал проповедников от мусульман из Волжской Булгарии (именно в ответ на реплику о недопустимости употребления алкоголя Владимир скажет хрестоматийную фразу: «Руси веселье питье, не можемъ безъ того быти»), латинян и иудеев, а затем принял посланного греками «философа». Последний изложил князю историю человеческого рода от сотворения мира до момента Сошествия на апостолов Св. Духа, дополнив повествование кратким рассказом о грядущем конце света и Страшном Суде. Владимир благосклонно принял греческого миссионера, почтил его дарами и отпустил. При этом, однако, князь решил повременить с окончательным выбором, желая побольше узнать обо всех верах. Для этого к булгарам-мусульманам, немцам-латинянам и православным грекам направили посольство в составе 10 чел. с целью оценить красоту церковной обрядности. Более всего посланцев Руси впечатлила служба в греческой церкви: «Не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли». Дополнительным доводом в пользу решения Владимира принять восточное христианство стало суждение бояр, которые обратили его внимание на то, что, если бы плох был «закон гречьский», не приняла бы его княгиня Ольга. И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

Когда же было крещение Руси История России, Крещение Руси, Русь, Длиннопост

Эггинк И.Е. Великий князь Владимир выбирает веру

Далее рассказ резко обрывается, и летописец начинает описывать поход Владимира на Херсонес в 988 году. Город был взят не без помощи предательства. Владимир стал требовать от византийцев выдать ему в жёны сестру императора Анну, иначе он пойдет походом на Царьград. Византийцы отвечали князю-язычнику, что тому сначала нужно будет креститься. Владимир соглашается. В итоге в Херсонес прибывает византийская делегация во главе с Анной. Владимир принимает крещение (незадолго до крещения он слепнет, а сразу после него прозревает) и венчается с Анной. В том же году Владимир вместе с дружиной и греческими священнослужителями приезжает в Киев, в котором уже христианский князь свергает языческие идолы. На берегу Днепра происходит массовое крещение: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом».

Когда же было крещение Руси История России, Крещение Руси, Русь, Длиннопост

«Крещение Руси». Фреска работы В.М. Васнецова

В летописном повествовании есть ряд слабых мест: во-первых, рассказ о выборе веры, очевидно, имеет легендарный характер. Очень сомнительным кажется факт того, что на Русь в одно время съезжаются представители различных конфессий с миссионерскими целями. Да и сами религиозные терзания Владимира представляются в таком виде, будто князь пришёл на рынок, где выбирает наиболее приглянувшийся ему фрукт. Во-вторых, если князь уже в 987 году принял решение стать христианином, то почему он не сразу крестится в Киеве, а зачем-то ждёт год и отправляется под стены Херсонеса? Ведь известно, что на тот момент в Киеве уже была церковь св. Ильи, упоминавшаяся ещё в договоре князя Игоря с Византией в 944 году. Можно предположить, что Владимир решил креститься именно в православном городе с давней христианской традицией, но летопись не даёт подобной мотивировки его действиям. Скорее Владимир захватывает Херсонес, чтобы в обмен на город получить в жёны сестру византийского императора. И здесь крещение Владимира выступает только как условие этого брака. Видно, что летописная версия крещения Руси состоит из наслоения нескольких различных сюжетов. Это было замечено достаточно давно, вследствие чего историками делались различные попытки реконструирования событий конца 80-х годов X века с помощью свидетельств других источников.

Например, вот сокращённая версия крещения Руси от историка русской Церкви Антона Карташёва, опирающегося на источники XI века, в особенности на сообщения Иакова Черноризца: 987 год – личное по собственному духовному преображению крещение князя Владимира, после которого князь заключает договор о военной помощи византийскому императору Василию II в борьбе с внутренними мятежниками. В обмен на это Владимир в жёны возьмёт сестру императора Анну. 989 год – мятеж разгромлен, но Василий II не торопится отдавать свою сестру в жены русскому князю. Владимир с целью выполнения договора осаждает и захватывает Херсонес. Император вынужден пойти на уступку и отправляет Анну в захваченный город. Там происходит венчание Владимира с Анной и крещение дружины. В 990 или 991 году имело место крещение киевлян и начало распространения христианства по другим городом Средневековой Руси.

Когда же было крещение Руси История России, Крещение Руси, Русь, Длиннопост

Император Византии Василий II Болгаробойца, коронуемый ангелами. После победы над болгарами в битве при Беласице (1014) Василий II прикажет ослепить 15 тысяч пленных болгар, оставив в каждой сотне по одному поводырю с одним.

Проанализируем каждый тезис. Дата индивидуального крещения Владимира (и все остальные даты) взяты из трудов Иакова Черноризца. Тот утверждает, что Владимир прожил «по крещении» 28 лет. Из точной даты его смерти (1015) вычитаем это число и получаем 987. Из сообщений других источников (в т.ч. арабских путешественников) известно, что заключение договора о военной поддержке византийского императора войском Владимира имело место как раз в 987 году. Вроде сходится. И из самой истории Византии мы знаем, что к 987 году императорская династия была поставлена под угрозу полного уничтожения византийским военачальником Вардой Фокой, объявившим себя новым императором. Соответственно, подобный договор, похоже, действительно был. Однако крестился ли Владимир именно в 987 году? Иаков Черноризец говорит, что да. И Повесть временных лет косвенно подтверждает это, так как, вы помните, именно в 987 году христианство было утверждено победителем на «выборе веры».

Далее, согласно ПВЛ, в 988 году должен был состояться поход Владимира на Херсонес. Однако известно, что в то же время и до 989 года отряд русского князя активно участвовал в подавлении мятежа Варды Фоки. Примечательно, что русские дружинники сражались и в битве при Абидосе, состоявшейся 13 апреля 989 года, в которой Варда Фока был окончательно разгромлен. Получается, что одна армия Владимира воюет плечом к плечу вместе с византийским императором, а другая осаждает византийский город. Выглядит странновато. Осада Херсонеса могла начаться только после разгрома мятежа, после выполнения князем Владимиром союзных обязательств. Гипотеза о причинах осады Херсонеса, поддерживаемая Карташёвым и другими историками кажется логичной: разумеется, византийский император имел веские доводы не отправлять свою сестру Анну в руки к какому-то славянскому варвару – династический брак не принесёт никаких явных выгод, не прибавит престижа, а, скорее всего, только снизит легитимность императора (вспоминаем функционал Europa IV). К тому же сама Анна никак не хотела становиться платой за оказанные военные услуги каким-то правителем непонятной страны, который даже греческого не знает. Владимир же, узнав, что Василий II не спешит держать обещанное слово, принял решение искусственно создать ту самую выгоду от заключения династического брака с ним: добродушно вернуть захваченный город. Или ещё большую выгоду для Василия II – не сидеть в осаждённом Константинополе, если Херсонеса тому окажется мало.

Византийский император не смог устоять от такого выгодного предложения: византийская царевна была отправлена в Херсонес. После венчания на берегу Чёрного моря, Владимир вместе с женой, дружиной и священнослужителями отправились в Киев, где князь и начнёт процесс крещения Руси. Это могло случиться в конце 989, 990 или 991 году. Скорее всего, в 990.

Предложенная историческая реконструкция лишь одна из существующих версий у учёных-историков. И в ней имеются слабые места. Например, вопрос о месте принятия христианства Владимиром и его дружиной не может быть решён однозначно: крещение могло состояться как в Киеве после заключения договора в 987, так и в Херсонесе после прибытия туда царевны Анны в 989. Существуют гипотезы, что в Херсонесе произошло антивизантийское восстание, которое Владимир оправился подавлять. Кто-то считает, что похода на Херсонес в принципе не было. Так что интерпретаций событий действительно большое множество.

Мне кажется, что версия Карташёва и его сторонников с определенными уточнениями (он был убеждён что Владимир крестился до заключения договора с Василием II, что может ставиться под сомнение) предстаёт наиболее обоснованной с источниковедческой точки зрения. Повторим её для наглядности ещё раз:

  1. 987 – договор с Василием II (и, возможно, крещение Владимира);

  2. 989 – взятие Херсонеса и венчание на Анне;

  3. ок. 990 – крещение Руси.

Как мы видим, наша уверенность в том, что крещение Руси случилось в 988 году, пошатнулась. Оно состоялось минимум годом позже. Но от этого ничего не поменяется. Все продолжат учить 988 как дату крещения, приурочивать к ней годовщины и конференции. Ведь историческая память и исторические факты очень редко друг с другом согласуются.

А здесь я пишу различные исторические заметки. Буду рад, если это кому-то окажется интересным. https://t.me/stilihon

Показать полностью 3
210

Невинные и обманутые

Все мы слышали фразу: "Гитлер обманул ни в чём неповинных немцев". Неужели гитлеровская пропаганда была настолько могущественна, что за несколько лет немецкому народу привили мысль об "избранности арийской расы", из которой вытекал доведённый до крайности шовинизм?

Обратимся к некоторым отрывкам из классиков немецкой философии. Иоганн Фихте в самом начале XIX века в своих "Речах к немецкой нации" утверждал, что только германской нации дарована способность "возродиться". Под руководством немцев начнётся расцвет новой исторической эпохи. Всем будет руководить многочисленная немецкая элита, свободная от моральных ограничений.

Невинные и обманутые История, Политика, Философия, Длиннопост, Германия

Иоганн Готлиб Фихте

Генрих фон Трейчке, немецкий историк, написавший "Историю Германии в XIX веке" в пяти томах, считал, что «война есть не только политическая необходимость, но и теоретическая неизбежность. Концепция государства предопределяет концепцию войны, ибо суть государства – в его власти… Надежда на то, что война навсегда будет запрещена в мире, является не только абсурдной, но и безнравственной».

Невинные и обманутые История, Политика, Философия, Длиннопост, Германия

Генрих фон Трейчке

Фридрих Гегель писал, что война является "великим чистилищем" , т.к. содействует этическому здоровью народов, развращённых долгой жизнью в мире, подобно тому, как порывы ветра освобождают море от нечистот, накопившихся за время затянувшегося штиля. Далее он рассуждает о роли государства: государство есть всё или почти всё («высшее правление мирового духа», «мораль вселенной»). Государство безраздельно властвует над индивидуумами, высший долг которых состоит в том, чтобы быть членом государства, ибо право мирового духа выше всех особых привилегий. Чем не модель милитаристского тоталитарного государства?

Невинные и обманутые История, Политика, Философия, Длиннопост, Германия

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Закончим двумя цитатами Фридриха Ницше: «Общество никогда не понимало под добродетелью ничего иного кроме стремления к власти, силе и порядку… Общество не должно существовать ради самого себя, а лишь в качестве фундамента и опоры, с помощью которых избранная раса (интересно какая?) в состоянии возвыситься до более высоких задач». «Справедливая война освящает любую цель. Война и мужество совершили больше великих дел, нежели милосердие».

Невинные и обманутые История, Политика, Философия, Длиннопост, Германия

Фридрих Вильгельм Ницше

Не оценивая вышеприведённые тезисы, берусь утверждать, что такие ценности, как «священность и спасительность» войны, избранность германской расы, необходимость сильного авторитарного государства, прививались немцам на протяжении столетия. Немцы хотели верить в собственную избранность. И они поверили.
Гитлер никого не обманывал. Он лишь поднялся на высокой волне идей, лежавших в немецком подсознании и в итоге ставших основополагающими в строительстве Третьего Рейха. Сокрушительные же последствия этого цунами навсегда оставили свои кровавые следы в истории человечества.

Использованная литература: Ширер У.  Взлёт и падение третьего рейха.

Показать полностью 4
3

Проблема исторической науки

Каждый из нас живёт в своем субъективном мире, в котором отображение действительности уникально. В контексте прошлого это означает, что, по сути, изучая историю, мы во многом анализируем реакцию отдельного человека на определённый факт.


Из этого и вытекает неразрешимая проблема: исторический источник – кривое зеркало, отображающее субъективную оценку изучаемого предмета. Создадим искусственную ситуацию, для того чтобы лучше в этом разобраться. Допустим, Лёша в драке победил Петю. Через какое-то время Петю спрашивают об итогах драки его друзья. Петя, разумеется, не хочет рассказывать о том, что его побили, поэтому он говорит друзьям, что в драке не было победителей. Факт был искажён источником. К тому же нужно учитывать то, что чем больше «посредников» между фактом и историком, тем меньше объективной информации можно будет получить в процессе исследования.


Главным источником, по которому мы изучаем историю Древнерусского государства, является «Повесть временных лет», датируемая 1113 годом. В привычном понимании История России начинается с 862 года… А вы сможете самостоятельно написать историческое произведение про события двухсотлетней давности? Насколько достоверно?


История – это конструкт условностей, состоящий из множества совершенно разных свидетельств. Причем этот конструкт сохранил в себе жизни ничтожно малого количества людей, судьбы же десятков миллиардов забыты навсегда.

Зато изучать историю интересно!


Записки историка

https://t.me/stilihon

Показать полностью
40

Почему у декабристов не могло получиться?

Декабристское движение – самая прогрессивная прослойка дворянского сословия. Их идеи, выраженные в «Русской правде» Пестеля и «Конституции» Муравьёва, были отражением духа времени. Европейского духа времени. Если осуществление программных документов декабристов во Франции или Англии абсолютно реальны, то в России это больше похоже на утопию. Попробуем разобраться почему.

Почему у декабристов не могло получиться? История, История России, Декабристы

Начнём с отмены крепостного права. Бесспорно, со всех точек зрения отмена рабского крестьянского состояния просто необходима. Однако данная реформа может быть проведена только в долгосрочном временном промежутке. Кардинальное моментальное изменение такого социального масштаба априори невозможно. Декабристы же выступали именно за это.

Предполагаемые устройства государства в двух проектах конституций были совершенно разными: Муравьёв пишет о конституционной монархии и о частичном сохранении помещичьего землевладения, Пестель – о республике и о полной передачи земли крестьянам. Даже если бы декабристы пришли к власти, как бы они разрешали это противоречие?


Что касается социальных слоёв, на которые хотели опираться декабристы, то они тоже отличались: Муравьёв делал ставку на первое сословие, а Пестель на крестьян. И опять же тут возникает проблема. Первое сословие имело определенную признательность государству, наделившему дворянство столькими привилегиями, крестьяне же просто по своей натуре были аполитичны и полны любви к батюшке-царю.


По сути, говоря о «Конституции» и «Русской правде», мы говорим об утопиях. Россия 1820-ых годов вообще не была готова к столь радикальным переменам. Причем к этому не были готовы все слои населения (например, крестьяне даже не представляли возможность своего становления собственниками, своего становление свободными, а помещики вообще не спешили расставаться со своей землёй). Стремление идти в ногу со временем пьянило и слепило первых русских революционеров, заставляя их иногда принимать желаемое за действительное.

Записки историка

https://t.me/stilihon

Показать полностью
92

Виновник поражения в Крымской войне, ненавистник железных дорог, мастер острого слова или А.С. Меншиков

(Меншиков) умел приспособить свой ум ко всему, но он не мог сделать своего ума из разрушающего создающим

- говорил о нём Денис Давыдов.

На детях гениев природа отдыхает… На правнуках, видимо, тоже. Героем нашего рассказа является А.С. Меншиков, родственник фаворита Петра I. На пике своей карьеры Александр Сергеевич умудрялся совмещать должности главнокомандующего русскими войсками в Крыму, морского министра Российской империи(1836-1855) и генерал-губернатора Финляндии. Наверное, он обладал великолепными знаниями и управленческими умениями!

Виновник поражения в Крымской войне, ненавистник железных дорог, мастер острого слова или А.С. Меншиков История, История России, Крымская война, Длиннопост

А. С. Меншиков

Оказывается, для того чтобы стать морским министром и адмиралом, достаточно обучаться флотоводческому искусству … в деревне. Морскому делу Меншиков обучался в своем имении Александрово в самом подходящем возрасте – 37 лет. Достижением его министерства стало построение 24 пароходов (Н.А. Троицкий «Лекции по русской истории XIX века»). Англо-французский флот насчитывал 258 пароходов. Логично, что с таким количеством сил остановить десант союзной армии в Крыму просто невозможно. При этом Меншиков называл Нахимова, одержавшего выдающуюся победу в Синопском сражении, боцманом: «Ему бы (Нахимову) канаты смолить, а не адмиралом быть»

Александр Сергеевич успел проявить себя и как искусный дипломат: в феврале 1853 он был отправлен в Константинополь с чрезвычайными полномочиями – для разрешения спора о «святых местах» между Россией и Францией. Как же решить такой деликатный вопрос? Входить в палату к султану Османской империи, повернувшись к нему задом, разумеется! Почему-то данная тактика не имела успеха, и Меншиков 21 мая уведомил султана о разрыве русско-турецких отношений и покинул Турцию.

Может, Меншиков был хорошим полководцем? Остановить продвижение союзников он решил на р. Альма. Наш герой был так уверен в своей победе, что пригласил на поле битвы светских дам, обещая им показать позорное бегство неприятеля. Они смогли лицезреть только позорное бегство Меншикова. Он отвёл армию сначала в Севастополь, а затем отступил в Бахчисарай(Симферополь), бросив базу Черноморского флота на произвол судьбы. В дальнейшем он дал еще два сражения: под Балаклавой (после этой битвы солдаты стали называть его «Изменщиковым») и в районе Инкермана. Обе битвы были проиграны, после чего Меншиков констатировал, что теперь «видов к разбитию неприятеля больше не представляется»

Виновник поражения в Крымской войне, ненавистник железных дорог, мастер острого слова или А.С. Меншиков История, История России, Крымская война, Длиннопост

Разумеется, что причинами поражения России в Крымской войне являлись не только неумелые действие главнокомандующего, но и общая отсталость в области вооружений, ужасная логистика, критический недостаток железных дорог, с которыми, кстати, Меншиков боролся, постоянно говоря про их малое значение. Когда строились Исаакиевский собор, постоянный мост через Неву и Московская железная дорога, он говорил: «Достроенный собор мы не увидим, но увидят дети наши; мост мы увидим, но дети наши не увидят; а железной дороги ни мы, ни дети наши не увидят». Как радостно, что его предсказание не сбылось! На самом деле страшно, когда человек, занимающий такие военные посты против строительства средства передвижения, способного перебрасывать войска с одного конца страны до другого за достаточно короткий срок.

Местничество было отменено в 1682 году, но середине XIX века (да и сейчас) руководящие посты в государстве могут занимать люди, абсолютно не подходящие для таких ответственных должностей. Почему Корнилов, Нахимов, Истомин, под руководством которых Севастополь, изначально лишенный каких-либо наземных укреплений, продержался практически год, управляются Меншиковым? Наступит ли в России меритократия? Когда-нибудь?

Записки историка

https://t.me/stilihon

Показать полностью 2
25

Причина возникновения крепостного права в России на основе теории Тойнби

Закон или теория вызова и ответа — закономерность, которая, по мнению британского историка и философа Арнольда Тойнби, определяет развитие цивилизации. Историческая ситуация или природные факторы ставят перед обществом проблему («вызов»). Дальнейшее развитие общества определяется выбором варианта решения («ответом»).

Причина возникновения крепостного права в России на основе теории Тойнби История, История России, Длиннопост

Арнольд Джозеф Тойнби

Тойнби выделяет несколько типов вызовов цивилизации:

• вызов сурового климата

• вызов новых земель

• вызов внезапных ударов от соседних обществ

• вызов постоянного внешнего давления


Интересно, что Тойнби относит Россию именно к последнему вызову, имея в виду постоянные набеги кочевников на русские земли. Однако можно с уверенностью утверждать, что на все вышеперечисленные вызовы Российское государство так или иначе отвечало.


Общеизвестно, что природа и климат сыграли громадную роль в становлении государств. Влияние природно-климатического фактора четко прослеживается, когда сравниваются исторические судьбы и темпы развития запада и востока Европы.


На западе Европы, благодаря теплым течениям Атлантики, рабочий полевой сезон начинался ранней весной, а заканчивался поздней осенью. При этом все полевые работы прекращались только в декабре и января. В основных европейских странах благоприятный климатические условия способствовали как росту совокупного прибавочного продукта (урожай: от сам-7 до сам-12("сам" обозначает во сколько раз увеличивается количество посаженной единицы, например, если мы посадили одно зерно, а получили два, то это сам-2)), так и росту городов, промышленности и т.д.


На просторах же Восточно-Европейской равнины ситуация была совершенно другой. Преобладание неплодородных почв, кратковременность рабочего цикла земледельческих работ(поздняя весна-ранняя осень), вызванная суровыми климатическими условиями(частые заморозки летом), порождали низкую урожайность(сам-2;сам-3), малую кормовую базу для скота – в общем счете низкий объем совокупного прибавочного продукта. Подобная ситуация, казалось бы, должна была обречь нашу страну на многовековое существование лишь примитивного земледельческого общества. Однако существования данной опасности порождали своего рода компенсационные механизмы, помогавшие преодолеть неблагоприятные условия. Именно одним из таких механизмов стало крепостное право, которое стало определять всю экономическую действительность гос-ва вплоть до 1861(хотя и дальше отголоски оставались).


В чем заключается зависимость суровых климатических условий и возникновения крепостного права? Условно выражаясь, она описывается так: для того чтобы получить какой-либо урожай на нашей земле необходима огромная концентрация труда. Многие крестьяне конечно же не хотели работать в таких условиях и уходили в более южные земли, из-за чего создавалась угроза полного исчезновения урожая в принципе. Именно поэтому государство юридически прикрепило крестьян к земле. Так возникла система экономического устройства, создавшая к началу XIX века одно из сильнейших государств в Европе (после 1814 года). Разумеется, что после окончания промышленного переворота в Европе, крепостное право как экономическая система стало не конкурентоспособным.

Источник: Милов Л.В.: "История Россия с Древнейших времен до начала XVII века"


Записки историка

https://t.me/stilihon

Показать полностью 1
35

Когда нельзя заниматься внешней политикой:

Нерешенность внутриполитических проблем вкупе с активной внешней политикой приводит к плачевным последствиям.

В нулевые годы XX Российская империя была государством с быстро развивающейся экономикой. Экономика России была аграрно-индустриальной, из чего вытекает, что разрешение проблем, связанных с крестьянами и землёй, было первоочередным. Крестьянство являлось не только самым многочисленным (771 крестьянин на 1000 человек), но и самым бесправным сословием (все действия крестьян были ограничены общиной).

Когда нельзя заниматься внешней политикой: История, История России, Политика

Логично, что сохранение такого положения может вызвать социальный взрыв.


Ещё одной проблемой, требующей незамедлительного решения, было то, что зародившейся буржуазии, быстро набиравшей экономическую мощь, не было позволено влиться в политическую жизнь государства.


Бесправие самого многочисленного сословия и богатого класса само по себе создавало взрывоопасную смесь. Добавьте к этому рабочий вопрос, дворянское обнищание и депрессивное офицерство(из-за бедного материального положения). Получается предкризисная ситуация. Однако вместо срочного решения этих проблем царское правительство занимается активной внешней политикой на Дальнем Востоке, которая приводит к конфликту интересов с Японией, что в итоге выльется в изначально неудачую войну.

В итоге русско-японская война становится катализатором роста общественного недовольства, и в стране начинается революция.


Записки историка

https://t.me/stilihon

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!