djflop

djflop

Трамваефил
Пикабушник
3063 рейтинг 263 подписчика 16 подписок 19 постов 11 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
1100

Записки водителя трамвая.

О том, как устроена ходовая часть вагона.

Как и обещал, немного расскажу об одном из самых важных узлов трамвая - тележке.

На фото тележка самого распространенного в мире чехословацкого трамвая - Tatra T3

Записки водителя трамвая.

Как можно видеть, все довольно просто и компактно распределено (кстати вес тележки - 2 тонны).
В общем, поехали. Трамвай имеет в своем "арсенале" три типа тормоза, которые не зависят друг от друга:
1-й - электро-динамический.
2-й - барабанно-колодочный.
3-й - электромагнитный рельсовый тормоз.
Теперь по-порядку: электро-динамический тормоз (он же рабочий) применяется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч, при этом электродвигатели работают в "генераторном" режиме и вырабатывают ток, который гасится на пускотормозных сопротивлениях превращаюсь в тепло (в большинстве современных трамваях этот ток отдается обратно в контактную сеть, такой режим называется "рекуперация").

Барабанно-колодочный, он же и стояночный (на фото его привод виден, такая штуковина с красной стрелочкой))) срабатывает при скорости 3 км/ч дотормаживает и удерживает трамвай на месте. Простым языком это обычный соленоид в котором есть катушка, создающая магнитное поле, и стальной сердечник (такая же штука не дает открыть дверцу стиральной машинки, когда она включена). Кстати этот тормоз "негативного" действия, сразу поясню, что это значит - для того, чтобы отпустили колодки и трамвай поехал, на этот соленоид необходимо подать напряжение 24В, тогда под действием магнитного поля сердечник будет преодолевать сопротивление пружины и посредством тяг колодки отожмутся от барабана, тогда трамвай поедет. Сделано это из соображений безопасности - на случай если вдруг упадет напряжение АКБ - пропадет напряжение и на катушках колодки под действием пружины прижмутся и трамвай остановится. Таких устройств у трамвая 4 штуки.

Ну и третий, рельсовый тормоз (на фото он занимает все пространство между колесами и находится очень низко над рельсом). Рельсовый тормоз - это большой электромагнит, облаченный тяжелым, стальным корпусом (200кг если что), этим тормозом водитель пользуется в экстренных ситуациях. При нажатии тормозной педали до упора такой магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн, а у трамвая таких 4 штуки, итого получается 20 тонн силы. Если при скорости 20км/ч применить экстренный тормоз то трамвай остановится через 5,5м, при скорости до 40км/ч - 12м.
По тормоза у меня усе, остальное распишу в комментах.
И вопрос на засыпку: кто знает, зачем красные полоски на колесах?

п.с. в следующем посте расскажу, что такое ускоритель и почему он временами "дает жару"

Показать полностью 1
192

Записки водителя трамвая.

Что такое ускоритель и для чего он нужен.


Ускоритель предназначен для плавного разгона и торможения вагона.

Записки водителя трамвая.

На фото ускоритель моего бывшего закрепленного вагона.

Основные элементы:

1. Крестовина

2. Ролик

3. Палец (клавиша)

4. Токосъемное кольцо

5. Сопротивление (правда видно сам зажим)

6. Демпферное сопротивление

Стрелкой указал направление вращения при разгоне трамвая.

Итак, при нажатии на пусковую педаль включается контактор ЛК (LS по схеме), ток попадает на сопротивления, крестовина (1) начинает поворачиваться, ролик (2) прижимает палец (3) к токосъемному кольцу (4), с токосъемного кольца ток поступает на двигатели. Всего ускоритель имеет 99 позиций, 1-я и 99-я - безреостатные. Сопротивления изготовлены из электротехнической стали (кантал). Так, при нажатии на 1-й палец подключается демпферное сопротивление и крестовина на некоторое время "замирает", для того, чтобы вагон немного набрал скорость, а потом опять подключаются сопротивления в ускорителе, 2-й палец имеет наибольшее сопротивление, 98-й - наименьшее. На 75-й позиции подключаются катушки ослабления возбуждения ТЭД, дойдя до до упора (до 99-й позиции) крестовина останавливается, эта позиция соответствует безреостатной при наибольшем ослаблении возбуждения ТЭД, далее разгон вагона продолжается по автоматической характеристике тяговыг двигателей. Вращает крестовину "пилот-мотор", который изменяет скорость и направление вращения посредством команд от ограничительного реле (OR), (кстати, крайне сложная фиговина и описать я ее не смогу)


Ниже видео (не мое) с американсокго трамвая PCC, который и стал основой для чехословацских трамваев Татра Т-1, а развитием Татры Т-1 и есть Татра Т-3

Во время работы ускоритель нехило нагревается и его необходимо все время охлаждать, именно поэтому трамвай гудит стоя на остановке (мотор-генератор, который служит для преобразования 600В в 24В, задно выступает в роли вентилятора)

Как-то так, знаю не очень содержательно, но это то, что я "почерпнул" обучаясь на курсах.

Показать полностью 1 1
146

Записки водителя трамвая

"Про педали"
Думаю многим будет интересно, как мы там "рулим", так вот:

Записки водителя трамвая

Слева-направо: педаль безопасности, тормозная педаль, пусковая педаль. Такие дела.

Напоследок - видос, снятый на вольтметр:

Показать полностью 1 1
98

Записки водителя трамвая.

О "командировках" на другие маршруты

Записки водителя трамвая.

На фото трамвай 71-608К, он же КТМ-8К

В нашем городе (а это Днепр) сейчас существует два трамвайных депо, в которых эксплуатируются совсем разные типы трамвайных вагонов, как по внешнему виду, так и по типу управления (Татра Т-3 и КТМ-5, КТМ-8). При обучении на курсах, учеников распределяют, а кто-то и сам выбирает, в каком депо ему работать. При этом, сейчас, маршруты разных депо не пересекаются ( раньше были настоящие войны за пассажиров). Так как до того, как стать водителем, я работал кондуктором в депо, где "Татры", то было решено там и оставаться. После курсов водитель получает 3 класс квалификации (самый низкий), считается неопытным и не допускается к работе на маршрутах с тяжелым профилем (об этом тоже расскажу), да и вообще много чего нельзя, например буксировать сломавшийся трамвай, производить маневры задним ходом.
Со временем можно сдать экзамен на повышение квалификации ( кстати, в ДИ водителя сказано, что он обязан это делать), в общем, так я и поступил, дальше - как в игре)
Для того, чтобы получить 2 класс необходимо сдать экзамен по теоретическим знаниям, ответить на билеты ПДД, и можно приступать к стажировке новых типов трамваев и маршрутов города. На стажировку, в основном дается одинаковое количество времени:
Стажировка нового маршрута - 8 часов
Стажировка нового типа ПС - 20 часов. Причем водитель 2 класса (как я))), в зависимости от стажа работы обязан работать на всех типах подвижного состава, включая спецтехнику (снегоочистители, пескопосыпательные, грузовые) и на всех маршрутах города.
Вот и пришлось мне отправиться в другое депо, обучиться управлению вагонами КТМ-5, КТМ-8.
Сказать что мне очень понравилось - ничего не сказать, работая 3 года на трамвае с "педальным" управлением, сесть на вагон с ручным контроллером было непросто, поначалу даже искал педали))), зато теперь я регулярно прошусь в такие "командировки" (кстати многие водители не любят, когда их бросают с маршрута на маршрут).
В следующем посте хочу рассказать, как устроена ходовая часть трамвая, и думаю, многим будет интересно.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!