С подачи ряда пикабушников, в частности, как ответ на коммент. #comment_207100304
В первых строках этого пространного текста без картинок, а так же без пруфов и нотариальных заверений того, что я не вру, хочу предупредить. Познания мои в данной теме не подтверждаются ни грамотами, ни дипломами, ни даже маленькой медалькой. Это всё рассуждения из головы, как обработка некоего объёма знаний вообще, что я смог познать за энное количество лет этой своей жизни.
Итак, об чём это? Общие рассуждения о происхождении, нужности, эффективности и вообщенахренаэтовсёсейчас того продукта человечества, что мы условно знаем как "боевые исскуства". Сюда входит всё то убийственное, что человеки научились делать за свою историю с другими человеками при помощи как просто самого себя в качестве инструмента и оружия, так и вообще каких-либо предметов разной степени сложности и применения их с помощью конечностей. Мы не будем рассматривать разнообразные средства массового или дистанционного поражения, это маленько другое.
С чего всё началось? С того момента, когда наш с вами первопредок сообразил, что можно получить нечто для себя полезное не только с помощью охоты и собирательства, а просто дав соседу по копке кореньев в ухо или куда угодно камнем или палкой и обобрав неподвижное тело. Это было началом разделения проточеловечества на пацифистов и настоящих полковников. Это не были жёстко закрепленные роли, кто первый успел, тот и полковник. Но именно использование в драке предметов начало отличать человека от животных. (то, что сейчас вытворяют разные шимпанзе и гориллы во время экспериментов это их умение учиться у людей. Эволюция и у них шла неплохо)
Если кто-то считает, что человека принесло сюда с Тау Кита, с Луны, Солнца, вылепило из глины некое сверхсущество и тд., мы сейчас не про космогонию и занятную антропологию. Каин Авеля тоже, знаете ли, не сразу мотыгой оглоушил.
С первого аборигена, ограбленного после удара твёрдым в голову, начинается история боевых искусств, как особых навыков, направленных на уконтропупливание ближнего своего с целью получения профита. И очень долгое время этот незамысловатый процесс происходил с применением разнообразных сложносочиненных предметов разной степени тяжести, начиная с простого камня или берцовой кости свежесъеденного быка. То есть это был Человек Вооружённый. И очень долгое время этот человек был вооружён самым простым: камнем, дубиной, здоровой костью, каменным топором. Хотя топор уже не прост. Кто там хмыкает, сделайте для каменного топора лезвие. Со всем вашим интеллектом, образованием и тд. Ну, и далее всё пошло по нарастающей. Всё что использовалось для охоты на еду, так же применялись и для ущемления соседа по грядке. Копье, дрын, лук. Всё известное нам время существования человек нападающий был вооружён. Когда же появилось то, что так красиво нам демонстрируют в кино всяко-разные джекичаны и прочие стивенысигалы? И вообще, зачем человеку понадобилось придумывать какие-то приёмы для драчбы руками с ближним своим? Для дальнего всегда под рукой можно было найти хоть бы камень.
В какой-то момент времени в среде людей поголовно вооружённых, появились те, кому для сохранения своей жизни оружия почему-то не досталось, а жить всё-таки хотелось. Вся странность этого предположения показана в том анекдоте, когда инструктор рукопашного боя объясняет курсантам в учебке спецназа, нафига им рукопашка и где они смогут применить сие тайное знание. На поле боя должны встретиться два бойца, от которых фортуна и военное счастье отвернулись одновременно и одиноково. То есть, у обоих кончится боезапас как к автомату, так и к пистолету, потеряны сами огнестрельные недавно железяки, потеряны или сломаны ножи и прочие нунчаки, вокруг нет ни одной палки или камня и вот они встретились. Вот тут-то и пригодится то тайное искусство, что они сейчас с нетерпением начнут изучать.
То есть, есть всего две ситуации, когда человеку надо уметь делать собой некие движения, которые при помощи рук или ног приводят другого человека в состояние нестояния. Для простоты примем, что это человек пораженный в правах или заведомо более слабый и потерявший оружие на поле боя. В первом случае это рабы или например женщины. Во втором - кто угодно, потерявший оружие или столкнувшийся с более защищённым и более вооружённым противником.
Если не углубляться во времена первых фараонов и принимать на веру рассказы людей, которым рассказывали другие люди, то по первому пункту можно вспомнить капоэйру в том виде, в каком она появилась когда-то в среде рабов на плантациях. Наверняка что-то подобное было и в других областях. Например, окинава-те, по рассказам, появилась на Окинаве же во время оккупации острова японцами. Оружия иметь нельзя, режущих предметов тоже, долбитесь как хотите в вашей крестьянской жизни, в знак протеста можете даже умереть. Наш даймё очень впечатлительный, вдруг его проймёт? И суровые окинавцы начали готовится к национально-освободительной войне при помощи рук. И ног. Потом в дело пошли цепы для обмолота зяби и прочие предметы, вроде тонфы, ворота от жерновов(сейчас всем известный резиновый демократизатор с боковой ручкой). Ну, и тд и тп. В случае женщин тоже всё довольно очевидно. Не все из них радостно кидались на шею героям-освободителям, то есть подлым захватчикам. Многие отбивались чем придётся. Добрые японки использовали, например, заколки для волос. И вообще многие учились держать режущее в руках. Не только японки. Серп там, жито убирать, топор, дров порубить или курей и тд. Ну, суровые времена требовали суровых действий. Не все кисейные барышни были кисейны настолько, чтобы не попытаться при случае завалить какого гопника залётного. Не зря же Василиса Премудрая умела черепами светить.
Обезоруженный на поле боя имел всего несколько вариантов своей судьбы. Немедленный кирдык, плен, или суметь отбиться как угодно. Да, голыми руками против доспешного бойца не навоюешь, но например японские гравюры до-Токугавских войн показывают некоторые примеры. Например, латника можно уронить, пнув(условно) под коленку. Ребята они были не особо устойчивые, и довольно ограниченные в движениях в доспехе. И видимо, получалось, если осталась память о таких приёмах в том же дзю-дзюцу. Хотя уже и латников нет и приём не нужен, но память, ностальгия.
С усложнением общества появились те, кто ни каким местом не относился к военным. Цивильное население могло быть вооружено максимум поясным ножом или засапожником. Но драться они не переставали. И вот уже этот социум стал порождать первые зачатки рукопашных БИ. Опять же, доставшиеся от язычества походы стенка на стенку, существовавшие не только у славян, надо же перед богами показать удаль молодецкую. Сложно отделить рукопашку от мелкого холодного оружия. Куда ж мужик без ножа? И первые какие-то приёмы могли возникать как и в варианте работы ножом, так и защиты от ножа, безоружного. Метод крайне эффективный, хотя и безсистемный. В памяти народной оставались только те приёмы, что помогли кому-то выжить в схватке. Можно сказать, что с течением времени у каждой общности людей на той или иной территории сложились эмпирическим путем некие приёмы ножевого боя, работы с элементарными бытовыми предметами, приёмы без оружия. Системы не было и не могло быть. То, что хорошо византийцу, не применимо для эскимоса.
Первые упоминания о каких-то системных разработках в области приёмов борьбы или рукопашки, в том числе и с оружием ближнего боя восходят скорее всего к индийцам. Касты позволяли разным группам людей заниматься разными, не очень нужными для выживания, но занятными штуками. Вот в честь богов и были первые систематизированные поединки и опыт передачи этих приёмов. Насколько я могу утверждать, в качестве ринга использовали квадратную яму. Но это не точно. Потом, вместе с буддизмом, БИ индусов попали к китайцам и далее, вплоть до будущих японских милитаристов. Вообще, насколько я понимаю, рассадниками шоулиней были именно воинские братства, существовавшие с древних языческих времён. Потом это перешло в разнообразные ордена, монастыри, сборища боевых монахов, храмовые комплексы и тд. То есть, попало в руки людей, имевших свободное время и живущих ради войны. Что примечательно, в той же Европе до определённого времени не существовало такого навыка среди рыцарства и наёмных военных, как фехтование. Рыцарь не существовал вне коня, скажем так. Не было пеших рыцарей вначале. Да и не имело смысла. И не было нужды уметь фехтовать на мечах, бо ими рубили с коня. Мечевой бой и фехтование это довольно разные вещи, так как оба пешехода, если они не конные рыцари, были хоть в каких-то доспехах. Не обязательно железных, дорого. Даже кожаные были дороговаты. Пешего воина, в основном простолюдина, вполне защищала "броня" из 20-40 слоев парусины, иногда просмоленной в некоторых слоях. Но пехота долгое время служила для защиты щитами лучников. Потом уже им дали оружие. Наёмники, такие как швейцарские алебардисты и пикинеры, вооружались пиками и алебардами. Как и ладскнехты. А первые фехтовальщики появились в среде городских жителей, когда военные, но не на службе и в гражданском, вдруг начинали махать имевшимся оружием.
Постепенно, особенно на Востоке, воинское искусство становилось вещью в себе. Появляются систематизаторы приёмов, школы, ученики. Возникает традиция передачи опыта. В какой-то степени это всё ещё искусство войны, но уже накладывается сверху переосмысленный буддизм и кто-то во время отработки движений вдруг ловит кайф в динамике, такой-же, как при чтении священных сутр. Динамическая концентрация позволила включить те отделы мозга, что раньше активировались только в храме, сидя на пятках. И вот тут понеслось.
К 20 веку, когда огнестрел вытеснил холодное оружие на стены замков и спален, а из европейской школы фехтования остались только рапиристы и мензурное фехтование, рукопашка стала с одной стороны прокачанным скиллом уличных бойцов, навыком спецподразделений, и средством познания себя, отчасти медитацией в движении, отчасти элементом общефизической подготовки.
Узкий спектр дисциплин имеет прикладное значение. Для драки на улице тайский бокс и просто бокс, кравмага, армейская рукопашка, боевое самбо, дзю-дзюцу, хотя, это не всё наверное. Ну, то же самое и для спецназа, полиции и тд.
Все фехтовальные техники ушли или в спорт, или в созерцание. Рапиристы, шпажисты, кендо, иайдо. Всякие палки, шесты, кусаригами, и прочие ножи-бабочки - туда же. Карате, уку-шу, теквондо, дзюдо, борьба нанайских мальчиков - всё это стало спортом. Айкидо можно вообще вынести отдельно - научение управления своим телом в движении, правильно падать и вообще интересно же в компании потеть на татами без выяснения, а кто тут всех лучшее. Хотя, мне навык падения из любого положения несколько раз конкретно спасал жизнь. Перелететь через машину на велосипеде и упасть как учили, хоть на стенд фотографируй, без критических повреждений, это стоило трех лет занятий. Да и зимой, поскользнувшись, красиво сложиться, тоже неплохо, вместо ушибов разных мест.
Ну... Вот. Так как это писано в три часа ночи, прошу это учесть, хотя некоей дерганности текста и не извиняет конечно. Это моё сугубо личное мнение, оно может вообще не соответствовать действительности. Но так как обещал, надо исполнять.
Благодарю за внимание, если конечно кто досюда дочитает.