PsyDondya

PsyDondya

На Пикабу
поставил 1 плюс и 1 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
2644 рейтинг 78 подписчиков 0 подписок 58 постов 17 в горячем

Когнитивная триада депрессии

«Я неудачник, мир дерьмо, будущее ужасно» — примерно так можно представить когнитивную триаду депрессии, которую впервые описал основатель когнитивной психотерапии, Аарон Бек. Когнитивная триада складывается из трех основных когнитивных паттернов, детерминирующих идиосинкразическое отношение пациента к:
1. самому себе
2. своему текущему опыту
3. собственному будущему

Первый компонент триады связан с негативным отношением пациента к собственной персоне. Пациент считает себя ущербным, неадекватным, неизлечимо больным или обделенным. Свои неудачи он склонен объяснять якобы имеющимися у него психологическими, нравственными или физическими дефектами. Пациент убежден, что эти, мнимые, дефекты сделали его никчемным, никому не нужным существом, он постоянно винит и ругает себя за них. И наконец, он считает, что лишен всего того, что приносит человеку счастье и чувство удовлетворенности.

Вторым компонентом когнитивной триады является склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта. Пациенту кажется, что окружающий мир предъявляет к нему непомерные требования и/или чинит ему непреодолимые препятствия на пути достижения жизненных целей. В любом опыте взаимодействия со средой ему видятся только поражения и потери. Тенденциозность и ошибочность этих трактовок особенно очевидны, когда пациент негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений. Если его убедить поразмышлять над этими более позитивными объяснениями, он, возможно, признает, что был необъективен в оценке ситуации. Таким образом пациента можно подвести к осознанию того, что он извращает факты, подгоняя их под заранее сформированные негативные умозаключения.

Третий компонент триады связан с негативным отношением к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, депрессивный видит там лишь нескончаемую череду тяжких испытаний и страданий. Он полагает, что ему до конца дней суждено терпеть трудности, разочарования и лишения. Думая о делах, которые ему нужно сделать в ближайшее время, он ждет провала.

При работе с депрессией в когнитивной терапии одной из ключевых задач является выявление и проверка автоматических негативных мыслей.

Когнитивная триада депрессии Психология, Психотерапия, Психиатрия, Депрессия
Показать полностью 1

Когнитивная триада депрессии

«Я неудачник, мир дерьмо, будущее ужасно» — примерно так можно представить когнитивную триаду депрессии, которую впервые описал основатель когнитивной психотерапии, Аарон Бек. Когнитивная триада складывается из трех основных когнитивных паттернов, детерминирующих идиосинкразическое отношение пациента к:
1. самому себе
2. своему текущему опыту
3. собственному будущему

Первый компонент триады связан с негативным отношением пациента к собственной персоне. Пациент считает себя ущербным, неадекватным, неизлечимо больным или обделенным. Свои неудачи он склонен объяснять якобы имеющимися у него психологическими, нравственными или физическими дефектами. Пациент убежден, что эти, мнимые, дефекты сделали его никчемным, никому не нужным существом, он постоянно винит и ругает себя за них. И наконец, он считает, что лишен всего того, что приносит человеку счастье и чувство удовлетворенности.

Вторым компонентом когнитивной триады является склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта. Пациенту кажется, что окружающий мир предъявляет к нему непомерные требования и/или чинит ему непреодолимые препятствия на пути достижения жизненных целей. В любом опыте взаимодействия со средой ему видятся только поражения и потери. Тенденциозность и ошибочность этих трактовок особенно очевидны, когда пациент негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений. Если его убедить поразмышлять над этими более позитивными объяснениями, он, возможно, признает, что был необъективен в оценке ситуации. Таким образом пациента можно подвести к осознанию того, что он извращает факты, подгоняя их под заранее сформированные негативные умозаключения.

Третий компонент триады связан с негативным отношением к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, депрессивный видит там лишь нескончаемую череду тяжких испытаний и страданий. Он полагает, что ему до конца дней суждено терпеть трудности, разочарования и лишения. Думая о делах, которые ему нужно сделать в ближайшее время, он ждет провала.

При работе с депрессией в когнитивной терапии одной из ключевых задач является выявление и проверка автоматических негативных мыслей.

Показать полностью

8 этапов КПТ ОКР

Когнитивно-поведенческая психотерапия довольно успешно работает с ОКР. Вот Джудит Бек, президент Beck Institute for Cognitive Therapy, рассказывает о 8-ми этапах терапии обсессивно-компульсивного расстройства в формате КПТ.

1 этап. Оценка и диагностика. Нужно отличать ОКР от других расстройств, например, от генерализованного тревожного расстройства. ОКР бывает в сопровождении других психологических проблем, например, может сопровождаться депрессией.

2 этап. Психообразование. На этом этапе клиенту нужно рассказать, как возникает и как поддерживается ОКР (почему оно не проходит само).  Нужно использовать примеры из жизни клиента, для того, чтобы объяснить ему схему функционирования расстройства.

3 этап. Когнитивная реструктуризация оценок обсессий. Попроще: обсуждается значимость для клиента навязчивых мыслей. Предлагается переосмыслить их значимость.

4 этап. Поведенческие эксперименты. Проверка предположений клиента касательно риска заразиться или риска нанесения вреда на практике.

5 этап. Эксперименты вживую (экспозиция). Задача: предотвращение реакции клиента на провокационные стимулы (response prevention). То есть, если страшно хочется вымыть руки, нужно вместе перетерпеть это желание.

6 этап. Экспозиция в воображении. Задача та же: предотвращение реакции.

7 этап. Майндфулнесc (опционально). Развитие иного взгляда на появляющиеся навязчивые мысли-обсессии. Навык принимать их как есть, созерцательно-философски.

8 этап. Предотвращение рецидивов. Это между прочим, очень важный этап, потому что непроработанные ожидания клиента относительно своего самочувствия в будущем вполне способны превратить временный сбой в полноценно разыгравшийся рецидив.

Школа психологического просвещения

8 этапов КПТ ОКР Психология, Психотерапия, Психиатрия, ОКР, Когнитивно-поведенческая терапия
Показать полностью 1

Что такое психическое здоровье?

В любом разговоре со специалистом в области ментального здоровья наступает момент, когда звучит что-то типа «а что это такое, вообще, психическое здоровье? где граница? как его измерить, определить, пощупать?» И, оказывается, надо быть готовым сказать что-то вразумительное, если не хочется показаться несведущим в теме. Поэтому вот вам определение от ВОЗ:

Психическое здоровье  — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Не слишком конкретно, так? Если чуть подробнее, то:

• Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств.
• Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья в целом, без психического здоровья нет здоровья.
• Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов.

И снова не до конца исчерпывающе, однако, если мы пойдем дальше, то автоматически окажемся привязаны к конкретному подходу — медицинскому или психологическому, к определенному направлению — внутри медицины или психологии, и так далее. Я же, как будущий клинический психолог, полагаю, что правда где-то посередине :)

По доброй традиции напоминаю контакты бесплатной психологической помощи: https://t.me/TheMentalHealthSchool/486

Показать полностью

Интериоризация

Есть такая концепция в психологии — культурно-историческая. Она утверждает, что любая психическая функция появляется в развитии человека дважды. Сначала — в отношениях между людьми (снаружи), а затем — в самой психике человека (внутри). Такой процесс перехода психической функции называется интериоризацией.

Это означает, что все формы высшей психической деятельности, которые мы можем иметь, присваиваются из отношений с носителями этих форм, во взаимодействии с культурой. Так, если ребенка изолировать от культуры (и представить, что он выживет), то он никогда не сможет думать привычным нам образом. Понятийное мышление, характерное только для людей, будет ему недоступно, потому что оно возникает в определенный период развития в ходе взаимодействия с людьми — носителями речи и мышления.

Наша психика, в высшем ее виде, не берется из ниоткуда и не возникает сама по себе — она уже существует в социальной среде и присваивается в ходе взаимодействия с этой средой. Именно поэтому, с точки зрения культурно-исторической психологии, идея развития психики человека в отрыве от культуры и других людей, не имеет ничего общего с реальностью.

Ключевую роль в развитии психики играют так называемые средства, психологические орудия. Эти средства имеют свои функции и назначения. Вначале любое действие происходит только в совместной деятельности, на втором этапе — рядом с носителем средства, который выполняет функцию подсказчика и напоминалки, и только на третьем этапе нужные действия выполняются самостоятельно.

Мне думается, что психотерапия работает точно также. Психотерапевт — это не только эмпатийный собеседник, но и носитель культуры, обладающий большим арсеналом психологических орудий и средств. Тщательно подбирая эти средства и доступно объясняя, как их использовать, психотерапевт ориентирует человека в его проблеме так, что, в конечном итоге, он становится способен решить ее самостоятельно. Чем не интериоризация?

Школа психологического просвещения

Показать полностью

Техника работы с социальной фобией

Мы разобрались, что такое социофобия, как она функционирует, откуда у нее растут ноги и как, в общих чертах, работает модель КПТ. Теперь мы рассмотрим базовую технику, которую можно использовать в рамках самопомощи.

Дневник социальных ситуаций. Его форма может быть такой, как вы захотите, но содержание должно включать в себя 5 пунктов:
A — социальная ситуация;
В — мысли, которые вызывает эта ситуация;
С — эмоции, которые возникают в ответ на мысли;
D — телесное выражение эмоций;
E — оспаривание мыслей.

Сейчас приведу пример. Допустим, вам предстоит произносить тост на юбилее вашего знакомого. Там будет много незнакомых вам людей. Вы очень переживаете и волнуетесь.
Вот как можно расписать это в дневнике:

Ситуация: в субботу я собираюсь поздравить друга с днем рождения, который будет проходить в ресторане.

Мысли:
1. Я думаю, что все будут смотреть на меня;
2. Я полагаю, что гости заметят мой дрожащий голос и застыдят меня;
3. Мне кажется, что стоит отказаться от посещения дня рождения.

Эмоции: сильная тревога; волнение; чувство отчаяния.

Тело: дрожь; похолодание рук; частое сердцебиение; дискомфорт в животе; скованность в теле.

Оспаривание:
1. Люди действительно обычно смотрят на того, кто произносит тост, но, как правило, они делают это не с целью осудить человека, а потому что это способ проявления уважения, так принято делать; взгляд не сможет мне навредить
2. Мой голос может дрожать — это нормально, ведь это прямое следствие моей тревоги, в этом нет ничего постыдного; как показывает практика, тревожащемуся человеку чаще сочувствуют, нежели стремятся его унизить
3. Идея отказаться от посещения вечеринки кажется очень привлекательной, но это одна из форм избегающего поведения; намного конструктивнее будет идея принять приглашение и от всей души поздравить своего приятеля

После социальной ситуации будет полезно отметить для себя все положительные моменты, которые удалось запомнить (улыбки незнакомцев; теплые слова; комплименты и т.д.). Это своеобразная форма положительного подкрепления/самопоощрения, которое зачастую чуждо людям с социофобией.

Вообще, идея в том, что если вы не делаете того, что вам неприятно (но соответствует ценностям), то вы не продвигаетесь вперед. Погружение в волнующую ситуацию покажет вам, что все не так страшно, как вы представляете себе. Большинство негативных автоматических мыслей — плод когнитивных искажений. Снова и снова убеждаясь в их недостоверности, вы становитесь ближе к реалистичному мышлению.

p.s. таблицу “АВСDE” можно использовать и при работе с другими видами тревожных расстройств.

Школа психологического просвещения

Показать полностью

Когнитивная модель социофобии

Сегодня разберем социальную фобию. Для этого обозначим ключевые вопросы, непременно возникающие при упоминании этой темы.

1. Что такое социофобия?
2. Почему формируется социофобия, как она функционирует и в чем сложность ее преодоления?
3. Как КПТ может помочь при социофобии?

За основу ответов на эти вопросы мы возьмем модель объяснения социальной фобии Кларка-Уэллса, которая была предложена авторами в 1995 году. По результатам мета-анализа 2014 года терапия социофобии на базе этой модели показала наивысшую эффективность среди прочих видов и форм психотерапевтического вмешательства.

Социофобия — страх социальных взаимодействий, упорная боязнь внимания и осуждения со стороны других людей. При этом человек стремится избегать любых социальных ситуаций. Беспокоится за свой внешний вид и поведение во время общения. Из-за такого рода переживаний часто возникают вегетативные реакции типа потливости, частого мочеиспускания, дрожи. Это может запускать вторичный цикл тревоги («а что если другие увидят мои дрожащие руки?») и так далее.

Проблема формируется, как правило, на основе жизненного опыта. В течение жизни у человека строятся убеждения, связанные с осознанием себя в социальном контексте. В случае с социофобией, эти убеждения имеют негативный характер, например: «я неинтересный», «со мной скучно» или «общение чрезвычайно важно», «другие люди настроены недружелюбно». Такого рода убеждения закладывают предпосылки формирования социофобии, сильно завышая значимость интеракций и обостряя социальную несостоятельность человека. Из этих убеждений вытекают представления о своем поведении: «раз я неинтересный, то я должен избегать неловких пауз во время разговора», «так как социальный контакт очень важен, то я не имею права облажаться». Как нетрудно заметить, эти способы адаптации к социальным затруднениям не очень хороши — они только усугубляют проблему.

Человек с социофобией воспринимает общение как страдание, потому что чувствует огромное напряжение в процессе. Это напряжение не дает ему вести себя естественно. Другие люди могут реагировать на его неестественное поведение нейтрально или негативно. При негативной реакции предположения человека с социальной фобией только подтверждаются, а нейтральная реакция собеседника при социофобии часто интерпретируется как негативная (негативный фильтр). Все это приводит человека к едва ли преодолимому желанию избежать любого общения, уберечь себя от внешней оценки и вообще покрепче замотаться в одеяло.

Традиционно когнитивно-поведенческая терапия стремится прервать/остановить процессы, поддерживающие проблему. Тут есть два компонента. Первый — когнитивный — ставит перед собой задачу помочь подопечному переосмыслить восприятие социальных ситуаций и себя внутри них (работа с убеждениями, интерпретациями, опытом, катастрофизацией и т.д.). Тут, к примеру, может помочь стандартная таблица дисфункциональных мыслей. Второй — поведенческий — проверить на практике, действительно ли все так плохо. Можно использовать видеозапись или техники осознанности и релаксации.

Пожалуй, ключевой частью работы с социальной фобией является постепенное, планомерное противодействие избегающему поведению. Избегающее поведение включает в себя не только прямое уклонение от попадания в социальные ситуации, но и нежелание смотреть в глаза, репетиция разговора, листание ленты в соцсетях непосредственно во время общения. Все это мешает человеку воспринимать реакцию людей напрямую, вместо этого он как бы «додумывает» ее посредством искажающей, но привычной модели мышления. К счастью, со всем этим подопечный учится постепенно расставаться, формируя новый взгляд на собственную социальность.

Школа психологического просвещения

Когнитивная модель социофобии Психология, Психотерапия, Психиатрия, Социофобия, Длиннопост
Показать полностью 1

Мальчики плачут

Есть такой стереотип в нашей культуре — «мальчики не плачут». Стереотип этот, хоть и звучит привычно, но действие он имеет разрушающее. Особенно мне досадно становится, когда я слышу, как родители буквально запрещают своим сыновьям свободно чувствовать: «не ной!», «ты мужик или баба?», «будь мужчиной, вытри сопли». Так и хочется подойти к этому пятилетнему пацаненку и сказать: «Тебе больно, я видел как ты упал. Плакать нормально, все в порядке, иди я тебя обниму».

Почему так туго с восприятием определенных чувств у мужчин? Потому что мужественность по инерции отождествляется с безэмоциональностью? Или потому что на эмоционального мужика нельзя положиться? А может, потому что за мамонтом бегать проще на серьезных щщах? Наверняка, найдется с десяток логичных и нелогичных, интересных и не очень объяснений. Так или иначе, чувства есть, а с их проявлением — сложно. И это проблема. Проблема, потому что под маской сдержанности и равнодушия «что-то» есть. И это «что-то» ищет выход. И, как правило, находит его — в агрессии, зависимости, депрессии, ненависти к себе и другим.

Несмотря на то, что в моей семье никогда намеренно не транслировался этот стереотип, я очень долгое время «запрещал» себе определенные эмоции. Хорошо помню, как в 13 лет посмотрел с родителями «Хатико», со спокойным видом пожелал им доброй ночи и ушел в свою комнату. Уже лежа в кровати, наедине с самим собой, в полной темноте я разрыдался так, что подушку можно было выжимать. И, несмотря на то, что я был один, я все равно чувствовал стыд. Стыд и вину за то, что плакал.

Сейчас я понимаю, что мужество не в том, чтобы казаться сдержанным и холодным. Мужество в том, чтобы разрешить себе слёзы, когда встречаешься с чем-то поистине трогательным. Прислушавшись к себе, дать волю чувствам в подлинной их мере, не идя на поводу у общепринятой нормы. Осознать и принять тот факт, что говорить о том, что чувствуешь, а главное — чувствовать — нормально.

Помню, однажды в разговоре с мамой, пожаловался ей на то, что я слишком эмоционален. Тогда я безусловно воспринимал это как слабость. Она сказала что-то вроде: «Пройдет время, и ты поймешь, что это вовсе не слабость». Так вот — мама не соврала. Спасибо тебе, я знаю, ты это читаешь :)

———

Парни, буду рад услышать ваши истории и мысли по теме. Если поддержите, можем попробовать запустить что-то вроде движения #мальчикиплачут

Просветительский проект Школа психологического просвещения

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!