NikitaMuranov

NikitaMuranov

Психолог. tg: @nikita_muranov nikitamuranov.ru
Пикабушник
Дата рождения: 14 августа
124 рейтинг 2 подписчика 0 подписок 7 постов 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
7

Зачем бросать дела на полпути (и почему это может помочь завершить дело)?

Что вы делаете, когда на вас наваливается куча задач? Я тут же делаю список. Разбираться буду постепенно. Задач, как правило, всегда очень много: возьмёшься за одну, а тут что-то заставляет отвлекаться на другую, потом третью. Но первая-то никуда не делась, висит неподъемным грузом, всё время в голове. А про другие можешь и не вспомнить вовсе, пока на сам список не глянешь. Почему так? Список-то один.

Этому есть название — эффект Зейгарник (в честь советского психолога, Блюмы Вульфовны Зейграник). Эффект заключается в том, что люди лучше запоминают незавершенные или прерванные задачи.

Например, вы начали смотреть новый сериал. По какой-то причине вам не удалось досмотреть серию до конца. На следующий день вы постоянно думаете об этом эпизоде, что там будет дальше? Тот факт, что вы не досмотрели серию, заставляет вас лучше запомнить детали сюжета, героев и их мотивы, какие-то детали. Ваш мозг пытается вернуться к прерванной задаче и наконец-то завершить её.

В обычной жизни это может мешать, при том очень сильно: хочу я попить чай и почитать книгу, а в голову лезут какие-то детали не выполненной до конца работы.

Но можно ли использовать этот эффект себе на пользу? Да! Приведу пример того, что делаю сам:

1. Если нужно запомнить что-то важное (и у меня есть время), я изучаю материал, но не до конца. Мозг будет знать, что выучить-то всё ещё нужно, но зато я могу прокручивать в голове уже усвоенный материал.

2. Если тяжело начать что-то делать, то я выполняю первый незначительный (казалось бы) шаг. Например, впишу тему научной работы на титульный лист. Вероятность того, что я продвинусь чуть дальше задуманного — очень высока. А когда вернусь к задаче, у меня будет гораздо меньше страха перед ней.

3. Когда я начинал ходить в зал, отрабатывал нужное время, и мне казалось, что у меня ещё куча сил, то я завершал тренировку. Так у меня оставалась мотивация вернуться через день, вместо того, чтобы лежать с ноющей болью в ногах или спине.

4. Если я занимаюсь творчеством (например, пишу), часто, даже если есть вдохновение, я оставляю текст недописанным. Как правило, получается, что это приводит к новому видению. Ну или создаю файлы с возможными темами постов.

Конечно, всё это очень индивидуально. Не факт, что эти примеры подойдут именно вам. Но в этом и прелесть — вы можете сами придумать, как что-то не доделать, чтобы в конце концов это точно сделать!

А потом сказать себе: "Ну какой(ая) же я молодец!"

Зачем бросать дела на полпути (и почему это может помочь завершить дело)?
Показать полностью 1
7

Жизнь как настолка

All your base token are belong to us.

Я давно увлекаюсь настольными играми (и даже долгое время продавал их в своём маленьком магазине). За многие годы удалось собрать достаточно большую коллекцию: тут и классические игры, и карточные, и мафия-подобные, и совсем простенькие, и огромные коробки со стратегиями, цена которых достигает нескольких десятков тысяч рублей за штуку. Хобби такое.

Иногда мне кажется, что настольные игры — это своеобразная модель внутреннего мира. Поле — пространство наших возможностей, правила — наши личные границы, за которые лучше не вылезать (игровые условности всё же), жетоны — жизненные ресурсы, а броски кубиков и выпавшие карты — случайности и выборы, которые мы делаем. Игра заставляет нас не просто следовать инструкциям, а думать в рамках и действовать за пределами. Это редкое сочетание.

А ещё настольные игры безумно полезны для развития. При том не только детей. Они создают безопасное пространство, в котором можно пробовать стратегии, ошибаться, переговариваться, защищать свои интересы, договариваться, развивать логическое мышление, креативность, словарный запас и воображение. Это почти как репетиция настоящих событий — но без страха последствий. Это только то, что пришло в голову за первые секунды. Думаю, что вы и сами сможете назвать не меньше.

Жизнь как настолка

Но самое важное — другое.

Почти что в каждой игре есть победители и проигравшие. Настольные игры учат тому, что проигрыш — это естественная часть процесса.

Знаю по себе: игроки постепенно начинают воспринимать поражение иначе. Конечно, выигрывать приятно. Но постоянно выигрывать не получится.

Помню, как однажды моя девушка сказала, что если я не помогу в игре (по сути, не помогу выиграть), то она со мной не будет разговаривать. Опасная манипуляция. :)

Со временем умение проигрывать переносится и в реальную жизнь. Возможные ошибки и последующий проигрыш — не так страшен. Более того, он полезен. Всё это позволяет проанализировать свои действия и выявить слабые стороны.

В настолках, как и в жизни, выигрывает не всегда самый умный. Иногда — самый внимательный. Или терпеливый. Или тот, кто умеет слушать. А иногда — просто тот, кому повезло. Это важно: далеко не всё зависит от нас, но наша реакция — всегда (почти что) в нашей власти.

Конечно, от реальных ошибок игра никак не защитит. Но умение не разочаровываться в своих силах, умение сказать себе: "Я попробую ещё раз", — дорогого стоит. А если вы ещё сумеете искренне порадоваться успеху другого (и подсмотреть его удачные ходы, конечно же) — цены вам не будет.

Если у вас есть свои любимые настолки и связанные с ними истории о том, как вы начали играть, и как это вас изменило — буду рад про это послушать!

Показать полностью 1
1

Почему все вокруг — безответственные... кроме меня?

...нужно прежде всего осознать, что каждый человек считает свое поведение абсолютно нормальным.

Не знаю как вы, а я обожаю всякие когнитивные искажения. В смысле, замечать их и у себя и других людей. Их ведь сотни! Каждое складываешь в свою мозговую копилку, а потом хоп — заметил у себя. И сидишь довольный.

Недавно прочитал "Гарри Поттер и методы рационального мышления" и нашел там упоминание любопытного искажения — "фундаментальной ошибки атрибуции". Несмотря на пугающее название, смысл его достаточно прост — люди склонны объяснять поведение других их личными качествами, а не внешними обстоятельствами. И наоборот, если мы говорим о себе, нам проще свалить вину на внешние обстоятельства, а не искать причину в себе.

Например, если кто-то опаздывает на встречу, я могу подумать, что он(а) безответственный человек, и совсем даже не учитывать, что могла произойти непредвиденная ситуация.

Если же я опоздаю, то, вероятнее всего, скажу, что это из-за пробки/плохой погоды/сына, который не отпускал меня, пока я с ним не поиграю. И вовсе не потому, что это я сам безответственный и просто не рассчитал время.

Конечно, это искажение может проявляться не во всех случаях: человек действительно может быть безответственным, а обстоятельства крайне неудобными. Но просто замечать тенденцию — полезно.

А вот тут можно чуть подробнее почитать про искажение. Уж  всяко лучше, чем Википедия.

Кстати, про саму книгу "Гарри Поттер и методы рационального мышления". Я редко читаю произведения, написанные по уже созданным вселенным, читай, фанфики (хотя по отношению к этой книге, слово "фанфик" звучит даже немного оскорбительно). Мне кажется, она будет очень  полезна фанатам оригинальной вселенной, которые увлекаются психологией, особенно когнитивно-поведенческой психотерапией (я не буду вдаваться в  описание сюжета, книга есть в открытом доступе). Книга буквально наполнена примерами когнитивных искажений, логических ошибок, эвристик и способов мышления. И всё это органично встраивается в сюжет — не как лекция, а как часть мира. Ещё одна важная часть книги — Гарри в процессе учится осознавать как он думает (и учит этому, бесспорно, полезному навыку других. Это как будто бы провоцирует читателя задуматься:

- Почему я так решил?

- Что влияет на мои суждения?

- Где я могу ошибаться?

Ну прям КПТ.

Да и в конце концов, это просто хорошая история, взгляд из альтернативной вселенной, написанный с любовью к оригиналу, наполненный большим количеством юмора и интеллектуальных "пасхалок".

Тысяча пальцев и тысяча вопросов, если что.

Тысяча пальцев и тысяча вопросов, если что.

Показать полностью 1
4

Кто управляет моей жизнью — я или обстоятельства?

"Локус контроля" — впервые я услышал этот термин в сериале "Теория Большого взрыва" много лет назад. Его звучание меня заворожило. Что это? Как это? Я помню, что несмотря на достаточно простую суть, я тогда так до конца и не понял его смысл.

Термин был введен ещё в 1950-х годах Джулианам Роттером. Согласно его теории, у человека может быть либо внешний локус контроля, либо внутренний.

Люди с внешним локусом склонны считать, что ими управляет судьба, рок, удача, обстоятельства, другие люди, их домашний питомец, но никак не они сами (ну или в очень маленькой степени).

Например: "Этот пост набрал так мало лайков! Люди совсем меня не понимают!

И наоборот, люди с внутренним локусом контроля верят, что сами контролируют свою жизнь (до определенного предела, разумеется) с помощью своих навыков, знаний, умений.

Например: "Этот пост набрал так мало лайков! Мне нужно больше писать. И мне действительно нравится эта тема, в следующий раз попробую зайти с другой стороны."

Для себя я заметил, что люди с внешним локусом контроля очень часто тревожны и сильно сопротивляются каким-либо изменениям. Тут можно вспомнить концепцию "выученной беспомощности". Они настолько привыкли жить в этой беспомощности, что как будто бы забыли, что можно что-то изменить. А когда появляется шанс — он кажется ещё одним хитроумным способом причинить нестерпимую боль.

Такая беспомощность может проявляться во всем: от "Я проиграл в Доту, потому что тиммейты — дно", до "Бесполезно идти учиться, я потрачу 4 года и всё равно буду никому не нужен".

Хорошая новость! Локус контроля можно изменить.

У каждого человека будет свой способ: кому-то подойдёт терапия, кому-то ведение дневника и рефлексия, кому-то медитация, кому-то общение с другими людьми или даже  спорт. Или всё сразу.

Безусловно, это не быстрый процесс. Подобные глубинные убеждения становились частью собственного Я годами — будет наивно полагать, что их можно изменить за пару сессий/походов в зал/встреч с друзьями. Но сам факт того, что это возможно, не может не вызывать улыбку.

P.S.

А самое приятное, что изменив локус, можно посмотреть на привычные аспекты жизни совершенно иначе. А потом с удивлением спросить себя: "А что, так можно было?"

Кто управляет моей жизнью — я или обстоятельства?
Показать полностью 1
5

Про психологию и видеоигры

Привет, меня зовут Никита Муранов, я психолог психоаналитической направленности.

Для меня никогда не стояло вопроса — играть ли в видеоигры? Конечно же играть. С самого детства, когда папа показал мне Quake 2 и Dangerous Dave in the Haunted Mansion (не очень детские, но кто ж тогда думал об этом?), я понял, что это огромный мир, в котором привлекало всё: графика, музыка, атмосфера, "сюжет", геймплей. Конечно, я расценивал всё с детской позиции, но эта позиция росла и менялась вместе со мной.

Я часто слышу от людей, как правило, старшего поколения, что игры очень вредны (да, я застал "посаженный кинескоп телевизора"). Они отвлекают от важных вещей: прогулок, общения со сверстниками, учебы, чтения, кружков и т.д. Более того, любителей видеоигр в какой-то момент даже стали стигматизировать: раз играешь, то что с тебя взять, успеха не добьешься / наверное, задрот какой-нибудь. Правда, по моим личным ощущением, это уходит, хотя играющие мужчины всё ещё задевают некоторые умы.

Когда-то в университете я писал курсовую, в которой исследовал волевую саморегуляцию у любителей видеоигр. Для написания теоретической части пришлось прочитать кучу статей. Вот некоторые факты:

- Видеоигры почти что не влияют на когнитивное развитие (но и не замедляют). Есть отдельные способности, которые могут улучшаться (память, пространственная память, визуальное избирательное внимание), но в общем и целом различия незначительные.

- Прямой связи между агрессией и видеоиграми не установлено.

- Просто мысль о видеоигре активирует те же участки мозга, которые активируются при мыслях о наркотиках или алкоголе.

Звучит, ну, достаточно обыденно.

Но мы можем посмотреть на видеоигры и с другой стороны. Не будем затрагивать совсем уж очевидное: снятие стресса, стратегическое мышление или даже карьера.

1. Игры как времяпрепровождение с детьми. Дети любят игры. А ещё больше дети любят, когда они это играют вместе со значимыми близкими. Это совместное увлечение, совместные воспоминания, совместные эмоции, а значит и близость.

2. Игры как повод учиться. Именно учиться. Например, языку. Я неплохо расширил свой словарный запас английского, просто играя в Persona 5.

3. Игра как творчество. Начиная от раскраски для самых маленьких, заканчивая написанием музыки и проектированием процессора в каком-нибудь Майнкрафте. Или вон что делают люди в каком-нибудь Factorio.

4. Игра как способ самопознания. Сейчас много игр с глубоким сюжетом, который ставит игрока перед моральным выбором, заставляя задуматься об этической или моральной составляющей. Да, это всего лишь симуляция выбора, но сам факт того, что игрок начинает об этом задумываться — уже отличный шаг. Я никогда не забуду, как переживал в детстве, когда мой герой совершал "плохие" поступки в игре Star Wars: KOTOR.

5. Игра как геймификация рутины или выработка полезной привычки. Сейчас есть куча прикольных и полезных приложений, которые помогают в игровой форме поставить себе задачу и начать выполнять действия в реальной жизни.

6. Игра как способ эмоциональной регуляции. Мы все так или иначе проигрываем. Умение проигрывать, не бояться попробовать снова — важный навык. Игра может очень легко помочь этот навык выработать, попробовать снова и ответить на вопрос: "А что, если..."

7. Игра как инструмент интеграции опыта. Современные игры — это сложные повествовательные системы, которые помогают человеку соприкоснуться со смысловыми вопросами: вины, смерти, потери, горя, ответственности. Через сюжет и идентификацию с персонажем мы можем символически проживать травматический опыт и интегрировать его в себя. Лично мне тут вспоминается любимая Disco Elysium.

Я нашел применение для игр и с точки зрения своей работы/будущего:

1. Для меня, как психолога, видеоигра — это своеобразное "зеркало" внутреннего мира. Жанр, персонажи, сюжет, могут очень многое рассказать о скрытых желаниях, страхах и даже амбициях человека. Или игра может показать, что клиент бежит от чего-то, этакий эскапизм. Пространство для интерпретаций.

2. Терапия с виртуальной реальностью. Я думаю, что лет через 20, вполне реально будет проводить сессию удаленно, в виртуальной реальности (которая развивается благодаря играм в том числе), с погружением и отслеживанием мимики, неосознанных движений. Просто через мессенджеры это бывает тяжеловато (хотя и не невозможно).

3. Ученые (в том числе психологи) смогут проводить более сложные поведенческие эксперименты в игровом пространстве. Да что говорить, уже давно проводят. Например, вот.

Говорить об играх можно очень долго. Как и со многими другими вещами, чрезмерное увлечение — всегда плохо. Но если взглянуть на игры под другим углом, можно увидеть много того, что никогда не бросалось в глаза.

Показать полностью
9

Нобель-Шмобель

"За достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься".

Я люблю абсурд. Для меня это упорядоченный хаос.

Когда-то давно, на одном из семинаров по методологии психологии (который оставил на мне неизгладимый след), речь вскользь зашла о Кафке и Хармсе. Тогда я вспомнил свои первые впечатления от прочтения их работ. Как говорит мой почти четырёхлетний сын: "Папа, так мооооожно?" Да, сын, нужно.

Размышляя об абсурде, решил привести тут 7 моих любимых работ по психологии и экономике, за которые вручили Шнобелевскую премию (Ig Nobel Prize). Отличная тема, как по мне, а самое главное — всегда вовремя.

1. Доказательство того, что, концентрируя внимание на чём-то одном, человек может упустить что-то другое. Испытуемые просматривали видеозапись, запечатлевшую как несколько человек играют в мяч. Получив задание следить за действиями игроков, испытуемые с высокой вероятностью не замечали появляющуюся в кадре "гориллу".

Я помню момент, когда сам в первый раз увидел этот ролик. Не заметил. Можете проверить своих друзей.

2. Экспериментальное подтверждение гипотезы, которая в формулировке Ч. Дарвина звучит как «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание». Статья с отчётом об исследовании была опубликована под названием «Неумелые и не ведающие об этом: как трудности с определением собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке».

Это тот самый эффект "Даннинга — Крюгера". Со статьей можно ознакомиться здесь.

3. Премия за разработку метода идентификации нарциссизма путём изучения бровей.

Теперь вы знаете, куда смотреть.

4. Теория о том, что политики из постсоветских стран с высоким индексом массы тела получают взятки чаще, чем политики с низким ИМТ.

Хорошего человека должно быть много?

5. Эксперименты на городской улице, чтобы увидеть, сколько прохожих останавливаются, чтобы посмотреть вверх, когда видят незнакомцев, смотрящих вверх.

Это старые эксперименты, в которых участвовал Стэнли Милгрэм, тот самый, который исследовал подчинение авторитету (эксперимент, в котором испытуемый "бил током" актера, дающего неправильные ответы на тестовые вопросы. "Бил" сильно).

6. Исследование о том, почему те, кто употребляет алкоголь в достаточном количестве, начинают считать себя более соблазнительными?

Спойлер: "эффект плацебо".

7. И последнее. Изучение вопроса о том, почему люди вздыхают в повседневной жизни. В одном из экспериментов испытуемые получили головоломки, которые невозможно разгадать. В конечном итоге участники сдавались и вздыхали.

Сижу теперь и думаю, а что я бы мог исследовать? *Вздох*

Показать полностью
4

Зачем мы показываем себя?

Все мы боимся быть увиденными

Мы все боимся. Каждый чего-то своего. Но чаще всего того, какие мы в глазах других. Это называется "страх отрицательной оценки". Я наблюдаю эту проблему у многих клиентов, но чаще всего (и я знаю это по себе и моим коллегам) во время обучения. Не важно, насколько ты состоявшийся специалист, не важно, насколько ты хорошо выглядишь, не важно, насколько твой вопрос корректен и умён — показать себя бывает невыносимо. И это не только история про студентов. Опытные преподаватели, руководители, специалисты очень часто признаются (при этом очень даже публично): "Вдруг я окажусь недостаточно..." — так проявляется синдром самозванца. Страх знаком каждому, просто выражаем мы его по-разному.

Онлайн-лекции и пустые экраны

Я вспоминаю своё обучение (сейчас говорю про онлайн-формат) — все находятся на лекции, но никто не включает камеру, лишь один лектор смотрит "в пустоту". Если найдётся пара человек, которые всё же камеру включат, то лектор обязательно скажет: "Спасибо, а то я чувствую себя говорящей головой". Все очень любят это выражение почему-то. Мне самому было страшно: а вдруг я глупо выгляжу в камере? А что если я буду только один с включенной камерой, все же будут смотреть на меня? (на самом деле, это достаточно простое когнитивное искажение — "эффект прожектора"). Очень часто в эти моменты тело "подсвечивает" этот страх: голос может дрожать, щеки заливает жар. В такие моменты некоторым хочется спрятаться, стать "невидимым" (или этот человек начинает постоянно смотреть на себя в экрана, как же он выглядит?). Но именно в этом "прятании" мы теряем контакт и шанс на опыт.

Где ещё мы прячем себя?

И, конечно же, обучением это не ограничивается, такая же логика проявляется в разных сферах: предложить свою идею на работе или попросить прибавки к зарплате, обсудить свои истинные чувства с любимым человеком, сказать самому себе, что тебе что-то не нравится и хочется каких-то изменений, в конце концов. Иногда оказывается, что признаться самому себе труднее, чем признаться другим. И чем больше мы избегаем этого шага, тем сильнее закрепляется ощущение, что "показываться" опасно.

Что значит "показать себя"?

Удивительно то, насколько страх показать себя может трансформироваться в желание показать себя. И тут возникает вопрос, что такое вообще "показать себя"? Показывать себя — это вообще хорошо или нет? Что это вообще нам даёт?

Если отбросить всю шелуху, то показать себя — это, с одной стороны, экзистенциальный способ сказать себе "да", показать, что я существую, что готов либо принять себя, либо меняться и быть другим. Показать себя — значит рискнуть. А без риска нет подлинности.

Ценность несовершенства

С другой стороны, показать себя — быть "рядом" с другими, помогать им своим примером, вдохновлять. Каждый из нас в чём-то хорош: кто-то хорошо говорит, кто-то показывает свою естественность, кто-то свою непосредственность, кто-то умение не бояться показаться глупым, а кто-то свои несовершенства, тем самым принимая их. Всё это делает нас живыми. А ещё нам всем хотелось бы полюбить себя чуть больше, верно? Я знаю, что это не быстрый процесс, но чем больше ты показываешь себя, свои недостатки, своё незнание (с учётом того, что ты им не гордишься), тем больше веры в себя и в других вокруг появляется.

Опыт в терапии

Когда ко мне приходит новый клиент, я тоже чувствую волнение. Иногда я прямо вижу в нем это желание спрятаться: "А если я покажусь таким, какой я есть, что обо мне подумают?". Иногда это просто волнение перед неизведанным — новой психикой, новыми открытиями и знаниями. Никогда не знаешь, как это будет. Но я знаю, что одна из задач терапии во многом и есть — выдержать взгляд другого. И я верю, что клиент почувствует подвох, если я буду казаться, а не быть. В конце концов, возможно, он ко мне за этим и пришёл, кто знает? Чему же он тогда научится?

И вот тут уместно было бы задать вопрос каждому: а когда я в последний раз рискнул показать себя (и не в привычном окружении, где вам уже нечего бояться, а в чём-то новом и неизведанном)? Что я тогда почувствовал? И что изменилось после этого? Может быть, именно в такие моменты мы и начинаем учиться — не только жить, но и быть.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!