Nehudozhnik

Nehudozhnik

На Пикабу
поставил 103 плюса и 2 минуса
760 рейтинг 86 подписчиков 7 подписок 8 постов 3 в горячем

Итоги 9 месяцев фриланса

Привет, пикабутяне!

Когда я заводила это маленький бложик, я искала другие блоги фрилансеров, и нашла всего три более-менее внятных. Меня эта ситуация удивила – все-таки, вопросов у начинающих фрилансеров очень много, почему практически никто не пишет о своем опыте? Кажется, сейчас я понимаю почему:)


Я уволилась с работы под Новый год, и к сегодняшнему дню мой фрилансерский стаж составляет 9 месяцев. Или составлял. Это как посмотреть.


Честно говоря, я не очень задумывалась о своем будущем, не строила никаких планов и просто плыла по течению, так как за последние пару лет изрядно вымоталась, а фриланс позволил мне хорошо отдохнуть без потерь в финансовом плане. Тем более, я учла все ошибки своего прошлого фрилансерства, и выжить в этот раз мне было несложно.


Но пару месяцев назад я столкнулась с неожиданной проблемой. В очередной раз сработало сарафанное радио, и подвернулся очень интересный проект, от которого пришлось отказаться – потому что у меня нет на него времени. Мне не влом отдать знакомому копирайтеру средненький проект, но сливать конкурентам хорошие заказы жаба душит:) Плюс, несколько существующих проектов немного подросли, и на меня обрушилась куча внезапных задач - начиная с оформления ИП и заканчивая поиском адекватной системы управления проектами, т.к. трелло и ежедневник перестали справляться. А еще, от проектов, которые я веду уже несколько лет, и которые не меняются, начало немного подташнивать.


В общем, я уперлась в свой потолок времени, а мотивация стала подводить. И так как наш мир нельзя назвать статичным, я из этого положения вижу только два выхода. Первый - сливать все новые приходящие проекты и работать в своем режиме. При этом, если у меня полный загруз, то существующие проекты тоже не могут расширяться – так как у меня не хватит на это времени. Это чревато тем, что проекты без развития будут сваливать, а новых будет приходить все меньше – так как я всем отказываю. Ну и не забываем, что от некоторых постоянных тем иногда подташнивает. Что с ними делать? В общем, это вариант «Добро пожаловать обратно в офис».


Другой вариант – передать свои существующие проекты падавану, а самой заниматься новыми, ставить их на рельсы – и снова делегировать. Но это уже не фриланс. Это уже пусть и микроскопический – но бизнес. С ответственностью за еду падавана и налоги.


В общем, я думаю, что поэтому у фрилансеров так мало блогов. Потому что они либо упираются в свой потолок и ведут блоги уже о бизнесе, либо возвращаются в офисы. То есть, это такое временное состояние. Если честно, не представляю, возможно ли такое – держать 100% баланс, сохраняя равномерную нагрузку на фрилансе, чтобы проекты всегда приносили достаточно денег, не приходилось отказываться от хороших заказов – и так, например, несколько лет. Рано или поздно, мне кажется, система все равно рванет или вверх, или вниз.


Такие дела.


*как обычно, все вышесказанное является моим личным мнением, которое может быть неправильным или не совпадать с вашим.

Показать полностью

Где искать заказы фрилансеру

Привет, уважаемые сообщники:)


Решила сделать такой пост, где успешные фрилансеры могли бы поделиться опытом, кто где ищет себе правильных заказчиков (а не таких, про которых все смешные и грустные посты пишут). Ваши комментарии будут полезны тем, кто только начинает свой путь:)


От себя набросала несколько способов, которыми я пользовалась или пользуюсь. В принципе, большинство из них - это способы запустить "сарафанное радио", которое сейчас и приводит ко мне большую часть заказчиков. Не смотря на то, что начинала с бирж, и даже нашла там парочку надежных клиентов, все же расстройств эти сервисы принесли больше, чем радости. Поэтому о них писать не буду. Напишу о тех способах, которые я бы использовала сейчас, если бы начинала С НУЛЯ.


1. Выбрала бы проект, который мне очень нравится. Такой, с каким я хотела бы работать. И сделала бы его для настоящего или выдуманного заказчика — бесплатно, но с полной самоотдачей. Вот. Теперь у меня есть как минимум одна крутая работа в портфолио. Можно переходить на следующий уровень. (я периодически практикую этот метод: например, когда научилась чему-то новому, а продать пока некому - я делаю пример для портфолио и потом показываю потенциальным клиентам).


2. Пошла бы в подмастерья. Допустим, есть человек из моей сферы деятельности, работы которого мне нравятся. А лучше – 10 человек. У фрилансеров с хорошим опытом всегда есть проекты, которые они с радостью делегируют ради других, более интересных. Наверняка хотя бы для одного из тех, кому я напишу письма с просьбой взять меня на стажировку, это предложение будет актуально. (этот метод для себя не использовала, но сама передавала заказы партнерам, т.к. иногда действительно не хватает рук).


3. Сообщила бы всем друзьям о том, что я ищу клиентов. Вряд ли среди моих друзей есть мои потенциальные заказчики. Но у них есть свои друзья, а также родственники и коллеги. И друзья обязательно вспомнят обо мне, если кто-то попросит порекомендовать специалиста моего профиля. О том, что я ищу заказы, должны знать все! (У меня был заказчик, с которым я вообще познакомилась на собеседовании – просто принесла портфолио, чтобы претендовать на работу:) Вакансия мне не подошла, но время потратила не зря - получила клиента).


4. Завела бы в социальных сетях отдельные профили для работы. Они не приносят мгновенных клиентов, и именно поэтому самое время начать развивать их – вчера. Я ведь не собираюсь прекращать свою деятельность завтра:) (у меня есть, стабильных заказов с соцсетей пока не очень, но периодически что-то падает. Плюс, для общения с заказчиками удобно - они обо мне помнят, лайкают фотки:)


5. Обзвонила бы всех потенциальных поставщиков заказов. (В моем случае это были веб-студии, маркетинговые агентства… Многие из них сотрудничают с внештатными специалистами.)


6. Прислала бы письма или позвонила бы потенциальным клиентам. Подходит, если у меня есть любимые тематики или я работаю в узкой сфере. Если я не знаю, какие у меня любимые тематики, кто мои потенциальные клиенты и где они водятся, самое время подумать над этим. (я этот принцип использую в соцсетях. тк работаю в основном с медиками - добавляю в друзья медиков моего города, включаюсь в обсуждение, если ищут таких, как я:)


7. Завела бы дружбу с коллегами из смежных сфер. (умею, практикую:) В моем случае это программисты, дизайнеры, арт-директора, пиарщики и т.д.)

Показать полностью

Пост про партнеров, клиентов и мультиспециалистов

И снова для подписчиков.


Когда я была немного моложе и немного глупее, чем сейчас, и совмещала фриланс с обычной офисной работой, один клиент попросил меня подкорректировать аватарку для его группы в ВК. За что был послан «искать дизайнера», потому что «я не умею рисовать и не должна», потому что я «пишу тексты и отвечаю только за контент».


Надеюсь, таких, как я-4-года-назад, среди читателей этого поста нет. Но если вдруг вы молодой специалист, или все еще не понимаете, почему журналист должен уметь «делать дизайн», а верстальщик — разбираться в копирайтинге, то вот, делюсь своими размышлениями на этот счет, вдруг полезно будет.


Это большая редкость, когда талантливый программист талантливо пишет, да еще и талантливо рисует. И я согласна, что лучше быть профи в чем-то одном, чем среднячком во многих отраслях. Но есть нюансы, на мой взгляд, очень важные.


Для ЛЛ вывод: я думаю, что идеально — это быть профи в своей отрасли и иметь базу в смежных профессиях. Ниже — подробнее, для чего это нужно, опять же, на мой взгляд.



Нюанс №1. Отношения с клиентом.


Сейчас у меня есть клиент на контент-поддержке сайта и соцсетей. В основном я пишу тексты, но помимо этого:

- размещаю эти тексты на сайте (то есть, пришлось освоить админку и подучить основы html и верстки (верстка — в плане композиции)).

- делаю простую ретушь фото (то есть, пришлось освоить фотошоп немного глубже, чем «обрезать фотку»).

- оформляю картинки к постам (простые макетики к акциям в канве или картинка+заголовок, то есть пришлось потратить 15 минут чтобы освоить канву)).


Насколько бы усложнилась для клиента работа, если бы все эти мелочи пришлось поручать разным исполнителям? Каждому дай ТЗ, каждого проконтролируй, каждому оплати... Естественно, я не возьмусь пилить логотипы или формы оплаты на сайте. Но научиться делать такие мелочи на самом деле несложно, а работа идет намного быстрее и клиент остается доволен.


Нюанс №2. Отношения с партнерами.


Достаточно большая часть моих заказчиков пришла ко мне от моих знакомых дизайнеров, программистов, сеошников, маркетологов — то есть людей, которые участвуют в создании того же продукта. И я планирую это направление развивать и дальше, потому что такое сотрудничество выгодно всем — и мне, и партнеру, и клиенту:)


Если клиент для которого я написала текст, просит меня нарисовать лендинг, а я не умею, то я не скажу ему больше «ищите дизайнера», а отправлю к своему знакомому дизайнеру, а заодно порекомендую тех, кто поможет этот ленд собрать и продвинуть.


Поэтому в начале поста я написала в кавычках«журналист должен «делать дизайн». Если вы фрилансер, и клиент обратился к вам с тем, чего вы не умеете, вы должны ему это дать в любом случае. Конечно, если вам этот клиент нужен. Как вариант — порекомендовать надежного исполнителя. Это двойной плюсик к вашей карме — к отношениям с клиентом и к портфолио (об этом ниже).


Нюанс №3 Ваше портфолио.


Если вы, как и я, делаете один или несколько аспектов сложного продукта, то не стоит забывать, что непосвященные скорее всего будут оценивать продукт в целом, а не отдельно вашу работу.


Вы можете вывести идеально продающий цвет кнопки, но его никто не увидит, потому у людей идет кровь из глаз, ведь вы написали на ней «ЗарегистрироваТСЯ».


Вы можете написать гениальный текст, но его никто не прочитает, потому что в этом «кирпиче» нет сносок, картинок и подзаголовков.


Вы можете сделать суперфункциональный сайт, где все работает как швейцарские часы, который идеально отображается на всех устройствах, но вам будет стыдно его показать, потому что посередине экрана — кусок г*на с надписью «ЗарегистрироваТСЯ».


Мне недавно прислали на оценку макет флайера. С дизайном из 90-х и заголовком в стиле «Шок! Распродажа века!», но самое страшное даже не это. А то, что на флайере не было ни одного контакта. То есть, чтобы воспользоваться суперскидкой клиенту пришлось бы гуглить название компании и искать телефон.


А дизайнер и копирайтер, наверное, сказали бы, что им клиент контакты не предоставил:) Типа «что дали, то и сделали, это не наша работа — догадываться».


Даже если бы копирайтинг и дизайн в этом макете были идеальны, разве можно такой продукт в портфолио положить — и одному, и другому?

Показать полностью

Работа с клиентами: как повысить шансы на успех

Пост для подписчиков:)


Недавно в каком-то посте всплыла тема про личный контакт с клиентами, решила написать свои пару слов на эту тему. Скорее всего я забуду написать что-то важное, и тема сисек не будет раскрыта, но все «золотые правила» в пост не поместятся – это повод для книги:) В посте – несколько наблюдений, которые наиболее полезны для меня.


Итак.


Правило №1 – слушайте.


«Выявляйте потребности клиента» - звучит очень по-книжному, поэтому лучше примеры из жизни. Наблюдались в веб-студии, в которой я когда-то работала.


История.

К клиенту Х его клиенты приходят из тендеров. Сайт нужен для того, чтобы когда принимается решение по тендеру, ЛПР посмотрел сайт Х и подумал, что Х – живая компания и завтра не закроется. Поэтому для клиента важно, чтобы сайт наполнялся новостями – чем больше, тем лучше. Специфика услуг такая, что в интернете их не ищут (точнее ищут, но не те, кто нужен Х). Все это можно выяснить путем опроса клиента в течение 30 минут.


Примечание: студия работает по принципу «Оплата за время». Т.е. клиент, например, покупает 10 часов – это бюджет. И за эти 10 часов студия может выполнить любую работу в рамках проекта (может нарисовать 10 баннеров, может написать 10 текстов, может – 5 баннеров или 5 текстов и т.д.).


Итак, что сделала веб-студия: не расслышав «нам не надо» клиента израсходовала месячный бюджет на сео. Чтобы сделать нужные клиенту новости, нужна доплата (так как бюджета нет). Результат – клиент зол, новости делали себе в минус, чтобы клиент не ушел. Осадочек у клиента остался.


Что можно было сделать: в идеале разобраться, как работает бизнес клиента, чтобы не навязывать ему ненужные услуги:) Ну или как минимум услышать «нет», которое клиент озвучил на встрече.



Правило №2. Наблюдайте.


«Ищите подход к каждому клиенту» - это тоже из книжек, поэтому опять пример из той же студии.


История.

Клиент – СильноПожилаяЖенщина. Не смотря на то, что в кабинете стоит яблочный моноблок, клиент не умеет его включать, и чтобы показать мое письмо «которое не пришло», мне пришлось самой заходить в ее почту, открывать и показывать.


На встрече клиент спросил, что сделано «по продвижению сайта» и «за что я плачу столько денег». Руководство студии распечатало листочек с ключевыми словами для продвижения, показало клиенту и дальше было рассказано что-то невнятное, так что даже я ничего не поняла, хотя работаю в этой сфере.


Результат: клиент справедливо отказался платить за листочек с ключевыми словами и ушел. К слову, для этого бизнеса сео действительно важно и полезно, и веб-студия свои обязательства перед клиентом выполнила, и результат (заявки с сайта) был – т.е. качество услуг в данном случае не при чем. Клиент ушел, потому что не понимает суть услуги (как ее вообще продали не знаю), и никто из руководителей не смог ему объяснить, что означает этот листок с ключевыми словами. То, что вот этому конкретному клиенту можно было это объяснить, я не сомневаюсь, потому как лично открывала на яблочном моноблоке свой ВК и показывала статистику по социальным сетям, разжевывала как все устроено и зачем это нужно – и к моей работе у клиента претензий не было.



Правило №3. Задавайте уточняющие вопросы.


Правило на случай, когда клиент просит нарисовать параллельно-перпендикулярные прозрачно-зеленые круги. Проще всего в этот момент подумать, что клиент – дебил, и сделать по-своему, потом переделать и еще раз переделать, а потом назвать его м*ком и все бросить. Я не исключаю, что клиент действительно может иметь психиатрические диагнозы, поэтому здесь два примера будет :)


История: когда все можно спасти.

Клиент просит написать текст объемом в страничку А4 с пожеланием «поглубже» (сравнивая с предыдущими тестами). Тема очень общая. Например, тема «Кактусы» - можно углубиться в разведение кактусов, можно - в типологию, можно – в приготовление экзотических блюд. Уместить действительно глубокое исследование и рассмотреть кактусы со всех сторон в маленьком тексте невозможно, да и не нужно, потому что клиенты моего клиента не будут читать так много. Поэтому выясняю, что клиент понимает под «глубиной». Прошу или прислать пример «глубокого» на его взгляд текста, или перечислить, что в нем должно быть. Клиент предпочел перечислить. От себя добавила в текст несколько статистических данных, которые должны сказать читателю, что кактусы сейчас в тренде (а клиенту – что в тексте есть элементы аналитики, которые тоже попадают под критерий «глубины»).


Результат: клиент остался доволен работой и написал хороший отзыв.


История: когда спасти ничего нельзя.

Еще во времена работы в веб-студии был эпичный клиент, который фразу «лежачий полицейский» исправил на «искусственно созданный элемент, препятствующий дорожному движению» - что-то типа того.


Результат: оставили как хочет клиент, потому что нервные клетки не восстанавливаются


Вообще, «клинику» видно сразу, еще на этапе обсуждения проекта, поэтому в самостоятельном плавании я с такими клиентами не работаю. Иногда, правда, об этом забываю и пытаюсь «победить» и найти подход, а потом снова не работаю))



Правило №4. Рассказывайте клиенту о своей работе.


И здесь речь идет не только о таких ситуациях как я написала выше в п2. Не надо дожидаться, когда клиент спросит, почему здесь синий, а не красный – лучше сразу свою профессиональную позицию на этот счет объяснить. При этом, если клиент настаивает на красном – стоит немного прищемить свою гордыню и поинтересоваться, почему он так считает. Потому что не исключено, что он таки прав=)


Когда я была совсем-совсем юной, я работала в журнале с одним очень крупным, но очень вредным клиентом. Все макеты, к которым он прикасался, превращались в г*но. И только спустя годы и годы я поняла, что его ЦА сидит на одноклассниках, и для них это как раз то, что цепляет и идентифицирует компанию как «недорогой производитель». И он превращал наши красивые макеты в продающие


Правило №5. Будьте людьми.


Вне зависимости от того, клиенты мы или исполнители, у всех у нас может заболеть котенок, сломаться кран на кухне, потеряться кошелек… Да и вообще что угодно может произойти. Просто дождь и грустно. И иногда мы все косячим Не потому что мы плохие, а вот так получилось. Не бывает идеально.


Постарайтесь не называть клиента заранее м*ком, а подумайте, чем вы можете ему помочь, как вы можете сделать его жизнь лучше – и возможно, тех самых м*ков вокруг вас станет меньше, а клиентов – больше.


Напоследок история.


Сразу после школы я устроилась на такую работку, в рамках которой мне нужно было раз-два в месяц посещать одно очень неприятное учреждение (допустим, налоговая или пенсионный фонд – вот из этой темы).


Когда я приехала туда в первый раз и подошла к нужному кабинету, услышала очень неприятный крик – кого-то громко отчитывали. Человек вышел, зашел другой – и это повторилось. Кто-то в очереди назвал женщину, принимающую в том кабинете грымзой А мне 17 лет, и мне страшно идти к грымзе, потому что если она на взрослых орет, то меня вообще размажет


И вот я захожу в ее кабинетик, протягиваю свои бумажки и стараюсь не смотреть ей в глаза. Смотрю на стену – а там такие милые девчачьи обои с блестками, тогда модно было.


И я ей говорю, какие милые у вас обои. Просто вырвалось=)


Надо было видеть ее лицо! Моментально разгладились морщины, засияли глаза, и она стала увлеченно рассказывать, как долго он их выбирала, и как они с мужем их клеили.


Я потом еще несколько месяцев к ней приезжала – и она всегда мне улыбалась и очень вежливо объясняла, если с документами было что-то не так. И никогда на меня не кричала;)

Показать полностью

Первый шаг к тому, чтобы получить проект/работу мечты

Всем привет!

И этот пост я решила посвятить тому, как повысить свои шансы на успех при поиске проекта/работы, которую вам хочется получить. Речь пойдет об отклике на вакансию или проект.


В этом посте не будет волшебных таблеток на тему того, как выбиться из уборщицы в директора Газпрома. Это пост для тех, у кого есть хоть какие-то минимальные навыки по специальности, но отсутствует способность их презентовать.


Это личный опыт и на открытие Америки не претендую=)


Такой подход помогал мне не только получать проекты на фриланс-биржах, но и выделить свое резюме при поиске обычной офисной работы.


Итак шаг №1. Отсекаем лишнее.


Моя методика достаточно трудозатратна, поэтому сначала я выбираю 3-4 вакансии или проекта, которые мне действительно интересны, а иногда и одну. Если речь идет о работе, то пользуюсь яндекс-работой, ввожу в поиск желаемую должность и смотрю, что там есть. Когда работала на биржах, тоже откликалась на 2-4 проекта, а не на все новые=))


Выбираю то, что мне нравится, вне зависимости от того, есть ли у меня требуемые навыки=) Т.е. сначала оцениваю условия, а потом уже смотрю, что требуется.


Просматриваю сайты и соцсети компаний, смотрю профили сотрудников, в общем, узнаю максимум инфы.


Предположим, я выбрала 3 вакансии\проекта, которые мне 100% нравятся, и я хочу работать в этих компаниях или с этими проектами.


Шаг №2. Внимательно смотрим требования.


Прежде всего, я смотрю, каких навыков из требуемых у меня нет. Из последнего «офисного» места работы, например, у меня не было двух навыков: я не умела монтировать видео и не знала немецкого языка.


У меня был знакомый видеомонтажер, поэтому я предположила, что научиться монтировать при желании я могу (есть кому помочь). А вот выучить немецкий – это уже проблематично, тем более я не планировала. Поэтому я позвонила в эту компанию, чтобы узнать, для чего нужен немецкий, и какой уровень видеомонтажа требуется. Оказалось, что немецкий «желательно, но в принципе не обязательно», а навык видеомонтажа нужен, чтобы уметь обрезать начало и конец видео и накладывать титры – в общем, забегая вперед, чтобы освоить такой монтаж мне потребовалось 15 минут. За 1,5 года работы немецкий не потребовался ни разу, для чего его написали в требования – до сих пор загадка


Если требования жесткие и нужный навык оперативно получить нельзя, то такие вакансии я откладываю до лучших времен. Если это прям мечта-мечта, то заношу в ближайшие планы изучить все необходимое, чтобы смело претендовать на вакансию через пару лет.


Шаг 3. Пишем сопроводительное письмо.


Сейчас почти на всех рабочих сайтах есть такая функция. Ну а на биржах отклик на проект – это и есть сопроводительное письмо. Если все еще существуют сайты, где нет письма – в конце концов можно имэйл написать.


И пишу примерно следующее: доброго дня, меня зовут так-то, заинтересовала ваша вакансия, и думаю я вам подойду вот почему. И далее полностью копирую требования вакансии со своими комментариями.


С пунктами, где у меня есть опыт или я подхожу под требования все понятно – пишу, что есть такой опыт (прилагаю портфолио или описываю, где и как решала подобные задачи), либо, если требования из серии «интересоваться отраслью» - пишу какую литру по теме читала\читаю.


С требованиями, под которые я не подхожу, посложнее.


Лирическое отступление. Я думаю, что вакансия или проект «мечты» не выбираются просто так. Если вас что-то заинтересовало, то скорее всего вам эта тема знакома, вы как минимум интересовались, что-то читали или пробовали, и значит, можно в вашем опыте накопать что-то, что можно притянуть к вакансии.


Несколько примеров из жизни.


При поступлении на журфак был творческий конкурс, нужно было принести свои статьи. Статей не было, поэтому я принесла свои стихи и рассказы. Я ведь не просто так отправилась на журфак, мне всегда нравилось писать. Свой балл я заработала.


Моя первая работа копирайтером в вебстудии. К отклику я приложила свои работы, которые писала для института, а в сопроводительном письме отметила, что на предыдущей работе секретарем я искала подрядчика для продвижения сайта, так что кое-что понимаю в СЕО=) Может быть смеха ради, но на собеседование меня позвали – а там уже природное обаяние помогло получить работу.


В отклике на вакансию, где требовался навык монтажа, я честно написала, что монтировать не умею, но есть, кому научить, и т.к. мы с вами уже поговорили о том, что требования невысокие, возможно мои плюсы перевесят этот минус.


Про тестовые задания.


В моей сфере они требуются почти везде. Но был печальный опыт, особенно на фрилансе, когда я тратила 80% на выполнение этих заданий без всякой отдачи. Поэтому, если речь идет о каком-то разовом заказе, то я отказываюсь от таких заданий и отвечаю, что мой уровень вы можете посмотреть в портфолио.


Ну а если речь идет о работе или большом проекте, у которого действительно есть своя специфика, то хорошо выполненное тестовое задание – это несомненный плюс к карме. Ради работы мечты можно и постараться=)


Коротко о резюме.


Я не знаю как в других сферах, но в рекламе я постоянно сталкиваюсь с тем, что на собеседовании мне задают вопросы, ответы на которые очень подробно описаны в моем резюме. Не знаю, является это проверкой или их действительно читают «по диагонали». Не хочу на этом подробно останавливаться, т.к. считаю, что хорошее сопроводительное письмо важнее хорошего резюме. Единственное что стоит отметить это:


- фото должно быть на нейтральном фоне, на нем должно быть хорошо видно лицо (лицо должно улыбаться). Фото на фоне ковра, с майских шашлыков или селфи из инстаграма не подойдут.


- в графе о себе не нужно писать, как вы любите читать и спорт. Лучше напишите, чем вы будете полезны компании, в которой будете работать.


- в соцсетях закройте от посторонних пьяные фотки и удалите ванильные цитатки, практически 100% их посмотрят=)


Надеюсь, хоть что-то вам пригодилось=)

Показать полностью

Организация рабочего дня фрилансера

Обещанный пост о том, как организовать свой день, если ты "свободный художник".


Помятуя прошлые посты, сразу обозначу свои реалии=) Я занимаюсь текстами, соцсетями и немножко видео. У меня есть несколько проектов с постоянной предсказуемой нагрузкой — это база. И несколько проектов, которые «падают» на меня периодически.


В мои цели не входило заработать все деньги этого мира=) Моя цель — делать достаточно, чтобы комфортно жить, и иметь больше времени на себя - свое развитие, хобби и т.д. И это тоже отражается в графике.


Так что я не гарантирую, что такой метод подойдет всем или многим.


Пишу как это есть у меня.


И еще сразу отмечу, что это — каркас, черновик дня. Строго по этому расписанию я не живу — стараюсь придерживаться и опираюсь на него, когда планирую неделю. Могу облениться и проснуться позже, могу заболеть и устроить неожиданный выходной - но по большей части хотя бы первую половину для стараюсь проживать так=)


В основе планирования лежит метод, который я подсмотрела у видеоблоггера Анастасии Кей. Не знаю первоисточник, я увидела у нее и адаптировала под себя.



Шаг 1.

Определить свое самое продуктивное время. Определяла опытным путем=) У меня это первая половина дня. Я не жаворонок и не подрываюсь в 6 утра, но встаю по будильнику, потому что знаю, что подъем позже 9:30 убьет мою продуктивность.


9:30 - это крайний срок подъема. Оптимальный для меня — 8:30 утра. Чтобы был часик на спокойный завтрак и приведение себя в порядок. Мне важно помнить о том, что я девочка, даже дома, поэтому я не начинаю работать с колтуном на голове и в пижаме=)


Шаг 2.

Нарисовать вот такую табличку.

Организация рабочего дня фрилансера Фриланс, Фрилансер, Распорядок, Тайм-менеджмент, Длиннопост

В левой колонке — дни недели. В шапке — каждая клетка — один час, начиная с 8:30. Заполнила до 20:30 потому что после этого времени я уже точно ничего полезного не делаю.


Шаг 3.

Так как у меня есть особенность забивать на личные дела в пользу клиентских, сначала я обозначаю свои личные дела, в том числе — железный выходной (все клиенты об этом предупреждены).

Не забываю про обед и ужин. Это важно! Потому что когда просят что-то сделать срочно, я часто забываю о том, что я еще не обедала, и обещаю прислать через пару часов — в итоге сижу голодная или ем в процессе, что не есть хорошо. Сейчас я вижу, что у меня обед по расписанию, и включаю его во время работы. Я не реаниматолог, поэтому от того, что я пообедала еще никто не умер.

Организация рабочего дня фрилансера Фриланс, Фрилансер, Распорядок, Тайм-менеджмент, Длиннопост

2 часа на обед отведены не случайно=) Это «запасной час», если я не уложилась в отведенное для работы время. Чтобы точно не забыть поесть!). Плюс, в это время я еще готовлю еду, если нужно или гуляю, пока светло (зимой).


В один из дней недели я навещаю родителей — выезжаю в 4 дня, чтобы успеть до вечернего часа пик. В другой день еду на закупку продуктов, хожу в поликлинику или в кино, или делаю какие-то другие нерабочие дела — тоже в будний день, чтобы были меньше очереди=) Если сложить эти два раза по полдня, получится еще один выходной=) Ну и если работы совсем мало, могу сделать на 2 дня вперед и быть свободна.


Хотела бы посоветовать включить в режим дня спорт, но сама пока себя заставить не могу, так что тут поделиться пока нечем. Но надо. Я буду стараться=)



Собственно, дальше я распределяю в расписание все свои проекты и отвожу время для «падающих» заказов. По большинству проектов есть контент-планы, согласованные с заказчиками — я просто переношу их в свое расписание.


В день, когда я езжу на закупку, мой рабочий день начинается после обеда - обычно это "лайт" день для несложных работ.

Расскажу основные принципы, так как по табличке они не будут понятны. Большинство этих принципов почерпнуты из книги Яны Франк «Муза и чудовище», рекомендую почитать, кто интересуется.


1. Строго на работу — то есть непосредственно на написание текста или монтаж видео, я отвожу 4 часа в день+ 1 час запасной.

2. Вторая половина дня — это либо мелкие задачки, над которыми не надо думать (например, публикация постов в соцсетях), либо общение с заказчиками, либо чтение какой-нить профессиональной литературы, обучение, саморазвитие. Т.е. уделяю время себе, как проекту (не воспринимаю себя как бизнес, для меня фриланс — проект, который я могу закончить если он перестанет меня устраивать). Либо отдых=)

3. 19.30 - это самый крайний срок, когда я что-то доделываю. обычно заканчиваю раньше (стараюсь до 17) Но могу отвечать на срочные звонки или сообщения. После 21:00 я для всех умираю и меня нет — об этом тоже все заказчики были предупреждены. все смирились и не звонят в это время. Нет, действительно срочные звонки бывают, но это прям исключение-исключение, раз в месяц-два.  До введения комендантского часа «срочные» дела были у всех и каждый день. З.ы. Для сомневающихся — ни один клиент не пострадал, мой счет тоже, а вот дурной работы стало меньше.

4. «Примерное» время выполнения заказа умножается минимум на полтора.

5. Если проект новый — то общение с заказчиком может занять много времени, поэтому «примерное» время для новых проектов умножается на 3, а если проект крупный — то на 5.

6. Стараюсь свести к минимуму выполнение задачи в тот день, когда она была поставлена, т. к. всегда учитываю форс-мажоры — а они случаются.


В идеале это выглядит так. «Нам нужна статья для такого-то ресурса». Я прикидываю, что статья часа на 3. Поэтому отвожу на нее весь свой рабочий день (4-5 часов), имея 2-3 небольших задачки, на случай если закончу раньше. Заказчику при этом озвучивается срок 3 дня — не потому что я ее пишу три дня, а потому что сегодняшний день спланирован, завтра я ее сделаю, послезавтра перечитаю и что-то поправлю, и потом отдам заказчику. А если завтра у меня заболит зуб, то я пойду к врачу, сделаю статью послезавтра и все равно отдам вовремя.


7. Похожие по типу задачи объединяю. Т.е. Если мне нужно написать пост в соцсети для трех проектов, то сначала я пишу три поста, затем ищу картинки для всех трех постов, затем их публикую.

8. Оптимизирую все, что можно оптимизировать. Все проекты по папкам, в папках — еще папки. Т.к. Проектов не оч много, для каждого есть свой браузер, в котором закреплены все необходимые вкладки и залогинены все нужные соцсети, админки и пр.

9. Обычно сначала делаю что-то большое и сложное, затем — простые задания, не требующие напряжения мозга. Но есть одно исключение — есть микропроектик, который дорог мне как память=) И мне нужно публиковать три картинки без всякого текста — но каждый день. Это 5 минут делов. Но я всегда боюсь об этом забыть и этот проект, как назойливая муха, мешает сосредоточиться, поэтому его стараюсь делать в первую очередь — и сразу забывать=)

10. В качестве ежедневника использую trello, у меня он выглядит так :D

Организация рабочего дня фрилансера Фриланс, Фрилансер, Распорядок, Тайм-менеджмент, Длиннопост

У каждого проекта свой цвет ярлыка, я уже привыкла и легко ориентируюсь.

11. Обязательно веду отчеты по всем проектам, в том числе — разосланных коммерческих предложениях, заказов «для друзей» и «благотворительных». Клиентские отчеты в конце месяца — деликатный способ напомнить об оплате=) «Мои» отчеты — полезны, чтобы не переборщить с друзьями и благотворительностью.


Вроде бы все... Спрашивайте, если что-то не понятно=)

Показать полностью 3

Где я искала «хороших» заказчиков (фриланс)

Так много было вопросов на эту тему, что ладно — сделаю очень короткий пост. Только личный опыт. Теоретических советов на эту тему полно в сети, поэтому переписывать не буду=) Я пробовала все, что находила и читала на эту тему. Пишу только то, что сработало.

Тип деятельности — копирайтинг, поэтому если вы планируете печь торты на заказ, мой опыт вам не подойдет.

Постоянные заказчики.

Первый заказчик — нашла на бирже. Около года вела пару его групп в соцсетях, потом он сделал 2 новых сайта — готовила для них тексты, потом он решил запустить и-мэйл рассылки и тоже поручил их мне, потом увеличили присутствие в соцсетях и запустили рекламу. Т.е. с двух маленьких групп вырос неплохой заказчик.

Второй заказчик — маркетинговое агентство, тоже нашла на бирже. Пишу тексты для самого агентства.

Третий — это клиент этого маркетингового агентства, т. е. пришел от них.

Четвертый — пришел по рекомендации с бывшей работы, т. е. Сарафанное радио.

Пятый — его ко мне привел знакомый дизайнер.

Шестой — познакомилась через своих соседей по коворкингу (когда-то снимала). Через 2 года клиент перешел на новое место работы и теперь регулярно заказывает тексты для новой компании.


Периодические заказы. От более частых к менее частым.

- от маркетингового агентства.

- от знакомых дизайнеров и программистов.

- от знакомого арт-директора, который координирует рекламные проекты.

- из более-менее поддерживаемого аккаунта на фэйсбуке (добавляла в друзья руководителей небольших фирм)+ иногда вижу в ленте, что ищут мои услуги.

- по рекомендациям существующих заказчиков (они не конкурируют между собой).

- от бывших коллег.


Вот собственно и все=) Весь секрет — в налаженных связях как с коллегами, так и с существующими заказчиками, ну и хорошей карме=) Для этого мне потребовалось время.

А как найти заказчиков за два дня, чтобы сразу все бросить и уехать на Бали я не знаю. У меня такой волшебной таблетки нет.

Следующий пост напишу по тайм-менеджменту, но он будет большой, поэтому не в ближайшие дни.

Показать полностью

Как перейти на фриланс и не умереть с голоду. Моя история

Привет, пикабушники!


Мне всегда интересно читать посты о работе и карьерном\творческом пути. Вдохновилась, и решила написать свою историю. Надеюсь, мой опыт будет кому-то полезен.


У меня было три серьезных попытки перейти на фриланс. Две из них закончились возвращением в офис. Первая – стремительным возвращением=) А вот третья удалась. 5 месяцев – полет нормальный, доход стабильный и потихоньку умножается=) Так что думаю, мне есть что сказать.


Между первой и успешной попытками прошло около 4 лет.


Чтобы как-то структурировать изложение, решила выделить 5 основных ошибок, которые я допустила в свои первые попытки поработать на себя.


К делу.


Ошибка №1: Ноль клиентов.


Если у вас есть бездонная бочка денег и вы хотите пофрилансить для души – пропускайте этот пункт. А если вы, как и я, платите за еду и квартиру из своего кармана, то информация для вас.


Мой первый переход на фриланс (который продлился 2 недели) – это был уход в никуда. Я уволилась с работы, твердо решила «на дядю работать не хочу» и отправилась на фриланс-биржу. У меня было: освоенная профессия и небольшое портфолио. У меня не было: никаких сбережений и ни оного клиента.


Чтобы не растягивать пост, сразу подведу итог этого периода: так как аккаунт на бирже у меня был нулевой, то из пары десятков моих откликов на проекты мне отвечали 2-3 клиента. 50% времени я тратила на поиск заказов и отклики, еще 50% на выполнение тестовых заданий, после получения которых «клиенты» исчезали. Может быть, пару каких-то работ я и выполнила, но этих денег хватило бы разве что на шоколадку. Через две недели такой жизни я поняла, что дело пахнет керосином, и устроилась в новый офис.


Ко второму побегу из корпоративного рабства я готовилась несколько месяцев=) Накопила денег, чтобы на них можно было скромно жить хотя бы месяца три. Разработала бизнес-план. Придумала название своей виртуальной компании и знакомый дизайнер даже сделал логотип. Сделала прайс. Создала группы в соцсетях, чтобы привлекать клиентов. Сдуру сразу оформила ИП (но на этом подробно останавливаться не буду, просто пенсионные взносы съели все заработанные деньги, вот и вся история).


Как вы уже догадались, второй мой фриланс продлился около 3-х месяцев – на столько хватило сбережений. Справедливости ради стоит отметить, что именно этот эксперимент позволил мне через 2 года наконец отправиться в свободное плавание, так как многие сегодняшние мои клиенты – это поднявшиеся и разросшиеся, а также запомнившие меня позапрошлогодние заказчики. А еще те, кто пришел по их рекомендации.


Итак, чего я не учла, не смотря на столь тщательную подготовку=)


Первое и, пожалуй, самое главное – что существуют м*ки, которые не платят за работу. Нет, я знала, они есть, но чтобы ТАК много – это был сюрприз.


Второе – что существуют нехорошие люди, которые платят, но с большой задержкой. Месяцев шесть после выполнения работы я все еще получала свои запоздалые гонорары.


Третье – что существует месяц январь, в который все бухают и заказов нет от слова совсем.


Таким образом, в 1й месяц я активно искала клиентов, во 2й месяц – на 50% искала и на 50% работала, в 3й месяц (перед Новым годом) у меня было ооооочень много работы (и довольно много клиентов!)… А потом я все сделала, и в январе мои услуги никому не понадобились. Кроме одного заказчика. На 2 тысячи рублей примерно (тогда наступил 2014 год). Итого – все, что мне заплатили за январь я отдала в ПФР и отложила, чтобы было на что ездить на новую работу до первой зарплаты=)


Мораль. Даже большое количество клиентов не гарантирует вам еду=) Клиенты должны быть:


1. Постоянными (чтобы в январе и другие низкие сезоны им тоже нужны были ваши услуги)


2. Платежеспособными (когда у них не только есть деньги, но они еще и без вопросов перечисляют их вам в благодарность за работу).


3. Довольными (чтобы им не хотелось искать нового исполнителя и лишать вас средств к существованию).


Таких клиентов мне удалось нажить за два года работы «в две смены» – на основной в офисе (тоже по специальности) и на вечерней - на фрилансе.


***


Простите, первый пункт получился гигантский=( Но он самый важный.


Остальные тоже важные, но расписывать их уже некуда. Если интересно узнать о них поподробнее, дайте мне знать, сделаю отдельными постами. Следующие 4 ошибки звучат банально, но они действительно здорово портят жизнь, поэтому рекомендую не оставлять их без внимания.


Ошибка №2. Нет оборудования.


На своем тупом нетбуке я публикую пост в 6 соцсетях за полчаса. На нормальном компе – за 5 минут. Разница есть.


Ошибка №3. Нет условий.


Я не верю, что можно продуктивно работать, лежа в пижаме на диване. Первое, что я купила в свой новый «домашний офис» - качественный спортивный костюм=) После пары часов работы в прокуренной кухне на табуретке начинали болеть голова и спина. Сейчас работаю в комнате на нормальном стуле и работа идет намного быстрее. Единственное, с чем пока не удалось справиться – это кот=)


Ошибка №4. Нет графика.


Дедлайны и накладывающиеся друг на друга проекты привели меня в больничку с истощением и полной потерей способности работать. Об организации своего дня могу много чего рассказать, есть чем поделиться, так что если этот пост будет кому-то интересен, обязательно запилю=)


Ошибка №5 Неумение говорить «нет».


Вытекает из предыдущего пункта. Клиентов надо воспитывать=) Даже постоянных и хороших=) Потому что если не воспитывать, начинают писать ночью или просить сделать работу «вчера». А я от этого болею. Поэтому не разрешаю=) Могу себе позволить, потому что я у мамы профессионал=)


З.ы. Я знаю, вы тут любите котиков, так что напоследок вот вам мой рабочий стол и Леди Космик=)

Как перейти на фриланс и не умереть с голоду. Моя история Фриланс, Удаленная работа, Фрилансер, Личный опыт, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!