Всем привет!
Свободного времени катастрофически мало, поэтому постараюсь выразить свой опыт и мысли широкими мазками, а дальше-отвечу на возникающие вопросы в комментариях.
Необходимо подчеркнуть, что являюсь искушенным эстетом, последние десятилетия покупающим авто в высоких ценовых сегментах, поэтому оценка будет субъективной, исходя из моего ощущения тех или иных авто и их опций. Прошу сделать скидку на этот нюанс и не ругаться матом.
ВНИМАНИЕ! Предупреждаю заранее-текста будет много, поэтому прошу лиц, любящих читать по диагонали или в принципе не воспринимающих эпистолярный жанр-удалиться от экранов))
Итак, речь пойдёт о выборе авто, при покупке нового, в салоне. Если мой опыт будет востребован-в будущем посте расскажу нюансы при покупке б/у авто с рук.
Не скрою, мне все эти тексты кажутся банальщиной, которую должен знать каждый, но старшие товарищи постоянно советуют делиться опытом (во всех сферах, где имею компетенции), с чем я во многом согласен.
Сначала хотел бы подчеркнуть вводные:
1. Не являюсь истиной в последней инстанции, кейсы бывают очень разные, каждая ситуация по-своему уникальна, пусть и в подавляющем большинстве вписывается в суть, но всё же исключения возможны. Общего рецепта нет, поэтому в каждом случае опирайтесь на разум и голос подсознания (он есть всегда, просто мы к нему не часто прислушиваемся). Советы бывалых, всяческие форумы, измышления знакомых и прочий поток в массе своей бесполезной информации-нужны для общего развития, но не для принятия решение, которое должно исходить только от вас.
2. Порой, при выборе нами движут не принципы разумности, а эмоциональные поступки. Не стоит их купировать, можно (как по мне-нужно) идти у них на поводу. Да, этот выбор может привести к покупке 10-летнего Alfa Romeo вместо нового Kia, но если таково ваше желание-воплощайте его. Но с пониманием, что сделанный выбор-только ваш и готовы к тем последствиям, что он принесёт.
Что-ж, каждый из нас был молод, каждый когда-то не имел понимания сути в выборе автомобиля, но на базе того бэкграунда за плечами, что имел в момент поиска-делал свой выбор. Удачный или нет-не важно. Суть в том, что он был не до конца осознанным, а значит во многом не правильным. Моя задача – дать вам больше понимания сути процессов и подчеркнуть ключевые реперные точки выбора, от которых можно будет отталкиваться в дальнейшем.
Приступим!
Покупка нового авто.
На старте задачи вам необходимо сформулировать для себя основной мотив приобретения. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся:
- Покупка в удовольствие.
Автомобиль для вас-не просто железная коробка, а почти одушевлённый предмет, дизайн и интерьера и экстерьера имеет значение.
Это одновременно и самый простой и самый сложный выбор, т.к. на практике всё, что по душе-противоречит либо потребительским свойствам, либо соотношению цена-функциональность. Первичное решение принимается легко, но как речь заходит о оплате и принятии финального решения-начинаются муки выбора и «советов бывалых», говорящих о том, что существует более разумный альтернативный выбор.
Рецепт прост-берёте то, что нравится, постарайтесь забить на окружающий оценивающий фон и принять решение самостоятельно. Этот подход при выборе крайне важен, т.к. ключевое в нём не то, какую машины вы выберете, то, как дальше будете жить с сделанным выбором. Покупка автомобиля-это серьёзный шаг и в случае неудачного выбора его не получится быстро обменять или вернуть. Этот выбор останется с вами на годы. Купив то, что вам по душе-вы дадите спокойствие своему сознанию, пойдя у него на поводу и дальше уже вопрос денег и техники, для поддержания своего выбора в надлежащем состоянии, это не сложно.
Но сделав выбор, пойдя на поводу у окружающих и приобретя тот авто, что видится вам не желанным, но лучшим (например, по сумме потребительских свойств) – вы создаёте для себя психологический барьер, который постоянно будет присутствовать и тревожить разум мыслями о том, был ли этот выбор правилен, был ли смысл отказаться от мечты, был ли прав друг Вася в том, что выбор изменился с желаемого на разумное. Берегите рассудок, не совершайте эту ошибку, которая заставит быть вас несчастней.
-Покупка по сумме потребительских качеств.
Дабы сделать правильный выбор, вам необходимо «на берегу» оценить ключевые первичные и вторичные критерии, имеющие для вас значение.
Не хочу разжигать здесь холивары, поэтому приведу то видение сути автомобилей из различных стран, что сложилось у меня, на базе имеющегося опыта владения разнообразным автопарком, за исключением китайского и корейского автопрома.
Итак, что нам в массе своей сейчас предлагает рынок:
Европейцы второй величины.
Peugeot, Renault, Citroen, Fiat, Opel, VW, Skoda. Volvo и прочие.
Плюсы: низкая цена нормо-часа сервиса, низкая стоимость з/ч, интересный дизайн и экстерьера и интерьера, отличная управляемость и манёвренность, средне-высокий уровень пассивной безопасности и активной (благодаря прогнозируемой управляемости и неплохому контролю тяги), вменяемый уровень отделки, низкий % по страховке, хорошее соотношения качество/цена и абсолютная неугоняемость.
Минусы: очень быстрое падение цены и низкая стоимость на вторичном рынке, порой детские ошибки в проектировании силовых агрегатов и навесного оборудования выливаются с потребность нескольких визитов в сервис, для устранения банальной неисправности, периодически возникающая проблема в ожидании даже банальных з/ч.
Европейцы первой величины.
Mercedes, BMW, Audi, Porsche, Mini.
Плюсы: лучшие авто по сумме свойств в мире, высочайший уровень отделки и материалов, высочайший уровень пассивной и активной (спасибо отточенной управляемости и куче электронных помощников) безопасности, получение удовольствия и от вождения и от звука выхлопа и от внешней эстетики (внутренняя эстетика-вопрос дискуссионный), наличие зч и механиков, понимающих устройство этих авто почти в любой, даже самой отдалённой точке мира и РФ, низкий (относительно конкурентов в этой нише) % страховки, высокая противоугонная защищённость, высокая статусность, одинаковая с конкурентами, либо более низкая стоимость з/ч, минимальный расход топлива в классе, огромное количество опций, позволяющих сконфигурировать уникальный автомобиль, под свои предпочтения.
Минусы: надёжность агрегатов сохраняется до той поры, пока владелец обеспечивает их регулярное обслуживание (меняете масло реже, чем в 5-7к км, вырастает риск получения задиров двигателя, из-за некачественного топлива и среды в РФ), достаточно высокое падение цены на вторичном рынке, риски по угону в наличии, пусть и в меньшей степени, чем у японцев.
Азиаты/Американцы второй величины.
Toyota, Honda, Mitsubishi, Nissan, Kia, Hyundai, Ford, GM, Chrysler, Chevrolet, Jeep и прочие.
Парадигма Японских автопроизводителей и существенно повлиявших на них Американских-схожа, это авто на откровенно не передовой технической и электронной базе, с ориентацией на масс-сегмент, с получением большого количества автомобиля, по минимальной цене, при этом с экономией на материалах отделки, виброшумоизоляции и безопасности. Поэтому ставлю их в один ряд. Корейцы здесь в роли догнавших, но не перегнавших представителей сегмента, хотя они концептуально ближе к европейцам, но пока в роли догоняющих (активно).
Плюсы: невысокая стартовая цена, приемлемое соотношение качества/цены, в массе своей надёжность агрегатов, благодаря их архаичности, высокая цена на вторичном рынке (только у Японских авто), неприхотливость во всех смыслах.
Минусы: высокая цена нормо-часа обслуживания и з/ч (только у Японских авто), высокая угоняемость (только у Японских авто), высокая цена страховки (только у Японских авто), отсутствие з/ч и разбирающихся в устройстве авто мастеров на переферии и РФ и ЕС, средняя пассивная и активная безопасность, низкий уровень шумоизоляции и качества материалов отделки салона, небольшое количество опций.
Азиаты/Американцы первой величины.
Lexus, Infiniti, Genesis, Equus, Cadillac, Jeep и прочие.
Плюсы: в каком-то смысле статусность, надёжность (хотя её уровень и у Японских авто и у Американских стал снижаться), получение максимального количества авто за вменяемые деньги, разумная цена входного билета (но не разумная, при выборе максимальных пакетов, например Lexus LX топе стоит, как Range Rover, по всем параметрам кроме пошатнувшейся надёжности ему проигрывая), Caddilac Escalade Platinum-смешон и ужасен, при этом стоя порядка 10М руб. Более медленное, по сравнению с конкурентами падение цены на вторичном рынке (касается только Японских производителей).
Минусы: Быстрое падение цены на вторичном рынке (Американские авто), высокая стоимость нормо-часа и з/ч (Японские авто), высокая стоимость страховки из-за повышенной угоняемости (Японцы), отсутствие з/ч и разбирающихся в устройстве авто мастеров на переферии и РФ и ЕС, посредственная управляемость, активная и пассивная безопасность, небольшое количество доступных к конфигурированию опций и невысокое качество материалов отделки+не конкурентная в классе шумоизоляция.
Автомобили-праздники.
Alfa Romeo, Maserati, Land Rover, Jaguar, Tesla.
Авто, дарящие кучу положительных эмоций своей самобытностью и неплохим уровнем качества, но при этом с абсолютно убитой (порой-заслуженно, порой-нет, зависит от конкретной модели) репутацией, проблемой поиска з/ч и сервисных обслуживающих центров, с максимальным уровнем падения цены на вторичном рынке.
Обсуждать их не вижу смысла, там у каждой модели внутри каждого бренда свои плюсы и минусы, не будем тратить на это время.
При выборе той парадигмы, что наиболее вам близка на данном этапе – мне видится уместной аналогия с нашим выбором любимых женщин (либо мужчин).
Азиатки и Американки – как домашние хозяюшки, с которыми ваш тыл всегда прикрыт, они не выносят мозг, они не смотрят налево и всегда готовы подстроиться под ваши хотелки. Да, пусть не красавицы, да, без высшего образования, но комфортные. Им не нужны дорогие рестораны, они согласны и на подделку Cartier, с алиэкспресс, за 99 руб. Именно поэтому-они самые массовые))
Европейки – совсем другое. Они высоки, стройны и красивы, прекрасно готовят и великолепны в постели. Они-центр притяжения для окружающих и их нельзя оставлять без внимания, ведь как только вы пожадничали потратить денег на ТО, сэкономили на заправке, залив ослиную мочу на франшизном BP, или решили, что «этот рычаг ещё походит» - они громко хлопнут дверью, развернутся и уйдут от вас к механикам, отдавшись им прямо на подъёмнике.
Праздничные авто – это звёзды. Их надо лелеять, с ними не получится переставать думать о другом ни на минуту, ведь как только вы отвернётесь-они подскользнутся на яме, разбив себе кованный диск и оторвав сплиттер, у них случится душевный срыв и вам придётся две недели бегать по сервисам, пытаясь понять причину аритмии их сердца. Но они же-подарят столько разнообразных эмоций, сколько вы не получите больше ни с кем.
Общий обзор закончен, давайте перейдём к сути.
Пробежимся по основным критериям выбора, с краткими комментариями:
Дизайн интерьера/экстерьера – штука настолько субъективная, что нет смысла на ней останавливаться, тут не может быть универсального рецепта. С этой задачей вы справитесь сами)
Качество материалов отделки. Тут у каждого своё видение. Для кого-то важно, чтоб материалы были проще и салон авто можно было мыть из Karcher, для кого-то (как я) – важно, чтоб в авто не было пластика, а кожа была как минимум полуанилиновой наппой, т.к. тактильные ощущения важны.
Не вижу смысла останавливаться и тут, скажу лишь, что если вы не любите скрипящий салон, то самые тихие-у топовых немцев (хотя и там уже куча проблем из-за экономии). Самые музыкальные-у японцев и американцев.
Количество опций и возможностей конфигурирования.
Тут всё просто-если для вас имеет значение выбор цвета авто, наличие конкретных опций, понимание, что хочется получить двухцветный интерьер и выбрать вот именно эту не полированную деревяшку, для отделки салона – идите к европейцам.
Если любите чёрное на чёрном и никогда не задумывались, что можно выбрать из 5 вариантов сидений, 8 вариантов подвесок, 3-4 вариантов рулей, 10 вариаций двигателей, 100500 вариантов отделки и прочих опций – ваш выбор Азиатские и Американские производители.
При этом нужно понимать, что за возможность выбора придётся платить, цена-неотъемлемая часть вариативных возможностей.
Прагматизм.
Порой он является основным движущим фактором.
Давайте разберемся и с ним.
В первую очередь хочется заострить внимание на форме кузова и привода. Тут нужно понимать, каковы условия вашей жизни. В Мск и городах-миллионниках на мой взгляд нет смысла переплачивать за наличие полного привода и однообъёмного кузова SUV. Снег чистится регулярно, тут скорей важно не наличие полного привода, а наличие качественной резины. Так же совсем не обязательно, что дорожный просвет у легкового авто будет ниже, чем у SUV. Да и многие легковушки, имеющие пневмоподвеску-способны поднимать кузов, обеспечивая высокий дорожный просвет по потребности. Обычно этого более чем достаточно, чтоб чувствовать себя уверенно даже зимой, за городом. Нет смысла переплачивать, за те опции, что вы не будете использовать, либо будете использовать редко.
Не важно, являетесь ли вы обладателем родстера с посадочной формулой 2+2, или 7-местного внедорожника, ведь кухню из IKEA вам привезёт доставка. Выбирайте кузов исходя из собственных предпочтений, но с пониманием, что в больших городах их универсальность-понятие довольно эфемерное.
Смоделируйте свой год владения желаемым авто. Представьте, как вы будете его использовать регулярно, для каких постоянных целей и какие сценарии использования будут вторичны.
Если вы 90% времени проводите в авто один, а в 10% перевозите родителей из квартиры на дачу – возможно стоит отказаться от покупки седана и приобрести купе. Если родителям будет неудобно корячится в нём-отправляйте их на такси, зато остальные 90% времени вы будете получать эстетическое удовольствие от управления авто в этом формате кузова. Если вы планируете расширение семьи, то есть смысл задуматься о покупке авто, багажник которого легко вмещает коляску, в сложенном состоянии (да, не все багажники способны на это). Возможно вам стоит взять хетчбек вместо седана и позаботиться о докупке опции складываемых сидений последнего ряда.
Так же обычно к прагматизму относят выбор двигателя, в том числе более/менее мощного и бензинового/дизельного.
Касаемо мощности двс - всё не однозначно. На мой взгляд здесь прагматизм вступает в конфликт с безопасностью и каждый делает выбор, исходя из собственных возможностей.
Допустим вы понимаете, что 90% времени проводите в городе а кататься «на дальняк» будете раз в год. Поэтому делаете выбор в пользу небольшого по мощности мотора, понимая, что он минимизирует расход топлива в городе. Но при этом-при езде по автомагистрали вам не будет хватать мощности на обгон даже фуры, идущей 90 км/ч, каждый обгон маломощного авто на таких скоростях - будет превращаться в игру со смертью всех, кто находится в салоне. И ради безопасности ехать 500 км за медленно плетущимся грузовиком способны немногие, поверьте)
Так же необходимо понимать, что меньший мотор будет расходовать на трассе больше топлива, в силу того, что для достижение даже крейсерской скорости в 100-120 км/ч – обеспечит высокую нагрузку на его мощностные возможности, поставив вас перед диллемой «ехать быстро, но постоянно заправляясь, либо медленно, но экономно».
Касаясь разницы в выборе дизель/бензин, то нужно понимать, что сейчас и те и другие двигатели-находятся на пике технологичности и оба обеспечивают разумный расход топлива и надёжность.
Выбирайте то, что нравится, или то, на что дилер даёт большую скидку. Дизель в базе стоит дороже, но эта разница в цене в лучшем случае отобьётся через 5 лет постоянного использования. Он более вибронагружен, но и более надёжен и неприхотлив, при прочих равных.
Безопасность.
Что касается ауры «SUV и полный привод более безопасны, чем монопривод на легковом авто, на скользких покрытиях», то это заблуждение. Монопривод проще и понятней и в регулярном управлении и в экстремальной ситуации. В случае пассивной безопасности – оба типа кузова имеют +- одинаковый уровень безопасности (если мы говорим о одной ценовой группе), наличие полного привода так же не влияет на длину тормозного пути.
Зато в экстренной ситуации-у неопытного водителя (а таких 99,9%, т.к. мало кто имеет постоянную практику контраварийного вождения с необходимыми рефлексами) монопривод прощает ошибки, а полный привод-нет. Вывести пп-автомобиль в случае срыва и скольжения-почти нереально. Более того, сам момент срыва в его случае-плохо прогнозируем и резок, что не оставляет шанса исправить ситуацию в экстренном случае.
В плане активной безопасности – авто с более низким центром тяжести всегда предпочтительней «внедорожника», это касается и возможности провести «лосиную переставку» на более высокой скорости и более позднего ухода в неконтролируемое скольжение, либо переворот.
Для примера: Toyota LC Prado в плане активной безопасности безнадёжно проигрывает любому легковому авто, любого бюджета. В плане пассивной-он лучше легковых авто более низкой ценовой группы, но скорей всего проиграет одноклассникам из своей ценовой группы.
Наличие и вариации подушек безопасности – так же важный момент, при выборе конфигурации автомобиля.
Пассивная безопасность:
Нужно понимать, что ключевые защитные элементы – это фронтальные подушки и «занавески» безопасности. Первые-защищают ваше тело и голову в случае фронтального удара, вторые-защищают всех пассажиров от бокового удара головой в жесткую стойку (очень часто это становится смертельным случаем, даже на условно низких скоростях). Остальные (боковые, коленные и т.д. – по сути элементы дополнительной безопасности, но не основной.
Так же необходимо обратить внимание на наличие в автомобиле боковых силовых элементов (в дверях), повышающих шансы выжить, при боковом ударе. К сожалению эти элементы присутствуют в небольшом количестве современных авто, в силу экономии.
Мой совет-не доверять тому, что обычно льют в уши малограмотные менеджеры в салонах. А самим посмотреть краш-тесты с оценками (Euro NCAP, IIHS), и описание систем пассивной безопасности автомобилей на сайтах производителей.
Тесты вы сможете найти по ссылкам:
https://www.youtube.com/user/euroncapcom
https://www.youtube.com/user/iihs
Важным элементом пассивной безопасности остаётся зуммер. Т.е. датчик, сигнализирующий о том, на каких сиденьях не пристёгнут пассажир. У недорогих авто эти датчики есть только на передних сиденьях, у дорогих-на всех. Но надо проверять.
Важно понимать, что не пристёгнутый пассажир, сидящий на заднем ряду-это потенциальная опасность и для него самого и для того, кто сидит перед ним. И зуммер здесь выступает в качестве дублёра вашего контроля, если забыли посмотреть, либо если у вас пассажиры, плюющие на свою безопасность и безопасность окружающих.
Так же я бы отнёс к пассивной безопасности ныне уже встречающуюся не только на дорогих авто опцию «активного капота».
Общий принцип обрисован здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=9CZch4yOCBM
Возможно эта опция покажется вам ненужной, но задумайтесь о страшном сне автомобилиста-наезде на пешехода. И если эта история произойдёт с вами – возможно позволит избежать травм и смерти пешеходу, а вам-душевных терзаний, либо уголовного преследования.
Не высокая цена за подобную страховку, согласитесь.
Активная безопасность:
Это огромный комплекс систем, от банальной просушки тормозных колодок и дисков, во время дождя и автоматического режима дворников, до наличия активных систем безопасности на базе радаров/лидаров.
Список систем очень большой, если захотите-опишу их в полном объёме с видео их работы.
На моей практике – спасали от аварий и смерти и часто. И в рядовых ситуациях и тогда, когда «играл в гонщика».
Любую покупку любого авто всегда начинаю с конфигурации систем активной безопасности и вам советую. Массаж сидений-игрушка, проекция на лобовое стекло-по сути тоже, всякие тепловизоры и ночные видения на авто-дорогостоящие опции «на разок поиграться». А опции активной безопасности сохраняют жизнь и поэтому ценны.
Да, возможно эти системы не сработают ни разу или всего один раз, но в этот момент цена оправдает себя на 100%
Пожалуй остановлюсь.
Вводная затянулась и получилась объёмней, чем виделось в начале, ключевых элементов выбора – множество и пожалуй их не вместить в рамки одной публикации.
Если формат зайдёт-буду продолжать, охватывая различные части и принципы разумного выбора.