BorisFeldman

BorisFeldman

CLO в DestraLegal.ru – рассказываю про ваши права доступным языком
На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
563 рейтинг 9 подписчиков 2 подписки 21 пост 7 в горячем

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону?

Привет!

Мы вернулись с очередным юридическим ликбезом. Поговорим о вечном – о возврате денег за онлайн-курсы.

Мы знаем, как сложно найти качественную инструкцию, которая могла бы рассказать о ваших правах на возврат пошагово и с картинками. Правосудие должно быть доступным, поэтому наша команда подготовила для вас подробную правовое руководство с картинками.

Начнем с того, что по закону есть две возможности вернуть деньги за курс: полностью или в части.

Когда можно вернуть полную стоимость обучения?

В определенных случаях можно вернуть полностью всю стоимость онлайн-курса.

Такая возможность регламентирована законом, а именно ст. ст. 29 Закона о защите прав потребителей, в которой говорится, что потребитель (то есть тот, кто купил курс или иными словами ученик) при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки услуги или иные существенные отступления от условий договора.

То есть получается, что для возврата в полном объеме необходимо, чтобы курс имел существенные недостатки.

Закон о защите прав потребителей в преамбуле устанавливает, что существенный недостаток работы – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Это может быть, например:

  • ограниченное взаимодействие с преподавателем, хотя в рекламе курса указывалось, что связь будет 24/7;

  • несоответствие программы и содержания курса рекламным обещаниям, опубликованной ранее программе;

  • какие-либо технические проблемы самого курса.

Все это лишь примерные ситуации, которые подпадают под "существенный недостаток" курса.

Например, во время прохождения курса преподаватели были заменены. Материал предоставлялся в формате предзаписанных видеоуроков с отсутствием возможности реального общения с экспертами. В некоторых уроках отсутствовал звук программы, что полностью нивелирует какой-либо смысл обучения. Студент приобретая курс, ожидал получить соответствующую творческую профессию, где важную роль играют, во-первых, возможность живого общения с преподавателями, во-вторых, наличие конкретных экспертов, которых студент ожидал увидеть во время обучения после ознакомления с программой, в-третьих, определенный характер подачи материала, соответствующий выбранной специфической сфере.

Обращаем ваше особенное внимание на то, что у вас должны быть доказательства некачественности курса, а не просто субъективное мнение о том, что курс вам просто не понравился.

Например, вот такой скриншот, подтверждающий предзапись курсов, о чем студенту было сообщено посредством мессенджера «Telegram» в качестве доказательства предоставил студент:

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону? Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Или также например, приобретая курс, студент рассчитывал на официальное трудоустройство, о котором заявляет онлайн-школа в оферте и на официальном сайте. Тем не менее, по факту никакого трудоустройства не произошло. Студент самостоятельно находил работодателей на сайте поиска работы «HeadHunter».

В качестве доказательств прилагается скриншот с сайта и оферты:

При обращении за возвратом денежных средств не стоит забывать про срок исковой давности.

Срок исковой давности – это время, в течение которого вы можете подать иск в суд. После истечения этого периода вы уже не сможете подать иск (но если очень хочется, то можно).

Для заявления исковых требований из-за некачественности оказанной услуги этот срок составляет 2 года со дня оказания услуги.

Тем не менее, суд не рассматривает вопрос об истечении исковой давности самостоятельно пока об этом не заявит ответчик в суде. А на практике бывает, что ответчики даже не приходят на слушания и не  заявляют ничего о сроках давности. Суд рассмотрит дело и вынесет решение (однако это все же исключение, нежели правило).

Получается, чтобы вернуть полную стоимость онлайн-курса необходима совокупность следующего:

  • некачественный онлайн-курс;

  • должен быть соблюден срок исковой давности;

  • должны быть предоставлены доказательства существенных недостатков.

Когда можно вернуть часть стоимости обучения?

В том случае, если вы просто передумали проходить курс, имеете право вернуть часть непройденного материала, а если вовсе не приступали, то полную стоимость. Однако из этих денег будут удержаны фактически понесенные расходы исполнителя.

Статьи 782 ГК РФ и 32 Закона о защите прав потребителей говорят нам о том, что потребитель вправе отказаться от услуги в любое время в течение оказания услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Такими фактически понесенными расходами могут быть:

  • расходы в связи с исполнением обязательств именно по договору с потребителем, а не по другим обязательствам;

  • расходы, которые возникли до момента заявления потребителем отказа от исполнения договора;

  • расходы, которые подтверждены документально (например, платежными документами, накладными, квитанциями, туристическими ваучерами, маршрутными квитанциями билетов, страховыми полисами и пр.).

Имейте в виду, что "доказанные расходы" должны соответствовать всем перечисленным критериям совокупно.

В оферте исполнителя уже могут быть прописаны такие расходы заранее (без конкретных цифр! Это важно!):

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону? Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Как рассчитать размер средств, положенных вам к возврату:

Прежде всего, обратитесь в ЛК на площадке образовательной платформы и посмотрите сколько процентов/уроков вы уже прошли. В 90% случаев эта информация там есть.

Пример того, как это может выглядеть на площадке:

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону? Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Конкретно на скриншоте – это 4%.

Обычно в таком случае расчет суммы происходит по следующей формуле:

123 000 рублей x (100 % - 4%), где

  • 123 000 – стоимость Курса;

  • 4 % – объем пройденного материала.

С теми платформами, где такого прогресса нет, сложнее. Обязанность по расчету ФПР будет переложена на исполнителя, который должен предоставить свой расчет как студенту, так и суду.

Например:

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону? Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Обращаем ваше внимание на то, что такие расходы не могут быть заранее определены исполнителем в конкретном размере в оферте.

Таким образом, вернуть часть средств за непросмотренные уроки вы можете:

  1. в любое время в течение срока обучения;

  2. из суммы, определенной к возврату, могут быть вычтены фактически понесенные расходы исполнителя, которые должны быть документально доказаны.

Давайте немного поговорим о “подводных камнях”, о тех неприятных случаях, с которыми вы можете столкнуться при возврате средств и запаниковать:

  • Очередной уловкой от исполнителя при возврате является положение оферты, где указано, что услуги исполнителя считаются оказанными в момент предоставления доступа.

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону? Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Такое положение оферты противоречит существу образовательной услуги и будет считаться незаконным. Образовательная услуга имеет целью получение знаний, навыков, профессии. Ее исполнение не может заканчиваться предоставлением доступа к платформе. Да и вообще закон об образовании накладывает на образовательную организацию обязанность предоставить доступ к учебным материалам и это не является непосредственно самой оказанной услугой.

  • Еще одним любимым ухищрением бизнесс-достигаторов является искажение самой природы приобретения онлайн-курса, чтобы в будущем студент не смог ссылаться на Закон о защите прав потребителей.

    Яркий представитель такой схемы – Like центр, который называет свои курсы “практический курс по созданию и масштабированию прибыльного бизнеса” а далее ссылается на то, что задачей программы является популяризация предпринимательской деятельности и правоотношения сторон по договору не регулируются Законом о защите прав потребителей и следовательно, не может быть нарушений статей Закона о защите прав потребителей.

Например, подобный спор рассматривал Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону и констатировал, что не может являться утверждение стороны ответчика, со ссылкой на наименование приобретенного истцом курса, о том, что заключенный между сторонами договор направлен на развитие предпринимательской деятельности. Из условий договора (публичной оферты) не следует, что обучение может быть использовано лишь для предпринимательской деятельности, исключительно для извлечения прибыли.

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону? Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Дело довольно интересно еще и тем, что студент, не завершив курс до конца (просмотрел только 25% уроков) получил в  электронном виде сертификат за прохождение курса при отсутствии доказательств завершения обучения. Ответчик, таким образом, пытался в суде апеллировать, что факт выдачи сертификата подтверждает, что услуги оказаны исполнителем в полном объеме и приняты заказчиком.

Но суд установил, что  сам факт направления сертификата с учётом установленных обстоятельств не может в данном случае подтверждать предоставление истцу образовательной услуги в полном объеме. И опять же суд в очередной раз согласился с тем, что доступ к обучающим материалам курса не может подтверждать фактическое оказание образовательных услуг в полном объеме.

Таким образом, студент вернул себе почти 195 000 рублей.

Вернуть деньги за онлайн-курсы: можно ли по закону? Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

А вы сталкивались с подобными проблемами при возврате курсов? Делитесь своим мнение в комментариях!

Показать полностью 9

Как мы отменили штраф за дрифт в Делимобиль?

По мнению каршеринга, наш клиент большое количество раз дергал ручник и система установила, что во время сессии поездки было допущено нарушение условий договора.

По данным телематики, Иван много раз поднимал ручник во время сессии аренды. Сотрудники каршеринга посчитали, что это опасное вождение - дрифт - и на основании п. 8.2. Приложения 3 к Договору назначили штраф в размере 110 000 рублей.

В качестве доказательства представители каршеринга сослались на эти данные:

Как мы отменили штраф за дрифт в Делимобиль? Право, Юристы, Закон, Защита прав потребителей, Юридическая помощь, Длиннопост

Иван был возмущен выставленным штрафом, а тем более - суммой, которую потребовали оплатить в кратчайшие сроки.

Что сделали юристы?

Сначала юристы подметили, что п. 7.9.2. Договора противоречит действующему законодательству. В нем указано, что арендатор самостоятельно обеспечивает сбор и своевременное предоставление арендодателю доказательств отсутствия своей виновности. Указанное положение договора заведомо противоречит основам гражданского законодательства, Закону РФ «О защите прав потребителей» и является недопустимым условием договора, заведомо нарушающим права Ивана как потребителя.

Это связано с тем, что возложение бремени доказывания на потребителя недопустимо, поскольку противоречит нормам российского законодательства. Включение в Договор положений, очевидно ущемляющих права потребителя, представляет собой злоупотребление правом – правом более сильной стороны договора присоединения определять его условия по своему усмотрению.

После проработки нормативной базы юристы перешли к изучению доказательств, представленных каршерингом. Выяснилось, что система контроля и отслеживания машины дала сбой.

Мы проанализировали другие поездки клиента и вот какой вывод получили:

Из содержания таблицы отслеживаний передвижений, направленной каршерингом, ясно, что ввиду технических неполадок произошел сбой в системе Делимобиль и тот получал данные, не соответствующие действительности (Столбец “В” - широта, Столбец “С” - долгота):

Как мы отменили штраф за дрифт в Делимобиль? Право, Юристы, Закон, Защита прав потребителей, Юридическая помощь, Длиннопост

Из-за этой ошибки в приложении Ивана поездка не отобразилась на карте. Так якобы выглядел его маршрут:

Как мы отменили штраф за дрифт в Делимобиль? Право, Юристы, Закон, Защита прав потребителей, Юридическая помощь, Длиннопост

Несколько часов стоял на одном месте и при этом умудрился подрифтить? Интересно, правда?

Иначе говоря, каршеринг надлежащим образом не доказал виновность Ивана в нарушении условий Договора. Фактически у Делимобиля был трек отслеживания, который содержал в себе некорректную информацию ввиду технического сбоя и потому он не может считаться доказательством наличия вины нашего клиента.

Все эти доводы были изложены в досудебной претензии и спустя несколько дней мы получили долгожданный ответ – штраф отменен!

А вам приходили подобные штрафы от каршеринга? Какие доказательства вашей виновности были предоставлены?

Показать полностью 5

Лишение прав откладывается! Остановимся на устаном замечании

Рассказываем о нашем опыте замены санкции в виде лишения водительских прав на устное предупреждение.

С чего все начиналось

К нам обратился клиент, которого привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, в нарушение ПДД). Санкция за такое нарушение – лишение водительских прав от 1 до 1.5 лет.

Всё бы ничего, но такого он не делал. По крайней мере, не осознавал этого.

Клиент (назовем его Иваном) управлял машиной, взятой в аренду. Он ехал в среднем ряду по наб. Обводного канала, включил правый указатель поворота и произвел маневр –перестроение в правый ряд с целью последующего поворота на ул. Заозёрную.

Когда он перестраивался в правый ряд, он не заметил контакта по касательной с другим автомобилем и поехал дальше. Тогда второй водитель вызвал сотрудников ГИБДД, те сначала выписали штраф Ивану на 500 руб. (ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ за то, что тот не уступил дорогу машине, пользующейся преимущественным правом движения), а потом составили постановление по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Мы готовили объяснения в суд

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может подготовить объяснения в письменном виде, и суд приобщит их к делу. Их то мы и составили с намерением прекратить производство или заменить лишение прав на минимальный штраф.

У юриста на руках были все материалы: видеозапись с места столкновения, объяснение водителя, когда его вызвали сотрудники ГИБДД, карточка учёта транспортного средства, рапорт, определение суда. Их мы показать не можем для сохранения конфиденциальности нашего клиента. Но поверьте, с их помощью удалось собрать по крупицам всю картину произошедшего и составить алгоритм защиты.

Сначала описали фактические обстоятельства

Судьи – те же люди. И чем проще донести до них свое понимание ситуации, тем им будет проще оценить ситуацию и вынести решение.

Поэтому мы объяснили, как есть: машина арендованная, Иван не успел до конца ощутить ее габариты и был уверен, что не препятствует другим участникам дорожного движения. После того, как ему показали записи с видеонаблюдения, он дал объяснения, принимал активное участие в расследованиях, оплатил штраф 500 руб. После совершения манёвра Иван продолжил движение с той же скоростью и остановился перед пешеходным переходом через ул. Заозёрную, пропустив идущих по нему пешеходов. Иван не заметил контакта, поскольку он произошел по касательно и был не столь значительным по звуку, чтобы отличить его среди других дорожных шумов. Поэтому водитель не знал и не мог предполагать, что совершил ДТП.

Потом объяснили, что ДТП неумышленное

Недостаточно выписать постановление и лишить водителя прав. Нужно ещё доказать, что он действовал умышленно (желало наступления противоправных последствий) или по неосторожности (должно было предвидеть негативные последствия).

Иван же этого не предвидел и не осознавал. Звука от столкновения автомобилей по касательной не было, второй участник ДТП находился в его слепой зоне в правой стороне. К тому же удар был незначительным и легко устранимым. Иван не знал, что продолжение движение (которое расценили как скрытие с места ДТП) в том же скоростном режиме по изначально планируемому маршруту носят противоправный характер. О ДТП он узнал много позже – от сотрудника ГИБДД.

Поэтому в действиях Ивана отсутствует виновность.

При рассмотрении дела судье в каждом случае необходимо устанавливать вину водителя в оставлении им места ДТП, учитывая конкретные фактические обстоятельства (например, погодные условия, габариты транспортного средства, характер наезда или столкновения, размер и локализацию повреждений), которые могут быть подтверждены любыми полученными с соблюдением требований закона доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Мы объяснили, что все эти условия выполняются, а именно:

  • Локальный характер повреждений: задний бампер с правой стороны, с которым возможна дальнейшая нормальная эксплуатация автомобиля

  • Отсутствие серьезного, крупного ущерба, нанесенного второму участнику ДТП, отсутствие внутренних повреждений, делающих невозможным нормальную эксплуатацию автомобиля

  • Вред здоровью не был причинен

  • Погодные условия: темное время суток, отсутствие должного дорожного освещения с правой стороны Обводного канала

  • Иван не предпринимал импульсивных, резких попыток скрыться с поля зрения второго участника ДТП, он продолжил движение с нормальной скоростью, выполняя все требования ПДД (включил световой сигнал (правый поворотник), снизил скорость перед поворотом, остановился перед пешеходным переходом и т. д.)

Затем сослались на малозначительность деяния

Один из действующих аргументов в делах об административном правонарушении – это сослаться на малозначительном проступка. В таком случае лицо могут освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительное деяние – это такое действие / бездействие, которое формально имеет признаки состава административного проступка, но не причиняет вред здоровью, крупный ущерб и не нарушает существенно охраняемые общественные правоотношения.

Выше уже мы перечислили все имеющие значения обстоятельства: локальный характер, отсутствие крупного вреда и ущерба, а также вреда для здоровья второго участника ДТП. Их то суд и принял во внимание.

Лишение прав откладывается! Остановимся на устаном замечании Закон, Право, Юристы, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Что решил суд

Суд оценил все объяснения и признал правонарушение малозначительным. Таким образом, лишение прав было заменено на устное предупреждения.

Но вы и сами можете в этом убедиться ниже:

Лишение прав откладывается! Остановимся на устаном замечании Закон, Право, Юристы, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост
Показать полностью 2

Клиент взыскал более 100 000 рублей за разбитое лобовое на автомойке

Сегодня мы поделимся историей нашего клиента и его опытом по взысканию средств с владельца автомойки. В статье также расскажем порядок и основания взыскания ущерба, причиненного автомобилю в процессе оказания услуги.

Предыстория

Молодой человек передал сотрудникам мойки автомобиль и остался наблюдать за процессом через камеры. Внезапно он заметил, как один из работников задел лобовое стекло, что привело к появлению трещин.

Он сразу обратился к сотрудникам и попросил записи с видеокамер для того, чтобы иметь возможность подтвердить факт повреждения автомобиля в процессе оказания услуги. После переговоров сотрудники признали свою вину и предложили оплатить ремонт за свой счет – установку нового стекла, которое не отличалось бы от предыдущего. Кроме того, клиент предложил написать расписку с виновником, в которой были описаны фактические обстоятельства инцидента и признание обязанности заменить стекло.

Сотрудники мойки изначально были активны и оперативно реагировали на запросы клиента: предоставляли счета с расчетами, указывали модель лобового стекла и предлагали удобный день для его замены. Однако внезапно их энтузиазм угас, и все вопросы о сроках замены оставались без должного ответа. Из-за отсутствия времени или финансовых ресурсов (в связи с нежеланием руководства покрывать расходы из своего кармана) процесс замены затягивался.

Вмешались юристы из DestraLegal

Юристами была подготовленная досудебная претензия, в рамках которой подробно были описаны фактические обстоятельства и правовое обоснование.

Ключевой вопрос - сколько можно требовать с причинителя вреда? Автомойка изначально в накладных указывала сумму в размере 40 000 рублей за замену лобового и само стекло (присылала для согласования с клиентом). Так как ремонт не был произведен ими в разумные сроки, клиент обратился к официальному дилеру за предварительным расчетом – стоимость ремонта была почти в два раза выше, чем по накладным мойки.

Мы требовали не 40 000 рублей (по накладной автомойки) и даже не 80 000 рублей (по расчету дилера). Мы требовали порядка 140 000 рублей!

Откуда взялась такая сумма? На основании ст. 35 Закона о защите прав потребителей вы вправе требовать двукратный размер стоимости поврежденной вещи. Юристы исходили из цены, обозначенной автодилером, а потом умножили ее на два.

Изначально представители автомойки критиковали претензию, ссылаясь на то, что таких законов вообще не существует и ничего выплачивать они не должны, так как мы не предоставили чек о замене стекла. А теперь забегаем немного вперед: на основании ст. 15 ГК РФ вы вправе требовать возмещения убытков независимо от того, был ли произведен вами ремонт или нет.

Автомойка действительно должна выплатить деньги?

На основании чего взыскиваем? В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Здесь немного остановимся. Вышеуказанная норма означает, что вы вправе требовать возмещения реального ущерба независимо от того, был ли произведен вами ремонт или нет. В случае с нашим клиентом ремонт произведен не был, за что и пытались зацепиться в автомойке.

С кого взыскиваем? В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно п. 2 ст. 1096 ГК РФ, вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).  Вместе с тем, п. 1 ст. 1068 ГК РФ закрепляет правило, согласно которому юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Таким образом, ответственность за действия работника автомойки несет его работодатель, который обязан возместить вред, причиненный имуществу собственника в полном объеме.

Чем все закончилось?

В результате переговоров с собственником автомойки мы пришли к соглашению: 110 000 рублей и расход. Подписали соглашение о досудебном урегулировании спора и на этом конфликт исчерпан.

Этот случай нам в очередной раз доказал, что не все осведомлены о том, что 1) убытки должны быть возмещены в любом случае, 2) работодатель отвечает за вред, причиненный работником и даже в том случае, если тот сразу же уволился после инцидента.

Отстаивайте свои права – это просто!

Показать полностью

Споры с Wildberries, Ozon и Мегамаркет – золотая коллекция

Споры с Wildberries, Ozon и Мегамаркет – золотая коллекция Юристы, Право, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Закон, Длиннопост

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), общий объём интернет-торговли в России по итогам 9 месяцев 2023 года составил 4,3 трлн рублей, что на 23% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Data insight в конце 2023 года сообщили, что три крупнейших российских маркетплейса в этом году продадут техники и электроники на 720 млрд рублей, что на 75% больше, чем годом ранее.

Да, сегодня мы поговорим именно о маркетплейсах.

Маркетплейсы стабильно растут и стоят на вершине популярности, предлагая огромный ассортимент товаров и удобные условия доставки. Однако пропорционально растущей популярности интернет-покупок растет количество споров, связанных с обменом и возвратом товаров, приобретенных в Сети.

Сегодня мы собрали несколько наглядных примеров таких споров из нашей золотой коллекции, на примере которых мы расскажем, как себя вести, если маркетплейс отказывает в возврате и чем заканчиваются истории самоуправства онлайн-площадок.

«Товар вернуть нельзя оставить»

Спортакус из Лентяево приобрел через  «Вайлдберриз» упаковку пищевой добавки за 9 630 рублей. Однако еще до момента получения товара решил, что приобретенный товар ему не нужен, в связи с чем связался с продавцом через чат на площадке маркетплейса «Вайлдберриз» и предупредил о том, что товар будет возвращен в адрес продавца. На ПВЗ отказался от товара даже не получив его на руки.

Невостребованный товар был возвращен продавцу, со счета Спортакуса были списаны 600 рублей за обратную доставку товара продавцу, а денежные средства за товар в размере 9 630 рублей на его счет так и не были возвращены. Попахивает «скамом»….

Ответ маркетплейса гласит: «При автоматической отмене по причине невостребованности товары из категорий продукты питания, спортивное/детское питание, БАДы и корм для животных будут возвращены на склад для последующей утилизации с целью сохранения безопасности и соблюдения сроков годности. При этом будет удержана стоимость товара и услуг по транспортировке отмененного товара на склад/ Обращаю ваше внимание, что информация о том, что товар не подлежит возврату, отображается в корзине при оформлении заказа. В сложившейся ситуации вынуждены отказать в возврате денег за утилизированный товар.»

Что делать? Готовить досудебную претензию! Да, возможно объяснение «Вайлдберриз» звучит очень даже логично, НО на возврат товара, купленного в интернет-магазине, действуют особые правила. Они отличаются от тех, которые действуют при розничной продаже. При дистанционной продаже отсутствует перечень невозвратных товаров: от всех покупок можно отказаться в любое время до их передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Конечно, при условии, что сохранены товарный вид и потребительские свойства товара (п.1 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, п.4 статьи 26. 1 Закона о защите прав потребителей потребитель).

Спортакусом товар фактически не получен, осуществлен отказ от товара и его возврат продавцу при условии сохранения товарного вида и потребительских свойств.

При этом Спортакусом уплачены денежные средства за товар, обязательства по Договору исполнены надлежащим образом, однако со стороны маркетплейса было фактически допущено нарушения гражданского законодательства в части наличия встречного предоставления.

В итоге продавец буквально через день молча вернул деньги на счет. Получается, что рассчитывают на банальное незнание покупателем своих прав и его бездействие в этой ситуации.

Споры с Wildberries, Ozon и Мегамаркет – золотая коллекция Юристы, Право, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Закон, Длиннопост

«За тузика и двор…»

Счастливый обладатель лабрадора приобрел на сайте мегамаркета сухой корм для собак. В наименовании товара указано, что корм продается в количестве 2 штук.

Споры с Wildberries, Ozon и Мегамаркет – золотая коллекция Юристы, Право, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Закон, Длиннопост

Однако по итогу был доставлен товар, не соответствующий согласованному ассортименту. Пришел только один пакет корма. Маркетплейс в свою очередь закрывает обращения, ссылаясь на ошибку в названии и сообщает, что продавалась по сути только 1 упаковка корма за эту цену.

Так ли все однозначно? Имеет ли право маркетплес отказать? Нет!

  • предложение о продаже корма, обращенное к неопределенному кругу лиц, содержало все существенные условия договора – подробную информацию о товаре, цену, в связи с чем такое предложение является публичной офертой.

  • клиент осуществил акцепт оферты на заключение договора купли-продажи, т.е. договор между сторонами был заключен, в связи с чем у продавца возникла обязанность по передаче товара покупателю именно в той комплекции, которая указана на сайте.

  • договор между сторонами заключен с момента выдачи потребителю кассового чека, подтверждающего оплату товара.  Карточки на онлайн-площадке для того и нужны, чтобы покупатель мог ознакомиться с товаром, который приобретает. Продавец не вправе изменить ни сам товар, ни его комплектацию, ни цену, заявленные в момент оформления заказа, в одностороннем порядке.

Стоит отметить, что это совершенно не новая в практике позиция и маркетплейсы отлично об этом знают, однако предпочитают играть «в дурака», ссылаясь на технический сбой.

Например, летом громко гремело дело ЦУМ против покупателей, которые купили товаров в 846 раз дешевле реальных цен из-за технического сбоя. Тогда же Верховный суд сообщил, что фиксация цены на товар происходит в момент оформления заказа. Изменить цену сам магазин не может. Покупатель оформил заказ и оплатил его, то есть договор был заключён, и магазин обязан передать товары.

«Гарантия? Нет, не слышали»

Андрей Андреев приобрел на Озон материнскую плату почти за 18 000 рублей. На Товар установлен гарантийный срок.  В период действия гарантии Андреев обнаружил в товаре брак.  На сайте производителя в разделе «Гарантия» указано, что при появлении неисправностей необходимо обращаться к Озон напрямую. Озон направил его по нескольким адресам в сервисные центры, которые, как оказалось,, прекратили свою работу.  После нескольких дней попыток выяснить, где же находится работающий сервисный центр Озон сообщил, что товар можно вернуть по гарантии, а замену товара они не будут производить. Однако дело в том, что на момент возврата товар уже вырос в цене, а возмещать сумму, конечно же, никто не захотел. Кроме того, к этому времени Анлдреев потратил уже достаточное количество сил и финансов, чтобы разобраться в ситуации. Озон решил, что на этом свои обязанности выполнил и просто перестал отвечать клиенту.

Что было дальше?

Дальше последовало обращение с досудебной претензией и подача иска в суд.

В иске юристы ссылались на следующее:

  1. В силу ст. 4 Закона о защите прав потребителей, продавец(исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Главным критерием выбора материнской платы была ее техническая характеристика, товар не выдавал требуемую скорость интернета, поэтому не мог быть использован по назначению.

  2. В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи, а также потребовать замены товара или ремонта.

  3. Согласно п. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Таким образом, истец имеет право требовать к тому же и разницу цены товара.

  4. Истец имеет право требовать неустойку, моральный вред и компенсацию услуг юриста.

К чему пришел суд?

Суд встал на сторону истца. Суд обратил внимание ответчика на то, что за качество товара отвечает изготовитель. Но по российскому законодательству свои претензии можно предъявить также продавцу. Однако площадка может выступать посредником при передаче такого рода претензий и ответов на них. Кроме того, в карточке товара было указано, что гарантийный ремонт производит Озон.

Суд взыскал:

  • 17 157 руб. – возврат уплаченной за товар суммы;

  • 5 688 руб. – разница в стоимости товара;

  • 3 000 руб. – компенсация морального вреда;

  • 4 344 руб. – штраф за отказ удовлетворить претензии покупателя;

  • 15 000 руб. – расходы на оплату юридических услуг.

  • Также суд обязал Истца возвратить Ответчику товар с недостатками.

Какой же вывод?

Мораль сей басни такова, что маркетплейсы в 8 из 10 случаев недобросовестно отказывают в возврате средств заведомо зная, что не имеют на это право. Рассчитывают на пассивность клиента. Мы всегда говорили и будем говорить, что не нужно бояться обращаться за помощью и уж точно не нужно слушать «угрозы» продавцов, что на вас натравят своих юристов и вы проиграете все деньги. Законодатель заведомо позаботился о правах покупателя, как о более слабой стороне в этих взаимоотношениях. Будьте осторожны!

Показать полностью 2

Был жилец и нет больше жильца. Рассказываем о том, как выписать беглеца

Привет, сегодня мы поговорим о том, как выписать бывшего жильца из жилого помещения, например, если он больше не проживает с вами или нарушает ваши права.

С чего все начиналось

К нам обратилась одна из наших клиенток, которая в прошлом предоставила свою квартиру в аренду человеку. Однако со временем арендатор переехал в другое место и пропал без следа. В 2019 году он пришел забрать свои вещи, изменил контактные данные и уехал, оставив себя зарегистрированным в квартире. В то время клиентка продолжала пытаться связаться с ним и просить его выписаться самостоятельно, чтобы не платить лишние коммунальные расходы.

Но клиентке не удалось выселить бывшего жильца без судебного разбирательства, поэтому она обратилась к нам за помощью. Проблема может показаться тривиальной на первый взгляд, но из-за отсутствия реакции МВД на жалобы собственника жилья и сложности процесса самостоятельное решение этой проблемы требует значительных усилий. Поэтому клиентка решила поручить это дело нам.

При изменении места постоянного жительства жилец должен обратиться в орган регистрации не позднее, чем через 7 дней после прибытия на новое место жительства с заявлением о своем выселении (ст. 6, 7 Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ).

Но бывший жилец не выполнил эту обязанность, заставив собственницу квартиры доплачивать за коммунальные услуги.

Как прошел суд

Юридические эксперты провели анализ фактической ситуации и подготовили исковое заявление, в котором требовалось, чтобы отдел по миграционным вопросам ОМВД России исключил бывшего жильца из регистрационного учета.

Суд правильно разрешил дело в пользу нашей клиентки. Согласно решению суда, ответчик не имеет самостоятельного права на жилье, не проживает в нем, обладает другим местом жительства и не поддерживает общее хозяйство со заявителем. Более того, между ними отсутствуют семейные отношения, а регистрация в спорном жилье является формальной.

Был жилец и нет больше жильца. Рассказываем о том, как выписать беглеца Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь

Важно отметить, что сама по себе регистрация по месту жительства не означает признание права пользования жилым помещением.

К чему мы это все?

Данный инцидент не является уникальным. Фактически, спор мог бы стать более сложным, если бы жилец продолжал проживать в квартире и не оплачивал коммунальные услуги или если бы наша клиентка ранее состояла с ним в браке.

В таком случае потребовалось бы не только снять бывшего жильца с регистрации, но и выселить его без его согласия.

Право пользования жилым помещением может быть лишено лицо в следующих обстоятельствах:

  • Расторжение супружеских отношений со владельцем квартиры

Если брак расторгается и у бывшего супруга нет законного основания для проживания в данном помещении, то он должен освободить его. В противном случае владелец квартиры имеет право требовать его выселения через суд без предоставления другого жилья (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).

  • Передача жилого помещения другому лицу

Например, вы приобрели квартиру, где почему-то проживают посторонние люди. У них нет законных оснований для проживания там (нет договора аренды, найма, права собственности и так далее). Тогда новый владелец имеет право потребовать прекращения права пользования квартирой, если он приобрел ее с уже имеющимися жильцами.

Также существует отдельная категория граждан, которые получили жилье из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Их также можно выселить в определенных случаях.

  • Жилец постоянно проживает по другому месту

Если жилец или члены его семьи переехали в другое место жительства, то договор социального найма считается расторгнутым с даты выезда. Если такой выезд является постоянным, а не временным, то заинтересованные лица имеют право обратиться в суд для признания утраты права пользования жилым помещением со стороны этих лиц.

  • Жилец не оплачивает коммунальные услуги

Если он не оплачивает коммунальные услуги более шести месяцев подряд без уважительных причин, то арендодатель имеет право обратиться в суд для выселения жильца и предоставления ему другого жилого помещения по договору социального найма.

  • Жилец нарушает назначение жилья, систематически нарушает права и интересы соседей или разрушает помещение

Если арендатор или члены его семьи повреждают помещение каким-либо образом, то заинтересованные лица имеют право подать иск в суд для выселения из жилого помещения без предоставления другого помещения.

Во всех этих случаях после принятия судебного решения органы МВД исключают бывших жильцов из регистрационного учета.

Если вы столкнулись с описанной ситуацией или жители нарушают ваши права (мешают проживанию, не оплачивают аренду, отказываются выписываться без законных оснований), то не стесняйтесь подавать иск в суд и обращаться в органы МВД для исключения их из учета.

Показать полностью 1

Вам не заплатили за услуги по ГПХ? Взыскивайте через суд!

Сегодня поговорим о распространенной проблеме при работе по ГПХ – задолженностью по оплате оказанных услуг. Мы часто помогаем нашим клиентам взыскать деньги по ГПХ, поэтому на одном из примеров расскажем, как действовать в такой ситуации, а главное покажем, что взыскать деньги возможно.

Вам не заплатили за услуги по ГПХ? Взыскивайте через суд! Право, Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Длиннопост

Что случилось

Был заключен договор возмездного оказания услуг, в рамках которого Анна оказывала услуги медицинского характера: сбор анамнеза, определение артериального давления и пульса, определение наличия алкоголя и иных веществ в крови водителей, оформления пациентов на лечение и так далее. Иначе говоря, Анна выполняла функционал штатного врача на вахте на Севере.

Стоимость услуг составляла 115 000 рублей в месяц, договор заключен на год.

Первое время оплата поступала в срок, никаких претензий к заказчику не было. Однако впоследствии выплаты стали задерживать. В итоге возникла задолженность по оплате услуг нашего клиента в размере порядка 1800 000 рублей. Анна неоднократно просила выплатить вознаграждение, однако ответа не последовало.

Так как девушка не разбиралась в юридических вопросах, она обратилась за помощью к нашим юристам, и началась плотная работа над выстраиванием позиции и сбором доказательств.

Что было дальше

В надежде, что заказчик опомнится и оплатит оказанные услуги, юристами была подготовлена претензия, в которой мы опирались на общие положения Гражданского кодекса:

  1. В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

  2. В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

  3. В соответствии с ч. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Так как заказчик находился в довольно удаленном от исполнителя городе, то ответ на претензию решили подождать подольше - порядка 20 дней.

Но, как мы и полагали, претензия была проигнорирована, и по этой причине начали подготовку иска в суд. Обоснование было точно такое же, как и в претензии, однако наряду со взысканием суммы задолженности по договору мы просили компенсировать моральный вред, проценты по ст. 395 ГК РФ и взыскать расходы Анны на оплату юридических услуг.

В качестве доказательств мы использовали договор оказания услуг, документы, подтверждающие выполнение обязательств по договору (табели учета рабочего времени) и доказательства отказа заказчика от удовлетворения требования (претензии) исполнителя.

А теперь про самое интересное – результаты клиента

Сроки: решение было принято в течение 2-х месяцев.

Сумма по решению суда: взыскать 233 000 рублей (оплата услуг по договору, моральный вред, убытки, расходы на юридические услуги, оплата гос.пошлины, проценты).

Ниже покажем факты, принятые во внимание судом, и результат:

В чем опасность работы по ГПХ

Поскольку сегодня речь зашла про работе по ГПХ, мы не можем не рассказать про риски работы в таком формате.

Заключение гражданско-правового договора не предполагает предоставление исполнителю по договору гарантий, предусмотренных ТК РФ, поэтому отдельные недобросовестные “работодатели” стремятся оформить с физическими лицами гражданско-правовые договоры, например, на оказание услуг или выполнение работ.

По сути, работник никак не защищен от нападок и ущемлен в правах. Но в такой работе есть и плюсы: быстрый и простой порядок расторжения договора, отсутствие двухнедельной отработки, более высокая заработная плата.

Но если такому “работодателю” попадется обиженный сотрудник, которому, например, не выплатили гонорар, то он смело может его наказать. А как? Да запросто 🙂 Например, признать через суд отношения, сложившиеся между ними, трудовыми.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 19.1 ТК признание гражданско-правовых отношений трудовыми влечет за собой установление их таковыми со дня начала выполнения работ по договору ГПХ. Это значит, что перерасчет налоговых обязательств, социальных гарантий произойдет не с момента, допустим, вынесения решения по налоговой проверке, а со дня заключения договора.

В отношении заказчика могут быть начислены недоимки по налогам и страховым взносам, а также штраф и пени за их несвоевременную уплату. Если компания добровольно их погасить откажется, инспекция взыщет платежи принудительно — со счета в банке.

А чтобы признать отношения трудовыми, суды обращают внимания, в том числе, на условия договора оказания услуг:

  • закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение работником лично работ определенного рода, а не разового задания заказчика);

  • отсутствие в договоре конкретного объема работ (значение для сторон имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат);

  • договором установлена ежемесячная в определенной сумме оплата труда;

  • выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность работодателя и так далее.

Подведем итоги

Всегда заключайте договор или фиксируйте договоренности по переписке. В дальнейшем в случае задержки выплаты вознаграждения за оказанные услуги вам это обязательно потребуется.

Если за услуги платить не хотят, то сперва отправляйте претензию, а в случае игнорирования - иск в суд.

Поверьте, при наличии всех доказательств суд встанет на вашу сторону и причитающиеся вам деньги обязательно выплатят!

Отстаивайте свои права с DestraLegal. Это просто 💙

Показать полностью 3

Не опять, а снова: ГикБреинс не учится на своих ошибках и выплачивает ученику в два раза больше

Не опять, а снова: ГикБреинс не учится на своих ошибках и выплачивает ученику в два раза больше Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Право, Длиннопост

Всем привет, это Борис Фельдман – директор по правовым вопросам в DestraLegal.ru. Все вы уже наслышаны о том, что онлайн-школы наотрез отказываются возвращать деньги и ссылаются на положения своей публичной оферты, рассчитывая на безграмотность учеников в юридических вопросах.

Сегодня вновь поговорим о крупной образовательной платформе ГикБреинс. Именно с этой школой, в том числе,  у нас устоявшаяся положительная судебная практика в части возврата средств за онлайн-обучение.

Поделимся отличным результатом нашего клиента и, возможно, ваша история будет похожей на эту и поможет раз и навсегда понять – можно ли вернуть деньги или нет.

Итак, начнем :)

Что случилось

Игорь – пользователь сервиса DestraLegal – хотел разобраться в разработке и сменить вид профессиональной деятельности, поэтому подбирал для себя подходящий онлайн-продукт. В результате выбор пал на курс «Факультет Пакет Разработчик», стоимость которого составила 145 000 рублей.

В составе курса была пройдена всего лишь “подготовительная часть”, причем всего 3 урока.

Не опять, а снова: ГикБреинс не учится на своих ошибках и выплачивает ученику в два раза больше Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Право, Длиннопост

Остальные модули не были начаты вовсе. Например, на скриншоте можете увидеть, что к урокам в составе 1 четверти Игорь даже не приступал.

Не опять, а снова: ГикБреинс не учится на своих ошибках и выплачивает ученику в два раза больше Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Право, Длиннопост

Из-за того, что формат обучения не подошел, да и ожиданий курс не оправдал, студент обратился в поддержку за возвратом, но ему было отказано. Как нам сказал Игорь при первичной консультации, он захотел решить вопрос юридическим способом из принципа.

Как мы действовали. Этап № 1

Первый этап – досудебная претензия. В ней нужно кратко описать обстоятельства спора (например, хх.хх.хххх года купил курс, стоимость которого составила ххххх рублей, он мне не подошел, поэтому хочу расторгнуть договор и вернуть деньги) и сослаться на нормы Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей, которые подтверждают ваше право на возврат средств.

Мы так и сделали. Но получили отказ:

Не опять, а снова: ГикБреинс не учится на своих ошибках и выплачивает ученику в два раза больше Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Право, Длиннопост

Безусловно, причину отказа мы понимали: поскольку курс приобретался в феврале 2022 года, то на тот момент действовала еще старая редакция публичной оферты школы, в которой были существенные расхождения с положениями законодательства РФ. Так, согласно п. 5 Приложения № 1 к Договору денежные средства, уплаченные Пользователем за оказание Исполнителем Услуг, возвращаются Пользователю пропорционально времени, в течение которого Пользователь использовал Платформу, в соответствии с данными, указанными в Курсе.

А далее школа описала “формулы расчета” средств, причитающихся к возврату при отказе от обучения:

А) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло менее 3 дней, то Исполнитель возмещает 100 % стоимости.

Б) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло менее 14 дней, то Исполнитель возмещает 30% стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.

В) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло от 14 до 30 дней, то Исполнитель возмещает 15% стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.

Г) Если Пользователь получил доступ к Курсу и с момента получения доступа прошло более 30 дней, то Исполнитель возмещает 0% от стоимости Курса, удерживая остальную сумму в качестве возмещения своих расходов на поддержку Платформы.

Но мы полагаем, что включение таких условий в договор:

  • ущемляют установленные законом права потребителя и являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ;

  • представляет собой злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ) – правом более сильной стороны договора присоединения определять его условия по своему усмотрению;

  • фактически представляет собой заранее установленные понесенные расходы школы, что категорически запрещено законом: определение (фиксирование в договоре) расходов в смысле ст. 32 Закона о защите прав потребителей не может быть осуществлено на момент заключения договора (Решение Таганского районного суда г. Москвы от 08.07.2019 по делу № 2-1864/19).

Все это подтверждает и судебная практика.

Как мы действовали. Этап № 2

Поскольку закон на нашей стороне, мы решили обратиться с иском в суд, в котором требовали не только стоимость обучения, но и компенсацию морального вреда, штраф, расходы на юридические услуги:

Не опять, а снова: ГикБреинс не учится на своих ошибках и выплачивает ученику в два раза больше Юристы, Закон, Юридическая помощь, Защита прав потребителей, Право, Длиннопост

Исковое заявление поступило в суд в начале февраля, но решение было принято через два месяца – в апреле – по причине отложений судебного разбирательства из-за неявки представителя ГикБреинс. В июне судья направил суд приставам для исполнения решения и Игорь получил заветные деньги на свой счет. И справедливость восторжествовала!

А теперь к самому интересному – сумме, которая была присуждена судом. Иск был удовлетворен в полном объеме: в пользу Игоря взыскали 251 741 рубль. Это замечательный результат, ведь сам курс стоил всего 145 000!

Подытожим

Не всегда публичные оферты онлайн-курсов содержат в себе законные условия в части возврата средств при расторжении договора, поэтому при первичном отказе в возврате денег стоит разобраться, законен ли отказ или нет.

Если вы обнаружили, что в договоре содержатся условия, ущемляющие права потребителя при отказе от исполнения договора, то смело отправляйте претензию, а в случае отказа или игнорирования – иск в суд.

Отстаивайте свои права,

Это просто!

[моё]

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!