AlexanderChernov

AlexanderChernov

пикабушник
Редактор научно-популярного журнала © ПсихоПоиск https://psychosearch.ru https://www.youtube.com/c/PsychoSearch
поставил 46 плюсов и 8 минусов
проголосовал за 0 редактирований
3710 рейтинг 40 подписчиков 80 комментариев 65 постов 9 в горячем
0

Сверхчеловек Фридриха Ницше. Мифы о Ницше

Из этой статьи вы узнаете об идеях Фридриха Ницше, а именно о его идее сверхчеловека, развития и часто не правильно трактуемых ницшеанских поисках истины.


Пламя - вот моя душа

Что мы ищем?

Сверхчеловек бросает вызов Богу

Борьба и бессмертие



https://youtu.be/93Mmxx1a9hA

Текстовая версия: https://psychosearch.ru/biblio/filosof/friedrich-nietzsche/1...

2

Кларк Леонард Халл: гипотетико-дедуктивный метод и теория научения

Несмотря на то, что в необихевиоризме, очевидно, есть много белых пятен, вклад Кларка Леонарда Халла в мировую психологию сложно переоценить. Вместе с тем история его жизни и профессионального становления не менее известна, чем его труды. Проблемы со здоровьем и сложности с получением образования не помешали ему стать одним из наиболее цитируемых психологов XX века, связать воедино математику и психологию, разработать собственную концепцию и предложить новый метод научного познания.


Кларк Л. Халл: краткая биография


Кларк Леонард Халл родился 24 мая 1884 г. в провинции Экрон (штат Нью-Йорк). Его семья жила в крайней нищете, отец был необразованным и отличался жестоким нравом. Мальчик рос слабым и болезненным, но в начале обучения продемонстрировал выдающиеся математические способности. Ему приходилось часто пропускать занятия из-за необходимости помогать отцу на ферме и по причине проблем со здоровьем. Однако трудолюбие и желание выбраться из бедности помогло Халлу уже в 17 лет подрабатывать школьным учителем.

После окончания школы будущий психолог закончил академию Альма в Мичигане и приступил к работе горным инженером в Миннесоте. Однако в возрасте 24 лет он заболел полиомиелитом. Болезнь вызвала паралич левой ноги, и Халлу пришлось оставить должность инженера. Он вернулся в родительский дом, чтобы восстановить силы после болезни и подумать о дальнейших профессиональных планах.


Именно в период своей реабилитации Кларк Л. Халл начал интересоваться психологией. Он ознакомился с трудами У. Джемса, большое впечатление на него также произвели работы Дж. Уотсона и И.П. Павлова. В 1913 году Халл получил степень бакалавра психологии в Мичиганском университете, а в 1918 г. защитил докторскую диссертацию в Висконсинском университете и там же начал преподавательскую практику. С 1928 года Халл, уже будучи профессором, начал работу в Йельском университете.


Халл был весьма увлеченным исследователем. По мнению биографа А. Стилла, он способен был взяться за любую тему и написать по ней книгу [1]. Научная деятельность Кларка Л. Халла включала исследования по самым разным темам – он изучал формирование понятий, влияние курения на эффективность трудовой деятельности, тестирование способностей, гипноз, увлекался исследованиями условных рефлексов.


С последним связана почти легендарная история. Халл очень хотел проводить лабораторные исследования условных рефлексов, однако опыты над крысами вызывали у него отвращение по причине резкого запаха, исходившего от грызунов. Поэтому, оказавшись в лаборатории Йельского университета, он первым делом оценил ее чистоту и технологическую оснащенность, отметив, что в таких условиях он вполне мог бы работать. Кроме того, исследователь по-прежнему увлекался точными науками и считал, что только с помощью математического инструментария психология станет научной дисциплиной в полном смысле этого слова.

Будучи весьма открытым в общении со студентами, Халл часто обедал с ними вместе, ведя дискуссии по различным психологическим темам. Ученый очень ценил такую форму обмена мнениями, считая, что это способствует формированию объективного критического взгляда. Значительно позже, когда здоровье Халла ослабло и не позволяло ему так же часто видеться со студентами, он отмечал, что ему очень не хватает таких бесед [2].

Кларк Леонард Халл скончался в 1952 г., спустя 4 года после перенесенного инсульта.


Вклад в развитие необихевиоризма


Вдохновившись работами Дж. Уотсона, Халл, как и некоторые из другие ученые, понимал, что бихевиоральная концепция может ответить далеко не на все вопросы. С осознания этого факта в бихевиоризме начинают происходить изменения. В 1930-1960 гг. начинается период становления и расцвета необихевиоризма. Он претендовал на звание единственного объективного и всеобъемлющего направления психологии, соперничая в этом качестве с набирающим популярность психоанализом. Общие положения необихевиоризма можно сформулировать так:

Основной движущей силой психологии следует признать исследование процесса научения;

Научный путь психологии нужно проложить в русле операционализма. Это направление предполагает, что любое явление может быть объяснено посредством терминологии, применяемой для объяснения процессов или операций, определяющих это явление.

Типы поведения человека, какими бы сложными они ни представлялись, в большинстве случаев зависят от условных рефлексов [3].


К.Л. Халл был одним из основоположников необихевиоральной концепции, наряду с Б.Ф. Скиннером и Э. Толменом. В отличие от бихевиористов, Халл не отрицал существование сознания и когнитивных факторов, влияющих на поведение (таких как идеи, ценности, базовые знания и др), но не брал их в расчет по причине непроверяемости [4]. В рамках необихевиоризма К.Л. Халлом разработал собственный гипотетико-дедуктивный метод, который считался наиболее объективным и был основным методом для психологии в 1940-1960 гг.


Гипотетико-дедуктивный метод


Поскольку Халл тяготел к точным наукам, он стремился создать универсальный научный метод и для психологии. Он хотел решить проблему крайнего субъективизма науки и считал, что большое количество подходов лишь усложняют ситуацию: каждая из концепций безуспешно старается стать всеобъемлющей, применимой к любой проблеме психологии. Методики диагностики также не внушали исследователю доверия [5]. В своей работе «Математико-дедуктивная теория механистического научения» Халл описал методы научного познания, которые с его точки зрения были наиболее объективными:

Наблюдение;

Контролируемое наблюдение;

Экспериментальная проверка гипотезы;

Гипотетико-дедуктивный метод. [2]

Если три из этих методов уже были известны в психологии, то четвертый был нововведением Халла. Под гипотетико-дедуктивным методом понимался метод проверки гипотез по строго определенному плану:

Исследователь определяет систему первичных аксиом по исследуемой проблеме (аксиома часто включает в себя использование формул и неких переменных, необходимых ученому для лучшего структурирования исходной информации);

Первичные аксиомы берутся за основу для составления гипотезы/теоремы, которую необходимо проверить;

Ученый проводит экспериментальную проверку гипотезы/теоремы. Далее возможны два варианта развития событий: эксперимент либо успешен, либо признан неудачным в ходе эмпирической проверки;

Если эксперимент считается успешным (в случае подтверждения первоначальных гипотез и прогнозов), то гипотеза сохраняется. Если эксперимент не был успешным (прогнозы не подтвердились эмпирически), то гипотезу переформулируют или отбрасывают совсем. [6]

Кларк Л. Халл считал, что по мере внимательного изучения и экспериментальной проверки сохранившиеся проверенные гипотезы сами по себе превратятся в набор первичных принципов, которые будут согласовываться с результатами экспериментальной проверки новых гипотез. Такой принцип, по его мнению, должен привести к обновлению, совершенствованию психологии и, наконец, к ее подлинно научной унификации. В сущности, исследователь придерживался стремления, характерного для бихевиоризма и необихевиоризма в целом – способствовать большей научности психологии в противовес бездоказательности. Халл хотел создать свою объективную методологическую систему, которая будет способна «предугадывать как поведение крысы в лабиринте, так и поведение человека под влиянием повседневных условий» [7, с. 515].

Гипотетико-дедуктивный подход был применен самим Халлом к построению его концепции научения.


Теория научения К.Л. Халла


Теория научения (или мотивационная теория снижения потребности) разрабатывалась в 30-х гг. XX века под влиянием работ И.П. Павлова, Э. Торндайка и Э. Толмена, но немаловажную роль в ее создании играла и теория эволюции Ч. Дарвина [8]. Поскольку Халл стремился к созданию всеобъемлющей, общей теории и добивался максимальной объективности, он объединил необихевиористский подход с математическим. Им была разработана система формул для описания поведенческих механизмов.


К примеру, в основную бихевиоральную формулу «Стимул → Реакция» Халл добавил промежуточное звено «Потребность», позаимствовав термин из психоаналитической концепции. Потребность расценивалась как основная движущая сила, инициирующая реакцию для достижения некоей цели или удовлетворения нужды. Рассмотрим эту формулу пошагово:

Появление стимула и, соответственно, потребности. Например, возникает потребность в еде – голод.

Реакция, вызванная потребностью – приготовление пищи;

Если потребность удовлетворена на втором шаге, состояние стабилизируется – комфорт, сытость;

Вследствие стабилизации состояния происходит подкрепление (данный термин взят у И.П. Павлова);

Подкрепление влечет за собой научение – теперь человеку известно, как он сможет удовлетворить вновь возникшую потребность в голоде. Чем чаще подкрепление происходит после определенной последовательности действий, тем быстрее и лучше организм ее запоминает.

Халл выделяет два типа потребностей:

Первичные (или биологические);

Вторичные (или выученные потребности).


Если первичные потребности, очевидно, являются врожденными, то выученные потребности связаны с ситуациями, в которых были подкреплены первичные потребностей. Из этого следует, что нейтральные стимулы могут быть схожи со стимулами, вызывающими первичную потребность, и будут способны вызывать похожую реакцию.


Научение на основе снижения доминирующей потребности рассматривалось К.Л. Халлом как единственный тип научения вообще. По мнению исследователя, любой живой организм будет склонен повторять закрепленную последовательность действий, которая однажды снизила его потребность. С количеством повторений действий растет сила связи между потребностью и реакцией (в рамках теории это называется силой привычки). Усиление этой связи и представляет собой результат научения.


Халл также попытался разработать инструментарий для прогнозирования поведения любого живого существа (как животного, так и человека). Он вывел для этого специальную формулу [8]:

sEr ═ (sHr × D × K × V) – (sIr + Ir) ± sOr ,

где sEr – вероятность и скорость, с которой определенное поведение связывается с данным стимулом (потенциал);

sHr – количество повторений подкрепления (сила привычки);

D – общая продолжительность состояния неудовлетворенной потребности (или длительность потребности в часах);

K – значение, соответствующее величине выгоды в случае удовлетворения потребности;

V – степень ясности стимула;

sIr – количество неподкрепленных повторений ситуации;

Ir – количество повторений ситуации, закончившихся истощением;

sOr – случайная ошибка.

Кларк Леонард Халл – ярчайший пример исследователя, соединившего гуманитарное знание с собственной склонностью к точным наукам. Без сомнений, и теория, и метод необихевиориста представляли собой достаточно успешные первые попытки привнесения объективного научного взгляда в психологию. О результатах работы и объективности его методов можно долго спорить – что и произошло в начале 1970-х, когда концепция научения стала исследоваться с принципиально новых позиций. Но, вероятно, сам Халл в ответ на критику напомнил бы о собственном принципе обновления науки методом проб и ошибок.


Список использованных источников:

1. Стилл А. К.Л. Халл // Психология: Биографический библиографический словарь / Под редакцией Н. Шихи, Э.Дж. Чепмана, У.А. Конроя. – СПб: Евразия, 1999.

2. Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. – М: Эксмо, 2002. – 980 стр. 74 илл.

3. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с., ил.

4. Dewey, R. A.: Psychology: An Introduction (online edition, 2017). - https://www.psywww.com/intropsych/index.html

5. Hull С. L. The conflicting psychologies of learning — a way out. — Psychological Review Company, 1935. — 42, 491—516.

6. Hull С. L. Principles of Behavior. — NY: Appleton-Century-Crofts, 1943.

7. Krantz D. L. Hull’s ‘Principles of Behaviour’ and Psychology’s Unity. A review of ‘Principles of Behaviour: An Introduction to Behaviour Theory’. – American Psychological Association, PsycCritiques, Vol 15, Release 37, Article 13, 2005.

8. Schrock, J. Psychology History: Clark Hull. Muskingum College, Department of Psychology. Retrieved March 2, 2011.


Автор: Матыченко Ю.В., педагог-психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Источник: https://psychosearch.ru/masters/770-clark-leonard-hull-the-h...

https://www.youtube.com/watch?v=R5cd7FvFm1I

Показать полностью 1
11

Эксперимент Либета: мозг принимает решение раньше сознания. Существует ли свобода воли?

Исследование механизма принятия решений с помощью измерения потенциала готовности в эксперименте Бенджамина Либета. Проблема свободы воли.


00:26 Из истории проблемы свободы воли

01:54 Предпосылки исследования

03:34 Суть эксперимента

04:29 Результат эксперимента

06:00 Критика эксперимента

08:00 Дополнительные исследования потенциала готовности

10:07 Доказанное отсутствие свободы воли у человека бросает вызов либеральной идеологии


https://www.youtube.com/watch?v=HqawHt9-NDo

-5

Аудиоверсия. Губительный недосып и нехватка сна

Друзья, мы сделали аудиоверсию популярной статьи.

Интересно Ваше мнение, напишите в комментариях, как вам сама идея озвучить некоторые наши статьи, замечания по оформлению и тд. и тп...

235

Губительный недосып. Нехватка сна снижает внимание в 5 раз

Губительный недосып. Нехватка сна снижает внимание в 5 раз Сон, Исследования, Психология, Длиннопост

Для многих людей спать по 7-8 часов в сутки — большая роскошь. У одних нет возможности выполнить за день свои обязанности — приходя домой после работы, они занимаются домашними делами, учебой, детьми. Другие страдают от бессонниц, вызванных депрессивными состояниями, тревогой и прочими нервными нарушениями. Но каким образом недостаток сна влияет на функцию внимания — а стало быть, и на производительность нашего труда? Мы пытаемся удлинить рабочий день за счет вечерних и ночных часов; но не оказывается ли так, что эти самоотверженные ограничения, напротив, негативно сказываются на результатах повседневной деятельности? Исследователи из Гарвардского Университета во главе с Элизабет Клерман доказали, что это так. По крайней мере для тех людей, чья дневная активность требует внимания и включенности.


Процессы в организме во время ночного отдыха


Сон — это процесс, во время которого происходит восстановление жизненно важных функций организма. Данное влияние имеет системный характер. Работа нейронов во время ночного отдыха реорганизуется, синапсы (соединения) в нейронных сетях укрепляются или, наоборот, разрушаются. Облегчается функционирование памяти, так как информационный поток из внешнего мира снижен. Перестраиваются и те нервные центры, что регулируют метаболизм, баланс гормональной системы.


Сон оказывает на мозг благотворное влияние. Он восстанавливает его до того уровня, когда человек имеет возможность обучаться, адаптироваться к условиям внешней среды, адекватно интерпретировать импульсы и сигналы окружающей его действительности. Но при этом сон нельзя назвать и пассивным процессом. С одной стороны, нервная система и мускулатура расслабляются, происходит замедление сердечного ритма, а дыхание становится более редким. С другой, усиливается работа желез внутренней секреции, в организме активизируется ряд синтетических процессов [3].


Все эти явления происходят гармонично лишь в том случае, если организм получает достаточно сна — а в большинстве случаев это количество составляет не менее 7 часов. Бессонница же почти всегда приводит к субъективному ощущению снижения качества жизни, высокому уровню заболеваемости, утрате психоэмоциональной стабильности и нарушениям когнитивных функций.


Как в прошлом понимались последствия бессонницы. «Сонный яд»


Раньше люди считали, что утомление у невыспавшегося человека вызывается так называемым «сонным ядом». Организм сравнивался с некоей машиной, которая перерабатывает кислород, холестерин и прочие вещества. Ночью эта «машина» очищается от ядов. Если же сна оказалось недостаточно, то происходит «отравление» данными ядами [2].


Одними из первых исследователей, которые желали разгадать загадку сна, были ученые из Франции, Лежандр и Пьерон. Они не осмеливались объяснить природу «сонного яда», и для начала решили поставить опыты на собаках. Каждый день одних животных приносили в жертву науке — им не давали спать, привязав животных к стене при помощи веревки. По прошествии 9 дней собаки уже не могли двигаться. Затем ученые умерщвляли животных и начинали исследовать их организмы. Что касается нервных клеток лобных долей — их состояние было едва совместимым с жизнью. Ядра клеток видоизменялись, клеточные мембраны были словно изъедены лейкоцитами. В случае, если животным накануне умерщвления давали немного поспать — таких изменений не наблюдалось [2].


Влияние сна (или его недостатка) на состояние организма стало предметом многочисленных исследований и в дальнейшем. В частности, особо важную роль играет изучение влияния недостаточного времени сна на внимание и деятельность. Было доказано, что невыспавшийся человек чаще совершает ошибки и хуже оценивает реальную действительность вокруг себя. Но при этом долгое время открытым оставался вопрос о том, каким конкретно образом недостаток сна воздействует на когнитивную функцию.


Недостаток сна губителен для внимания: результаты исследования ученых из Гарварда

На этот вопрос и попыталась ответить Элизабет Клерман вместе с коллегами [1]. В исследовании прияло участие 17 человек — здоровых взрослых добровольцев. Их средний возраст составлял порядка 26 лет. Продолжительность ночного сна перед началом эксперимента у испытуемых составляла не менее 7 часов. Испытуемые должны были провести 32 дня в особых стационарных условиях, где специально поддерживался тот или иной режим освещенности.


Испытуемые были разделены на 2 группы. Одни имели возможность поспать всего по 4,67 часов каждые сутки. Время их ежедневного бодрствования составляло 15,33 часов. Во второй группе условия были более мягкими — они спали по 6,67 часов в сутки. Когда наступал «день», то свет включался; когда же, согласно протоколу исследования, наступало время для сна, светильники отключались. В первой группе продолжительность сна и ее соотношение с временем бодрствования была примерно равна показателям среднестатистического обитателя мегаполиса.


Каждый день испытуемые в обеих группах проходили компьютерное тестирование и обычное анкетирование. Результаты эксперимента были впечатляющими: постоянный недостаток сна в экспериментальной группе привел к тому, что у этих испытуемых скорость реакции понизилась вдвое. Что касается внимания, то оно упало в 5 раз. И все это — несмотря на то, что сами добровольцы искренне считали, что их активность и бдительность находится на приемлемом, обычном уровне [1].


Интересно, что за то непродолжительное время, которое испытуемые из экспериментальной группы уделяли ночному отдыху, эти показатели практически не восстанавливались. Иными словами, ночь полноценного сна, следующая за одноразовым ночным бдением, не способна восстановить когнитивные функции мозга до тех первоначальных характеристик, которые были им свойственны до недосыпания.


Клерман убеждена в том, что эти реакции — результат нехватки полноценного сна. Хотя пока что данные результаты должны быть подтверждены дальнейшими экспериментами; ведь выборка Клерман из 17-ти человек, по статистическим меркам, недостаточно многочисленна.


Значение полученных результатов


Таким образом, недостаток ночного сна оказывает кардинальное влияние на реализацию когнитивных функций — в частности, работу внимания. Данные, полученные в ходе исследования Клерман, еще раз подтверждают важность полноценного сна для деятельности, которая требует максимальной активации внимания. Ежедневный недосып сейчас для многих считается нормой; однако, как показывают научные эксперименты — это скорее ненормальное состояние нервной системы, при котором мозг физиологически не способен выполнять свои непосредственные функции. В особенности данная информация будет актуальной для лиц, занимающих руководящие должности. Полученная исследователями информация должна учитываться при допуске на работу не только подчиненных, не имевших полноценного отдыха накануне, но и тех, у которых недостаток сна имел место более чем за сутки до начала активной профессиональной деятельности.


Список использованных источников:

1. Chronic sleep curtailment, even without extended (>16-h) wakefulness, degrades human vigilance performance. https://www.pnas.org/content/115/23/6070

2. Вейн А. М. Сон — тайны и парадоксы //М.: Эйдос Медиа, 2003.

3. СА. Б. Коган. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М: Высшая школа, 1988

Автор: Ольга Чепурко, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/psikhika/764-fatal-lack-of-s...

Показать полностью
85

Научно-популярный журнал ПсихоПоиск ищет юридической поддержки

Представители лженауки, тренингов и семинаров пытаются оказать давление на редакцию журнала ПсихоПоиск и убрать из свободного доступа материалы об онтопсихологии.

Несколько дней назад в редакцию нашего журнала поступило обращение от адвоката неизвестных лиц, которые потребовали убрать с сайта статью. Статья называется «Антонио Менегетти: еще один отец религии «нового времени» https://psychosearch.ru/teoriya/psevdopsikhologiya/402-anton...


Статья повествует об этапах становления гуру онто-псевдопсихологии. Материал изобилует многочисленными ссылками на источники, но это не остановило последователей онтопсихологии, которые, вероятно, ищут повода пропиарить свое лженаучное направление. Возможно, эта редкая публикация в русскоязычном интернете о псевдонаучности работ Менегетти мешает онтопсихологам (или скорее псевдопсихологам) зарабатывать на имени Менегетти.


В связи с предстоящими судебными разбирательствами журнал ПсихоПоиск ищет адвокатов, которые могут оказать посильную помощь в консультировании. Просьба обращаться на почтовый ящик главного редактора журнала info@psychosearch.ru или через форму обратной связи на сайте https://psychosearch.ru/journal/contacts.

6

Ложь астрологических предсказаний. Почему человек верит гороскопам?

Ложь астрологических предсказаний. Почему человек верит гороскопам? Псевдонаука, Астрология, Длиннопост


Астрология не является наукой, как, впрочем, и многие другие околоэзотерические области человеческих занятий. Однако что заставляет людей с упорством и наивностью десятилетнего ребенка продолжать верить в гороскопы? Почему, казалось бы, взрослый человек с обширным жизненным опытом доверчиво слушает гороскоп по радио — и более того, начинает выстраивать в соответствии с ним собственную стратегию поведения? Об этих весьма занимательных вопросах сегодня и пойдет речь.


Абсурдность гороскопов


image001Нелепость астрологических предсказаний очевидна. Отечественный ученый В. Л. Гинзбург [5] пишет о том, что гороскоп, в первую очередь, абсурден своей массовостью. Например, 2.02.2007 года дается предсказание для астрологического знака Весы:

«Если новые деловые партнеры или коллеги возьмут на себя выполнение части ваших обязанностей, то вы станете чувствовать себя намного спокойнее и увереннее. При этом не стоит бояться, что вы потеряете часть своих полномочий». [5]


Но ведь этот прогноз, подчеркивает Виталий Лазаревич, дается одновременно 500 миллионам человек. Именно такое количество людей, по приблизительным подсчетам, на тот момент составляло /12 от количества населения земного шара.


Экскурс в историю. Нет, Галилей и Кеплер не были астрологами


Люди, верящие в астрологию, нередко склонны аргументировать это посредством чужого авторитета. Якобы, тот-то известный человек верил в гороскопы — и вот, сколь выдающихся результатов он смог добиться. В пользу гороскопов нередко приводят тот аргумент, что астрологами были сами Кеплер и Галилей. Нередко это приписывается Кеплеру, но слухи не обделяют в этом отношении и Галилея.


image003Обратимся к фактам. Что насчет Кеплера, исторически зафиксирована информация о том, что он занимался составлением астрологических прогнозов для влиятельных особ. Также ученый проявлял интерес и к алхимии (среди его друзей было немало алхимиков). Иными словами, корректнее задавать вопрос не о том, занимался ли основоположник астрономии астрологией, а с какой целью он это делал.


Чтобы это понять, необходимо учитывать те обстоятельства, в которых жил ученый; они и определяли его оценку собственной деятельности. Кеплер называл астрологию «глупой дочерью» астрономии. Но что бы делала возвышенная и мудрая мать, астрономия, если бы у нее не было такой дочери, вопрошал Кеплер? Ведь люди настолько глупы, что ради пользы собственной матери эта дочь вынуждена постоянно развлекать их посредством лжи.

«И жалование математиков так ничтожно, что мать наверное бы голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала» [3].


Кеплеру приходилось зарабатывать себе на жизнь в качестве астролога. Но его отношение к астрологии можно назвать полным презрения. Ученый полагал, что не стоит тратить времени на астрологию; а люди считают, что чтением звезд должны заниматься математики, только из-за своей глупости.


В некоторых случаях, однако, Кеплер предостерегал от излишних нападок на астрологию. Например, Галилей отрицал воздействие Луны на земные процессы приливов и отливов. Кеплер полагал, что это неверно — подобное отношение приводит к тому, что люди «выплескивают с водой и ребенка».


9 октября 1572 года в области созвездия Кассиопеи внезапно вспыхнула очень яркая звезда. Кеплер долгое время наблюдал за этим явлением, пытаясь разгадать его причины. Конечно же, тогда исследователю было неизвестно, что за этим явлением стоит вспышка сверхновой — как говорят астрономы сейчас. Но по поводу того, какое воздействие эта вспышка может произвести на людскую жизнь в астрологическом аспекте, ученый был весьма скептичен.

«Если кто спросит — что же случится? что предвещает эта звезда? — тому я отвечу без всяких колебаний: предвещает целую кучу всяких сочинений, которую напишут о ней различные ученые, и множество работы для типографий» [2].


Кеплер усмехался, вспоминая популярную среди немцев пословицу — «Новая звезда — новый король». К своим рассуждениям он сделал весьма ироничный вывод: «Удивительно, что никто из высшего общества не решил воспользоваться происходящим сейчас небесным знанием» [2].

Что касается Галилея, то для него никакой астрологии не существовало. Рациональный ум ученого не принимал пространных и иллюзорных соображений, которые были противоречивы здравому смыслу [3].


«Я сам обманываться рад», или Эффект Барнума-Форера


image004Что касается восприятия гороскопов нашими современниками, в настоящее время особое внимание в психологии уделяется тексту гороскопов. Существует интересный психологический закон, называемый эффектом Барнума-Форера. Его смысл состоит в том, что при обычных условиях большая часть людей склонны принимать совершенно общие описательные фразы о личности и характере за определение собственных личностей. Размытые словосочетания вроде «Сегодня вам нужно быть особенно осторожными…» или «Не стоит тратить время на пустяки, акцентируйте внимание на важных вещах…» отлично играют на руку предсказателям, составителям гороскопов, экстрасенсам и прочим представителям данной когорты.


Данное явление было описано исследователем Бертрамом Р. Форером в 1949 году. Ученый сделал следующий вывод:

«Использование метода личного подтверждения, фиктивного личностного портрета может легко вводить людей в заблуждение в одобрении диагностической схемы, даже когда они не до конца принимают их портрет. Минимальная степень соответствия между портретом и самооценкой возникает, чтобы породить принятие общего портрета, и это принятие привносит не критичность в этот тест» [1].


К этому выводу исследователь пришел после проведения весьма любопытного эксперимента годом ранее. Форер провел анкетирование среди своих подопечных-студентов. По результатам этого теста была составлена личностная характеристика каждого из студентов. Но через неделю исследователь вместо истинной оценки вручил каждому из участников текст с расплывчатыми фразами — такими, какие обычно мы читаем в гороскопах. Иными словами, вместо точной диагностики испытуемые получили тексты со словами «Вы нередко склонны к самокритике, часто соглашаетесь на некоторое разнообразие в окружающей действительности…» или «В некоторые моменты вы сдержанны, хотя довольно часто бываете дружелюбными с другими людьми».


Учащихся попросили оценить точность данных характеристик по пятибалльной шкале, в которой 5 — наиболее высокий уровень соответствия. В студенческой группе Форера усредненный показатель данной оценки составил 4,26. Интересно, что и в дальнейшем этот эксперимент проводился на различных группах. Однако его значение оставалось приблизительно столь же высоким.


Именно поэтому гороскоп не может быть точным и правдивым. В нем никогда нет конкретики — ведь чем более конкретным будет предсказание, тем меньше у него шансов на «реализацию».

Что касается названия данного эффекта, оно было предложено психологом Полом Миилом. Тем самым Миил хотел воздать дань уважения к популярному циркачу Ф. Барнуму, в свое время известному как великий мастер психологических манипуляций. Говорили, что он нередко заявлял публике — «Для каждого у нас найдется нечто».


Правдивый гороскоп убийцы


Интересен в этом отношении и другой эксперимент, который в 1968 году был проведен исследователем Мишелем Гокленом [2]. Он решил опубликовать в местном журнале объявление, в котором каждый желающий мог прислать якобы «профессиональному» астрологу собственные личные данные (имя, дату рождения) и бесплатно получить астрологический прогноз. Гоклен обработал 500 продолжений от желающих. Каждый из обратившихся получил гороскоп на 10 страниц. Прогноз был упакован в конверт, на котором значился обратный адрес. Кроме того, в конверте также находилась и анкета, которую нужно было заполнить.

Гоклен проанализировал данные от первых 150 человек, получивших гороскоп. Оказалось, что из них 90 % согласились с его правдивостью. Еще 80 % рассказали о том, что с описанием данного «гороскопа» полностью соглашаются их друзья.


Загвоздка лишь в том, что Гоклен всем выслал один и тот же астрологический прогноз, который был написан при помощи компьютерных алгоритмов для Петио Марселя — врача-серийного убийцы, лишившего жизни 60 человек.


Статистическое исследование М. Гоклена


Гоклен в принципе известен своим интересом к проблеме восприятия астрологии как лженауки. В свое время исследователь изучил данные 41 тыс. европейцев. Из этой выборки порядка 16 тыс. человек имели те или иные достижения в своей профессиональной области — это были артисты, спортсмены, ученые и так далее. 25 тыс. человек из выборки Гоклена относились к категории «простонародья».


Исследователь сравнил род занятий этих европейцев и положение планет во время их появления на свет. В итоге он пришел к выводу, что между этими данными нет никакой связи. Знак зодиака не играет никакой роли в том, будет ли человек заниматься спортом или увлечется сельским хозяйством.


Также интересно, что в те годы, когда проводилось исследование Гоклена, момент появления на свет записывался со слов родителей. Иными словами, те люди, что интересовались гороскопами, могли намеренно «предписать» своему ребенку тот или иной род занятий [2].


Самовнушение и его роль


Каждый гороскоп изначально составляется таким образом, чтобы описываемая в нем информация могла произойти с большой вероятностью. Благо, расплывчатые формулировки вполне позволяют это сделать. Интересно и то, что, услышав свою «судьбу», человек начинает корректировать собственное восприятие происходящих с ним событий в соответствии с этой информацией.


Человеческая психика удивительна своими способностями к адаптации, самопрограммированию, реализации необходимых для выживания функций и свойств. Если возникает сложная ситуация, но человек обладает устойчивой психикой, то происходит активизация этих внутренних резервов. Таким образом, даже попадая в сложную для себя ситуацию, индивид неосознанно создает для себя те условия, в которых ему будет проще ее пережить. Находясь в безвыходном положении и считая, что из него может найтись выход, человек избавляет себя от тягостных мыслей, разрушительных как для психики, так и для тела. Он избавляется от душевного оцепенения, что позволяет улучшить положение, а также сохранить здоровье.


Именно так действует самовнушение. Человек как бы перестает быть жертвой безликих внешних сил, случающихся с ним обстоятельств. Самовнушение действует не только на уровне психики. Внушая себе ту или иную мысль, индивид корректирует в соответствии с ней свои действия; он также может оказывать влияние и на окружающих людей — что впоследствии отражается и на нем самом. Человек пытается структурировать реальность, сделать ее более предсказуемой. И в этом отношении можно судить, что прослушивание позитивных гороскопов может сказаться на психике положительным образом.


Связь между самовнушением и склонностью доверять гороскопам была выявлена в исследовании Е. Н. Галяткиной в соавторстве с Г. М. Шигабетдиновой [4]. В одном из экспериментов приняло участие 28 испытуемых, возраст которых составлял от 18 до 25 лет. Этим испытуемым в течение 10 дней выдавались персональные гороскопы. Инструкция заключалась в том, что каждый из участников должен был оценить степень достоверности прогнозов, реализации тех предсказаний, что в них описывались.


Оказалось, что те люди, что не доверяют астрологическим прогнозам (не обладают высоким уровнем самовнушения), оценивают правдивость прогнозов на 32 %. Те же, кто верили в астрологию — считали, что предсказания сбылись в 48,3 % случаев. Разница в 16,3 % является статистически значимой.


Среди «поклонников гороскопов» положительная информация в предсказаниях сбывалась на 52%, а негативная — на 45%. Среди «скептиков» эти показатели составили 37,6 % и 27% соответственно.


Иными словами, выраженность самовнушения на самом деле воздействует на наше восприятие событий и разного рода «предсказаний». Чем сильнее человек верит той или иной «духовной» системе, тем больше вероятность, что описываемые в ней события и предречения «сбудутся» в его жизни.


Научение


Еще одной причиной слепой веры в гороскопы можно назвать научение. Больше всего поддаются влиянию внешнего авторитета дети в возрасте до 7 лет и пожилые люди. Как считал Ж. Пиаже, ребенок до 7 лет проходит через стадию так называемых дооперациональных представлений. Он постепенно переходит от действий с внешними предметами к действиям с внутренними представлениями — но переход этот совершается далеко не за один день.

Иными словами, у маленького ребенка пока что отсутствует критическое мышление, его логика находится лишь в стадии развития. Для него взрослые люди представляют собой авторитет; и если мама или бабушка верят в гороскопы, то значит так и нужно. Сложно сказать, что одержит верх у такого ребенка в будущем — здравый смысл или же внушения близких людей, верящих шарлатанам.


Эффект Пигмалиона (Розенталя)


В психологии известен еще один любопытный закон, получивший название «Эффект Пигмалиона». Его действие также с успехом используют всевозможные астрологи и гадалки — конечно, не зная о самом существовании данного закона.

image008Впервые данный эффект был открыт исследователями Гарвардского университета, в 1922-1933 годах, проводившими эксперименты одной из коммерческих компаний, Western Electric [7]. Ученые хотели выяснить, каким образом условия труда влияют на его производительность. В одном из экспериментов были организованы комфортные условия — хорошая освещенность, тепло в здании и т. п. Естественно, производительность сотрудников повысилась.


Однако во второй части эксперимента, когда работники трудились в условиях плохого освещения и холода, эффективность труда также начала повышаться. Парадокс заключался в том, что несмотря на ухудшение условий, работники стали трудиться еще с большим энтузиазмом. Причина была в том, что они находились в центре внимания психологов.

Исследователь Р. Розенталь в дальнейшем объяснил работу данного эффекта по отношению к детям. Когда учителя имели об учениках положительные представления, то те демонстрировали более высокие способности. И наоборот.


Иными словами, имеющиеся убеждения оказывают влияние на нас самих — сознательно или нет, человек верит тому, что слышит. И затем он начинает выискивать в реальности те факты, что подтверждают его убеждение. Когда астролог скажет, что на человека наложено «проклятие», в силу эффекта Розенталя он начинает менять свое поведение таким образом, чтобы подтвердить эти слова.


Значение описанных открытий


Люди склонны верить в гороскопы по нескольким причинам; немалую роль здесь играют самовнушение, опора на внешний авторитет, приписывание собственной личности общих характерологических описаний, вера в утверждения других людей. Однако разобравшись в базовых психологических принципах и законах, можно понять, что на самом деле вера в гороскопы вполне закономерна для внушаемой человеческой психики. В некотором роде прослушивание пророчеств способно облегчить существование обывателя; однако с точки зрения рациональности нет никаких оснований, чтобы допустить достоверность любого околоэзотерического или астрологического предвестия.


Стоит отметить, что данная проблема требует дальнейших научных исследований. Пока что недостаточно изучены гендерные и возрастные особенности самовнушения и веры в «пророчества». Хотя, как показывает обыденная реальность, нередко слушателями гороскопов становятся женщины и старики. В этом отношении статистико-сравнительные исследования могли бы быть весьма любопытными.


Список использованных источников:

1. Forer B.R. The Fallacy of Personal Validation: A Classroom Demonstration of Gullibility / B.R. Forer // Journal of Abnormal and Social Psychology. – volume 44, Issue 1. – January 1949.

2. Сурдин В. Г. Астрология и ученые // Мир образования-образование в мире. – 2008. – №. 2.

3. Сурдин В. Г. Почему астрология – лженаука? // ББК 72.4 (2) В11. – 1991

4. Галяткина Е. Н., Шигабетдинова Г. М. Самовнушение как механизм повышения вероятности осуществления событий, предсказанных в ежедневных гороскопах // Современные научные исследования и инновации. – 2015

5. Гинзбург В. Л. Астрология и лженаука // Наука и жизнь. – 2008. – №. 1.

6. Сергиенко Е. А. Возвращение к Пиаже // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – №. 1.

7. Лисуков В. В. Скрытые ресурсы управления персоналом. Эффект Пигмалиона // Актуальные вопросы экономических наук. – 2010.


Автор: Ольга Чепурко, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Источник: https://psychosearch.ru/teoriya/psevdopsikhologiya/760-lozh-...

Показать полностью
11

Вклад в развитие логики: Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс

Вклад в развитие логики: Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс Логика, Научно-Популярная литература, Длиннопост
Логические знания важны для правильных рассуждений, чтобы избежать логических ошибок. Основы логики – науки, которая изучает формы и законы правильного мышления, закономерности мыслительного процесса, идут с древнегреческой философии, детально рассмотренной в сочинении Аристотеля «Органон». Логические рассуждения, последовательные и непротиворечивые, всегда выигрышно и красиво звучат в речи, начиная от ситуаций объяснения сложных технических задач и заканчивая убеждением собеседника или обычным повседневным разговором.


Можно ли записать логику?


Джордж Буль (1815-1864) считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. Благодаря его работам логика «перестала зависеть от породившего её естественного языка» [1], обрела свой алфавит, свою орфографию и свою грамматику. Появилась возможность не только устно её выражать, но и записывать на бумаге в виде символов, формул, а также преобразовывать по чётко сформулированным правилам.


Главные работы на эту тему:

«Математический анализ логики» (1847) – С неё начались размышления о логике не «извне», а «изнутри».

«Логическое исчисление» (1848).

«Исследование законов мысли» (1854) – В ней показано, как при помощи символических алгебраических методов можно строить логические конструкции и как определить вероятность события, связанного с заданными вероятностями совокупности событий. Вот пара аксиом из этой работы:

«A true idea ought to agree with its own object», что дословно переводится как «истинная идея должна согласовываться со своим собственным объектом».

«Things which have nothing in common cannot be understood by means of each other; or the conception of the one does not involve the conception of the other» [2] – «Вещи, которые не имеют ничего общего, не могут быть поняты посредством друг друга; или понятие одного не включает в себя понятие другого».


Дж. Буль создал новый вид алгебры. Сейчас её так и называют - «булева алгебра», а формулировка «булева переменная» вошла в обиход программистов, операторов и многих пользователей ЭВМ. В современности его исследования относят к области кибернетики.


Логические правила


Работу Буля высоко оценил английский математик Огастес де Морган (1806-1871). Он хотел также сблизить математику и логику. Его главные работы на данную тему:

«Формальная логика или исчисление выводов необходимых и возможных» (1847) – В ней были изложены элементы логики высказываний и логики классов, дана первая развитая система алгебры отношений. При чём некоторые положения из неё даже опередили Дж. Буля.

«Тригонометрия и двойная алгебра» (1849) – Благодаря идее символической алгебры на исчисление комплексных величин они, в свою очередь, были строго обоснованы не только геометрически, но и алгебраически.


«Бюджет парадоксов» (1872).


«Заметки о вероятностях и об их применимости к исследованию рисков для жизни и работе страховых компаний» (1838) – Первое изображение нормального распределения вероятностей.

Многие Моргана называют подлинным основоположником логического анализа отношений. В честь его имени были названы логические правила, связывающие пары логических операций при помощи логического отрицания – законы де Моргана.


Убеждение, значение, истина и реальность, а не индивидуальное сознание

С 1867 года начали публиковаться работы Чарльза Сандерс Пирса (1839-1914) по логике. А уже в 1876-1878 годах были опубликованы две его популярных статьи: «Закрепление верования» и «Как сделать ясными наши идеи», в которых были описаны идеи, составившие ядра прагматизма и семиотики. В настоящее время благодаря этим работам он считается отцом (основоположником) этого учения.


Он считал, что любое правильное рассуждение является дедуктивным, индуктивным, гипотетическим или же оно совмещает одновременно несколько из этих свойств. Индукция, по его мнению, «есть увеличение широты без изменения глубины – посредством увеличения информации, в которой убеждены». Дедукция, если кратко, - логические рассуждения, направленные от общего к частному.


«Знание приходит к нам через наблюдение. Некая часть навязывается нам извне и, по всей видимости, оказывается производной Природного ума; некая часть приходит из глубин ума, видимого нам изнутри, - ума, который мы эгоистически именуем таким несогласованным словосочетанием, как «наш ум» [3]. То есть для вывода сути нужны три элемента: связывание, наблюдение и суждение, что то, над чем наблюдали, согласно с правилом в связанных данных. Цель знаков (цель мысли) – дать выражение истине.


Сводимость математики к логике


Фреге Готтлоб (1848-1925) также относится к основоположникам современной математизированной логики. Как комментировали Б. В. Бирюкова и З. А. Кузичева: главный замысел в его работах – подвести под математику (исключая геометрию) строгий логический базис. Он следовал Лейбницевой установке на логизацию науки, а также частично принимал учения Иммануила Канта о природе математики и её суждений, вне зависимости от опыта.

Революционный вклад в логику и философию языка внесло его сочинение «Исчисление понятий» (1879). Можно сказать, что он изобрёл и аксиоматизировал логику предикатов. Что, в свою очередь, позволило решить средневековую проблему множественной общности. А также определил различия между значением и смыслом – ввёл понятие семантического треугольника (треугольника Фреге).


«Цель, к которой устремлена наука, это истина. Когда наш ум приходит к признанию чего-либо истинным, мы судим, выносим своё суждение, а когда это суждение высказываем, мы утверждаем его» [4]. Независимо от нашего признания, истина всегда остаётся истиной.


Список использованных источников:

Бирюков Б. В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики.

Буль Дж. Исследование законов мышления. – London: Walter and Maberly, Cambridge: MacMillan and Co 1854.-424с., [212] с.

Пирс Ч.С. – Начала прагматизма. Том 2. Логические основания теории знаков. – СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. – 352с.

Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов. – М.: Аспект Пресс, 2000.-512с., [287] с.

Автор: Амосова Виктория, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Источник: https://psychosearch.ru/biblioteka/759-logic-bul-de-morgan-f...

Показать полностью
-6

«Джедайские техники» М. Дорофеева: от прокрастинации и потерь к высокой личной эффективности

«Джедайские техники» М. Дорофеева: от прокрастинации и потерь к высокой личной эффективности Психология, Прокрастинация, Длиннопост

Прокрастинация, низкая продуктивность, отсутствие эффективного плана работы… Все это проблемы, до боли известные современным менеджерам и обычным людям, увлекающимся саморазвитием. Литературы на тему прокрастинации и ее андипода — высокой продуктивности — написано много. Но далеко не все издания помогают составить систему личных приемов, позволяющую добиться максимальной продуктивности. Почему один человек способен за один день выполнить ту работу, которую при прочих равных условиях двое других выполняют за неделю? На этот вопрос и попытался ответить в своей книге Максим Дорофеев — автор книги под загадочным названием «Джедайские техники».


Пояснение: связь с джедаями


Славные герои «Звездных войн» как таковые практически не упоминаются в самой книге. Что, стоит признаться, послужило основанием для обвинений автора некоторыми читателями в кликбейте (так называется искажение заголовка любого информационного материала). Однако на качество самой книги это повлияло не столь сильно, как стремятся подчеркнуть критики.

В действительности, Максим Дорофеев призывает каждого читателя стать истинным джедаем в своей деятельности. При помощи описываемых в книге техник есть возможность овладеть собственными ментальными и эмоциональными ресурсами — и в какой-то мере стать похожим на благородного джедая.


«Обезьяна в голове», которая мешает стать успешным


2В самом начале своей работы Дорофеев метафорически поясняет причину всех бед, приводящую к низкой эффективности. Проблема в том, что в голове у каждого человека «обитает» легкомысленная обезьяна, которая души не чает в удовольствиях. В частности, она очень любит просматривать фотографии котиков в соцсетях. Мозг человека устроен так, чтобы из двух задач — сложной и легкой — непременно выбрать то, что дается проще. Когда же наш день заполнен срочными и важными делами, а список ломится от обилия задач — система экономии энергии нашего мозга всегда предпочтет прокрастинацию, а не дела.

Есть лишь один персонаж, перед которым обезьяна испытывает страх. Это так называемый панический монстр. Как только приближаются сроки выполнения работы, она мигом ретируется, оставив ему «пульт управления» реальностью. В итоге панический монстр кое-как, нечеловеческими усилиями помогает выполнить нужную работу. Но в следующий раз ситуация повторяется. А в какой-то момент обезьяна и вовсе перестает бояться панического монстра. Дорофеев пишет:


«Для обезьянки не существует ни прошлого, ни будущего; для нее есть только «здесь и сейчас», и она всячески пытается сделать это «здесь и сейчас» веселее и приятнее». [4]

В «Джедайских техниках» дается очень большое количество ссылок на работы других психологов и исследователей. В конце имеется список литературы, где читатель может найти интересующее издание. Но в книге предоставлен полный объем методов, требуемых для разработки плодотворной системы личной эффективности. Эти методы даются в книге в виде выжимки — она тем и хороша, что не нужно их искать.


Итак, вернемся к веселой, но ленивой обезьяне. Один из ученых, на которого ссылается Максим Дорофеев — это нобелевский лауреат Даниэль Канеман. Его модель также предполагает наличие двух систем в сознании человека. Условно они обозначены как Система 1 и Система 2 [2]. Первая работает на обработку материалов, поступающих извне; она не требует особых энергетических вложений. Что касается Системы 2, то она «заточена» под решение сложных задач, работает тяжело и неповоротливо. Иногда Система 2 вмешивается принятие решений, а иногда и нет.


«Состояние, когда закончилось мыслетопливо (хотя этот ресурс в науке так не называют), в современной научной литературе активно изучается. Оно получило название «истощение эго» (ego depletion)» [4].

Почему так и что делать


3Система 2 — это и есть наш мудрый помощник. Тот самый «джедай», если можно так выразиться. Но она включается далеко не всегда. И вот почему.

Наблюдая за собой, каждый может увидеть: энергия, расходуемая на мыслительную и физическую активность, заканчивается очень быстро. Гораздо быстрее, чем организм способен ее компенсировать. Суть прокрастинации в том и состоит: человек сидит у монитора, играет в пасьянс, а в голове у него какая-то сплошная пустота… Вот это, подчеркивает Дорофеев, и есть тот самый момент, когда подошел к концу резерв мыслительного топлива. Далее автор называет его сокращенно — просто «мыслетопливо».


Данный ресурс и нужно экономить. Истинный «джедай» — тот, кто способен выполнить в несколько раз больше работы, чем среднестатистический обыватель — умеет это делать. Даже приемы классического тайм-менеджмента не столь важны, как бережное обращение с мыслетопливовм. Ведь когда оно заканчивается, человек начинает легко поддаваться собственным импульсам, идти на поводу у эмоций — и, конечно, прокрастинировать.


Исключение утечек


Центральная концепция книги такова: чтобы сохранить энергию, критически важна ликвидация утечек, через которые мы ее теряем. Перечислим некоторые из этих каналов, по которым, согласно мнению Максима Дорофеева, человека покидает мыслетопливо:

Слишком большое количество креативных идей. Мы мним себя сверхтворческими людьми, ведь всякий раз нас посещают все новые и новые мысли. Но они не замечаются окружающими — и более того, очень быстро забываются нами самими.


Т. н. механизм стека. Это процесс, при котором всякий раз человек прерывается, отвлекаясь от выполняемой задачи на новые, срочные дела. Количество недоделанных дел растет — а вместе с ним и стресс. Когда людей, подверженных механизму стека, становится много в стенах одной фирмы, продуктивность падает в разы.


Эффект выпрямления сроков. Попросту переоценка собственных способностей к выполнению задачи в срок. Руководителям известно, что исполнители нередко склонны занижать количество времени, которое им требуется для работы над задачей. Итог — срываются сроки.

«Бракованный день». Кажется, что для каждой задачи нужно много времени; а мелкие временные «опилки» в 20-30 минут — это мелочи. Но когда нас по раз в день отвлекают на 10, 20 или даже 30 минут — результат плачевен.


Практическая часть


Бережное отношение к драгоценному мыслетопливу включает в себя ряд приемов. Они сводятся к разгрузке рабочей памяти, верной формулировке задач, снижению переключений внимания. Вот некоторые из методов:

Восстановление. Достигается умеренными дозами стресса с последующей возможностью компенсации сил. В этом отношении уместен термин «антихрупкость», предложенный Нассимом Талебом в его одноименной книге [1]. Феномен этот заключается в том, что под воздействием небольшой дозы напряжения и разум, и физическое тело укрепляются.

Анализ системы. Регулярно необходимо проводить обзор выполненных действий. По большей части те, кто не смог составить систему эффективного управления личной эффективностью, допускают ошибки именно на этом этапе. Обзор необходимо проводить ежедневно, еженедельно, а иногда и спонтанно.


Снижение числа переключений. Один из самых опасных врагов нашего мыслетоплива — это отвлечения. Луч сознания переходит с объекта на объект. И подчас вернуть его к работе очень и очень сложно. Сам процесс возврата требует очень больших энергетических затрат.

Кстати, сюда же и относится отключение оповещений электронной почты, мессенджера и прочих раздражителей от гаджетов. Сколь бы велико ни было искушение сиюминутно ответить на сигнал оповещения в телефоне — нужно напрячь волевые усилия и не делать этого. В противном случае может случится то, что Дорофеев называет «коротким замыканием через обезьяну». Рабочий цикл будет деформирован. И поделать что-либо будет крайне сложно.

Разгрузка рабочей памяти. Выполняется при помощи медитативных упражнений — например, созерцания точки. А также очень важно освобождать разум при помощи внешних носителей информации. Всевозможные блокноты и приложения, куда заносятся идеи, позволят сэкономить мыслетопливо.


Верная формулировка задач. Иногда дела не выполняются только потому, что человек неверно формулирует цель — что также приводит к прокрастинации. Например, поход к врачу откладывается из-за того, что нет желания пойти в HR-отдел и забрать оттуда страховку. Простота задачи — залог успеха:


«Если задача непонятна, обезьянка нам об этом не сообщит, она просто перепрыгнет через нее, бормоча: «М‑м‑м, какая сложная задача… Тут подумать надо… Сейчас, я только с мелочью разберусь…» [4].

Техники для продвинутых. Вторая часть книги


5Итак, основная цель достигнута — мы сумели сэкономить мыслетопливо. Теперь задача предельно ясна: его нужно потратить правильно. Здесь нередко возникает путаница, подчеркивает автор «Джедайских техник». А именно, мы постоянно склонны путать проекты и дела. Когда человек путает одно с другим, тут-то и возникают сложности. Например, пациент приходит к стоматологу и просит его вылечить зуб. Возможно ли составить к этому занятию план? Конечно же, нет. Для начала нужен осмотр, рентген, возможно — взятие анализов. Поэтому данный случай относится к делам. Если же пытаться заранее очертить сроки выполнения дела — их оценка, скорее всего, будет неверной.


Для работы с постановкой задач также предлагается ряд полезных, практических техник.

Например:

Пересмотр плана по мере продвижения вперед. Мы нередко хотим составить заранее план дела, однако постоянно что-то идет не так, не вписываясь в предполагаемые планы. Проблема в том, что люди очень некомфортно ощущают себя в состоянии неопределенности — и потому испытывают страх перед тем, чтобы начать выполнение работы. Но ситуация как раз и проясняется по мере работы. Автор подчеркивает, что среди людей, обладающих высокой толерантностью к неопределенности, большая часть является высокоэффективными личностями [3].

Метод минимально приемлемых результатов. Перфекционизм до добра не доводит — вместо того, чтобы выполнить работу хотя бы кое-как, люди стремятся к идеалу и в итоге не укладываются в сроки.


Адекватная закладка времени на выполнение задачи. Во-первых, необходимо заранее закладывать временной буфер на случай форс-мажора. Во-вторых, нельзя тратить его заранее. А возможно это лишь в том случае, если приступить к работе заблаговременно.

6Также в «Джедайских техниках» даются и методы работы с потоком входящей информации. Ради примера можно рассмотреть интересную технику. Она касается правильного составления списка интересующих вещей. Каждый наверняка составляет список фильмов, которые хотел бы посмотреть. Но в реальности их столь много, что на все времени не хватит. При этом часть информации при записи теряется, и впоследствии уже сложно вспомнить — что за фильм? Почему я хотел его посмотреть?.. Для составления более конкретного списка необходимо записать детальную информацию об интересующей книге, фильме, статье. Она поможет восстановить в памяти те ассоциации, что изначально привлекли наше внимание:

«Дополнительная информация поможет вам восстановить в памяти часть ощущений, которые вы испытывали в тот момент, когда решили добавить эту книгу в список. Вы вспомните, почему хотели прочитать эту книгу, и либо захотите прочитать ее немедленно, либо со спокойной душой решите вычеркнуть ее из списка» [4].


Книга «Джедайские техники» позволяет составить собственную систему личной эффективности, отобрать самые действенные техники и связать их в единое целое. Все это поможет достичь высочайших результатов в избранной сфере деятельности. Работа Максима Дорофеева станет настоящим спасением для тех, кто устал мучиться от прокрастинации и хотел бы научиться грамотно распоряжаться собственными психическими ресурсами.


Список использованных источников:

1. Талеб Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. – М.: КоЛибри, 2016.

2. Канеман Д. Думай медленно, решай быстро. – М.: АСТ, 2013.

3. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера // Экспериментальная психология. – 2014. – № 1. – С. 92–110.

4. Дорофеев Максим. «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо /– 3‑е изд., испр. и доп.»: Манн, Иванов и Фербер; Москва, 2018


Автор: Ольга Чепурко, писатель

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/psikhologiya-upravleniy...

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!