Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР

ПЕРВАЯ ЯХТА ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

В 1974 году на судостроительном заводе «Авангард» приступили к выпуску прогулочно-туристской парусно - моторной яхты «Ассоль». Впервые в стране подобные суда стали выпускать для продажи населению. Ее корпус был сделан из стеклопластика, длина судна — около 5,5 м, площадь парусов – 13,5 м, скорость с мотором – 11 км/ч.

Еще в 1973 году журнал «Катера и Яхты» опубликовал результаты тестирования опытного образца «Ассоли», спроектированного и построенного Центральным конструкторским бюро «Нептун». Яхта создавалась как универсальное прогулочно - туристское судно широкого пользования. Этим обусловлено такое сочетание предъявляемых к ней требований, удовлетворить которые в принципе очень трудно. При минимальных водоизмещении и размерениях (в частности — малой осадке) она должна была быть надежной и безопасной, простой в управлении, рассчитанной на плавания с малоопытным экипажем.

«Ассоль» получила положительную оценку комиссии, несмотря на ряд недостатков. В первом проекте в каюте на ночлег могли расположиться всего два человека, для дальних переходов яхта была, мягко говоря, некомфортабельна, обнаружены были и технические недочеты.

И все же проект получил большой читательский резонанс и после доработки чертежей ушел на производство. Первая серия выпуска планировалась совсем небольшой и недорогой, начальная цена судна составляла 2 200 рублей. Проектировщики ЦКБ продолжили работу над улучшением «Ассоли» и даже вели разработку варианта с постройкой корпуса из шпона.

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

Покупательский ажиотаж был большой. Читатели журнала «Катера и Яхты» писали письма в редакцию с просьбой посодействовать в приобретении яхты. Купить ее можно было через местные для покупателя оптовые базы спорт- или культтоваров. Только базы являлись посредниками между магазинами и заводами, учитывали заявки и заказывали изготовление нужного количества яхт. Сами заводы не рисковали расширять производство, не имея достаточных гарантий на продажу столь необычного для тех лет товара.

Реальная цена яхты в 1975 году составляла 3100 рублей с рассрочкой платежа на два года. Некоторые, чтобы ускорить покупку, даже приезжали в Петрозаводск специально, чтобы сделать заказ.

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

К 1982 году было выпущено более 400 серийных «Ассолей», план на 1982 год составлял 65 судов. Многие капитаны этих мини-яхт уже приобрели достаточный опыт и внесли различные усовершенствования в оборудование и оснастку судна. В некоторых городах появились объединения владельцев «Ассолей» — так сказать, «ассоциации класса в миниатюре». Они организовывали не только совместные плавания, но и крейсерские гонки, участвовали в соревнованиях, которые проводили местные федерации парусного спорта.

Многие критические замечания о проекте исходили от яхтсменов, привыкших к крейсерско-гоночным и гоночным судам. Для них простая базовая «Ассоль» была недостаточно быстроходна, обладала недостаточной парусностью и была лишена необходимых устройств для наиболее эффективного использования парусов.

«Катера и Яхты» продолжали следить за судьбой проекта и регулярно адресовали вопросы и замечания продвинутых читателей конструкторам и строителям судна. Создатели «Ассоли» отстаивали свой проект как прогулочно - туристское судно для семейных плаваний, поэтому вопросы обеспечения безопасности и простоты управления ставились выше вопросов скорости и маневренности судна. Ведь приобрести яхту мог практически любой человек, даже не имеющий специальной квалификации яхтенного рулевого. Хотя в руководстве по эксплуатации «Ассолей» последних лет выпуска появилась фраза: «К управлению яхтой допускаются только лица, имеющие удостоверение яхтенного рулевого», проконтролировать выполнение этого требования было почти невозможно.

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

В большинстве регионов страны парусные яхты личного пользования регистрировались навигационно-техническими инспекциями как гребные суда, если у них нет двигателей, или как чисто моторные, если на них имелся, например, 2-сильный «Салют». Соответственно в первом случае от владельца яхты вообще не требовалось иметь какое-либо разрешение на эксплуатацию судна, помимо судового билета; во втором — ему необходимо было сдать экзамены и получить удостоверение на право управления маломерным моторным судном — точно такое же, какое должен иметь водитель любой моторной лодки.

Ни программа подготовки судоводителей-любителей, ни правила технического освидетельствования судна на пригодность к плаванию не содержали специфических для парусных судов и их капитанов разделов. Поэтому такие меры предосторожности, принятые конструкторами «Ассоли», как умеренная площадь парусности, повышенная остойчивость и непотопляемость, нельзя не признать целесообразными.

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

В известной степени оправданным представлялось и оснащение яхты минимальным числом парусов, устройств и дельных вещей. Ведь каждый прошитый метр парусины, каждая завернутая гайка или изготовленная на неспециализированном производстве шкотовая лебедка оборачиваются десятками рублей в себестоимости судна. В 1980-х годах стоимость модернизированного судна росла и постепенно выросла уже до 6 000 рублей.

Многим критикам было бы удобнее приобретать яхту с минимумом снабжения и оборудования и постепенно ее «доводить», разнося расходы на несколько лет. Однако ни промышленность, ни торговля не были заинтересованы в этом. Купить необходимые «аксессуары» ни к «Ассоли», ни к любой другой лодке было практически невозможно. Владельцы «Ассолей» придумывали самые невероятные ухищрения и охотно делились ими на страницах «Катеров и яхт».

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

Впрочем, конструкторы шли навстречу будущим покупателям. В 1979-1980 годах прошли испытания килевого варианта «Ассоли». Лавировочные качества яхты улучшились, остойчивость заметно повысилась. На 1982 год было запланировано производство уже пяти килевых парусников.

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

Параллельно ЦКБ вело работы по созданию новой, несколько большей, чем «Ассоль» яхты с площадью парусности около 20 квадратных метров, улучшенной отделкой внутренних помещений и в целом более комфортабельной.

И все же производство «Ассолей» в 1980-х постепенно сокращалось. Стоимость яхты увеличивалась, что при ее характеристиках становилось фатальным. У «Ассоли» появились «конкуренты», другие судостроительные заводы подготовили свои проекты яхт с более точными и понятными характеристиками по классу. Больше не было необходимости переделывать прогулочно - туристское судно в гоночное.

В 1986 году в «Катерах и Яхтах» был опубликован проект яхты «Нева» Средне-Невского судостроительного завода (Санкт-Петербург). Это была стеклопластиковая килевая яхта с большей парусностью и всеми признаками крейсерско-гоночных яхт «минитонного» класса. Управлять «Невой» мог уже только человек, имеющий квалификацию яхтенного рулевого и определенный опыт. При сравнении с «Ассолью» отмечали несомненные преимущества «Невы» — по внешнему виду, качеству изготовления и отделки, не говоря уже о ходовых качествах, но возможности «Невы» как туристской яхты оценивались как весьма скромные.

Яхта «Ассоль». Рождённая в СССР Корабль, Путешествия, Яхта, Яхтинг, Парусник, Красота, История (наука), СССР, Длиннопост

Завод выпустил на рынок сразу 85 судов и получил хорошие отзывы владельцев. «Нева» ни в какое сравнение не идет с «Ассолью» и перекрывает ее по всем показателям! Благодарю конструкторов за хорошую яхту», — писали они и предлагали уже «Неву» выпускать в двух модификациях – в туристском и в гоночном варианте.

Хотя «Ассоли» как знаковые яхты ушли в прошлое, их все еще можно встретить на наших водных просторах. «Сделано на века» — так говорят о яхте ее владельцы в наше время. Есть такие вещи, которые по истечению даже большого промежутка времени не теряют спроса и популярности.

На сайтах объявлений ещё хватает предложений о продаже этих лодок. Цены от 100 тысяч рублей за экземпляры, требующие приложения рук, до 400 тысяч за идеальное состояние «сел и поехал».

Оригинал:
vk.com/@vsevmore-yahta-assol-rozhdennaya-v-sssr

В этом сообществе рассказываю про яхты и море, и про совместные парусные путешествия.

А ещё я здесь: https://t.me/vsevmore

Некоторые другие мои посты:

Алюминиевая красотка

Другая Турция

Осенние корабли

У нас с собой было, или что взять в путешествие на яхте

Внутреннее устройство парусной яхты

Как строят яхты

Виды килей парусных яхт

В одиночку через Тихий океан в 83 года

Как мы с яхты дрон запускали

Крепкий швед или шведская звезда

Неубиваемый

Яхтинг, парусные лодки

115 постов714 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

пока уважайте друг друга дальше разберемся.