Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг

Воздух: Часть 1 Часть 2 Часть 3

Море: Часть 4

Земля: Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8

Происхождение видов

Африка невероятно богата различными ископаемыми, ну там золотом, алмазами, ураном, а также противотанковыми и противопехотными минами – в ходе войны в Южной Родезии (известной также как "Война в Джордже буше") зимбабвийцы и родезийцы засрали минами вообще все поля и дороги приграничной территории, и засрали надо сказать весьма успешно – за всё время войны на минах подорвалось более 2000 единиц техники, а большинство минных полей не разминировано до сих пор. При этом родезийцы (и их союзники из ЮАР) были парнями смекалистыми и рукастыми, и начиная с 70-х годов стали клепать на коленке первые в истории MPV (mine-protected vehicles – защищённые от мин транспортные средства), на которые иной раз без слёз от смеха или молчаливого охуевания смотреть было просто невозможно.


Одна из самых безумных тарантаек – машина разминирования Pookie, катавшаяся на шинах от болида Формулы 1 (sic!) и имевшая меньшее удельное давление на грунт, чем человечья стопа

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Все эти машинки объединяли общие конструктивные решения:
Во-первых, днище было не плоским, а V-образным и к тому же бронированным, думаю понятно зачем – ударная волна не била фронтом по плоскости, а рассеивалась расположенными под углом бронелистами в стороны.
Во-вторых (ну и как следствие первого), десантный отсек располагался довольно высоко от земли, что тоже уменьшало эффективность ударной волны и осколков.


Ещё в каком-то советском дайджесте зарубежной бронетехники вскользь упоминался типичный представитель этих ваших MPV – ЮАРовский Casspir Mk I, причём упоминался он несколько снисходительно, будто какой-то местечковый курьёз, примерно так же к подобным машинкам отнеслись и в США.


Casspir Mk I, под днищем которого можно гопака плясать

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Зато участвовавшие в составе миротворческого контингента IFOR/SFOR/KFOR в заварухе на Балканах европейцы начали что-то подозревать – примерно в то время, когда у нас проводили испытания "Водников" и "Тигров", а американцы попивали колу в своих "Хамви", немцы из "Краус-Маффей Вегманн" и итальянцы из "Ивеко" решили разработать лёгкие минозащищённые броневики с учётом конструктивных особенностей южноафриканских MPV.


К середине нулевых кола в горло американцам уже не лезла – в Ираке и Афганистане потери оккупационных сил от подрывов "Хамви" на минах и СВУ достигли пугающих величин. В срочном порядке была собрана делегация, отправившаяся в ЮАР для ознакомления с особенностями конструкции MPV, где она имела честь наблюдать, как "Касспир" катается по настоящему минному полю, под баханье противопихотных мин под колёсами приговаривая "Я минозащищённый Casspir, как V-образно моё днище!" После ознакомления с докладом делегации американское МинОбороны объявило программу, давшую название целому классу бронемашин – MRAP (Mine Resistant Ambush Protected – "защищённые от мин и засад (транспортные средства)", читается как "эм-рап"). С Mine Resistant всё понятно, а Ambush Protected означает, что бронемашина должна быть бронирована по кругу (ведь из засады могут атаковать и сбоку, и сзади, и сверху и разве только не снизу из подкопа) не хуже, чем от 7,62-мм винтовочного боеприпаса со стальным сердечником.


MRAP была безумно дорогой ($50 млрд.) программой, породившей немыслимый зоопарк – было закуплено более десятка разных вариантов базовых шасси, в число которых входило и самый что ни на есть южноафриканское RG-31 Nyala (на фото), но надо отдать должное – жизни солдат броневики успешно спасали

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Иномарка


Но хватит об афро-американцах, пора возвращаться в Россию, примерно в 2010 год. Пока президент-инфант Дмитрий Анатолич размахивал "Айфоном", министр обороны Анатолий Эдуардович покупает израильские БПЛА и французские корабли, а также угрожает закупать итальянские колёсные истребители танков "Чентауро" и французские комплекты экипировки "солдат будущего" FELIN, ему поддакивает замминистра обороны Поповкин, предлагающий закупать (цитирую) "три "Леопарда" по цене одного Т-90".

Отечественные энтузиасты военной техники от таких новостей массово ложились в больницы с инфарктами, а мне с тех пор снится один и тот же кошмар:

Меня снова призывают в армию и отправляют на войну с грузинами-ваххабитами, противник окружает нас, на фоне почему-то играет "Non, je ne regrette rien" Эдит Пиаф. Я высовываюсь из окопа и пытаюсь выстрелить из моего АК-74М – осечка! Тянусь к рукояти затвора, но её нет на привычном месте, я смотрю на свой автомат и с ужасом понимаю что это не калаш, это FAMAS! Драгоценные секунды уходят на то чтобы вспомнить где у него рукоять затвора, тяну на себя, жму на спуск – снова осечка! Меняю магазин, досылаю патрон, ещё попытка – ничего... Враг подходит всё ближе, я уже слышу крики "Хачапури акбар, генацвале!", смотрю на магазин и под заключительное крещендо песни начинаю в ужасе кричать – в приёмник вместо магазина вставлен багет...

Вскоре Нолан украдёт некоторые идеи моего кошмара и снимет "Начало".


Ну и как мы помним по предыдущей части, от "Тигров" МинОбороны отказалось (правда ненадолго), в качестве замены решив купить тот самый разработанный итальянцами в начале нулевых броневик – Iveco LMV, в ВС РФ получивший обозначение "Рысь".


Будьте осторожны – шильдик можно прочитать как "еbiсь" и не развидеть обратно

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

По техническим характеристикам "Рысь" похожа на "Тигр" – 7 тонн полной массы, мощность двигателя 190 л.с, грузоподъёмность 2300 кг... Но бронирование машины из страны пиццы и пасты было на совершенно другом уровне – 2 уровень STANAG 4569, что примерно соответствует 5А по баллистике по старому ГОСТу (против 3 у "Тигра") – обеспечивается защита от бронебойного 7,62х39 мм патрона или обычного винтовочного 7,62, но самое главное – "Рысь" гарантирует отсутствие средних и тяжёлых степеней тяжести при подрыве на взрывном устройстве, эквивалентном 6 кг тротила (например противотанковая мина ТМ-62) против 0,6 кг у "Тигра", что было подтверждено испытаниями у нас.

Конструктивно "Рысь" представляет собой раму грузовичка Iveco 2500, на которую устанавливается трубчатый каркас, обвешенный многослойными панелями из стали и керамики:

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Безопасность экипажа при подрыве обеспечивается специальными креслами, которые крепятся к раме, а не к днищу, в противном случае подрыв мощного СВУ был бы аналогичен сильнейшему пинку под зад или падению на этот самый зад с высоты нескольких метров и последующей травмой позвоночника, кроме того у кресел есть развитый подголовник и пятиточечный ремень безопасности:

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

По требованию МинОбороны в конструкцию были внесены незначительные изменения, в основном касающиеся эргономики и совместимости с отечественным оборудованием, и в 2010 году к нам приехал первый десяток машинокомплектов.


Планы были грандиозные – закупить не менее 1700 "Рысей" и локализовать сборку в Воронеже, выглядит не так уж плохо, согласитесь? Военные получат проверенный минозащищённый броневик, который будет собираться у нас, мы получим технологии а солдаты будут меньше страдать от подрывов, просто замечательно, если бы не одно "но": это всё пиздёж.

Во-первых, ни единого чертежа итальянцы нам не передали и не собирались, более того, в договоре итальянским по белому было написано, что за несанкционированное внесение изменений в конструкции хер за воротник нам будет, а не новые машинокомплекты.

Во-вторых, "локализация" сборки заключалась в том, что готовая машина собиралась из... Собственно машины, капота, багажника, подножек, шноркеля и запаски (ДАЖЕ КОЛЁСА УЖЕ БЫЛИ ПРИКРУЧЕНЫ!) Это не тянет даже на отвёрточную сборку, не говоря уже о какой-то локализации...
Ну и в-третьих, 2014 год, украинские события и последующие санкции по большей части положили конец сотрудничеству с западными странами.

Стоит отметить, что вторая партия "машинокомплектов" поступила в 2015 году – итальянцы в принципе закрыли глаза на то что поставляли России пусть и невооружённую, но военную технику, однако долго бы это продлилось?


Как бы то ни было, к началу операции в Сирии у нас оказалось около 300 собранных "Рысей", было бы глупо не отправить их туда, где мины, СВУ, засады и шахид-мобили – рутинное явление.


Военнослужащий подразделения специального назначения демонстрирует шмелиное гнездо в багажнике, Сирия

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост


"Рыси" также использовались для патрулирования территории "военной полицией" (кем бы они ни были на самом деле) – лучше защищённый от мин автомобиль закономерно должен быть первым в колонне

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Военные оценили иномарку в целом положительно, в первую очередь за её броню и противоминную стойкость, но как обычно нашли и недостатки – им не понравилась теснота (но тут мало что можно было сделать, не позволяли размеры и особенности конструкции, обеспечивающие ту самую противоминную защиту, в том числе и специальные сидения), странноватый багажник и ряд других нюансов, но с другой стороны – разве могли бы "Тигры" гарантированно защитить экипаж в случае подрыва на противотанковой мине?

"Рысь" российского контингента после наезда на ТМ-62, весь передок раскурочен, но экипаж отделался лишь лёгким испугом

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Да, МинОбороны по сути нагло врало про локализацию и передачу технологий, но куда было деваться, раз уж отечественная промышленность не осилила создание броневика с подобным уровнем защиты... Хотя погодите!

ВПК-3924 СПМ-3 "Медведь", созданный ещё в 2008 году и прошедший госиспытания в 2013, обладает аналогичным "Рыси" уровнем противоминной защиты – 2 уровень по STANAG 4569, а баллистическая и вовсе выше – 6А по старому ГОСТу, т.е. уже бронебойная винтовочная 7,62

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

"Медведь" был пожалуй первым МРАПом, созданным в РФ, и в то время ему пророчили большое будущее – созданный по заказу МВД для внутренних войск (как мы помним, СПМ это "специальная полицейская машина"), он в принципе подходил и для военных, благо мог перевозить 8 человек десанта + 2 экипажа, т.е. в него легко влезало мотострелковое отделение. Даже в Battlefield 4 "Медведь" заменил "Водник" в качестве основного броневика российской стороны в мультиплеере, но увы, разрабы снова не угадали – ни в 2013, ни позже СПМ-3 так и не поступила на вооружение ВС или ВВ/Росгвардии. Хотя ВПК* не теряет надежды – "Медведя" можно было увидеть на недавней выставке достижений военного хозяйства "Армия-2020", к тому же не так давно ходили слухи о заинтересованности МинОбороны к обновлённому варианту.


* Здесь и далее под ВПК имеется в виду не военно-промышленный комплекс страны, а ООО "Военно-промышленная компания" – холдинг, в который вошли Арзамасский машиностроительный завод и другие подрядчики, занимавшиеся бронетехникой.


Да, "Медведь" гораздо больше и тяжелее "Рыси" – 12 т против 7, но у ВПК разрабатывалась и машинка поменьше – ВПК-3927 "Волк".


Мужчина заинтересовался подвеской непонятно зачем остановившегося у придорожной кафешки "Волка"

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Вот "Волка" уже можно назвать одноклассником "Рыси" по габаритам и массе, и он тоже имел 2 уровень противоминной и 6А баллистической защиты, кроме того, в наследство от "Водника" ему досталась модульность (непонятно зачем, ведь военным она только неудобства приносила), а ещё у него была гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом! Бронекорпус изготавливался по аналогичной ивековской методике – на стальной каркас вешались многослойные панели из стали и бронекерамики, за счёт этого при куда большем, чем у "Тигра" уровне защиты весил "Волк" практически столько же. Но в итоге его судьба оказалась ещё печальнее – к середине программа была закрыта.


С одной стороны может показаться, будто при Сердюкове задвинули перспективные отечественные проекты и за откат пропихнули иностранщину – такое мнение действительно весьма распространено, но, на мой взгляд, далеко от истины, потому что разработка "Волка" началась в 2008 году (как раз при скандальном министре) в рамках ОКР "Каратель".

Да-да, "Волк" был конкурентом широко известного в узких кругах монстра, в своё время вызвавший бурление говен из-за сочетания названия и непосредственного пользователя:


"Фалькатус", техника редко когда наследует название ОКР, ВПКшный прототип назывался "Волк", ЗИЛовский – КЛОП, а эта машина строго говоря не имеет прямого отношения к странно названной ОКР

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Вот только на самом деле всё сложнее – уже дышащий на ладан ЗИЛ в сотрудничестве с "Форт технология", фирменным поставщиком брони для ФСБ, решил поучаствовать в потенциально выгодном конкурсе на новый армейский броневик, но шансов победить у них, разумеется, было мало. Впоследствии прототип и документация достались "Форт технологии", и уже в сотрудничестве с КамАЗом (точнее его дочкой "Ремдизелем") был создан "Фалькатус" на шасси гоночного КамАЗ-4911. Ебанутый, но эффектный дизайн, 730-сильный двигатель (на 12-тонную машину!), броня уровня 6А и противоминная защита... Любит Контора понты, что тут сказать. Ну а за странное название ОКР по армейскому броневику, из которого это чудо выросло, можно сказать спасибо разве что генератору случайных названий ОКР, которым пользуется ГАБТУ.

Кроме того, в том же 2008 году стартовала другая ОКР, завершённая с куда большим успехом.


Плохие погодные условия

Эта история началась... Да она собственно и не прекращалась, так что пробегусь в крации по основным моментам:
1990 (примерно): в СССР начата научно-исследовательская работа по унификации двух основных армейских грузовиков, Уралов и КамАЗов, получившая шифр "Гараж"

2000 (примерно): "Гараж" преобразуется в "Гараж-2" – в рамках этой работы исходя из опыта Афганистана и Чечни грузовики должны будут не только стать унифицированными, но и обладать возможностью установки бронезащиты кабины
2005 (примерно): "Гараж-2" буксует, вместо того чтобы скрестить ужа и ежа КамАЗы и Уралы, МинОбороны смиряется с зоопарком и начинает ОКР "Мустанг" и "Мотовоз" – теперь каждый из автозаводов лепит свою линейку грузовиков разного калибра

2006: МинОбороны всё-таки хочет получить бронированный и защищённый от мин грузовик, и параллельно начинает ОКР "Медведь", исполнитель (НИИ Стали) использует шасси "Мустангов" и "Мотовозов" в качестве основы, на которую лепит бронированные кабины и кузова


Миасский "Медведь", обратите внимание на гайковидный бронекузов

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

2008: по итогам Пятидневки начинается масштабная реформа ВС, все нежизнеспособные, медленные, безрезультатные ОКР отправляются на помойку или перформатируются, "Медведь" плавно превращается... превращается... в ОКР "Тайфун"!


КАМАЗ-63968 "Тайфун-К", первый опытный образец из Челнов

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост


Урал-63095 "Тайфун-У", миасский коллега, передаём привет гайковидному бронекузову

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Машинки – моё почтение, масса обеих примерно 18-26 т (в зависимости от наличия или отсутствия дополнительного бронирования), двигатели ЯМЗ-536 у Урала и КАМАЗ 740.354-450 на КамАЗе, оба мощностью 450 л.с., обеспечивает максимальную скорость не менее 100 км/ч по шоссе, установлена гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом. Кабина (или отделение управления) изолирована от кузова, который в духе "Водника" можно легко заменить на другой, в стандартном варианте кузова расположены специальные сидения, крепящиеся к потолку вместо пола и с развитыми подголовниками, число которых варьируется от 12 до 16 в зависимости от источника (@GReK79rus утверждает что вполне удобные, но всё равно тесновато).


А вот с бронированием всё интереснее – разные источники сообщали разный уровень, а на одной из выставок пару лет назад представитель Урала вообще сказал что-то в духе "раньше был такой-то, а сейчас секретно". Путаницу вносит ещё и куча стандартов – есть старый ГОСТ по баллистике, есть новый, есть западный STANAG 4569, и есть отечественный ОТТ-9.1.12.1-2010, который вообще грифован. Скорее всего в базовом (без дополнительного бронирования) варианте оба грузовика защищают по 6А классу старого ГОСТа (т.е. бронебойная винтовочная 7,62) и 3 классу STANAG 4569 – от подрыва 8 кг под колесом или днищем, а возможно даже лучше.

Также были предусмотрены подрывы 152-мм осколочно-фугасного снаряда на расстоянии 25 метров от автомобиля. Именно такое расстояние было заложено в требованиях к защите машины. Потом было принято решение сократить расстояние до 10 м, затем до 5 м, ну и, наконец, решили произвести взрыв на расстоянии 2 м. Взорвали. Осколками покрошило керамику, но пробития не было, и показания датчиков на манекенах не зафиксировали превышения допустимого уровня нагрузки. Нам, конструкторам, было очень приятно получить такой высокий результат.

– главный конструктором ОАО "КАМАЗ" по работе с силовыми структурами Кухаренко Ю.А.

Но увы, полностью отечественными их назвать нельзя – значительное количество узлов грузовиков иностранные, особенно это касается КамАЗа – у него даже АКПП ZF (хоть и производится она в России) и шины Michelin (по крайней мере были раньше, существовали планы поменять на "Каму" или "Белшину", но как сейчас обстоят дела я сказать не могу). Пока комплектующие исправно поставляются, но учитывая нынешнее смутное в плане политики время... Пожуём – увидим.
Кроме того, по слухам от дополнительного бронирования отказались – по всей видимости оно оказалось слишком дорогим, к тому же ну очень сильно повышало массу машины, что уж говорить – даже на Западе МРАПы такого (четвёртого по STANAG) уровня защиты – большая редкость, а у машин, которые также по идее могут оснащаться дополнительной бронёй такого уровня, оная практически не светится на фото и видео.


А в 2017, ещё до прохождения полного цикла испытаний (2018), "Тайфуны" (правда только КамАЗовские) отправились туда, где им самое место.


КАМАЗ-63968 "Тайфун-К", обратите внимание на нештатную защиту остекления и зеркал – местные курды и арабы, обиженные на то что РФ не устроила пятнадцатую (или какую там по счёту?) русско-турецкую войну, любят закидывать патрули камнями

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост


... а один раз попытались поджечь "коктейлем Молотова", впрочем безрезультатно – грузовик уехал, пламя погасло

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Кроме того есть вот такой репортаж от "Рен-ТВ", но насколько он достоверен – я не берусь судить, лично мне кажется что журналисты несколько преувеличивают, в любом случае решать вам самим, что же касается "Тайфуна" – он однозначно способен сделать то, о чём рассказывается в видео, стрелковое оружие и мины вплоть до противотанковых, как мы могли убедиться, он пережёвывает без проблем, и это хорошо.


Лимиты поста уже трещат по швам, но на этом история "Тайфунов" и других колёсных броненовинок, испытывавшихся впервые в Сирии, не заканчивается – кроме монструозных грузовиков есть "Тайфуны" поменьше, а также немало других бронеавтомобилей, прошедших боевое крещение в истерзанной древней стране, ставшей рингом для противостояния самых разных стран и сил, но об этом в следующей части!

Впечатляющий дрэг-заезд, лидирует барбухайка со скромным скарбом в кузове, второе место прочно удерживает трактор с прицепом, но "Тайфун" уверенно сокращает отставание!

Восточный ветер, часть 9: Земля. На колёсах 2: Невидимый враг Сирия, Война, Мат, Камаз, Mrap, Видео, Длиннопост

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу