Царско-советский генерал Игнатьев, простой советский граф вспоминает (часть 5.1 - Кавалергарды):
Вступление:
«Кавалергардский полк» — Впервые в России кавалергарды появились при Петре Великом, когда из дворян был сформирован отряд для несения почетной службы во время коронации Екатерины. Впоследствии такие отряды создавались для коронаций. В январе 1799 года была сформирована воинская часть — Кавалергардский корпус, переформированный в январе 1800 года в Кавалергадский полк лейб-гвардии (нем. Leibgarde от Leib «тело» + лат. guardia «защита, охрана» - личная охрана монарха и почётное наименование отборных воинских частей).
Кавалергарды продолжали нести почетную дворцовую и коронационную службу. Память об этом сохранялась в понятии «вход за кавалергардов», что обозначало право входа в личные покои императорской семьи в Зимнем дворце. Полк участвовал и в военных действиях. Особенно он отличился в 1805 году в сражении при Аустерлице, в Отечественной войне 1812 года и походах 1813-1814 годов. За храбрость полку были вручены георгиевские штандарты. По традиции, шефом полка была императрица. В него подбирали солдат высоких, белокурых, с синими глазами.
Командир Кавалергардского полка Николай Николаевич Шипов-старший. Изображён в дворцовом парадном мундире (белый колет и поверх него красная суконная кираса-супервест) Картина Ф. В. Сычкова, 1895 год.
Но красных усами не запугать: калмык, буденновец, генерал-полковник Ока Иванович Городовиков, 19.09(01.10).1879 - 26.02.1960 (глаза не голубые, в кавалергарды не пойдет)
С.М. Будённый , бывший царский драгун. (Драгун-с, грубый-с народ-с....из характеристики драгун от поручика Ржевского)
«Это, Семён, не твои усы, а народные…» (это когда захотел сбрить усы, а тебе не дают).
За время существования кавалерии кавалергардов, в нем служило много знаменитых офицеров, в т.ч. Давыдов Денис Васильевич, декабристы Иван Аненков и Николай Мартынов, в Кавалергардском полку начинали свою биографию гетман Украины Павел Скоропадский и президент Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм , а также печально известный убийца А.С. Пушкина – Жорж Шарль Дантес.
Наверное все видели/слышали о кавалергардах: Дантесе, а также И.Анненкове в образе И.Костолевского
Жорж Шарль Дантес (выгнали!?)
Дантес, печально знаменитый кавалергард, в связи с дуэлью с А.С. Пушкиным. Настоящее и полное имя - Жорж Шарль де Геккерн Дантес. Жорж Дантес отправился искать счастья в Россию. Высочайшим приказом Дантеса зачисляют корнетом в кавалергардский полк. Но основные усилия молодого корнета были направлены не на военную службу, а на достижение успеха в светских кругах (почему в этом нет ничего странного, узнаете ниже из воспоминаний кавалергарда графа Игнатьева).
Постоянные нарушения гвардейского устава зафиксированы в 44 взысканиях. Согласно истории Дантес был влюблен в жену А.С. Пушкина, Наталью Гончарову, что и послужило причиной дуэли, которая трагически закончилась для поэта.
После дуэли, Дантес покинул Россию и вернулся на родину вместе с женой (сестра Натали, Екатерина Гончарова), был избран членом Генерального совета департамента Верхний Рейн. Позднее, стал председателем Генерального совета и мэром Сульца.
Воспоминания кавалергарда графа Игнатьева А.А.
Само имя полка, «Рыцарская гвардия», заключало в себе понятие благородства. История запечатлела подвиг воинского самопожертвования кавалергардов. В 1805 году, в сражении под Аустерлицем, кавалергарды для спасения русской пехоты атаковали французов и покрыли поле своими телами в белоснежных кирасирских колетах. Объезжавший поле сражения Наполеон неуместно пошутил над «безусыми мальчишками», полегшими в бесплодной атаке, но тут приподнялся раненый офицер нашего эскадрона и на прекрасном французском языке ответил:
— Я молод, это верно, но доблесть воина не исчисляется его возрастом.Возвращение русских кавалергардов после атаки на французов под Аустерлицем 1805 года. (1885, Н.С.Самокиш)
На потемневшем от долгой службы полковом штандарте было вышито серебром: «За Бородино», а на серебряных сигнальных трубах выгравирована надпись: «За Фер-Шампенуаз 1814». Судьба занесла меня, кавалергарда, в эту небольшую французскую деревеньку из белых каменных домиков ровно через сто лет после этого боя, в дни сражения на Марне, которое я наблюдал как представитель русской армии при французском командовании. Посреди небольшой площади селения Фер-Шампенуаз я увидел скромный памятник, поставленный в память о русских солдатах, полегших в бою с французами в 1814 году. Изображение их подвига в этом сражении я и сейчас вижу каждый раз, когда бываю в Военно-инженерной академии, лестницу которой украшает громадная картина сражения при Фер-Шампенуазе; на первом плане — 1-й, так называемый лейб-эскадрон моего бывшего полка, готовый идти в атаку на ощетинившееся штыками пехотное французское каре.
Сражение при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 года. (Холст, масло. В. Тимм, 1839. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург), кавалерия порубила два корпуса французов, каре не помогло.
Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фер-Шампенуазе 13 марта 1814 г. (Б. Виллевальде. 1891 г.)
Вступая в полк, каждый погружался в атмосферу преклонения перед историческим прошлым кавалергардов. У меня это преклонение усугублялось чувством привязанности к полку, почти как к родному дому. С самого раннего детства я видел на отце черный двубортный сюртук с серебряными пуговицами и белой подкладкой под длинными полами, а белая полковая фуражка с красным околышем казалась мне знаком благородства и воинской чести.
Родившись в казармах полка, я через девятнадцать лет еще застал в нем старших офицеров, полкового врача и сверхсрочных трубачей, служивших под командой отца в годы моего детства.
Нигде в России, быть может, дух патриархальности не был сильнее, чем в этих Елизаветинских казармах на Захарьевской.
фото казарм и манежа по ссылкам https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298507-d105198...
http://polki.mirpeterburga.ru/kav/topo/new3609
Одним из проявлений этой патриархальности было своеобразно сложившееся отношение к солдатам, хотя «отцом-командиром» мог быть и неоперившийся корнет. Самые либеральные офицеры относились к солдатам, как «добрые» помещики к крестьянам, но даже и наиболее невежественные никогда себе не позволяли рукоприкладства, чтобы не нарушить полковой традиции.
На уклад толковой жизни оказывало влияние то обстоятельство, что у некоторых старинных русских родов, как у Шереметевых, Гагариных, Мусиных-Пушкиных, Араповых, Пашковых и др., была традиция служить из поколения в поколение в этом полку. В день столетнего полкового юбилея была по этому поводу сфотографирована группа, в первом ряду которой сидели отцы, бывшие командиры и офицеры полка, а во втором ряду стояли по одному и по два их сыновья.
Полковые традиции предусматривали известное равенство в отношениях между офицерами независимо от их титула. Надев форму полка, всякий становился полноправным его членом, точь-в-точь как в каком-нибудь аристократическом клубе.
Сходство с подобным клубом выражалось особенно ярко в подборе офицеров, принятие которых в полк зависело не от начальства и даже не от царя, а прежде всего от вынесенного общим офицерским собранием решения. Это собрание через избираемый им суд чести следило и за частной жизнью офицеров, главным образом за выбором невест.
Офицерские жены составляли как бы часть полка, и потому в их среду не могли допускаться не только еврейки, но даже дамы, происходящие из самых богатых и культурных русских, однако не дворянских семейств. Моему товарищу, князю Урусову, женившемуся на дочери купца Харитоненко, пришлось уйти из полка; ему запретили явиться на свадьбу в кавалергардском мундире.
В представлении гвардейского офицера полк составляли три-четыре десятка господ, а все остальное было как бы подсобным аппаратом. Если бы вы приехали в Париж даже через много лет после нашей революции, то нашли бы большую часть офицеров расформированных давным-давно гвардейских полков, и в том числе кавалергардов, собиравшихся в штатских пиджаках и шоферских куртках на полковой праздник в бывшую посольскую церковь на улице Дарю — тогдашнем центре русской эмиграции — и служивших молебны под сенью вывезенного ими при бегстве из Крыма полкового штандарта. Естественно, что в свое время в Париже они не преминули вслед за пажами прислать мне письмо, исключающее меня из полка.
Во времена же Российской империи кавалергардский полк был первым из шести полков 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, в которую кроме четырех кирасирских входили два гвардейских казачьих полка. Все полки были четырехэскадронного состава.
Дивизия эта долго сохраняла за собой название тяжелой — не только из-за десятивершковых людей – более 185 см и шестивершковых лошадей – более 167 см, но и как воспоминание о той эпохе, когда кирасиры своей тяжелой массой легко пробивали строй легкой кавалерии.
При использовании вершков (4,445 см) для измерения роста людей результаты выражались особым образом. В этих случаях в вершках указывался не собственно рост, а только то, насколько он превосходил два аршина – 140 см (1 арш. = 70,9 см). Поэтому для получения истинного роста к значению, выраженному в вершках, следует прибавлять два аршина. Например, дворник Герасим из повести «Муму» описывается И. С. Тургеневым так: «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…». Это означает, что рост Герасима равен 12 вершков + 2 аршина, что составляет приблизительно 196 см.
Аналогичным образом высчитывался и рост лошадей. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится: «рост донских лошадей сравнительно малый — от 1 до 3 врш.», «рост битюга средний до 6 врш.», «рост американского рысака в среднем около 3 врш.»
Считаю уместным вставить параграф из воспоминаний «синего кирасира», князя В.Трубецкого:
«Первая гвардейская дивизия — так называемая кирасирская дивизия, куда входил наш полк — считалась еще по старинке тяжелой кавалерией» — Кавалерийские полки в XVIII—XIX веках делились на тяжелые: кирасиры и драгуны, — и легкие: гусары, уланы, конные егеря. Тяжелая кавалерия отличалась конским составом — более крупным, подбором солдат — высоких, сильных, вооружением — касками, палашами, кирасами у кирасир. Она действовала в бою сомкнутым строем. В 1860 году армейские кирасирские полки были переформированы в драгунские. С этого времени только Кавалергардский, Л.-гв. Конный, Кирасирские Его и Ея Величеств полки сохраняли характер кирасирских. Хотя 1-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию, в которую входили перечисленные полки, и называли иногда кирасирской дивизией, но в ее состав входили и два казачьих полка: Л.-гв. Казачий и Атаманский.
Так как с 1860 года кирасирские полки сохранялись только в Петербурге, то они стали и характерным знаком быта «военной столицы». Видимо не случайно Вронский в «Анне Каренине» — офицер одного из гвардейских кирасирских полков, среди персонажей «Петербурга» Андрея Белого — желтый кирасир, барон Оммау-Оммергау, и синий кирасир, граф Авен. Отметим и точность, образность реалий в «петербургских» произведениях. У Андрея Белого в «Петербурге» мы читаем: «Там, на светлом фоне светлого здания, медленно проходил Ее Величества кирасир; у него была золотая, блиставшая каска. И серебряный голубь над каской распростер свои крылья». «Голубь» на гвардейском языке обозначает двуглавого орла, украшавшего парадную каску; «голубками» называли навершия штандартов, которые также представляли собой двуглавых орлов. Еще пример, из «Египетской марки» О. Мандельштама: «А потом кавалергарды слетятся на отпеванье в костел Гваренги. Золотые птички-стервятники расклюют римско-католическую певунью» и «Роскошное дребезжание пролетки растаяло в тишине, подозрительной, как кирасирская молитва».
Пики с флюгерами были введены в кирасирских полках в 1831 году для передних шеренг эскадронов. Каждый полк имел флюгера своей расцветки: Кавалергардский — белый с красным, Л.-гв. Конный — белый с темно-синим и желтым, Л.-гв. Кирасирский Его Величества — белый с синим и желтым, Л.-гв. Кирасирский Ея Величества — желтый с синим.
При Николае I были определены масти коней для каждого из гвардейских кирасирских полков. В начале XX века были следующими: Кавалергардский — гнедые, Л.-гв. Конный — вороные, Л.-гв. Кирасирский Его Величества — караковые и темно-гнедые, у ставшего позднее гвардейским Кирасирского Ея Величества — рыжие (первый эскадрон — золотисто-рыжие, второй эскадрон — рыжие белоногие с проточиной, третий эскадрон — рыжие со звездочкой, четвертый эскадрон — темно-рыжие и бурые).
В 1914 году, когда началась империалистическая война, которая принесла с собой применение газов и танков, мне пришлось видеть в Париже французских кирасир, выступавших еще в наполеоновских касках и кирасах. Такова сила привязанности к форме!
В отличие от тяжелой, 2-я легкая гвардейская кавалерийская дивизия состояла из четырех шестиэскадронных полков: конно-гренадер, улан, лейб-драгун и лейб-гусар.
Кони 1-й дивизии получали по четыре гарнца овса, 2-й дивизии — по три гарнца, а армейская кавалерия — по два с половиной гарнца. В результате, однако, на смотрах некоторые армейские дивизии, особенно пограничных корпусов, оказывались в отношении боевой подготовки и выносливости коней выше гвардейских. Объяснялось это, главным образом, неблагоприятными для занятий условиями расквартирования гвардейских полков. Особенно страдала наша 1-я бригада — кавалергарды и конная гвардия, располагавшиеся в центре самого Петербурга; большую часть года мы не могли даже выехать в поле, но зато заслужили прозвище — «бюро похоронных процессий», так как были обязаны участвовать в конном строю на похоронах бесчисленного генералитета, проживавшего и умиравшего в столице.
На этих церемониях, равно как на парадах, полк своим видом воскрешал в памяти давно отжившие времена эпохи Александра I и Николая I, выступая в белых мундирах-колетах, а в зимнее время — в шинелях, поверх которых надевались медные блестящие кирасы, при палашах и гремящих стальных ножнах и в медных касках, на которые навинчивались острые шишаки или, в особых случаях, посеребренные двуглавые орлы. Орлы эти у солдат назывались почему-то «голубками». Седла покрывались большими красными вальтрапами, обшитыми серебряным галуном. Первая шеренга — с пиками и флюгерами.
Обыкновенной же походной формой были у нас черные однобортные вицмундиры и фуражки, а вооружение — общее для всей кавалерии: шашки и винтовки.
Но этим, впрочем, дело не ограничивалось, так как для почетных караулов во дворце кавалергардам и конной гвардии была присвоена так называемая дворцовая парадная форма. Поверх мундира надевалась кираса из красного сукна, а на ноги — белые замшевые лосины, которые можно было натягивать только в мокром виде, и средневековые ботфорты.
Наконец, для офицеров этих первых двух кавалерийских полков существовала еще так называемая бальная форма, надевавшаяся два-три раза в год на дворцовые балы. Если к этому прибавить николаевскую шинель с пелериной и бобровым воротником, то можно понять, как дорог был гардероб гвардейского кавалерийского офицера. Большинство старалось перед выпуском дать заказы разным портным: так называемые первые номера мундиров — дорогим портным, а вторые и третьи — портным подешевле. Непосильные для офицеров затраты на обмундирование вызвали создание кооперативного гвардейского экономического общества с собственными мастерскими. Подобные же экономические общества появились впоследствии при всех крупных гарнизонах.
Продолжение следует..
Лига историков
13.5K поста50.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения