Сталь катаны - лучшая в мире?
Раз уж вчерашний пост про особенности рыцарского облачения был в целом встречен тепло и положительно, позволю себе в ознакомительных целях украсть у канала "Эспадон" еще один материал - на этот раз посвященный мифам о "легендарной" стали оружейных мастеров феодальной Японии.
Тег "мое" на ставлю, поскольку материал заимствован. По традиции, оставляю ссылку на оригинал для тех, кто захочет почитать и другие статьи от тех же авторов.
Каких только мифов не придумали люди о качестве японских клинков. Мол, они способны резать арматуру как масло, а великие мастера древности изготавливали оружие, превзойти которое по качеству не может ни один современный аналог. Но стоит ли верить этим утверждениям? Чтобы выяснить это, придется окунуться в историю.
В отличие от средневековой Европы, богатой рудными залежами, основным источником весьма дефицитного для Японии железа был сатэцу (яп. 砂鉄 ) - речной песок с вкраплениями магнетита, железной руды (собственно железа в нем меньше 1%). Современные металлурги просеивают его с помощью мощных электромагнитов: они притягивают из песка мелкие частицы оксида железа, получая на выходе сравнительно чистый продукт. Однако кузнецы феодальной Японии не знали таких технологий, а потому даже после тщательного просеивания в железном песке оставалось множество примесей, что снижало качества сырья.
Для очистки руды и насыщения ее углеродом японцы пользовались татара - огромными плавильными печами. В них магнетит несколько дней пережигался с древесным углем, в результате чего получался огромный слиток неоднородной губчатой стали - тамахагэнэ. Его дробили на части, расплющивали, резко остужали в воде и разбивали на куски не больше монеты. Это позволяло отсортировать итоговый продукт по содержанию углерода и выявить брак. В результате содержание углерода в готовых слитках заметно разнилось.
С одной стороны, такое сырье было непригодно для производства клинка, и кузнецам приходилось дополнительно проковывать его, чтобы снизить процент углерода и сделать металл более твердым. Именно с этим и связан миф о том, что сталь наслаивали тысячи раз, что якобы придавало ей невероятные качества. На самом деле, для получения свыше 1000 слоев, заготовку нужно сложить всего лишь 8-10 раз - это стандартная процедура, позволяющая добиться более равномерного распределения углерода по клинку и дополнительно избавиться от шлаков.
Очищенную сталь могли прокалить с молибденовым песком или зарыть в рыхлую землю на несколько лет. Почвенные бактерии насыщали металл азотом, улучшая его качества - но и стоил "выдержанный" слиток намного дороже.
С другой, различная степень твердости делала клинок более гибким и позволяла ему лучше держать удар. Иногда на поверхности катаны видны разводы, напоминающие структуру булата, поскольку обе технологии изготовления пользуются схожим принципом.
В результате, на качество стали влияло множество нюансов, которые заметно сказывались на итоговом качестве клинка. К сожалению, в большинстве случаев оно оставляло желать лучшего и заметно уступало европейским аналогам. Ну а мифы о том, что катана способна рассечь кольчугу или даже латный доспех из закаленной стали не выдерживают никакой критики - мы уже писали о том, что этого не могут даже современные клинки из высококачественной стали, очищенной на заводе до состояния, близкого к идеальному.
Кстати, после некоторых поисков обнаружил у канала сообщество Вконтакте, так что наверное оставлю ссылку и на него - вдруг кто заинтересуется.
Лига историков
13.5K поста50.2K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения