Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127

Первый советский междугородный автобус ЗИС-127, серийно выпускавшийся на заводе имени Сталина в 1950-х годах, называли королем дорог не просто так: это была вместительная, быстроходная и комфортабельная машина с поистине футуристическим дизайном, которая использовалась в транспортном сообщении СССР, соединяя самые отдаленные населенные пункты. При этом тираж данного автобуса был до неприличия мал: с 1955-го по 1961-й выпустили всего 851 экземпляр. Сегодня расскажем об этой заслуживающей внимания машине подробнее.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Для чего был нужен

В послевоенные годы разрушенная страна пыталась наладить промышленность, энергоснабжение и другие важнейшие экономические сферы. Развитие транспортного сообщения в СССР было одной из приоритетных задач, поэтому уже в середине 1950-х достаточно неплохо функционировала железнодорожная сеть.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Увы, в полном объеме задач по перевозке пассажиров и грузов она не решала по вполне объяснимым причинам. Железные дороги и узловые пассажирские станции пролегали не везде – для этого достаточно посмотреть на карту обширных территорий бывшего СССР. Поэтому большие расстояния между станциями вынуждали людей добираться от железной дороги до места назначения на попутном транспорте.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Для решения этой проблемы стали прокладывать скоростные автомобильные трассы между крупными населенными пунктами и создавать сеть междугородных автобусных сообщений. Конечно же, она нуждалась в большом и мощном транспортном средстве, способном без проблем покрывать значительные расстояния.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Работы над проектированием советского междугородного автобуса ЗИС-127 велись ещё в 1953 году при поддержке бывшего директора автозавода Ивана Алексеевича Лихачёва, 26 августа того же года назначенного на пост министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР (Минавтошосдор СССР).

Выход в эксплуатацию

В январе 1956-го началась эксплуатация первых сошедших с конвейера автобусов ЗИС-127 по маршруту Москва – Вязьма, а позже – на линиях Москва – Симферополь, Москва – Ленинград, Москва – Рига, Москва – Минск и Ленинград – Таллин. В основном эти машины работали на дальних трассах, но встречались и некоторые исключения. Так, более 70 лет назад на ЗИС-127 доставляли туристов от столичной гостиницы «Москва» в аэропорт Внуково.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Салон ЗИС-127 был радиофицирован, в окна были вставлены небьющиеся безопасные стекла, а от яркого солнечного света спасали шторки. В автобусе было установлено 32 пассажирских кресла полуспального типа с откидывающимися спинками. Кресла заполнялись губчатой резиной, имели обивку из шерстяной ткани, комбинированной с дерматином.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Спинки и подушки кресел регулировались пассажирами. Над каждым местом размещались индивидуальный источник света и вентилятор. Над креслами также были закреплены сетки для ручной клади, а под полом с обеих сторон машины имелись два просторных багажных отсека, хорошо изолированных от дорожной пыли. Как раз между ними размещался топливный бак.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Водительское место от салона отделяла металлическая перегородка. Помимо бокового окна, в кабине имелось и заднее окошко, закрываемое шторками: если их отстегнуть, они автоматически сматывались вверх. Также к перегородке кабины водителя крепился маленький турникет-шлагбаум, который закрывался при помощи подпружиненной сдвижной муфты, перекрывая вход в салон и выход из него, хотя водители редко им пользовались.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

В водительском кресле можно было регулировать наклон спинки и продольное положение подушки. Спидометр и тахометр, установленные на щитке приборов, имели электрический дистанционный привод.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Кроме того, кабина водителя оснащалась индивидуальным вентилятором. Приборная панель включала в себя такие приборы, как указатель температуры воды, амперметр, указатель давления масла и два манометра, показывающих давление в тормозной системе передних и задних колёс.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Также стоит отметить, что впервые в советской практике рулевой привод снабжался гидроусилителем, который значительно облегчал поворот колес и смягчал удары, передаваемые на рулевое колесо ухабами на дорогах. Усилитель также повышал безопасность движения, устраняя резкий поворот колес в случае внезапного прокола шин. Корпус же данного автобуса был оснащен гофрированными бортами из алюминия и множеством хромированных деталей, популярных в то время в автомобилестроении.

Техническая начинка

Силовым агрегатом в ЗИС-127 являлся двухтактный шестицилиндровый дизель ЯМЗ-206Д, размещенный сзади. При 2000 об/мин этот мотор выдавал 180 лошадиных сил, что позволяло перемещать 10-тонную махину со скоростью до 111 км/ч, хотя максимально разрешенная в то время не превышала 95 км/ч.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Конечно, мощности мотора для полностью загруженного автобуса не всегда хватало. К примеру, трогался с места ЗИС-127 с трудом, что при городской езде вызывало сложности. Зато при наборе скорости на магистралях машина показывала прекрасную динамику и управляемость.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Длина автобуса при 5600 мм колёсной базы составляла 10.220 мм, ширина – 2680 мм, высота – 3060 мм, дорожный просвет – внушительные 270 мм. К слову, именно габариты стали основной причиной того, что данная модель продержалась в производстве не более шести лет. В 1959 году СССР присоединился к международной конвенции по дорожному движению, ограничивавшей ширину автобусов двумя с половиной метрами.

Советский сухопутный лайнер – что вы знаете об автобусе ЗИС-127 Интересное, Машина, Авто, Ретроавтомобиль, Водитель, Транспорт, Зис, Факты, Познавательно, Техника, Лайнер, Автобус, Изобретения, История автомобилей, СССР, Сделано в СССР, Ретро, Длиннопост, Старое фото

Поэтому в 1961 году с конвейера сошли последние ЗИС-127. В этот же период Госплан принял решение о прекращении развития в СССР собственных междугородных автобусов, производство которых возлагалось на Венгрию в рамках внутренней кооперации СЭВ, – на советские дороги хлынули потоки венгерских «Икарусов».

***

К сожалению, до настоящего времени сохранилось не более четырех экземпляров ЗИС-127. Один из них принадлежит главе транспортного холдинга Mootor Group Эстонии Хуго Осуле. Машина до сих пор на ходу и принимает активное участие во многих выставках винтажных автомобилей и участвует в пробегах ретротранспорта.

Ретро

1.5K поста4.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважаем друг друга!

- Посты должны относиться к предметам, событиям, людям и моде прошлых лет

- Запрещается выяснять "кто старее" и троллинг на тему "а вот в наше время было..."