Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак

Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак История, Древний мир, Древний Египет, Религия, Длиннопост, Pathfinder

Боги Древнего Египта


Египетская религия была политеистической. Боги, населявшие ограниченный и в конечном счете бренный космос, различались по своей природе и способностям. Слово netjer (“бог”) описывает гораздо более широкий круг существ, чем божества монотеистических религий, включая тех, кого можно было бы назвать демонами. Как это почти необходимо в политеизме, боги не были ни всемогущими, ни всезнающими. Их сила была неизмеримо больше, чем у людей, и они обладали способностью жить почти бесконечно, выживать после смертельных ран, находиться в нескольких местах одновременно, воздействовать на людей видимыми и невидимыми способами и так далее.


Большинство богов, как правило, были благожелательны, но на их благосклонность нельзя было рассчитывать, и их нужно было умилостивлять.


Некоторые божества, особенно такие богини, как Нейт, Сехмет и Мут, обладали сильно двойственными характерами. Бог Сет воплощал в себе неупорядоченные аспекты упорядоченного мира, и в 1-м тысячелетии до н.э. его стали рассматривать как врага, которого нужно было уничтожить (но который останется).


Характеры богов не были четко определены. У большинства из них была основная ассоциация, например, у Огня с солнцем или у богини Хатхор с женщинами, но было много совпадений, особенно среди ведущих божеств. В общем, чем более четко описан характер божества, тем менее могущественным было это божество. Все главные боги приобрели характеристики богов-создателей. У одной фигуры могло быть много имен; среди имен бога солнца наиболее важными были Хепри (утренняя форма), Ра-Харахти (форма Ра, связанная с Гором) и Атум (старая, вечерняя форма). Существовали три основные “социальные” категории божеств: боги, богини и юные божества, в основном мужского пола.


У богов были региональные ассоциации, соответствующие их главным культовым местам. Культовым местом бога солнца был Гелиополь, Птаха - Мемфис, а Амона - Фивы. Это не обязательно были их первоначальные культовые места. Основным культом Хнума, бога-творца, который лепил людей из глины, как гончар, был Элефантин, и он был повелителем близлежащего Первого Водопада. Однако его культ не засвидетельствован там до Нового царства, хотя он был важен с 1-й династии (ок. 2925-2775 до н.э.). Главное раннее святилище там принадлежало богине Сатет, которая стала спутницей Хнума. Точно так же Мут, партнер Амона в Фивах, по-видимому, возник в другом месте.


Божества имели основные проявления, и большинство из них были связаны с одним или несколькими видами животных. Для богов наиболее важными формами были сокол и бык, а для богинь - корова, кобра, стервятник и львица. Бараны были широко распространены, в то время как некоторые проявления были столь же скромны, как многоножка бога Сепы. Некоторые боги были очень тесно связаны с определенными животными, например, Себек был связан с крокодилом, а Хепри - с жуком-скарабеем. У Тота было два животных, ибис и бабуин. Некоторые культы животных были лишь частично объединены с конкретными богами, в частности, Баран Мендеса в Дельте и быки Апис и Мневис в Мемфисе и Гелиополисе, соответственно. Животные могли выражать аспекты природы божества. Некоторые богини были львицами в своем более свирепом аспекте, но были кошками, когда были мягкими.


Эти изменчивые формы относятся к аспектам личности, которые были общими для богов и людей. Наиболее значимыми из них были ка, которая была жизненной сущностью человека, которая передавалась от одного поколения к следующему, ба, которая давала свободу передвижения и способность принимать различные формы, главным образом в следующем мире, и ах, преображенный дух человека на том свете.


Главным обликом, в котором изображались боги, был человеческий, и многие божества имели только человеческий облик. Среди этих божеств были очень древние фигуры, такие как бог плодородия Мин и творец и ремесленник Птах. Космические боги Шу, воздуха и неба, и Геб, земли, имели человеческий облик, как и Осирис, Исида и Нефтида, божества, которые представляли собой модель человеческого общества. На храмовых рельефах боги были изображены в человеческом облике, что имело центральное значение для соблюдения приличий. Поэтому боги, имеющие животные проявления, были показаны с человеческим телом и головой их животного.


Помимо главных божеств — богов, получивших культ или сыгравших значительную космическую роль, — существовали важные второстепенные фигуры. Некоторые из этих маргинальных существ имели гротескные формы и разные имена.


Среди демонов самой важной фигурой был Апопис, изображенный в виде колоссального змея, который был врагом бога солнца в его ежедневном цикле через космос. Апопис существовал вне упорядоченного царства; его приходилось ежедневно побеждать, но, поскольку он не принадлежал к сфере существования, его нельзя было уничтожить.

Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак История, Древний мир, Древний Египет, Религия, Длиннопост, Pathfinder

Древнеегипетская богиня Сехмет


Се́хмет, Са́хмет, Со́хмет (егип. sḫmt) означает «могучая» или «та, кто любит Маат», была богиней жаркого солнца пустыни, чумы, хаоса, войны и исцеления.


Сехмет была порождена огненным взглядом бога солнца Ра, когда он в ярости смотрел на мир людей (отсюда прозвище «Око Ра»). Ра создал ее как оружие, чтобы уничтожать людей которые не живут в соответствии с принципами истины, справедливости, закона и миропорядка Маат. Иногда ее называют дочерью бога земли Геба и богини неба Нут. Она была спутницей бога Птаха. Культовый центр в городе Мемфис. В зависимости от исполняемой функции Сехмет отождествляли с другими египетскими богинями, такими как Хатхор, Бастет и Мут.


Сехмет изображалась с телом женщины с головой львицы, увенчанной солнечным диском или символом величия, силы жизни и смерти, способности править и уничтожать врагов бога Ра - уреем. В руках обычно сжимает символ жизни анх и папирусовый скипетр (wAs).


Она считалась покровительницей и защитницей египетских фараонов и вела их на в войну. Также считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии. Сехмет была ужасающей богиней, однако могла отвратить чуму и вылечить болезни. «Око Ра» покровительствовала врачам и целителям.


Когда она была умиротворена, то принимала форму домашней богини-кошки Бастет. Египтяне шептали свои молитвы на ухо мумиям кошек и возносили их Сехмет. Они верили, что это прямая связь с божеством и их молитвы будут услышаны.

Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак История, Древний мир, Древний Египет, Религия, Длиннопост, Pathfinder

Древнеегипетская богиня Исида


Исида, египетская Асет или Эсет, одна из самых важных богинь Древнего Египта. Ее современное имя - это греческая форма древнеегипетского слова, означающего “трон”.


Первоначально Исида была малоизвестной богиней, у которой не было собственных посвященных храмов, но ее значение росло, пока в эллинистическую эпоху она не стала одним из самых важных божеств Египта. Впоследствии ее культ распространился по всей Римской империи, и Исиде поклонялись от Британии до Афганистана.


Исида была главным божеством в обрядах, связанных с умершими. Как магическая целительница, она лечила больных. Как мать, она была образцом для подражания для всех женщин.


Чаще всего ее изображали в виде женщины с иероглифическим знаком трона или солнечным диском и коровьими рогами на голове. Иногда ее изображали в виде скорпиона, птицы, и даже свиньи или коровы.


Исида впервые упоминается в Текстах пирамид (ок. 2350-2100 до н.э.), в которых она предлагает помощь мертвому царю. Позже, когда представления о загробной жизни стали более демократичными, Исида смогла оказать свою помощь всем умершим египтянам.


Жрецы Гелиополя, последователи бога солнца Ра, разработали миф об Исиде. В нём утверждалось, что Исида была дочерью бога земли Геба и богини неба Нут и сестрой божеств Осириса, Сета и Нефтиды. Будучи замужем за Осирисом, первым царем Египта, Исида была царицей, которая поддерживала своего мужа и учила египетских женщин ткать, печь и варить пиво.


Но Сет был ревнив, и вынашивал план убийства своего брата. Завистливый брат запер Осириса в украшенном деревянном сундуке и бросил в Нил. Сундук стал гробом Осириса. Когда его брат исчез, Сет стал царем Египта. Но Исида не могла забыть своего мужа. Она повсюду искала его, пока в конце концов не обнаружила Осириса, все еще запертого в сундуке.


Верная супруга привезла тело мужа обратно в Египет, где Сет обнаружил сундук. В ярости узурпатор разрубил своего брата на куски, которые он разбросал по всей стране. Превратившись в птицу, Исида с помощью своей сестры Нефтиды смогла обнаружить и воссоединить части тела своего мертвого мужа. С помощью Анубиса или Тота, она собрала воедино тело супруга, а Анубис забальзамировал его, сотворив самую первую мумию. Тем не менее, девять месяцев спустя Исида родила ему сына Гора. Затем Осирис был вынужден уйти в подземный мир, где стал царем мертвых.


Исида пряталась вместе с Гором в болотах дельты Нила, пока ее сын полностью не вырос и не смог отомстить за своего отца и претендовать на его трон. Она защищала маленького бога солнца от нападений змей и скорпионов.


Есть и другая версия этих событий с явно месопотамским влиянием. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока тот не возмужал.


Затем Гор и Сет судились за престол в суде богов. Завершилось всё поединком дяди и племянника. Поскольку Исида также была сестрой Сета, она колебалась и была обезглавлена Гором. Затем обезглавливание было отменено с помощью магии. В конце концов мать и сын помирились, и Гор смог занять трон Египта.

Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак История, Древний мир, Древний Египет, Религия, Длиннопост, Pathfinder

Древнеегипетский бог Ра


Ра (также именуемый Ре) - бог солнца в Древнем Египте . Он является одним из старейших божеств в египетском пантеоне и позже был объединен с другими божествами, такими как Гор, став Ра-Хорахти (утреннее солнце), Амон (полуденное солнце) и Атум (вечернее солнце).

Ра- это египетское слово, означающее «солнце». Как солнечное божество, Ра олицетворял силу солнца, но также считался самим солнцем, представляемым как великий бог, плывущий на своей ладье по небесам в течение дня и спускающийся в подземный мир на закате. Когда он пробирался сквозь тьму под землей, каждую ночь на него нападал гигантский змей Апофис (также известный как Апеп), который пытался помешать восходу солнца и таким образом уничтожить все живое на земле.


Ра возможно, самое важное божество Египта не только из-за его связи с животворящим солнцем, но и из-за его влияния на развитие более поздних богов. Амон, который станет настолько популярным, что его культ был почти монотеистическим и самым могущественным в Древнем Египте, произошел от Ра и во многом разделяет его мифологию. Гор, который был связан с живым царём, следовал той же парадигме, поскольку Ра был известен как «царь и отец царя». Он также был связан с богом-творцом Атумом, и имена двух божеств используются как синонимы в некоторых версиях мифов о сотворении мира.


Впервые Ра упоминается в «Текстах пирамид» (ок. 2400–2300 гг. до н.э.), старейших религиозных произведениях в мире, которые были начертаны на саркофагах и стенах гробниц в Саккаре. В них Ра собирает душу царя и увозит его в рай Тростникового поля на своей золотой ладье. Поклонение Ра было уже хорошо известно в то время, когда эти тексты были написаны.


Его культовым центром был город Иуну (более известный как Гелиополис, греческое название, означающее «город бога солнца»). Ра изображен в Текстах пирамид не только как верховный правитель богов, не просто утешитель вновь прибывшей души в загробный мир, но как воплощение божественного порядка и равновесия.


Он был известен как Самосотворенный, который появляется в мифах о творении как божество, которое стоит на изначальном холме среди бурлящих вод хаоса и устанавливает порядок, рождает других богов и создает мир. Ра способен на это благодаря созданной им магии. Магия для древних египтян была божественной силой, которая позволяла существовать всему сущему.

Поэтому Ра ассоциируется с этой преобразующей силой, которая связывала его с солнцем. Ра также был связан с Гором, богом неба и солнечным божеством (и ему поклонялись в этой ипостаси как Ра-Хорахти), тогда как как бог-творец он был почти синонимом Атума и, наконец, как хранитель видимого и невидимого мира, с Амоном (в этом качестве он был известен как Амон-Ра).


Он почти всегда изображается с головой сокола и солнечным диском над головой, хотя иногда также изображается как жук-скарабей под солнечным диском (в этой форме он известен как Ра-Хепри).


Порядок был самой важной культурной ценностью древнего Египта, и его устанавливал и поддерживал царь. Считалось, что правитель был освящен богами за его способность поддерживать порядок, который понимался как гармония. Основатель 5-й династии Древнего царства, царь Усеркаф (ок. конца 26 века до н. э.), воплотил этот идеал, подняв культ Ра до положениягосударственной религии.


Усеркаф и его преемники называли себя «сыновьями Ра». В это время Ра уже был признан царём богов, но теперь был известен как «Царь и Отец Царя», который поддерживал порядок посредством справедливого правления своих сыновей.


Эта политика сделала царя (известного как фараон только в Новом царстве) посланником бога на земле и самостоятельным полубогом. Ко времени Нового Царства личным божеством царя стал Гор. Однако, за Гором и Осирисом по-прежнему стояла созидательная магическая сила Ра.

Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак История, Древний мир, Древний Египет, Религия, Длиннопост, Pathfinder

Древнеегипетский бог Гор


Гор, египетский Хор, Хар, Хер или Херу, в древнеегипетской религии бог в виде сокола, чей правый глаз был солнцем или утренней звездой, олицетворяющей силу, а левый был луной, олицетворяющей исцеление. Также изображался как человек с головой сокола. Гор ассоциируется как сын или партнер с богиней Хатхор.


Культ сокола известен с додинастических времен, и был широко распространен в Египте. Будущий Гор появлялся как местный бог во многих местах и под разными именами и эпитетами. В городе Нехен (греч. Иераконполис) возникла концепция, что правящий царь был проявлением Гора. После того, как Нижний Египет и Верхний Египет были объединены царями из Нехена, это представление стало общепринятой догмой.


Самым важным из имен египетского царя было то, что отождествляло его с Гором. Это имя использовалось на памятниках и культовых предметах в особой прямоугольной рамке, называемой серех. В дополнение к тому, что царь носил имя Гора, его обычно изображали с парящей фигурой Гора над головой.


Начиная с 1-й династии (ок. 2925-2775 гг. до н.э.) и далее Гор и бог Сет были представлены как вечные антагонисты, которые были примирены в гармонии Верхнего и Нижнего Египта. В битве с Сетом левый глаз Гора (то есть луна) был поврежден (это мифическое объяснение фаз луны) и был исцелен богом Тотом. Фигурка восстановленного глаза считалась мощным амулетом.

Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак История, Древний мир, Древний Египет, Религия, Длиннопост, Pathfinder

Древнеегипетская богиня Уаджет


Уаджет или Уаджит («зелёная») была одной из древнейших египетских богинь. Поклонение ей было установлено уже в додинастический период, но с течением времени оно несколько изменилось. Она начинала как местная богиня Пер-Уаджет (Буто), но вскоре стала богиней-покровительницей всего Нижнего Египта.


К концу додинастического периода считалась скорее олицетворением Нижнего Египта, чем отдельной богиней, и почти всегда появлялась вместе со своей сестрой Нехбет (которая представляла Верхний Египет). Вместе они представляли страну в целом и были представлены в “небти” (одно из имен фараона, также известное как “две госпожи”), что указывало на то, что царь правил обеими частями Египта. Самый ранний пример небти относится ко времени правления Первой династии.


В Текстах пирамид предполагается, что Уаджет создала первое растение папируса и первобытное болото. Ее связь с папирусом усиливается тем фактом, что ее имя было написано с использованием символа растения папируса, и это же растение было геральдическим знаком Нижнего Египта.


Согласно другому мифу, Уаджет была дочерью Атума (или позже Ра), который послал ее в качестве своего “глаза”, чтобы найти Тефнут (влагу) и Шу (воздух), когда они потерялись в водах Нуна. Он был так счастлив, когда они вернулись, что заплакал и создал из своих слез первых людей. Чтобы вознаградить свою дочь, он посадил ее себе на голову в виде кобры, чтобы она всегда была рядом с ним и могла выступать в качестве его защитника.


Уаджет была одной из богинь, получивших титул “Око Ра” (связывающий ее, в частности, с Баст, Хатхор, Сехмет и Тефнут). Она была послана отомстить за своего отца и чуть не стала причиной уничтожения человечества. Человечество было спасено, когда ее обманули с помощью пива, которое было окрашено в красный цвет гранатовым соком, чтобы походить на кровь.


Часто описывается как агрессивное божество, в то время как ее сестра Нехбет считалась более зрелой защитницей. Однако у нее была и более мягкая сторона. Считалось, что Уаджет помогала Исиде выхаживать юного Гора и помогала матери и ребенку прятаться от Сета в болотах дельты. Считалось также, что она обеспечивает защиту всем женщинам во время родов.


Считалось, что Уаджет была женой Хапи в Нижнем Египте и была связана с Сетом в его роли представителя Нижнего Египта. Иногда ее описывали как жену Птаха и мать Нефертем, вероятно, потому, что она иногда принимала облик льва, как Сехмет.


Ее священным животным была кобра, и Уаджет часто изображали либо как вставшую на дыбы кобру, либо как крылатую кобру, либо как женщину с головой кобры. Она также выглядела как женщина, носящая красную корону Нижнего Египта. Ей также поклонялись как богине-стервятнику. В своей ипостаси “глаза Ра” она изображалась в виде женщины с львиной головой, носящей солнечный диск и урей (кобру).

Шесть божеств Древнего Египта глазами иллюстратора Екатерины Бурмак История, Древний мир, Древний Египет, Религия, Длиннопост, Pathfinder

Древнеегипетский бог Сет


Сет, также называемый Сетех, Сетеш или Сетх, древнеегипетский бог, покровитель 11-го нома (провинции) Верхнего Египта.


Поклонение Сету первоначально было сосредоточено в Нубте (греческий Омбос) на западном берегу реки Нил. Нубт с его обширным кладбищем в соседней Накаде был главным додинастическим центром Верхнего Египта. Город утратил свое выдающееся положение с объединением Египта около 3100 года до н.э., которое было осуществлено при царях, столицей которых был Абидос, а царственным покровителем бог Гор.


Сет был представлен в виде фигуры с собачьим телом, раскосыми глазами, ушами с квадратными кончиками, хвостом с хохолком (в более поздних изображениях раздвоенным) и длинной изогнутой заостренной мордой. Различные животные как трубкозуб, антилопа, осел, верблюд, фенек, борзая, шакал, тушканчик, длинноносая мышь, окапи, орикс и свинья были дали свои отдельные черты для божественной внешности. Поскольку даже древние египтяне изображали его фигуру непоследовательно, это, вероятно, мифический композит.


Первоначально Сет был богом неба, владыкой пустыни, повелителем бурь, беспорядков и войн. Сет воплощал необходимый и созидательный элемент насилия и беспорядка в упорядоченном мире. Превратности его культа отражают двойственное отношение египтян к нему, а также меняющуюся политическую судьбу Египта.


Во времена 2–й династии (ок. 2775-ок. 2650 до н.э.) царь Перибсен впервые отождествил себя с Сетом, приняв титул Сета вместо традиционного имени Гора. Его преемник, Хасехемви, наделил Гора и Сета равным положением в своем титуле. Во время правления гиксосов (около 1630-1521 гг. до н.э.) Сету поклонялись в их столице Аварисе, в северо-восточной дельте реки Нил, и его отождествляли с ханаанским богом бури Ваалом.


Во времена Нового царства (1539 – ок. 1075 до н.э.) Сет почитался как воинственный бог, который мог посеять раздор среди врагов Египта. Фараоны Рамессиды (1292–ок. 1075 г. до н.э.) из северо-восточной дельты, причисляли его к великим богам Египта, использовал его имя в своих личных именах (Сети I и Сети II, Сетнахт) и продвигали образ Сета как защитника Ра от ужасного змея Апописа на носу небесной ладьи. Сет также присоединился к Амону, Ра и Птаху в качестве четвертого из главных богов космоса.


В мифах Сет был братом Осириса. Там его характер тоже был неприятным, поскольку он был изображен как вырвавшийся из чрева своей матери Нут, неверный муж своей супруге и сестре Нефтиде и убивающий Осириса, которого он обманом заставил войти в сундук, который затем закрыл и бросил в реку, чтобы его вынесли. к морю. После убийства Осириса Гор был чудесным образом зачат Исидой, женой и сестрой Осириса. Гор боролся с Сетом, который пытался лишить его трона своего отца (да-да, это уже было выше по тексту).


После завершения эпохи Нового царства, когда Египет потерял независимость, и по мере того, как культ Осириса становился все более популярным, Сет был постепенно вытеснен из египетского пантеона. В 1-м тысячелетии до нашей эры его имя и изображение были стерты со многих памятников. Теперь его отождествляли с богом восточных завоевателей Египта, включая персов. Будучи более не в состоянии примирить Сета с Гором, египтяне отождествили первого со злом и демоном Апописом или с греческим Тифоном. Тщательно продуманные ритуалы повторного поражения Сета как универсального врага в значительной степени заменили более ранние ритуальные убийства Апописа.

Прекрасные иллюстрации Екатерины Бурмак НЕ являются исторической реконструкцией, НЕ могут использоваться в образовательных целях, но глубоко симпатичны автору как своебразный "мостик" между культурой Древнего Египта и современностью.

Максим Ферапонтов для ВЕКА БРОНЗЫ

Лига историков

13.8K поста50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения