Рыцари туники и кинжала – римская контрразведка

Автор: Владимир Герасименко.

Рыцари туники и кинжала – римская контрразведка Cat_cat, История, Рим, Римская империя, Древний Рим, Античность, Длиннопост

Хотя почему-то проституция и считается древнейшей профессией, зная людскую природу есть основания полагать, что всё же древнейшая профессия другая – воин. Настукать по головам соседней деревне/племени/государству всегда было делом благородным. Но рядом с этим благородным ремеслом в тени всегда находилось ничуть не менее важное, но не столь благородное, а во многом и презираемое – разведка и контрразведка. Вскрыть планы врага и не дать вскрыть свои – это уже половина залога успеха, вторая половина – собственно победить, но речь сейчас не об этом.


Поэтому логично, что во многих государствах довольно быстро создавались разведывательные службы, подчинённые лично правителю. Агенты доставляли информацию, как о делах за рубежом, так и внутри страны, что было вполне естественно и разумно. Логично, но не менее удивительно, что в Римской Республике систематической разведывательной деятельности никогда не велось. Хотя казалось бы – за 400 лет это государство покорило половину ойкумены и без разведки и контрразведки? Неужели сыны Ромула презирали столь бесчестное занятие?

Нет конечно, просто римляне пошли по своему пути. И причина этого была в самой республиканской системе. Ни один аристократический род не мог позволить существования системы шпионажа в которой выборному магистрату были открыты столь большие возможности – ведь даже пообещав следить только за врагами Рима, чисто из-за особенности деятельности проследить за выполнением этого обещания, не раскрывая шпионскую сеть, было нереально. Поэтому в Риме предпочли не создавать никаких шпионских структур, чтобы не создавать соблазна, отдав эту область деятельности на, так сказать, частный баланс.


Ко времени поздней Республики в легионах в целом существовала плюс-минус универсальная система военной разведки и контрразведки. Каждый военачальник имел нанятых им лично агентов – шпионов, предателей и лазутчиков, работающих на территории противника и собирающих информацию извне, и сеть агентов местных, информирующих о состоянии дел в тылу. Связано это было с тем, что в Республике не существовало полицейских подразделений, и безопасность и борьба с преступностью обеспечивалась силами легионов. Поэтому военачальник вынужден был иметь своих информаторов и в тылу, чтобы эффективно бороться с бандами преступников, фиксировать настроения народа и получать сведения о подозрительных событиях. Но это была лишь одна из составляющих контрразведывательной деятельности, сильно переплетающейся с полицейской.


Одним из важнейших элементов контрразведки было недопущение попадания планов и приказов в руки противника. Достигалось это с одной стороны организационными мерами – ограничение круга лиц, имеющих доступ к приказам и донесениям, ограниченное информирование бойцов о целях кампании, использование примитивных шифров, тайников для хранения документации. Но с другой - любая информация рано или поздно должна быть отправлена вовне другим военным подразделениям, наместнику или в Рим, а единственным способом обеспечить безопасность такой передачи была организация фельдъегерской службы. Из-за высокой степени ответственности такие поручения давались только наиболее доверенным людям из ближнего круга военачальника – подразделению speculatores.


Изначально speculatores были сформированы в составе легионов как отряды разведки и рекогносцировки, куда отбирались лучшие и наиболее верные воины. Они должны были осуществлять как самостоятельные операции, так и сопровождать военачальника в его вылазках на разведку. Постепенно обе эти функции слились, и speculatores стали телохранителями и гвардией командующих легионов, наиболее доверенными воинами. Поэтому именно они и стали порученцами и курьерами, развозя корреспонденцию, следили за исполнением приказов и передавали военачальнику слухи, собранные в дороге. Высокий уровень профессиональной военной подготовки как разведывательных подразделений увеличивал их шансы избежать перехвата в пути, а значит делал идеальными курьерами.


Не менее важным элементом была и необходимость иметь достоверную информацию о настроениях в легионе, что особенно остро встало в ходе гражданских войн, когда армия превратилась в действенную политическую силу, раздираемую этой самой политикой изнутри. И раньше любой военачальник стремился максимально контролировать настроения солдат, чтобы предотвратить бунт, но теперь ставки были гораздо выше. Система внутрилегионной контрразведки базировалась всё на тех же двух столпах – личные осведомители военачальника и специальные армейские подразделения. К первым относились рабы и вольноотпущенники, сопровождающие своего хозяина в походе и имеющие возможность подслушивать многое из того, что говорят солдаты. Вторыми были – frumentarii – военные поставщики продовольствия, фуражиры. По долгу службы они много общались с легионерами, хорошо знали дороги и окрестности и имели широкие связи в округе, а значит были ценнейшим источником информации о настроениях как внутри легиона, так и среди мирных жителей. При этом для frumentarii основной функцией во время Республики всё же оставалась доставка припасов, а шпионаж и контршпионаж был лишь побочным занятием.


Меня конечно же спросят: ты говоришь о контршпионаже, а о поимке вражеских шпионов ни слова не сказал, как так? А очень просто - все перечисленные элементы разведывательной службы, действуя в комплексе, должны были помогать выявлять шпионов и лазутчиков. Но каких-то специфических мер не существовало, да и могли ли они быть? Находясь в паутине информаторов, шпион рано или поздно должен был задеть одну из ниток и попасться. А если он этого не сделал, то значит разведка налажена недостаточно хорошо.


Тем не менее такая система не могла не быть порочной, так как информация становилась оружием и товаром в руках римских политиков и военачальников, а степень осведомлённости отдельных магистратов и Сената о делах в Республике и за её пределами была ограничена мощностью личной шпионской сети и желанием делиться информацией своих коллег. Пока Рим был маленький и не выходил за пределы Лация, это не представляло особой проблемы, так как контролировать шпионскую сеть в соседних областях было удобно и из Рима, а потому, относительно свежая информация в достатке была у членов аристократических семей. Но вот когда Рим стал расползаться на всё средиземноморье, то встала огромная проблема – каждый наместник и военачальник вынужден был создавать заново разведывательные сети на местах. Причина этого крылась в ежегодной сменяемости, из-за чего даже хорошо налаженная сеть могла рухнуть в отсутствии её организатора, отбывшего обратно в Рим. Единственное решение, способное как-то изменить ситуацию, было возвышение одной из таких частных разведок в статус государственной, но для этого требовалось единоначалие, которое в республиканской системе было невозможно. Главное тут слово – было.


Гражданские войны, в ходе которых шпионаж приобрёл одно из первостепенных значений, в полной мере выявили всю слабость существующей пёстрой системы частных разведок. Поэтому немудрено, что боровшимся за власть военачальникам пришла в голову простая мысль: получив власть, необходимо было распространить наработанные легионные практики разведки и контрразведки на гражданское управление, сделав государственной разведслужбой частную шпионскую сеть самого военачальника. И если при Цезаре были только определённые подвижки в этом направлении, то Август институциализировал эту систему.


Проблемы, которые вставали перед Принцепсом, в сущности, были аналогичны тем, что вставали перед ним в бытность командиром легиона. А потому в составе новообразованного претория было создано подразделение Speculatores Augustus в примерно 300 бойцов с аналогичным функционалом – они лишались функции личной охраны Принцепса, которую взяла на себя конная гвардия, но должны были осуществлять курьерскую службу и надзор за исполнение приказов. Со временем их обязанности расширились в сторону политического сыска – они стали осуществлять наблюдение за подозреваемыми в измене, следствие по особо важным для принцепса преступлениям, аресты подозреваемых, перехват корреспонденции, провокации. Также, вероятно, Speculatores Augustus были связными и кураторами шпионских сетей, так как, путешествуя по всей Империи они имели возможность вступать в контакт с агентами и вербовать новых. Расцвет их деятельности пришёлся на первую половину I века н.э., но с началом династического кризиса в Империи роль Speculatores Augustus была нивелирована из-за отсутствия доверия со стороны новых императоров не из династии Юлиев-Клавдиев.


Династии Флавиев, пришедшей после кризиса 69 года н.э., пришлось заново выстраивать систему шпионажа, так как старая частно-государственная Юлиев-Клавдиев успела развалиться. Не имеющий столь обширной сети конфидентов, как старая династия, Веспасиан вынужденно использовал армейскую шпионскую сеть, налаженную им. А уже при его приемниках она, как показавшая себя удачной, стала общегосударственной. Основой новой системы шпионажа стали frumentarii, которые хорошо себя зарекомендовали в легионах. Новая структура получила набор полномочий схожий с Speculatores Augustus, но было одно ключевое отличие – теперь в составе штатов наместников всегда было несколько frumentarii, официально выполнявшие функции курьеров. Неофициально же они занимались тем же, чем и их старшие коллеги в Риме – разведкой и контрразведкой. Они создавали и курировали разведсети, осуществляли сбор сведений, розыск и преследование преступников и т.д.


Подразделения frumentarii наместников редко имели численность более 10 человек и набирались из расквартированных в провинции легионов. Отличившиеся frumentarii могли быть переведены в Рим для доподготовки, после чего вернуться уже на более высокую позицию в штат наместника. Таким образом frumentarii в провинциях имели двойное подчинение – наместнику и Императору, что позволяло держать первых под надзором. Общее число frumentarii не превышало 800, что, согласитесь, немного для 60-миллионной империи. Но как ни странно, этого количества вполне хватало для оперирования разведсетью, развёрнутой по всей империи, и проведении мероприятий сыска.


Так как система frumentarii хорошо показала себя в качестве средства внутреннего контроля за обстановкой в стране, постепенно на них стали перекладывать обязанности в тех сферах, где другие имперские структуры сбоили – надзор за сбором налогов, надзор за строительством, снабжением армии (что довольно иронично). Кроме того frumentarii стали использоваться и в качестве убийц.


В итоге к концу правления династии Северов frumentarii из эффективного средства разведки и контрразведки превратились в коррумпированное преступное сообщество, опутавшее всю Империю, да ещё и с благоволения самих Императоров. Кризис III века лишь усугубил эту ситуацию, так как в условиях раздрая с одной стороны frumentarii были нужны сменявшим друг дружку Императорам, а с другой они нередко сами наносили больше вреда, чем любой противник.


Поэтому, когда Император Диоклетиан пересобрал Римскую Империю, frumentarii в ней места не нашлось – слишком дурной славой пользовались, слишком сомнительную эффективность имели. Подразделение было распущено, а на его месте создано новое – agentes in rebus, получившее функционал, схожий с изначальным у frumentarii, но они никогда не получали столько же власти. Диоклетиан всё же учёл ошибки своих предшественников, ради сохранения Рима.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_150386

Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_267960839

Личный хештег автора в ВК - #Герасименко@catx2, а это наш Архив публикаций за март 2020

Лига историков

14K поста51K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения