Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Против Великой Перезагрузки (2)

Продолжаем знакомиться с книгой "Против Великой Перезагрузки. Восемнадцать тезисов против Нового Мирового Порядка."

Весь мир насилья мы разрушим…

Экономический блок книги открывает статья газетного магната Конрада Блэка о войне, объявленной капитализму. Чем не нравится этому почтенному буржуа сегодняшняя ситуация? Сегодня традиционный капитализм сменился безоглядным стремлением к прибыли любой ценой. Плевать, что будет с твоими согражданами и твоей страной.

Далее, продолжают расти налоги, которые по сути представляют собой насильственную конфискацию собственности. Ведь мало кто желает делиться кровными с кем-то чужим. Распределяют средства государственные деятели, которые в большинстве своём не являются гениями наподобие кардинала Ришелье. Соответственно и госаппарат работает тоже не идеально. Нежелание платить королевские налоги привело в своё время к американской Войне за Независимость. Надо сказать, налоги те были оправданы. Британия изрядно поиздержалась, защищая в Семилетней войне своих колонистов от французов. А те ответили такой неблагодарностью. Так или иначе, глядя на американцев, налоговые дрязги импортировали к себе и французские революционеры, которые на два десятилетия ввергли в войну весь континент.

Конрад не отрицает, что капитализм имеет потенциал к саморазрушению и нуждается в гуманитарных стандартах и системе самозащиты. Но всё должно быть в меру. Администрация Байдена этой меры не знает и собирается продолжать «раздачу слонов», несмотря на рекордный госдолг. Экономические последствия будут неутешительны. В Европе с её социал-демократическими традициями ситуация более сложная. Там придётся продолжать делать уступки фермерам и организованному классу трудящихся для сохранения социального мира. В Штатах же непременно должен победить «конструктивный и вдумчивый капитализм».

Как видим, наш буржуин не хочет терять пёрышки и выставляет себя патриотом своей страны. Однако хочется задать ему вопрос: с какой стати капиталист должен заботиться о какой-то отдельно стране и её жителях, если эта забота не принесёт ему прибыли? Его главная печаль как раз деньги, и ничего больше.

Майкл Антон в своей статье «Социализм и Великая Перезагрузка» спешит успокоить тех, кто боится за судьбу капитализма в свете последних поползновений давосцев. Эти деятели в самом деле собираются уравнять условия жизни в обществе. Но не для себя! Социализм – не то, чем они занимаются. Кстати, то, что под социализмом понимается сегодня – прогрессивное налогообложение, социальное государство, национализация здравоохранения и прочих ключевых сфер экономики, обширный список прав человека, гарантированных государством при сохранении частной собственности на средства производства – даже это Маркс с Энгельсом презрительно называли «буржуазным социализмом». Что же тогда такое – настоящий социализм?

Далее автор популярно излагает основы марксизма, и делает это совсем неплохо. Ещё Жан-Жак Руссо стал отстаивать идею о непостоянстве природы человека. Человеческая рациональность привела к изобретению частной собственности. Для её защиты были созданы специальные институции, и они стали источником неравенства и нищеты. Руссо писал, что историей движут противоречия и конфликты. Кант и Гегель были в этом с ним согласны, но считали, что процесс имеет разумное направление. Когда-нибудь мы придём в некое идеальное конечное состояние. Фукуяма, написав о конце истории, был в каком-то смысле их последователем. Оказались в их лагере и Маркс с Энгельсом.

Против Великой Перезагрузки (2) Книги, Обзор книг, Политика, Капитализм, Коммунизм, Социализм, Марксизм, Левые, Нон-фикшн, Длиннопост

Для Маркса фундаментальный факт человеческой жизни – это сознательное производство и потребление. Человек, общество определяются способом этого производства. Человек адаптируется к этому способу (базису). Все другие аспекты жизни (так называемая надстройка) определяются этим базисом: прошлое, настоящее, будущее. Религия, мораль, мировоззрение… Таким образом, история – это не что иное, как процесс перехода от одного базиса к другому с сопутствующими изменениями надстройки. Движет этот процесс классовая борьба, которая проистекает из того, что все средства производства принадлежат меньшинству, которое эксплуатирует оставшееся большинство. Рабовладельцы эксплуатируют рабов, феодалы – крепостных, буржуазия – пролетариат. Конечно, системы эти кишат противоречиями, и переход от одной формации к другой часто принимает форму революции.

Живя в условиях капитализма, Маркс и Энгельс чувствовали, что он находится на грани своего коллапса, вызываемого им же. Капитализм сметает все промежуточные классы и делит мир на два: состоятельные эксплуататоры и нищие эксплуатируемые. Которым, как известно, нечего терять, помимо своих цепей. Ведь вся их свобода – лишь способность к продаже своего труда. Буржуй же, заплатив зарплату, не чувствует себя больше ни в чём обязанным. Вся феодальная романтика канула в прошлое. Капитализм расчеловечивает. Люди становятся винтиками капиталистической машины, заточенной на инновацию и эффективность. Страх потерять работу и утеря старых традиций ввергает их в постоянное беспокойство и изоляцию.

Цель капиталиста – постоянный рост. Если не будешь расти – тебя сожрут. Так что развивайся, захватывай рынки и выходи на новый уровень. В процессе роста бизнес становится настолько силён, что начинает соперничать и даже попирать государственную власть. Как минимум, обширные ресурсы позволяют эффективно влиять на госчиновников в своих интересах. Подрывает капитализм и семью. При нём существуют три типа личности: капиталисты, рабочие и потребители. Для первых двух семейная жизнь становится как минимум отвлекающим фактором, а как максимум – угрозой лояльности. Мужья и жёны, родители и дети теряют связи между собой и втискиваются в прокрустово ложе денежных отношений.

Непрестанный рост эффективности приводит к кризисам перепроизводства. Механизация, организация, разделение труда и другие факторы позволяют произвести всё больше, но в то же время зарплаты падают, как падает и свободное время. Как результат, работник не может приобрести товар. Фирмам приходится сокращать персонал, который пополняет ряды армии безработных. Порочный круг замыкается. Какой выход из этой ситуации? Разрушение производительных сил, более основательная эксплуатация старых рынков и завоевание новых, что мостит дорогу к новым, ещё более разрушительным кризисам. В этом процессе формируется армия сплочённых могильщиков капитализма.

Сами же буржуины нуждаются в самооправдании. Совесть есть и у них тоже. Его они находят в идеологии, которая намного слабее, чем даже языческие мифы. Человек в ней – максимально эгоистическое и потакающее своим желаниям существо. Материальное потребление – вот всё, что ему можно предложить. Душе же ничего не предлагается. Духовное не только обесценивается, ему даже отказывают в существовании.

Однако не стоит печалиться: так не может продолжаться вечно. Могильщик буржуазии рано или поздно совершит революцию. Капитализм сделает своё дело, устранив нужду из нашей жизни. А пролетарии (которыми будут все) позаботятся о справедливом распределении благ. Классовая борьба уйдёт в прошлое, потому что не будет больше классов! При коммунизме трудящиеся будут управлять сами собой, и потому это будет конечной стадией развития человечества. Новые способы производства и распределения неизбежно породят новое общество и нового человека. Коммунизм объединит людей и вернёт человека в состояние первозданной доброты и братства. Государство, по словам Энгельса, «испарится». Оно окажется не нужным, потому что все будут рациональными и добрыми. И потому никого не надо будет принуждать или уговаривать.

В чём ошибался Маркс? Мы знаем, что человеческие убеждения могут сильно меняться. Времена бывают разные. Но почему единственной причиной их изменения должен быть способ производства? А может быть, есть что-то в человеческой душе, что остаётся неизменным? Истории известны примеры, когда общества сопротивляются технологическим переменам для сохранения образа жизни предков. Достаточно вспомнить японские порядки до 1868 года. Далее, изменения нравов людей от эпохи к эпохе также не являлись чем-то новым для современников Маркса. Но причиной их могли быть не марксовы жернова истории, а человеческая природа. Недостаток, нужда и опасность дают дорогу миру, безопасности и изобилию, что в свою очередь создаёт условия для досуга и деградации добродетелей. Что приводит к возвращению нужды и опасности. Так называемый «цикл режимов», не имеющий ни конца, ни начала. Маркс же считал, что определённые страсти в человеческой душе когда-нибудь будут искоренены. Человек утратит весь свой эгоизм, жадность, амбиции и тщеславие. Философы до Маркса полагали, что это вряд ли. Потому они делали упор не на искоренении, а на подавлении низменных страстей с помощью образования, убеждения и принуждения.

Сегодня мы видим, что, несмотря на некоторые успехи, фундаментальные предсказания Маркса не сбылись. Коммунизм не построен. Вообще его не видно. Может, подождать ещё пару сотен лет? Но почему тогда соцстраны либо перестали существовать, либо остались таковыми лишь формально?

Скорее всего потому, что низменные страсти нельзя искоренить. Всегда будут и альтруисты, и эгоисты, и те, кто между ними. И потому, если убрать капитализм с его жаждой прибыли – мало кто будет продолжать добросовестно трудиться. У экономики нет автопилота. Её движет человеческая жадность. Потому-то социалистические страны, несмотря на весь прогресс, тем не менее, отстали в производительности труда от Первого мира.

Стоит заметить также, что то, что Маркс обличал «дикий» капитализм, на самом деле является экстремальным либертарианством. А ведь ещё Адам Смит считал политическую и моральную добродетель неотъемлемым основанием для экономической свободы. Свобода предпринимательства служит добродетели, а не наоборот! Это средство, а не цель.

Наконец, мы знаем сегодня, что практика социализма никак не могла обойтись без непрестанной пропаганды и принуждения. Марксисты признавали их необходимость, но говорили, что она постепенно отпадёт. При коммунизме. Который не наступил. Пока. А может быть просто человеческая природа неизменна и потому приходится постоянно промывать мозги? И одной из задач ответственной политики должна быть минимизация принуждения и пропаганды? Недаром в условиях относительно свободных выборов люди имеют склонность голосовать за то, что Маркс презрительно именовал «буржуазным социализмом».

Критики марксизма смеялись над несбывшимися предсказаниями массовой безработицы и превращения пролетариев в нищих. Но прошли годы, и современность с её армиями прекариата нам всё больше напоминает то, что предсказывал Маркс. Всё чаще торжествует логика «чистого» капитализма, согласно которой должна быть законной даже продажа героина. Вступающее во взрослую жизнь поколение не может быть уверено, что добьётся такого же благосостояния, что и родители. Какую работу не отнимут роботы – за ту возьмутся иммигранты. Казалось бы, повод бунтовать. Но современные капиталисты нашли способ умиротворить своего могильщика. Старый способ, надо сказать: хлеб и зрелища. Фастфуд, игрушки, порнуха и наркотики. Проблема в том, что «умиротворённый» таким образом работник плохо способен к продуктивному труду. Приходится завозить всё новых иммигрантов. Парадокс: чем крупнее низший класс, тем острее нужда в импорте труда.

Идеологи Великой Перезагрузки делают из этого тренда на обнищание массы цель. Всё по известному лозунгу давосцев: «У вас ничего не будет, и вы будете счастливы!» Не «у нас» а «у вас», обратите внимание. Маркс, говоря про отчуждённость буржуина от пролетария полтора века назад, оказался прав в отношении новой мировой элиты. Которая считает себя достойной своих благ: ведь они люди знающие, окончили нужные университеты. Этой элите нужен мир, который был бы благоприятен для «рынков», но не свободных рынков, а таких, которые бы служили их интересам. Интересам глобального капитала. В угоду этим интересам переформатируются правительства и целые общества, разрушается семья.

Мы видели уже, что идеологи ВП делают ставку на дальнейшую автоматизацию. Если эта ставка сыграет, то столь любимый Марксом пролетариат окажется без возможности продавать свой труд. Чем же он сможет прокормиться? На этот счёт уже есть домашняя заготовка: безусловный базовый доход (ББД). Он успокоит совесть элиты (никто не будет голодать) и в то же время сделает зависимыми низшие классы. Им уже не будет смысла бунтовать. А деньги, ими получаемые, уйдут обратно в экономику. Они будут служить источником стабильного спроса в любой кризис. И пусть никто не надеется отложить что-то на чёрный день. Не дадут.

Если вспомнить про марксовы базис и надстройку, то параллели с сегодняшним днём бросаются в глаза. Сегодня цифровые технологии правят нашей жизнью гораздо более явным образом, чем паровая машина в прошлом. Персональный компьютер и смартфон дали нам новых олигархов, их финансистов и прочих «технократов», которые используют технологии для контроля всех остальных. Однако в такой системе не было бы места для воук-капитализма с его букетом из феминизма, ЛГБТ-, климатического и прочего активизма. Их роль не отличается от роли любой идеологии по Марксу: они служат для придания системе видимости легальности. Наши правители, как и Маркс, верят в то, что общество должно избавиться от всего: религии, семьи, ассоциаций, организаций-посредников. Но за одним исключением: государство должно остаться, хоть и в видоизменённом состоянии корпоративизма. Оно будет служить, однако, не пролетариату, а элитам.

Современные воук-идеологи признают три класса в основе общества: «добродетельных экспертов» с собой в их числе, низший класс, не заслуживающий своей бедности и отсутствия привилегий, а также средний класс, чьё имущество и положение полностью не заслужены. Этот средний класс выставляется истинными властителями и эксплуататорами. Против него и ведётся война союзом элиты и плебса. Все обиды переадресовываются с реальных олигархов на соседей по кварталу, чья вина состоит в их цвете кожи или гендере. Да, современные культурные марксисты взяли на вооружение (якобы) антирасизм, переписав знаменитые строки из Манифеста следующим образом:

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов расового угнетения.

Да, они считают расу фундаментальной характеристикой, отличающей поработителя и угнетаемого. И если Маркс считал, что все люди добрые, то оказывается, что это относится не к каждой расе. Одна из них несёт в себе семена зла. Потому-то коммунизм с его вечным миром недостижим. Добродетельной элите вечно придётся сдерживать незатухающий конфликт между злой «белизной» и всеми остальными.

Остаются, однако, две проблемы. Надо как-то объяснить преобладающий цвет кожи существующих элит, а также несознательность многих небелых, не желающих разделять подобные убеждения. Последних можно попытаться перевоспитать или изолировать. Для марксистов не в новость подобная проблематика. А вот с первыми труднее. Их придётся задекларировать «правильными» белыми. Впрочем, не ищите непротиворечивости в современных левых учениях, её там быть не может. Ищите, кому она выгодна. А именно правящему техно-финансо-административному классу. Что-то перепадает современным низам. Средний и рабочий класс – теряют.

Вот что значит современный социализм: прибыльная наркоторговля и социальные выплаты в одном флаконе. И никакого имущественного равенства. Вместо него подсовывается выравнивание демографических групп. При этом выносятся за скобки те, кого надо бы раскулачить в первую очередь. Капитализм с прибылями – для избранных, социализм с экспроприациями – для всех остальных.

Реальную угрозу современной цивилизации представляет, таким образом, не марксов пролетарий с вилами, а технобанкир, мечтающий о Великой Перезагрузке. Проблема не в государстве таковом, а в его захвате капиталом элит. Государство никогда не испарится, вопреки прогнозу классиков коммунизма. Вопрос лишь в том, чьим интересам оно будет служить. Пробудится ли классовое сознание в головах эксплуатируемых?

Не верьте Марксу. Не смотрите на всё через призму класса. Есть вещи посильнее классовой принадлежности. Это раса, нация, род, семья.

Раса бьёт класс.

Воук-активисты и их спонсоры не имеют подобного слепого пятна марксистов и используют эти вещи в своём синтезе новой системы. Системы, в которую взяли всё худшее от капитализма и всё худшее от социализма и заполировали воуком. Власть и прибыли – элите, жалкие пособия – всем остальным. Всех недовольных – в ГУЛАГ. Правда, его не построили. Пока.

------------------------------------

Блестяще. Ради одной только статьи Антона стоило прочитать всю книгу. Могу подписаться под его анализом марксизма, но только вот последующее приложение его к современной ситуации несколько невнятно и вызывает вопросы. Так прав был Маркс с его классами или нет? Если крупная буржуазия захватывает контроль над планетой, обрекая трудящихся на незавидное существование – то прав. Если же трудящиеся как класс пропадают – то определённо нет.

Не надо пользоваться негодными инструментами. Суть нынешней ситуации не в классовой борьбе, а в разделе ренты. Ренты с природных ресурсов и с капитала, который научается обходиться без труда и грозит выбросить на обочину истории уже не только физический, но и умственный труд. Рост производительности труда – объективный процесс. Всеобщая занятость в таких условиях – недостижимая мечта. Потому надо решать вопрос – что делать с миллионами, миллиардами ненужных рабочих рук. Идеологи ВП хотят посадить их всех на пожизненное пособие. Антон от души критикует этот метод. Но, к сожалению, не приводит альтернатив.

Оптимальным решением проблемы лишних людей в условиях глобального капитализма как раз и будет ББД, который нужно будет выколачивать из корпораций высокими налогами на капитал, обязательными во всех странах. Вполне в духе Давоса. Другое дело, что это – утопия. Не готовы ещё народы на жизнь в глобальном человейнике. Нас ждут новые границы, холодные и горячие войны, борьба за ресурсы. Процесс уже идёт. Новое мироустройство будет состоять из нескольких блоков, у каждого из которых будет возможность попробовать то или иное решение. Кто-то впадёт в дикий капитализм. Кто-то сохранит пособия, навесив их финансирование на крупный капитал. Кто-то решится снова строить коммунизм. Где-то воцарится анархия. Если на планете будет царить мир и экономическое преимущество не будет превращаться в военное завоевание, то такое параллельное развитие может продлиться очень долго.

Но пройдут десятилетия – и народы неизбежно соберутся вместе. И мы снова столкнёмся с теми же проблемами, которые имеем сегодня при глобализации. Предлагаемые решения будут схожими. Люди должны будут найти себе достойное занятие в условиях повальной автоматизации. По моему мнению, они должны стремиться делать друг другу добро вместо того, чтобы ширяться и убивать время другими бесполезными способами. Но мы уже знаем, что, хоть мы добрые внутри, мы носим в себе и неистребимые семена зла. Ещё мы знаем, что тоскливо жить без великой цели. Побеждать зло добром и стремиться к лучшему должна помогать мораль, которую без идеологии выработать нельзя. То, что есть сегодня – с задачей не справляется. Нужно что-то новое, и оно неизбежно появится. Нужно только подождать.

Книжная лига

22.2K постов78.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.