Прогулки по Кавказу. Часть 2

Часть 1.

Дорогие друзья, а также уважаемые незнакомцы! Эту картинку я решил использовать в качестве заставки ко второй части Прогулок по Кавказу, вместо скучных серых фото карточек моего вездес сущего фейса на фоне трудяги Ил-76.

Прогулки по Кавказу. Часть 2 Истории из жизни, Армия, Авиация, Юмор, Сарказм, Ностальгия, Полет, Ил-76, Воспоминания, Мат, Длиннопост

_____ Monarch Butterfly Free ClipArt _________________________________________________

Далее в тексте будут упомянуты грузинские райские кущи со всевозможными рыбками, птичками и бабочками, вкупе с невиданной мною ранее ягодой ежевикой. И я там козыряю тем, что на моей новой родине я обрёл всё это в ещё больших масштабах. Например легендарная бабочка Монарх, с размахом крыльев до десяти сантиметров. Представляете! Я живу тут на юге Британской Колумбии прямо в центре её гнездовища!
Однако же, чтобы не скатиться в банальный клуб кинопутешествий, давайте же отправимся далее по пройденными мною боевым тропам давно минувших дней.

____________________

откройте форточку – воняет!
Не все наверное знакомы с тем фактом, что по развалу Нерушимого, бойцы-срочники из диких республик начали массово дезертировать в свои горы-степи, на пути своём нарушая безобразия и хулиганя военную дисциплину.
Во избежание беспредела и анархии, пока ещё дееспособное верховное командование приняло мудрое решение поразвозить всех дембелей самолётами к японо-матери с глаз долой к их любимым баранам.
Вот по такому случаю мы и оказались одним ясным и солнечным днём на Сахалине.

Какая это интересная и загадочная земля, доложу я вам:
– Знакомый с кругооборотом вещей в природе, я прихватил из дома канистру "массандры",* обменяв её затем, как и задумывалось, на ящик красной рыбы.

* Массандра на сленге авиаторов это авиационная водоспиртовая охлаждающая жидкость.

– За рыбой ездили в какой-то посёлок, где у аэродромного прапора всё было схвачено. Ну и живут же там люди – "всё старьё, гнильё и хлам". Дорог практически нет, повсюду пустые бочки и разбитая техника.

– Там я впервые столкнулся нос к носу с праворульной машиной. Тогда же и познакомился с понятием "когнитивный диссонанс".

– рядом с приземистыми колхозными сараями я увидел огромный ангар из люминия и бетона. Это япошки приехали фермерствовать. Интересно, живы ли сейчас эти камикадзе?

– В посёлке аэродрома Сокол нам показали дома японской ещё постройки. И молнией блеснула мысль: "Я это уже видел! Я был внутри!" Дежа вю? О нет! Но да! В таком же бараке в Узбекии я ел собаку у кореянок в гостях, (о чём подробно расскажу вам при последующих наших встречах).

Опять я отвлёкся. Если ближе к делу, то:
Загрузили мы стадо азер-баранов для доставки их прямиком на Баку. Летим-летим, и вдруг вроде как тряпками ссаными жжёными запахло. Смотрю – на рампе борзота кучкуется, крутят косяки внагляк (а кто Союз помнит, тот знает шо за ето бывало).
Предупредил их по громкой связи – ноль эмоций. Ну, думаю, скоты муслиманские, щас хапнете кайфа по-полной.

Сообщил командиру, что буду немножечко проветривать кабину. Перекрыл дверь к экипажу. Высота – десять тыщщ, воздух там очень свежий, вы уже знаете. Достал кислородную маску, подышал на пробу. Ну и начал приоткрывать клапана разгерметизации. Бараны аж присели, схватились за головы – так им по ушам хлопнуло. Хорошо!
Вернул давление в кабину, сам дышу кислородом.
Смотрю – шмалят, не унимаются. Ещё и кулаками мне грозят.
Ах так! Ну, получайте! Открыл задвижки на полную, аж туман пошёл стелиться.
Тут и полегли бойцы. Один ползёт ко мне, руками машет:
– Там люды сазнаний патеряль!
– Лады, говорю, захотите ещё в самолёте с огнём поиграть, можем повторить.

xорошего в этом мало, но оно было:
Ещё в мае 1992 г. последние Ил-76-е покинули Кировабад... но три Ила не смогли перелететь из-за неисправностей. А практически весь личный состав (и даже, что удивительно, включая прапорщиков местной породы) перелетели вместе с полком в Таганрог и его дальние окрестности.
Но в воздухе взблеснули доллары, и кое-кто из моих (теперь уже) украинских сослуживцев (не будем упоминать имён отрицательных героев), стремительно уволившись из армии, поехал туда на контракт, с перспективой полётов за бугор. Планов было громадьё – Шёлковый Путь они шакалы планировали там возродить.
* И тут мне нужно засунуть свой неуместный сарказм глубоко в... пещеру, ибо не будь у меня других вариантов, то согласился бы и я.

пару слов о Шёлковом Пути:
Восток, как известно, дело тонкое. И если вчера мы рвали когти из Закавказья задрав портки (обо штом и идёт тут речь), то назавтра автор этих строк прилетит сюда же, на кировабадщину (гордо переименованную в город Гянджа), c полным самолётным брюхом сигарет из Греции, и будет там самым дорогим гостем. И руки нам будут жать и похлопывать по плечу (а это уже американский наворот) покровители из Турции. Но об этом поговорим в моём греческом зале.

Оставшиеся самолёты были успешно введены в строй, некоторые побывали на вновь образованной авиабазе УАТК в Запорожье для выполнения ремонта и очередных регламетов. Причём "побывали" очень интересно: азербайджанцы прилетали с чемоданчиком зелёных денег. Бригады трудились от темна до темна, включая выходные. Дополнительно за доллары изыскивались и продавались резервы и запасы времён Советской Армии.

И чего уж скрывать, торговля шла также в частном порядке: например, начальник какой-нибудь группы обслуживания перемещал казённое оборудование к себе в гараж, откуда оно успешно перекочёвывало на самолёты заинтересованной стороны.
Малороссия распродавалась оптом и в розницу. Только вот сейчас это уже никому не интересно...

молодая редиска (о личном)
Всё вышеописанное было ближе к концу карабахской эпопеи.
А в начале этого увлекательного вестерна мы ещё чувствовали себя в чужих краях, как дома и беспечно по-советски веселились.
Однажды, в один из таких мирных полётов, наш техник по двигателям, узнав, что соседний экипаж привёз из тех краёв молодую редиску (а у нас только-только снег сошёл), заказал себе того же.

Перелёт, разгрузка, заправка, столовка – для похода на восточный базар было уже слишком поздно. Успешно выполнив задачу по перевозке народно-хозяйственных грузов, мы завалились отдыхать в казарме.
Наутро, при свете дня я увидел, что "редиска" растёт прямо на аэродроме. Дёрнул одну, вершки оказались очень похожи, а вот корешки выглядели тонким мышиным хвостиком. Сурепка какая-то местная. Тем не менее, я надёргал пучок и завернул в газетку.
По прилёту вручил технику его заказ. До сих пор помню, как неподдельная радость на его лице сменяется горьким разочарованием. Шутку мою он не понял и объяснений слушать не стал, занявшись постановкой заглушек на двигатели.

И всё б могло сойти за неудачную шутку, если б не...
...выяснилось, что пока маслопузая часть экипажа сливалась в экстазе с самолётом на том закавказском аэродроме, пилотирующая часть совершила-таки визит на рынок и даже закупила пресловутые красные корнеплоды, попрятав добычу в свои толстые штурманские портфели (о чём всем нам позднее стало известно из особо секретных источников).
Вот так. Уже ушёл из жизни Вовка Лозицкий (на фото к первой части), с каплей веры в мою хитрожопость.
Ну что ж, Rest тебе in Peace, дорогой Володя. Теперь ты видишь всё сам...
И я с горечью повторяю расхожую в те времена фразу: "В нашем дружном коллективе авиаторов ... каждый! умирает!! в одиночку!!!"

не фартануло (про Ш-такова в Рязани)
Про ушедших – или хорошее, или ничего. Ну вот, что я могу сказать об ём:  хорошего – чуть, ничего – вообще ноль. В смысле что не был он в полку знаменит ни разу.
Короче, сидим мы, значит, в Рязани, ждём вместе с десантниками очередного зелёного свистка. Ну, как сидим – нет чтоб в казарме на кроватях разрешили поваляться – то в классах потеем, то в солдатском клубе марксо-ленинскую муть через-сквозь уши пропускаем. В кино в Дом Офицеров правда водят. Дети гарнизонные там же как-то концерт для нас очень самодеятельный (тем и прекрасный) подготовили.

И тут вдруг снег пошёл! Выгнали нас на аэродром. Лёха-командир прикинул повёл носом, и говорит: "пару сантиметров при устойчивом минусе взлёту не помеха". А в это время стрелок, оторвавшись от экипажа, полез в одиночку снег с двигателя сметать. Ну и съехал вместе со стремянкой на бетонку. Вроде и высота – метр, а ногу сломал. Что ж делать, сдали его в санчасть без без лишней суеты.
А на следующее утро – вылет! Хорошо, хоть не бунты очередные гасить, а домой – отбой тревоги.

Подвезённого прямо под самолёт, сняли его с полковой санитарки и загрузили в грузовую кабину, наказав, чтоб рассказывал всем, что летел на своём рабочем месте в кабине стрелка. Карту проверок за него хором поотвечали, в общем, происшествий не случилось – всё выглядело, будьто он обломался уже дома.

Но это я длинно рассказываю. Суть-то в другом: Как только он встал в строй и начал посещать лётную столовую, все, кто садился рядом с ним и за ближайшими столиками, выражали сочувствие раненому бойцу: чистили скорлупу от реактивных яиц ему на тарелкочку, приговаривая: "Ешь Коля, тебе нужно много кальция".
И да, это было моё первое знакомство c Флешмобом.

Раз уж о [варёных] яйцах зашла речь: иногда в лётной столовой у себя на тарелочке можно было обнаружить надписанные коки: "левое" и "правое". Полагалось смеяться. Этой шуткой штурмана обычно баловались, ведь только у них постоянно простецкий карандашик в руках был.
– по реактивной норме питания в рацион лётчика дополнительно (к общевойсковой) полагались два яйца, шоколад и яблоко.
– а на поршневой технике яйцо полагалось одно, за что ихних пилотов называли "однояйцевыми".
– "когда у нас в столовой будут нормальные человеческие яйца?" А это уже фольклор авиаторов.

про Миху
Будет когда-нибудь у меня иль нет отдельная страница про Mиха Цхакая, я вам не знаю,
но сделаю-к я пока намётки о данном аэродроме, не сходя с этого места моей [будущей] книги.

Итак, краткие путевые заметки (лето 1992 года):

В выводе гарнизона из Цхакая я поучаствовал всего пару-тройку рейсов, но впечатлений всё ж чуток поднабрался.
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что грузинские военные аэродромы, где мне довелось побывать, были самыми красивыми из виданных по Союзу. Аэродром Вазиани под Тбилиси тому ещё один пример. Но там со мной не случилось никаких романтических историй.
И не ищите Миху на карте – посёлок Цхакая давно уж переименован в город Сенаки.

ёжевика
В первый прилёт, пока ждали загрузку, я, как обычно [поступают "санитары аэродромов" ], пошёл исследовать окрестности на предмет что где плохо лежит. Нас загнали куда-то на удалённую стоянку, поэтому буквально прямо от рулёжки начинались буйные заросли райских кущ. Полузаросшая тропа привела меня к речушке, переходящей в озерцо. И в нём плавали рыбки! А это значит, что недра аэродрома не были накачаны керосином.*

* На большинстве советских военных аэродромов (включая страны восточной Европы) из-под земли можно было бесплатно качать топливо.

И самое главное – вокруг было темно от "чёрной малины" (я тогда не знал даже названия). В воздухе парили стрекозы, и практически не тревожили комары. Было тихо и мирно, как в детстве у речки, когда гуляешь босиком по траве. И мне очень захотелось жить в этих садах Эдема.
Но "призрачно всё, в этом мире бушующем"... Помня авиационную мудрость "на аэродроме ты не гость, возьми домой хоть ржавый гвоздь", я бысто спустился на грешную землю, принявшись xапать чудо-ягоду не разгибаясь, почернев фиолетовым по локти и уши, словно афробаклажан.
Зато уж, возвернувшись до хаты, порадовал своих малых детишек заморским деликатесом.

И вот не думал не гадал я тогда, что в будущем сумею достичь таких высот, на какие и Гагарин не замахивался. На моей новой родине, в медвежьих углах Британской Колумбии ещё более тепло, светло и черно от ежевики, которая, как сорняк, растёт на каждом углу. А уж рыбки-бабочки и босиком по морю... Ладно, тут я уже хвастаться начал.
Но-таки мечтать оказалось не вредно – желания на самом деле имеют свойство сбываться.

манда рины за забором
В ожидании, пока очередной лампасный толстопуз соберёт своё шмотьё на эвакуацию (не думаете ли вы часом, что мы семьи военнослужащих вывозили?!), поехали мы частью экипажа в ихний посёлок, в экскурсионных целях. Наверняка там были базар, вокзал и сувениры – этого я вам не помню.Обычный тихий южный закавказский городок и даже пальмы. Только вот почему-то обратно пришлось идти пешком.

И тут, вдруг! За забором чьей-то усадьбы я заприметил куст с жёлтыми плодами. О! Мандарины!
Только вот "видит око, да зуб неймёт". Покрутившись возле ограждения и так и этак, рукой дотянуться так и не смог. С трудом покинул это волшебное место, волоча за собой шлейф слюны по пыльной дороге, одновременно обдумывая план ночного возврата на место, но уже вооружённого дрючком (укр. - палка) с крючком, (изначально сконструированным для дистанционного бесстремяночного открытия капотов самолётных двигателей).
Стемнело. Ага, вы угадали. На дело я так и не пошёл. Решил, что жёлтый мандарин – это зелёный мандарин * (И. А. Крылов),

* в отличие от греческих по-настоящему зелёных мандарин(ов), которые мы тырили на тихих улицах Афин абсолютно неспелыми и ели по полному роту – кислые, спасу нет. (как вариант: кислые - Москву видать). И об этом [возможно] будет идти речь в моих греческих рассказах.

угнанный истребитель
Сейчас об этом уже мало кто помнит, но на то время это событие было у всех, по крайней мере в данном гарнизоне, на слуху. И всякий який старался подчеркнуть, что был лично знаком с угонщиком (следовала история с какими-нибудь интимными подробностями).
* вот даже я – до сих пор на связи с техником самолёта, который служил с предателем в одной эскадрилье.

Так вот:
В 1989 году некто капитан Зуев, запутавшись в служебных делах и личной жизни, усыпил сослуживцев тортом со снотворным и, ранив часового, угнал с этого аэродрома истребитель МиГ-29 с полным боекомплектом. Оторвавшись от преследования, приземлился в Турции.
Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в Соединённых Штатах. Впоследствии, в 2001 году погиб в (глупой) авиакатастрофе на Як-52 в США.

Отношение к его поступку со стороны коллег и им сочувствующих (типа меня) на то время было резко отрицательным, ставящим его в один ряд с Виктором Беленко, угнавшим МиГ-25 в Японию в 1976 году.
Хотя, читая сейчас различного рода мемуары, всё более отчётливо слышишь мотив: "Знаете, каким он парнем был!" У медали оказалась обратная сторона (рекомендую самостоятельно прочесть дебаты на форумах с переоценкой данных инцидентов).
так что не знаю, не знаю...
Я и сам (неоднократно) хотел сбежать (прочтёте об этом в моей статье про JUMP-SHIP). Но рубить себе хвост, подставлять других и делать международные скандалы? Таки я вас попрошу! Ведь всё можно было сделать без шума и пыли.

оккупанты
Каким-то образом нам стало известно, что рядом с аэродромом есть эвкалиптовая роща. Не привезти домой хотя бы веточку было бы преступлением.
Поскольку самолёты этого истребительного полка уже перелетели в Россию, аэродром начали потихоньку растаскивать (это происходит всегда, даже здесь в Америках, по "Теории разбитых окон", (когда один брошенный на чистой улице окурок со временем превращается в заssанные по всему раёну подъезды).

Для отпугивания этого воронья на аэродроме имелся БТР. Хотя, следует отметить, что в целом обстановка в этом районе была спокойной, никакой там резни и поножовщины в стиле Карабах.
Тем не менее, экипаж боевой машины посоветовал нам в лес не соваться, ибо там уже фактически была территория другого государства. Но нам-то, "если нельзя, но очень хочется, тогда можно". Уговорили парней сгонять до лесу.

Роща начиналась сразу за аэродромным ограждением. Без труда просочившись между рядами колючей проволоки, мы углубились в чащу. Хлопцы наказали нам не исчезать из виду, сами оставаясь по другую сторону колючки.
Эвкалипты были прекрасны – высокие и стройные, словно сосны. Приятный аромат наполнял воздух, приглашая наслаждаться миром и покоем. А песнь шелестящей листвы! Как жаль, что я не поэт и пришёл в тот лес отнюдь не наслаждаться природой, (но взять силой то, что нам не принадлежало). Впрочем, я понял это гораздо позднее.

На нашу беду все ветки с листвой располагались невообразимо высоко. Однако нам повезло: по-видимому лес выставил нам откуп – им оказалось единственное молоденькое деревце с чудесными сочными листьями.
Я быстренько вскарабкался к макушке, чтобы нагнуть вершину к земле. Но хрупкий ствол лопнул, и моя задница поцеловала Глобус. Как бы то ни было, мы принялись свежевать поверженное древо.

И тут я заметил, как на едва приметной тропинке, словно гном из-под земли, появился грузинский дедушка – сухонький старичок с седой недельной щетиной, в синей телогрейке (несмотря на летнюю жару) и национальной серенькой войлочной шапочке (ну вы её знаете по фильмам). Он остановился, молча посмотрел на нас. Потом в сторону забора.
Пулемёт бронетранспортёра был недвусмысленно направлен в его сторону.
Не поверите, но в его взгляде ясно читалось: "Варвары, гоу хоум!" И вот скажите мне ненароком, кем я должен был чувствовать себя после этого? Наверное фрицем, гоняющимся за куркой во дворе украинской хаты...
А этот выразительный взгляд. Да, я помню его до сих пор.

эти веники провисели в моём гараже добрый десяток лет, напрочь потеряв свой аромат, но так и не дождавшись строительства бани на моём поместье. Потому что в этом мире чаще случается то, чего мы совсем не планируем.

___ Конец фильма ______________________________________________

Истории из жизни

36.2K поста74K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.