Продолжение поста «Сложность в воспитании»

Маленькая история о том, каким родителем я хотела бы быть.


Классе в 7-8 к нам пришел новенький, пускай будет Сергей. Однажды погожим осенним днём всем классом договорились слинять с последнего урока. А этот парень отказался, сказал, мол, отец узнает, не пойду. Естественно, пацаны начали стебать, типа, что такого, подумаешь, весь класс подводишь, ремня боишься и т.д. А он упёрся, и затея сорвалась. Случай запомнился, мы ещё обсуждали, какой у него отец строгий. А чуть позже у Серёги был ДР, и он пригласил весь класс к себе. Его родители соорудили огромный стол посреди двора, отец веселил нас всех, травил шутки. Уже позже я спросила у Сергея - как же так, говорил отец строгий, а он вон какой весёлый и классный. А Серёга удивился - "разве я говорил, что строгий? Я просто слово ему дал, что буду стараться по учебе". И вот он, этот пацан, как-то просто объяснил мне, что не наказания от отца он боится, а потерять его уважение и доверие. Я тогда не очень поняла, а сейчас, читая комменты к посту, и этому, и стартовому, осознала, что мне так резонирует.



1. Забавный факт номер 1: почему-то для многих людей "не бить детей" означает их не воспитывать вовсе) Вот там примеры приводили вопиющего проведения, и вывод - значит не пизженные. Так и пизженные могут вести себя как угодно.

А ведь воспитывать - не значит бить, и наказание за проступок не должно нести целью унизить с позиции сильного, а лишь сформировать причинно-следственную связь, и оно может (и должно) быть не физическим.



2. Забавный факт номер 2: для многих людей авторитет = страх. Т.е. слово родителя, к которому ребенок должен прислушаться, должно быть подкреплено страхом. Не уважением к родителю, а страхом перед физической болью. Ну примерно как с собаками это работает. А ведь гораздо сильнее сдерживает и грызет совесть (а следовательно, и уроки закрепляются лучше) - не когда просто перетерпел боль, а когда понимаешь, что подвёл того, кто в тебя верит. А раз бьют - значит и не верили, наказание свое отбыл и все, на свободу с чистой совестью. А когда подвёл доверие, его ведь обратно заслужить нужно, соответственно, в том и состоит воспитательная часть ситуации.



3. Уважение нужно заслужить. Да, мало поучаствовать в зачатии и рождении, а именно заслужить. Ну это вообще сложный для понимания многими людьми пункт, и тут либо и так понятно, либо я вряд ли сумею донести мысль до тех, для кого сам этот факт выходит за рамки миропонимания.