Про состояние аффекта

В комментариях к посту «Измена» (http://pikabu.ru/story/izmena_4501120) я пообещал рассказать историю про убийство в состоянии аффекта. Выполняю обещание.


Лично мне за всю мою следственную жизнь убийств в состоянии аффекта расследовать не приходилось. И подавляющему большинству моих коллег тоже. Уголовные дела этой категории в следственной практике очень редки, и даже понятно, почему. В целом такой квалифицирующий признак преступления, как состояние аффекта, является достаточно мутным и неопределенным. Юридическая наука характеризует аффект как сильное душевное волнение, которое: а) возникло внезапно; б) вызвано насилием, издевательством или тяжким оскорблением либо иными противоправными или аморальными действиями со стороны потерпевшего. Состояние сильного душевного волнения означает, что в психике здорового человека стремительно и бурно протекает психическая реакция - "эмоциональный взрыв" ярости, гнева, потрясения, при которых нарушается сознательно-волевой контроль за выбором поведения. Так что состояние аффекта – это не медицинское определение, а юридическое, то есть оценочное. Кто-то из судей может оценить, что обвиняемый находился в той ситуации в состоянии аффекта, а кто-то – нет... Короче, этакая ромашка: Любит-не любит, плюнет-поцелует, и так далее.


А в ромашку играть никому из следователей неохота. Да и старинная следственная мудрость гласит: «Вменяй больше, направляй дальше». В расшифровке эта фраза означает, что лучше вменить подследственному более тяжкое преступление, и пусть суд в ходе рассмотрения дела перейдет на более мягкую статью, если сочтет нужным. Главное, что при этом дело не будет возвращено на дополнительное расследование, что влечет за собой брак в работе следователя. А вот если суд перейдет, наоборот, на более тяжкую статью, тут как раз такой брак и получится. Поэтому тактически верным в мое время считалось предъявить обвинение в совершении убийства, чем убийства в состоянии аффекта. Нехай там доблестный суд разбирается, и даже если усмотрит состояние аффекта, то ничего страшного в виде оправдательного приговора не произойдет.


Но одну такую историю я знаю, хотя данное уголовное дело расследовал не я, а один мой знакомый, в описываемое время – следователь прокуратуры города. С его слов я эту историю и поведаю.


События разворачивались в первой половине 90-х годов. В один из дней на суточное дежурство в Ленинском РОВД заступил старший оперативный дежурный капитан милиции Гридин (назовем его так). Гридину было лет тридцать пять, он был женат и имел сына-школьника. Дежурство протекало обычно, можно сказать буднично. Но ближе к обеду на телефон дежурной части поступил звонок, трубку взял помощник оперативного дежурного. Женский голос попросил к телефону капитана Гридина. Гридин подошел к телефону, послушал женщину буквально полминуты, после чего положил трубку и спросил, на месте ли дежурная машина. Узнав, что она свободна, он сказал оперативному дежурному и помощнику, что отъедет по личным делам буквально на полчаса, и выбежал из здания РОВД.


Сев в дежурный УАЗик, Гридин сказал водителю-сотруднику, что нужно ехать к нему (Гридину) домой. Водителю было абсолютно индифферентно, куда рулить, и он поехал в сторону дома Гридина, при этом последний его активно подгонял. Жил Гридин в общежитии в десяти минутах езды от райотдела. Когда УАЗик подъехал ко входу в общагу, Гридин выскочил из машины и сказал водителю подождать его, мол, он недолго, а сам побежал внутрь. Отсутствовал он буквально три минуты, после чего вышел из общаги, взял в УАЗике рацию, вызвал райотдел и сказал: «Пацаны, поднимайте СОГ, я только что у себя дома двоих из табельного завалил».


На место выехала следственно-оперативная группа, было возбуждено уголовное дело, в ходе которого было установлено следующее:


Как показал Гридин, когда помощник дежурного позвал его к телефону, то женский голос в трубке сказал, что пока капитан несет службу, его жена в их комнате общежития систематически развлекается с любовником, причем вот прямо сейчас, в данный момент, это все и происходит. Гридин по его словам вскипел, и решил не откладывая дела в долгий ящик проверить, так ли это на самом деле. С этой целью он на дежурной машине приехал в общагу, поднялся на этаж и быстро открыл дверь в свою комнату. Там он увидел, что в койке на его жене расположен какой-то голый мужик в положении спиной вверх. Дальнейшие свои действия Гридин, по его утверждению, осознавал смутно, поскольку пришел в бешенство – не ожидал от жены такой подляны. Он извлек из кабуры табельное оружие – пистолет ПМ, которое получил утром при заступлении на суточное дежурство, и выстрелил в сторону спины незнакомца. Придя через несколько секунд в себя, Гридин подошел к койке и увидел, что мужик и его жена не подают признаков жизни. В общем, и одною пулей он убил обоих, и бродил по берегу в тоске пошел вниз, к дежурной машине, чтобы сообщить о произошедшем в райотдел.


Осмотр места происшествия подтвердил показания Гридина. Его жена и неустановленный мужчина были убиты одной пулей калибра 9мм, выстрелом с расстояния не больше одного метра. Других телесных повреждений на трупах обнаружено не было, обстановка в комнате была не нарушена.


Гридин был задержан, а затем заключен под стражу. По результатам проведенной служебной проверки он был уволен из органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции, с взысканием стоимости одного патрона калибра 9мм.


В ходе расследования уголовного дела допросы знакомых и соседей Гридиных показали, что в целом семья была очень даже положительная, жили дружно, никаких ссор и скандалов на почве супружеской неверности между ними замечено не было. Правда, некоторые соседи по общежитию из числа лиц женского пола и преклонного возраста пояснили, что несколько раз видели, как дневное время, в период нахождения Гридина на службе, в комнату Гридиных заходил какой-то мужчина, и находился там несколько часов.


Установить женщину, которая позвонила Гридину в дежурную часть, так и не получилось, поскольку технические возможности того времени не позволяли этого сделать. Сам Гридин пояснял, что данный голос был ему незнаком, и он слышал его впервые.


В отношении Гридина была проведена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, которая признала его на момент совершения преступления вменяемым, но констатировала наличие в данном случае тяжелой психотравмирующей ситуации (что-то в таком духе).


В прокуратуре города не было единого мнения по квалификации действий Гридина. С одной стороны, налицо состав преступления, предусмотренного пунктом «з» статьи 102 УК РСФСР – умышленное убийство двух лиц. Между прочим, санкция по этой статье была от восьми до пятнадцати лет лишения свободы или смертная казнь, и никто еще исполнения исключительной меры наказания в то время не приостанавливал.


С другой стороны, были люди, которые усматривали в действиях Гридина признаки преступления, предусмотренного статьей 104 УК РСФСР, то есть умышленное убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного тяжким оскорблением со стороны потерпевшего.


В общем, были долгие и жаркие споры, причем на достаточно высоком прокурорском уровне (напомню, что статья 102 называлась еще «мокрой»). В итоге было принято решение направить дело Гридина в суд по статье 104 УК РСФСР. Почему возобладала именно такая точка зрения, и кто именно принимал такое решение, мне неизвестно, да это и не суть важно.


Уголовное дело по обвинению Гридина рассматривалось долго и сложно. Суд первой инстанции согласился с такой квалификацией действий Гридина, как убийство в состоянии сильного душевного волнения, но областной суд в кассации по жалобе потерпевших (родственников убитого) приговор отменил и вернул дело в городской суд. Однако и повторное рассмотрение дела дало тот же результат – статья 104, пять лет лишения свободы. В итоге областной суд этот приговор засилил.


К моменту вступления приговора в законную силу Гридин отсидел в следственном изоляторе уже пару лет. Он отбыл еще полгода, причем в хозбанде местного СИЗО, и освободился условно-досрочно по половине срока. Как сложилась его дальнейшая судьба, мне неизвестно, больше я о нем ничего не слышал.

Истории из жизни

35.9K поста73.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.