Прежде, чем осядет пепел: 38 минут войны

Прежде, чем осядет пепел: 38 минут войны Военная история, Война, Великобритания, Викторианская эпоха, Длиннопост

Книга рекордов Гиннеса утверждает, что это – самая короткая война в истории. Правда это, или нет – сказать сложно, однако даже тех тридцати восьми минут, что она продолжалась, вполне хватило, чтобы унести более пятисот жизней. То есть – примерно по 15 человек в минуту. Тридцати восьми минут хватило британскому Королевскому флоту, чтобы изменить политический курс целого государства, и в очередной раз напомнить миру, что для империи, над которой никогда не заходит солнце, достаточно считанных мгновений, чтобы навсегда погасить его свет для непокорных. Прежде, чем осядет пепел.

Это случилось в Африке, на ее восточном побережье. Сейчас в этом месте существует государство Танзания, а тогда, в 1896 году, там находился Занзибарский султанат. Конец XIX века – очень интересное время. Мир еще не катился к мировой войне, но уже делал в направлении нее первые решительные шаги. Не сталкиваясь еще напрямую в Европе, сверхдержавы тогдашнего мира делили колонии. И вот этот самый Занзибар находился под сильным влиянием Британии. Фактически, это был британский протекторат, то есть государство, находящееся под «покровительством» Лондона и лишенное возможности проводить самостоятельную политику. Да и какая там самостоятельная политика у каких-то «тупма-лумпа», не смешите приличных людей.

Однако «тумпа-лумпа» вдруг взяли, и захотели проводить эту самую самостоятельную политику. Ну, как самостоятельную – под «покровительством» доброго заморского друга, германского императора. Сменить, так сказать, опостылевшие чай и овсянку на колбаски с квашенной капустой. Кто бы их за это осудил?

Все, что заканчивается смертью многих, обычно начинается со смерти одного. Душным днем 25 августа 1896 года в своем дворце завершил земной путь султан Хамад ибн Тувайни. Несколько лет назад его посадили на трон англичане, но даже в таких условиях ему удалось худо-бедно лавировать между двумя империями – Британской и Германской. Но с его смертью кануло в небытие и это шаткое равновесие. Едва «повелитель правоверных» испустил дух, как явился британский консул в Занзибаре, сэр Бэзил Кейв, и в ультимативной форме заявил, что следующим султаном станет Хамуд ибн Мухаммед, двоюродный брат новопреставленного государя. Проблемы была лишь в том, что у покойника были и другие братья. И вот, один из них, по имени Халид ибн Баргаш, тоже захотел стать султаном.

Чтобы не путать читателя сложными восточными именами, далее мы этого достойнейшего человека будем звать просто Баргаш, а имя второго претендента вообще можно забыть – в нашей истории оно больше не всплывет.

Прежде, чем осядет пепел: 38 минут войны Военная история, Война, Великобритания, Викторианская эпоха, Длиннопост

Халид ибн Баргаш

Так вот, прежний султан Занзибара умело маневрировал между Британской и Германской империями, однако с его смертью приказал долго жить и этот хрупкий баланс. Англичане хотели посадить на трон своего ставленника, и ровно то же самое хотели сделать и немцы. Их кандидатом и был тот самый ибн Баргаш, двоюродный брат покойного султана. Вся операция была явно спланирована заранее, потому что ровно в тот же день, когда помер прежний султан, и именно – 25 августа, Баргаш за считанные часы собрал вокруг себя небольшую армию численностью около трех тысяч человек. Основные силы мятежников быстро заняли султанский дворец, тогда как еще один отряд погрузился на лодки и без боя захватил единственный военный корабль занзибарского «флота» – вооруженную яхту «Глазго», построенную на британской верфи и ранее купленную у англичан.

Перворот удался, и Баргаш теперь наивно полагал, что британцам не останется ничего, кроме как смириться с текущим положением дел. Он даже не арестовал английского консула Кейва, который продолжал ходить в султанский дворец как к себе домой. Видимо, новоявленный султан плохо понимал, с кем имеет дело, или рассчитывал на помощь со стороны немцев.

Вот только немцы – далеко, а британские морские базы – совсем рядом. Уже на следующий день, 26 августа, британская эскадра из пяти вымпелов – два бронепалубных крейсера и три корытца поплоше – вальяжно подвалила к султанскому дворцу с моря и взяла его на прицел всех наличных калибров. После чего к Баргашу на разговор заявился все тот же консул сэр Бэзил Кейв. С собой он принес грамотно составленный и аккуратно напечатанный ультиматум, суть которого, если отбросить дипломатические формальности, сводилась к тому, что англичане по доброте душевной дают Баргашу времени до 9 утра следующего дня (27 августа), чтобы собрать манатки и отчалить из дворца вон, уступив трон более приятному для Лондона человеку. Если же он промедлит хотя бы на пять минут, на его голову обрушится оболоченный сталью гнев королевы Виктории.

Прежде, чем осядет пепел: 38 минут войны Военная история, Война, Великобритания, Викторианская эпоха, Длиннопост

Расположение кораблей к 9:00 27 августа

О чем думал в те часы человек, столь страстно желавший стать султаном? Неужели продолжал верить, что слова британского консула – пустой блеф? Даже тогда – а Баргаш не мог об этом не знать – когда морские пехотинцы под командованием генерала Ллойда Мэтьюза начали эвакуировать европейцев в британское консульство? Или он сошел с ума и верил, что несколько пулеметов Максима, пара картечниц Гатлинга и старая бронзовая пушка XVII века – весь «артиллерийский парк» Занзибара – способны остановить бронированные крейсера?

Наверняка нет. Его ночь была долгой, и первые же рассветные лучи разогнали последние остатки надежд. На береговом рейде все так же стояли английские корабли и яхта «Глазго». Только они. Немцы так и не приплыли. В 8 утра, за час до истечения срока ультиматума, Баргаш отправил к сэру Бэзилу Кейву сообщение – он готов к переговорам. Тщетно – пока не будет принят ультиматум, говорить не о чем. Стрелки часов неумолимо отсчитывают последние минуты тишины. 9:00. Над гаванью – звенящая тишина. Неужели?.. 9:02.

Гром волной прокатывается вдоль берега, на палубах далеких кораблей вспыхивают и тут умирают огоньки. И, словно подмигивая им, вспыхивает уже дворец. И тоже умирает. Снова и снова корабельные орудия молотят по застройке, крушат ее. Занзибарская «береговая батарея» – та самая, с несколькими пулеметами и старой бронозовой пушкой – снесена одним залпом. Яхта «Глазго», первый и единственный корабль султанского флота, объятая пламенем, стремительно погружается под воду. Установленные на ней картечницы Гатлинга даже не достали до английских крейсеров.

Баргаш бежал из дворца в числе первых, вслед за дрогнули и начали разбегаться и его воины. Однако над пылающим дворцом продолжал развеваться султанский штандарт – его попросту некому было снять – поэтому британцы расценили это как отказ от капитуляции. И продолжили стрелять. Лишь спустя 38 минут, когда дворец фактически был изведен до состояния горящей братской могилы, британское командование прекратило обстрел и распорядилось готовить высадку десанта. Морские пехотинцы не встретили практически никакого сопротивления, лишь один был ранен, все убитые в тот день были с противоположной стороны.

Прежде, чем осядет пепел: 38 минут войны Военная история, Война, Великобритания, Викторианская эпоха, Длиннопост

Руины дворца

Всего за 38 минут англо-занзибарской войны погибло, по разным оценкам, от 500 до 600 человек. Сколько было раненых – никто толком не считал, да и какой смысл? Султан Баргаш, процарствовавший чуть более суток, укрылся в немецком консульстве – немцы, к их чести, так его и не выдали, несмотря на то, что английский консул Кейв в сопровождении солдат чуть ли не ночевал у них под дверями. В итоге, примерно через месяц такой «осады», немецкий консул придумал хитрый способ вывести бедового союзничка из здания. Когда в Занзибар прибыл немецкий крейсер, его матросы на плечах принесли в консульство шлюпку – так, чтобы она ни разу не коснулась земли. Баргаша усадили прямо в нее, после чего шлюпку точно таким же образом унесли обратно на корабль. Поскольку она так и не коснулась чужой земли, получалось так, что и Баргаш все это время находился на суверенной территории Германской империи, так что британские военные не нашли формального повода, чтобы его задержать.

Прежде, чем осядет пепел: 38 минут войны Военная история, Война, Великобритания, Викторианская эпоха, Длиннопост

Британские морские пехотинцы позируют у захваченного орудия

Бывший султан благополучно отчалил в немецкую Танзанию, и лишь в 1916 году англичане, прибравшие все кайзеровские колонии в Африке, смогли до него добраться и осуществить арест. Отбывать срок его отправили не абы куда, а на остров Святой Елены, где за сто лет до него «чалился» и в итоге умер Наполеон. Слишком лестное сравнение, если сравнивать масштаб деяний обоих государей. Впрочем, и срок оказался не пожизненным, так что после окончания Великой войны Баргаша отпустили на все четыре стороны. Доживал свой век он как частное лицо в британской Кении, где и скончался в 1927 году.

Еще больше контента - на моем канале в Телеграм! Подпишись!

Также я провожу исторические стримы - подпишись, чтобы получать уведомления. Записи доступны на моем канале.

Лига историков

13.5K пост50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения