Преображённая Земля (8)
Продолжаем знакомиться с книгой Питера Франкопана "Преображённая Земля".
Столетие, начиная с конца XVI века, вошло в историю как время похолодания. Оно было уникально в том смысле, что захватило оба полушария Земли. Этот период назвали Малым ледниковым периодом. Он перекрылся со временем глубоких социальных, экономических, политических и экологических перемен. Ему нашлось выражение даже в картинах тогдашних художников. Отмечено, что в течение трехсот лет, начиная с 1550 года, на них было больше сумрака и облаков, чем обычно.
Надо, однако, отметить, что этот климатический феномен вызывает споры среди исследователей. Оспаривают синхронность изменений на севере и юге, не говоря уже о самом факте похолодания, которое для той же Европы не столь ярко выражено. Брейгель Старший написал в том же году и вот это:
Болезни и интенсивная конкуренция за ресурсы стали чертой этого периода. Между 1500 и 1700 годами европейцы провели 95% своего времени в состоянии войны. Этому «помог» прогресс в вооружениях и военном деле. Отразилось это и на ландшафте. Распространение артиллерии побудило, например, перестать заниматься городским стенами и начать строить массивные земляные валы, способные выдержать огонь. Изменилась и политика. Массовая волна централизации прокатилась по континенту. Большая армия требует больших расходов. Как следствие, за период с 1500 по 1780 годы объём налоговых поступлений ведущих европейских держав вырос в 20 раз. Множились ряды бюрократии в госппарате. Росли города. Париж получил многозначительное прозвище «vagina populorum». Крупномасштабная урбанизация стала предпосылкой для ускорения производства и спроса, катализатором вовлечения в дела остального мира и (в своё время) двигателем промышленной революции.
Климатические шоки принесли холод и голод в дома Европы. Драматические последствия не заставили себя долго ждать. Стало неспокойно на территории исторических Нидерландов. Недовольство испанским владычеством было усилено религиозной враждой между католиками и протестантами. Троекратное удорожание пшеницы послужило искрой в пороховом погребе. Насилие захлестнуло страну. Началось восстание, которое испанцы стали давить железной рукой. Жестокая осада Антверпена консолидировала умы в северных провинциях, которые подписали Утрехтскую унию. Она положила начало современным Нидерландам.
Конец XVI века ознаменовался серией крупных извержений в низких широтах: Меланезия, Ява, Колумбия, Перу… Последнее стало крупнейшим из наблюдаемых в Южной Америке.
Как результат – самое суровое краткосрочное похолодание последних шестиста лет. В Скандинавии в 1587 году не случилось лета. В местной мифологии подобное событие называется Фимбулвинтер. После него-то и умирают боги. В Италии случился ужасный голод. После него фермеры решили пожертвовать разнообразием культур в пользу калорий: получила повсеместное распространение кукуруза. Продовольственная безопасность потребовала усиления торговли. Континент срастался в единое целое. После стабилизации отношений с Испанией голландский торговый капитализм с его стопроцентными прибылями катапультировал страну в будущее.
Стала наступать на юг Сахара. Она оттеснила растительность на 300 километров. Тимбукту пал в 1591 году под ударами марокканцев. Пал – и больше не смог подняться. В Китае наводнения и холода привели к сильнейшему в столетие голоду. Иезуитский миссионер отмечал повсеместное замерзание рек на севере страны. Юго-Восточная Азия недосчиталась осадков. На Филиппинах население упало на 25%. Засуха случилась и в Османской империи, где с её последствиями поначалу успешно боролись. Но она всё не кончалась. Цены всё росли, государство подняло налоги. Люди сбегали из деревень в города. Появились разбойники. Началось сильнейшее восстание племён Джалали. Хоть его подавили, империя уже не была такой, как раньше. Власть султана оказалась ограничена, силу набрали янычары.
В России тоже был несладко. Череда неурожаев предварила Смутное время. Летом отчаявшиеся люди ели траву, зимой – сено. Во ртах погибших от голода можно было увидеть солому и навоз. По некоторым оценкам, убыль населения составила до одной трети. Конечно, где тонко – там рвётся. Если погибло много людей – значит они уже до того жили на грани голода, где-нибудь в трущобах расширившегося города. Например, в России сошлись в одном времени инфляция, рост налогов, потери в войне и нерешительная политика царей. Всё это было усугублено выросшим вдвое за прошлое столетие населением.
Джон Кеннеди как-то сказал замечательную фразу:
Слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность».
Так и в тогдашних грустных реалиях нашлись те, кто воспользовались своим шансом. В Англии приняли закон о помощи бедным, а в Латинской Америке индейцы толпами переходили в христианство.
Семнадцатый век принёс опустошения Тридцатилетней войны в Европу. Сороковые годы стали годами постоянных общественных волнений. На войну наложилась чума. Особенно тяжёлым был её удар на юге континента, который уже ощущал растущую конкуренцию с севера. Именно эти годы стали ключевыми, когда технологическое лидерство оказалось потеряно. Повлияло и сокращение испанской трансатлантической торговли. Новый Свет вставал на ноги и больше не требовал усиленного снабжения.
Климатические невзгоды не оставляли население планеты в покое. В тридцатых-сороковых годах участилась осцилляция Эль-Ниньо. Муссоны ослабли. Снова суровые зимы, снова неурожаи, снова засухи. Падение династии Мин многие связывают с непогодой и голодом. По факту, однако, у него более глубокие корни: сильно выросшее население, военные расходы, расточительство императорского двора и коррупция. Это усугубилось неудачными решениями и банальным невезением: разрывом торговых отношений с Японией и коллапсом серебряных рудников Потоси, которые до того исправно снабжали Поднебесную металлом.
Были страны, которые успешно справились с климатическими вызовами. К ним относятся Япония Токугава и Нидерланды. Рецептом их успеха автор считает компетентное управление. Внешние вызовы породили ответные меры. Повышение эффективности, вложения в агрономию и освоение новых заморских земель принесло решение застарелой проблемы обеспечения роста городов. Им уже не надо было уповать исключительно на своего крестьянина из глубинки.
Европейская экспансия протекала по-разному. Португальцы строили крепости и присылали войска. Испанцы строили госпитали и университеты. Но отношения с другими народами были далеки от взаимоуважения. Европейцы считали себя уникально привилегированными. Один немец написал, что Европа, хоть и мала, но лучше всех. Ему вторил английский историк про то, что лучше знать английский, чем санскрит или арабский. К природе они относились с подобным же высокомерием. В погоне за прибылью не щадили ни людей, ни ландшафты. Быстро выяснилось, что истощённая почва Карибов не родит так же, как раньше. Не стало лесов, так что дрова для сахарных печей приходилось завозить аж из Англии.
Что же касается континентальных Америк, там экологическая деградация оказалась на удивление весьма ограничена. Более того, результатом колонизации было даже распространение лесов и дичи во многих регионах. Здесь «помогла» депопуляция вследствие болезней и войн.
Освоение новых земель полным ходом шло на территории Азии. Мусульмане, пришедшие вместе с Моголами, расчищали джунгли на Индостане. Правители империи Цин быстро навели порядок в хаосе после падения их предшественников из Мин. Сработали административные реформы, хозяйство стало развиваться, и размеры культивированных земель выросли вдвое. Всё имело, однако, свою цену: уход за системой каналов вырос впятеро, проглатывая до 20% имперского бюджета в XIX веке.
Рост населения заставил задумываться о давлении на экологию европейцев. Одним способом решения проблемы было основание колоний для извлечения ресурсов. Другим – интенсивное земледелие. Уже в середине XVIII века Китай импортировал до 3 миллионов тонн удобрений ежегодно. Касательно самих продуктов, можно упомянуть великий обмен сельскохозяйственных культур между континентами. Новый Свет дал какао, кукурузу, табак, ананасы, бобы и перец чили, получив взамен цитрусовые, рис, бананы и массу других культур. Маниока и кукуруза произвели сельскохозяйственную революцию в Африке, накормив миллионы ртов. Армия рабов Нового Света получила устойчивое пополнение.
Но главным «революционером» был, конечно, картофель. Это скромное растение, выдающее втрое больше энергии с гектара, чем другие культуры, не только избавило миллионы от холода и болезней. Оно улучшило здоровье, подстегнуло рост городов и снизило конфликты. Картофель растёт там, где «не тянут» пшеница или рис, он легко хранится и с готовностью поедается скотом. В Европе к нему поначалу отнеслись с недоверием из-за невзрачного внешнего вида клубней, напоминавших кожу прокажённого. Прошло несколько десятков лет, прежде чем его распробовали как следует. И вот уже Пётр Великий отправляет в конце семнадцатого века мешок картошки в Россию с указанием распределить среди крестьян разных местностей. Кстати, в России тоже хватало скептиков, указывающих на то, что «земляные яблоки» - это тот самый запретный плод, который вкусили Адам и Ева. Отмечено, что введение картофеля драматически снизило число конфликтов не только в Европе, но и в других регионах, где он появился. Исследователи подсчитали, что на счету картофеля – рост населения на четверть в тот период.
Несомненно, решение продовольственной проблемы было одним из факторов, приведшим к Европейскому чуду. Но были и другие: распространение протестантства с его культом учёбы, рост всяческих институций, книгопечатание, снижение деловых рисков, конкуренция (особенно в военной области). Благотворное сочетание рабсилы, науки, денег и возможностей оказалось оптимальным в Британии с её высокими зарплатами и производительностью труда. Большую роль играла не просто грамотность, а механическая компетентность – наличие грамотных технических специалистов, способных непрерывно совершенствовать устройство и работу механизмов. В результате в конце XVIII века в Британии гектар пшеницы сжинали за неделю, а во Франции – за 16 дней. Китай же, вобрав в себя угрозы в виде соседей, потерял стимул к совершенствованию военных и других технологий, застрял в прошлом.
Непогода продолжала вмешиваться в дела людей. Очередной сезон жестоких штормов причинил огромные разрушения на Карибах в 1772 году. За этим последовал неурожай. Эти обстоятельства пролились золотым дождём на торговцев Филадельфии, которые и до того задавались вопросом, какую связь имеют европейские тёрки англичан с североамериканскими колониями. Этот вопрос усложнялся налоговыми требованиями короны. Одним словом, колонисты хотели более тесной интеграции с испанцами и французами. Не удивляет в этой связи поддержка последних в войне за Независимость. В конце концов их владения в Карибском море получили надёжное снабжение на случай очередных природных бедствий.
Не так повезло Индии. Климатические условия были явно не оптимальны, урожаи падали вместе с авторитетом центральной власти. Падала и конкурентоспособность местной продукции на мировом рынке. Если в 1750 году регион производил четверть промышленной продукции мира, то к началу двадцатого века - всего 2%. Конечно, колониализм с его практиками сыграл при этом свою зловещую роль. Случился голод в Бенгалии – нашлось достаточно желающих нагреть руки на спекуляции продовольствием. Ост-Индская Компания выплатила исторические 12,5% дивидендов. Последствием голода были падение цен на землю и банкротства, что вынудило Компанию в свою очередь просить помощи Парламента. Так решения, принимаемые людьми, усугубляли и без того безрадостную ситуацию.
В 1783 году заговорил вулкан Лаки в Исландии. Туман из пепла накрыл Европу. Последующие годы стали самыми холодными за столетие. Недостаток воды в Ниле усугубил проблемы в Египте, где стало неспокойно. Константинополь решил навести порядок в беспокойной провинции и отправил туда экспедиционный корпус. Всё шло неплохо, пока его не пришлось отозвать ввиду нападения Екатерины Великой с севера. Русские отжали Крым. Корпус из Египта пришлось отозвать. Крым вернуть не удалось, а Египет застрял в истории на полторы сотни лет.
Самыми драматическими были события во Франции, где холодная погода 1787-8 годов вздула цены на еду в полтора раза. Людовик XVI пытался улучшить ситуацию. Он успокаивал народ, обещая рассмотреть все жалобы (которых насчиталось свыше 25 тысяч). Пытались нарастить закупки муки в Штатах, но и там запасы были ограничены. Что было потом – известно всем. Французская революция разожгла огонь в Европе, да и во всём мире. Одним из её отголосков стала независимость Гаити. Неудача попыток восстановления контроля над островом побудила французов избавиться и от Луизианы. Нужны были деньги для войн в Европе. Так внимание США оказалось обращено на юг и на запад. Дорога к завоеванию континента была открыта. По иронии судьбы, беспорядки в Европе послужили благотворно для экономики Британии, которая обогатилась многими тысячами бежавших с континента специалистами. Они сделали свой вклад в развитие промышленной революции.
Книжная лига
23.3K постов78.8K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.