6757
Серия Причины СВО

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление6

Предисловие для читателей

Еще в 2022 году вскоре после того, как начал писать на Пикабу и меня стали читать, я говорил, что хочу написать большой цикл о причинах СВО. Позже это стало даже внутренним мемом среди моих читателей, потому что цикл писался тяжело, в какой-то момент я задвинул его в долгий ящик. Но читатели просили закончить его наконец, и осенью прошлого года мною было принято решение начать его публикацию частями по мере написания. Чтобы это стало и для меня мотивирующим фактором завершить работу.

Много воды утекло с того времени, основным местом публикации стал мой канал в Телеграме, а не Пикабу: https://t.me/artjockey По возможности я все же стараюсь писать и сюда авторские статьи как на основную тематику, так и я перенес (хоть и пришлось их отредактировать с учетом правил площадки) статьи из цикла о причинах конфликта в Палестине.

Также я стал принимать донаты от читателей с лета прошлого года в формате подписки на отдельный платный канал в ТГ. Сформировалась и определенная редакционная политика: в платном канале нет эксклюзивных материалов, но они там выходят раньше, чем на основном. А длинные циклы, состоящие из нескольких частей, выкладываются по мере написания, выходя в общий доступ когда они закончены полностью.

Цикл о причинах СВО стал определенным исключением. Он с октября публикуется для донатеров, сегодня вышла 6-я его часть. Но так как написание идет не слишком быстро, я решил первые части начать выкладывать в общий доступ. Оригинал сегодня вышел на основном канале, ссылку на который дал выше, а также я публикую его на Пикабу. Эта версия вероятно будет иметь некоторые отличия от изначальной, так мне придется адаптировать текст под правила «особого порядка публикации контента с тегом политика».

Я не уверен, что смогу здесь выложить полный цикл. Постараюсь адаптировать то, что возможно, но я не думаю, что это получится сделать с последними частями. Впрочем, они пока еще не написаны.

Хочу поблагодарить всех, кто начинал меня читать именно здесь или продолжает читать. Благодаря вам я смог стать настоящим автором, чьи тексты читает действительно большая аудитория, что стало для меня полной неожиданностью. Но самое главное, что именно вы пинали меня полтора года в комментариях даже под совершенно случайными постами, чтобы я наконец-то написал этот цикл. Если бы не вы, то черновик так и остался бы лежать «в ящике».

Про объективные государственные интересы

В феврале 2022 года миллионы людей засыпали, зная, что они «не интересуются политикой», а утром проснулись экспертами в этой теме. Новоявленные специалисты стали выдвигать самые разные версии, почему же Путин отдал приказ о начале СВО. Эта статья — мой взгляд на эту тему, который я попробую обосновать фактами и историей взаимоотношений России, Украины, ЕС и США после развала СССР. Я постараюсь изложить фактологию событий, многие детали которых ускользают от людей, не интересовавшихся ранее политикой и не следящих за этим ни в динамике, ни в ретроспективе. С моими выводами из них ты, читатель, можешь не согласиться и оспорить, но я постараюсь дать фактологическую базу для собственных изысканий.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Кадр из обращения Владимира Путина 24 февраля 2022 года

Текст адресован, в первую очередь, людям, не понимающим СВО. Между противниками и непонимающими есть большая разница. Противники, по моей логике, это те, кто понимает причины и предпосылки, но считают, что противоречия можно было решить без войны. А не понимающие СВО — это те, кто не следил за политикой, и для которых вторжение на Украину стало неожиданностью. Такие люди часто пытаются найти простое объяснение сложным процессам, не зная всей подоплеки взаимоотношений двух стран и накопившихся за несколько десятилетий противоречий.

Примечание: в большинстве войн нет правых и виноватых, есть стороны конфликта, причины и поводы, которые к нему привели. В этой статье я смотрю на события с точки зрения России. Это не значит, что я поддерживаю или оправдываю Россию или, наоборот, пытаюсь обвинить в чем-то. Просто я выбрал именно такую тему, какую и вынес в заголовок. Не «причины войны», а «почему Путин начал СВО», надеюсь на понимание этого нюанса. Идея написать про события с точки зрения Украины у меня давно записана в блокнотик и, возможно, будет реализована в будущем.

Пара слов о пруфах

Новейшую историю очень сложно исследовать, так как у нас нет доступа к документам. По многим вопросам мы можем лишь строить догадки, руководствуясь логикой, подкрепляя ее доводами, но не четкими аргументами. В лучшем случае нам доступны лишь официальные заявления, фактаж конкретных событий и нарративные источники. Но зачастую у нас нет ни официальных документов, ни стенограмм заседаний, ни даже полноценных воспоминаний участников и мемуаров. Все это появится, я надеюсь, но десятилетия спустя.

По ходу текста я не смогу подкрепить каждый тезис однозначным пруфом, впрочем, я не думаю, что это требуется. Статья не является научной, в ней не будет большого ссылочного аппарата, а в первом абзаце я заранее объявляю написанное моим авторским взглядом на происходящие события, вот такой вот я негодяй. Учитывайте это при прочтении.

Государственные интересы

Примечание: это мои собственные рассуждения, вроде бы они не требуют пруфов.

Первое, с чем нужно разобраться, признать и принять: у любого субъектного государства есть свои объективные интересы, направленные не только внутрь, но и вовне. И одно никак не исключает, не заменяет и не превалирует над другим. Это один из частых аргументов непонимающих СВО, что зачем куда-то лезть, когда у нас в стране много проблем, и вот прям за окном яма на дороге.

Но вот то, что за окном вообще есть дорога, пусть и не лучшего качества — это прямое следствие того, что кто-то когда-то сформулировал и защитил объективные государственные интересы. И теперь ваше государство имеет определенный уровень экономики, культуры, прав, свобод и возможности строить эти дороги и залатывать на них ямы. Внутренние и внешние интересы не могут заменить друг друга, есть ненулевая вероятность, что если забить на внешнюю политику, то заниматься внутренней будет некому и не на что. Внешней политикой занимаются все государственные образования, претендующие хоть на какой-то суверенитет. И в любой стране есть нерешенные внутренние проблемы.

Внешние государственные интересы можно разделить на естественные и производные. С естественными все просто, чаще всего они обусловлены географией, но могут быть и, скажем, культурой или религией. Я очень не люблю бытовые аналогии, но иногда они уместны, как и здесь. В обычной жизни происходящее в соседней квартире прямо затрагивает ваши собственные интересы, даже если вам не хочется лезть в жизнь соседей. Если там шумят — это мешает вашему отдыху. Если там курят в постели — это угрожает вашей жизни. Если там живет толпа нелегалов – это может угрожать вашему имуществу. А если там муж избивает жену или детей, то, возможно, вам придется вмешаться просто исходя из своих жизненных ценностей и воспитания. С государствами все примерно так же. Одна страна может не иметь никаких отношений со своим соседом, но если у соседа началась война — через границу побегут беженцы. Если в соседней стране подняли голову радикальные движения — их ячейки появятся и у вас.

Но дело не только в географии, естественные государственные интересы могут возникнуть на почве некоторых особенностей вашего государства или нации, например, религиозных. Мы это видим на примере противостояния Израиля и исламских соседей.

Производные государственные интересы возникают в ходе ведения хозяйственной деятельности. Проистекают они из экономики (экономических взаимоотношений), военных и политических доктрин, идеологии. Если страна продает газ – в зоне ее объективных интересов оказываются покупатели, транзитеры и конкуренты. Если военная доктрина государства ориентирована на морское доминирование – в зоне ее интересов оказываются проливы, каналы и те, кто их контролирует. Если идеология государства предполагает объединение по какому-то признаку: религиозному, культурному или историческому – в зоне интересов оказываются определенные территории или места проживания отдельных этносов.

То, что у любого субъектного государства есть внешние интересы – это просто факт, который нужно принять. Его нельзя изменить, а значит, нельзя к нему относиться как к чему-то плохому или хорошему. При этом интересы одних государств могут прямо противоречить интересам других государств, что и порождает политические противоречия, которые могут решаться в том числе и силовым методом.

Война — это способ навязать противнику свою политическую волю силовым методом.

Краткая историческая справка

Сначала немного о знаковых событиях в истории современной России, на которые я буду дальше опираться для объяснения современной внешней политики Кремля.

Благословенные\лихие девяностые

В 1991 году распадается СССР решением представителей трех республик: России, Украины и Белоруссии. Создается СНГ. Это была очевидная попытка копирования западных структур — предшественника Евросоюза ЕЭС (СНГ) и НАТО (ОДКБ). Попытка провальная, СНГ не взлетает совсем, ОДКБ делает попытки взлететь, но сейчас это скорее труп.

Это время современного западничества, начавшегося еще в 80-е. Западничество пронизывало массовое сознание снизу доверху: западниками были и рядовые граждане, выстраивавшиеся в очередь в первый Макдональдс, и руководители государств. В 1992 году Ельцин едет в США и выступает перед двумя палатами конгресса с «исторической речью». Рассказывает, что коммунизм побежден, вражда с США закончена и оканчивает выступление фразой: «Господи, благослови Америку! И Россию». Как-то так начинаются попытки выстроить партнерские отношения с США.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Ельцин выступает перед двумя палатами Конгресса США

Также проводятся экономические реформы под чутким руководством МВФ, которые сегодня известны как реформы Ельцина-Гайдара. Экономическое состояние России многие застали лично, и часто винят в проблемах Гайдара. Но, похоже, не все помнят, что это был короткий период 92-94 годов, затем Гайдар покидает правительство и чуть позже переходит в оппозицию к Ельцину. Неудача реформ очень быстро внесла раскол в антикоммунистический лагерь и здесь нужно отделять группу Гайдара от самого Ельцина и тех, кто придет в правительство после них. Хотя позже Гайдар поддержал Ельцина, считая, что реванш коммунистов опасней, чем второй срок Бориса Николаевича.

Некоторым разворотом от курса западничества можно считать 1995 год. Тогда Россия подает заявку на вступление в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). Это, конечно, не альтернатива курсу на сближение с США и Европой, потому что Штаты – одни из основателей организации, но первый шаг в сторону многовекторности и взгляд на Восток.

В 1996 году главой МИДа становится Евгений Примаков. Опытный советский дипломат и разведчик, по образованию — востоковед. О Примакове будет дальше, он является ключевым идеологом современной российской внешней политики, учителем Лаврова, хотя общую его роль часто преувеличивают. Но в прогосударственной трактовке событий Примаков — человек, «который вернул международное уважение российской дипломатии». Именно при нем Россия отходит от чистого западничества (атлантизма) и берет полноценный курс на многовекторность. Хотя, как сказал чуть выше, первые шаги были сделаны до него, но считается, что именно политика Евгения Примакова подготовила почву для основания БРИКСа спустя десятилетие.

С личностью Примакова связан знаменитый эпизод: «разворот над Атлантикой». 23 марта 1999 года, уже в должности премьер-министра (Председателя Правительства РФ, если говорить официально), он летел на переговоры в США по реструктуризации долгов. В самолете получает звонок от Альберта Гора и узнает, что НАТО начинает военную операцию против Белграда. Примаков приказывает развернуть самолет и возвращается в Москву. В реальности разворот Примакова не имел какого-то серьезного влияния на что-либо, но сегодня он является частью национального мифа. Считается, что в тот день умерла Россия 90-х и родилась Россия нынешняя, готовая отстаивать свои интересы на международной арене.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Примаков в самолете над Атлантикой глазами художника

Эпоха 90-х символично закончилась добровольной отставкой Ельцина 31 декабря 1999 года. Действующий Председатель Правительства, Владимир Путин, был назначен и.о. президента.

Спокойные нулевые

Есть некое такое общественное мнение, что курс России развернулся именно с приходом к власти Путина. Ну кто-то вот чуть более в теме вспоминает Примакова. В реальности же ранний Путин — такой же западник, как и его предшественники. И курс государства, несмотря на разворот и Сербию, не поменялся. Интересно, что это признают даже нынешние либеральные оппозиционеры, говоря, что Путин в первые годы своего правления был хорошим и проводил правильную политику.

Есть даже ШУЕ-теория, что настоящий Путин был или убит, или сам умер в 2004 году. С того времени руководит Россией тайное правительство, а роль Путина играют многочисленные двойники. Рассказываю это просто как занятный факт.

Год назад в своей речи по поводу признания ДЛНР Путин рассказал, что предлагал Клинтону, чтобы Россия вступила в НАТО, но президент США «отнесся сдержанно». Было это летом 2000 года. И это была не первая попытка: еще в 90-е России предлагали присоединиться к альянсу, но тогда отказался уже Ельцин. Сотрудничество с НАТО велось с 1991 года, подписывались разные соглашения, создавались дипломатические каналы. НАТО взяло на себя обязательство не размещать военных у границ РФ на постоянной основе. Отдельно от того знаменитого обещания не расширяться на восток, которое было дано Горбачеву в 1990 году и от которого сейчас всё время открещиваются.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Владимир и Людмила Путины, Джордж младший и Лора Буш на ранчо Прэри Чэпл

Это отражалось и в личных отношениях. Уже через несколько месяцев после официального вступления Путина в должность президента Москву посещает Билл Клинтон. В 2001 году Путин и Буш впервые встречаются в Словении, 11 сентября того же года именно российский президент первым звонит в Вашингтон со словами поддержки. Еще чуть позже Путин совершает длительный визит в США, где Буш принимает его на ранчо и допускает к закрытому докладу ЦРУ по вопросам международного терроризма. Затем уже американский лидер посещает Россию и называет Путина «одним из своих самых близких друзей». Речь идет о 2000-2002 годах.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Путин и Блэр на премьере в театре

Также в 2000 году из Кремля в Лондон приходит приглашение для Тони Блэра посетить вместе с российским президентом премьеру в Мариинском театре. Лондон принимает приглашение. Как позже стало известно, Блэр был прагматичен, но в своем прагматизме он шел против советников. По мнению британского премьера, нужно было пустить Путина в свой круг, чтобы он стал западником, продолжал копировать в России социальную и политическую модель Европы. Блэр в частном разговоре с Диком Чейни, вице-президентом США, сказал, что Путин напоминает ему Шарля де Голля и что он – патриот России.

Вот такие, чуть ли не дружеские отношения, Путин установил с лидерами «коллективного Запада» в первые два года своего президентства. Не хуже складывается ситуация и в Европе. Герхард Шредер — это буквально друг Путина, который входил в состав правительства Роснефти до начала СВО. А руководивший Францией Жак Ширак знал русский язык и переводил с него Евгения Онегина, имел культурную привязанность и симпатизировал России.

События 2003-2006 годов

Следующая важная веха после «Разворота над Атлантикой» — 2003 год, вторжение США в Ирак. Точней международной коалиции из США, Великобритании, Австралии и Польши при косвенной поддержке еще пары стран вроде Италии. Эта военная операция, проведенная без мандата ООН, вызвала резкую критику всего остального мира. Россия, Франция и Германия, объединившись, осудили вторжение. Так начался разлад в отношениях США, Великобритании и России, зато открылся путь к союзу с Европой. Стоит вспомнить, что в отсутствие противника НАТО уже был полумертвой организацией, похожей на нынешний ОДКБ. Варшавского блока уже не было, а привычного нам Китая еще не было, и смысла в НАТО было не так много.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Министры иностранных дел Иванов, Фишер и де Вильпен согласовывают общую позицию по Ираку

Но есть же и сфера естественных интересов, для России это страны СНГ. В 2001 году была создана ЕАЭС (ЕврАзЭС на тот момент). Очередная попытка повторить ЕС в масштабе бывшего СССР вместо мертвого СНГ, то есть создать общее торговое и таможенное пространство. Украина в него не вошла, находилась в статусе наблюдателя.

В мире в этот период начинают происходить «цветные революции». В 2003 году переворот происходит в Грузии, а в 2004 случается первый украинский «Майдан», он же «Оранжевая революция». Виктор Янукович побеждает во втором туре выборов, что не признает проигравшая сторона в лице Виктора Ющенко. Россия поддерживает Януковича, коллективный запад, уже без разделения на США и Европу, выступает за протестующих. В результате «третьего тура» выборов побеждает прозападный кандидат Ющенко.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Оранжевая «революция»

Еще одно событие, произошедшее в тот же год, — расширение НАТО. Причем в состав блока входит Прибалтика, регион, который входит в зону интересов РФ и как бывшие постсоветские страны, и как страны, с которыми есть общая граница. Это противоречит не только обещаниям, которые давали Горбачеву, но и договоренностями уже с Россией не размещать войска у границ. А в 2006 году отравили Литвиненко, что обостряет отношения между Россией и Великобританией.

Также в 2004 году расширяется ЕС. В него входит Прибалтика, Польша, Чехия и ряд других стран. В Германии и Франции пророссийски настроенные лидеры меняются на Меркель (2005) и Саркози (2007). Оба они выступают за сближение с США. Напомню, что за несколько лет до этого, Франция и Германия резко осудили США за Ирак.

Мюнхенская речь

Третья важная веха на пути реализации внешней политики РФ – знаменитая речь Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года. Выступление тогда действительно произвело фурор, несмотря на некоторые размолвки, Путин все еще воспринимался демократом-атлантистом, ищущим дружбы и с ЕС, и с США.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Мюнхен 2007

Президент России в своей речи жестко проходится по однополярному миру и стране-гегемону, США. Он критикует и НАТО, и политику навязывания своих взглядов, и экономические отношения стран «первого мира» со странами «третьего», говоря, что они консервируют экономическую отсталость. На Западе начали писать, что Путин развязал Холодную войну, в России писали, что Мюнхенская речь является официальной декларацией внешней политики России на ближайшее время.

Война с Грузией

Ночью 08.08.08 Грузия начинает обстрел Южной Осетии и выходит из перемирия, затем предпринимается попытка штурма. Осетия – один из «горячих» регионов бывшего СССР, конфликт между осетинами и грузинами длится добрых два века, но во времена СССР небольшая Юго-Осетинская автономная область была включена в состав Грузинской ССР, а во время «парада суверенитетов» объявила о независимости от Грузии, чего Грузия не признала.

«Пятидневная война» заканчивается разгромом грузинской армии, которую готовили и вооружали американцы. На тот момент Россия не преследовала цели захвата или контроля Грузии, а лишь выполняла свои обязательства по защите Южной Осетии, потому ни оккупации страны, ни даже захода в столицу не произошло, Грузия сдалась раньше.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Принуждение Грузии к миру

В отличие от слов (речь Путина), символических жестов (разворот Примакова) и наивных попыток блеснуть былым величием (бросок на Приштину), здесь Россия, впервые после развала СССР, защищает свои государственные интересы всерьез, хоть и не идет до конца, Саакашвили остается у власти, а сама военная операция, по словам Медведева, преследует одну цель: «принуждение к миру».

До сих пор нет однозначного мнения, почему Саакашвили начал операцию против Осетии, кто реально принимал решение, было ли оно согласовано с союзниками Грузии. Например, даже упомянутый выше Примаков в своих работах не дает ответа, говорит, что не знает. Я склоняюсь к мнению, что нападение на Осетию – самодеятельность Саакашвили, которая не была фактически поддержана США. Потому эту войну так легко России «простили». Притом США не могли не знать о готовящейся атаке, учитывая огромное число военных советников в грузинской армии.

Но не вышло ни в военном плане, ни в политическом. Россия не просто выиграла войну, но еще и признала независимость Осетии и Абхазии, хотя до того всегда стояла на позициях сохранения суверенитета государств. И здесь основным фактором стал вопрос Косово. Именно США своим решением по признанию независимости Косово в том же 2008 году разрушили действовавший до того принцип неделимости государств. То, о чем говорили многие аналитики, начало сбываться на практике — Сербия стала мировым прецедентом.

Стоит вспомнить, что президентом в это время был уже не Путин, а Дмитрий Медведев. Конечно, контроль над государством все равно был в руках Путина, но сам Медведев выдвинулся на роль второго человека. Дмитрий Анатольевич на то время воспринимался большим западником, обладающим влиянием и на Путина. В итоге, в 2010 году, несмотря на предыдущие разногласия, Медведев летит в США с официальным визитом к Бараку Обаме. Вместе с президентом США он посещает бургерную, получает в подарок от Джобса новый Айфон, а общая тема встреч – развитие сферы высоких технологий. В 2010 году как раз основывают Сколково.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Помните демотиваторы?

В целом же, несмотря на войну с Грузией и прошлые разногласия, при Медведеве происходит еще одна попытка улучшить отношения с США. Россия продолжает добиваться дружбы с «коллективным Западом», не соглашаясь лишь с подчиненной ролью, а ищет партнерских отношений.

Евромайдан

Вот 2014 год можно назвать годом окончательного разрыва между Россией и США, но еще не Европой. Тогда Россия и ЕС сцепились в дипломатический битве за Украину, из которой Россия вышла победителем: Янукович приостанавливает ассоциацию с ЕС и делает разворот в сторону РФ и Таможенного союза. Начинаются протесты, которые поддерживают представители ЕС и США, которые приведут к свержению действующей власти и бегству Януковича.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

Нуланд на Евромайдане

Россия отвечает ограниченной военной операцией, захватывая, с опорой на местное население, контроль над Крымом и уже не делает из него очередное непризнанное государство, а прямо присоединяет к себе. Юридическим обоснованием возврата Крыма становится факт его передачи Украине Хрущевым уже после формирования СССР и даже Второй мировой войны, что считается не вполне легитимным решением генсека. В то же время протесты в Харькове, Одессе и других восточных городах не получают никакой поддержки, а история с Донбассом развивается по классическому сценарию народной вооруженной борьбы с непрямой поддержкой со стороны РФ и замораживанием конфликта в непонятном статусе.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

«Зеленые человечки» в Крыму

О том, как готовилась операция по захвату Крыма, что спровоцировало конфликт на Донбассе — будет дальше в цикле.

Как бы то ни было, позже Путин удачно воспользуется ситуацией и, при посредничестве Германии и Франции, заключит Минск-1 и Минск-2, это однозначная дипломатическая победа России. Точней, так казалось на тот момент, когда мы еще не знали, что никто договора выполнять не собирается, и в дальнейшем это приведет к крупнейшей войне в Европе со времен ВМВ.

Почему Путин начал СВО. Часть 1. Вступление Политика, Спецоперация, Война, Россия и Украина, НАТО, Запад, Владимир Путин, Борис Ельцин, США, Длиннопост, Многовекторность

«Нормандская четверка» в феврале 2015 года

Но снова мы видим, что Россия защищает свои государственные интересы, идя на это даже ценой разрыва отношений с США, не желая мириться с подчиненной ролью и сдавать позиции. Отношения с ЕС все же сохраняются: как Франция ранее выступала посредником на переговорах с Грузией, так и сейчас ту же роль они делят вместе с Германией.

Последние года

В 2015 году Россия переходит от обороны к наступлению — отправляет войска по просьбе Асада в Сирию, чем меняет расклад сил на Ближнем Востоке, и становится важным игроком в этом регионе. С Россией теперь считаются и Израиль, и Турция, и Саудовская Аравия, и Иран. Несмотря на сложный клубок противоречий в регионе и «ножи в спину», баланс удается поддерживать. В 2020 году Россия становится посредником между Арменией и Азербайджаном во Второй Карабахской войне.

А последняя веха — это события наших дней, Специальная Военная Операция, переросшая в полноценную войну с Украиной с применением всех конвенционных видов вооружений и миллионными армиями.

Итоги внешней политики

Путь России начался с развала СССР и идей атлантизма. Гайдар у руля экономики и Ельцин, благословляющий Америку. Но этот период закончился достаточно быстро, уже в середине 90-х делаются первые шаги в сторону многовекторной внешней политики, а полноценно на этот путь Россия становится в 1996 году, когда МИД возглавляет Примаков.

Путин приходит к власти в 2000 году и в первые годы своего правления пытается наладить отношения с США. Пробует — неудачно — вступить в НАТО, в первых рядах поддерживает Америку после терактов 11 сентября. Но в 2003 году США вторгаются в Ирак, отношения портятся, зато возникает союз с Германией и Францией, частично обращенный против США.

В 2004-2005 годах «западные партнеры» наносят России череду ударов:

  • Расширение НАТО, в том числе на Прибалтику, что «отрезает» Калининград;

  • Расширение ЕС;

  • «Оранжевая революция» в Украине, а до того – «Революция роз» в Грузии;

  • Приход к власти Меркель, которая первой своей целью ставит сближение с США;

В 2007 году Путин с трибуны Мюнхенской конференции произносит знаменитую речь, где публично критикует США и излагает свое видение концепции многополярного мира. Речь была неожиданной для Запада, некоторые называли ее объявлением новой Холодной войны. Идей многополярности, которые тогда были озвучены, Россия придерживается и по сегодняшний день в официальной риторике.

Дальше в России происходит рокировка, президентом становится Медведев, а страна получает новый вызов – попытка Грузии захватить Южную Осетию. До конца непонятно, насколько она была поддержана США, но вне зависимости ни США, ни Грузия не ожидали, что Россия захочет и сможет вмешаться. В том же 2008 году США пытается добиться сближения НАТО не только с Грузией, но и с Украиной, хоть и на попытку вступить в НАТО сразу Украина получает отказ.

После войны в Грузии, все же происходит некоторое потепление в отношениях, Медведев едет с визитом с США. Но принципиально ничего не меняется, ключевые разногласия не решаются, а в 2014 году происходит Евромайдан и ввод войск в Крым с последующей аннексией. Последние две важные вехи — 2015 год, война в Сирии, благодаря которой Россия стала заметной силой на Ближнем Востоке, и 2022 год — война на Украине, которая стала разворотной точной не только от США, но и от Европы.

Можно долго перечислять речи, тезисы, события. Я мало касался взаимоотношений России и других стран СНГ, сотрудничества России с Азией. Потому людям, которые разбираются в вопросе хоть как-то, вполне может показаться, что чего-то не хватает или я должен был сказать еще о чем-то. Может и так, но тема статьи – мое понимание причин, по которым началась СВО, а не детальный обзор всей внешней политики РФ за 30 лет. А для чего я все это рассказывал станет понятно дальше, в следующих частях.

Послесловие

Это первая статья из цикла большого материала о причинах СВО. К ним мы подойдем еще не скоро, на момент написания это самый большой и сложный материал над которым я работал, и на момент публикации этой части он еще не закончен.

Пока это лишь введение, перечисление основных вех, которые мы можем использовать как точки отсчета попыток изменить внешнюю политику России, и которые нам понадобятся в будущем. Кроме того, я постарался показать, что Россия долгое время ориентировалась на укрепление отношений с западом и, даже после охлаждения раз за разом предпринимались попытки вновь наладить контакты. Ошибочно считать, что именно Кремль всегда или как минимум в эпоху Путина стоял в оппозиции к западному миру.

Дальше я разберу отдельно внешнеэкономические отношения России, расскажу, как формировалась современная Украина и какие важные вехи прошла с момента обретения независимости. Мы посмотрим на то, как раскручивалась спираль противостояния, была ли у России стратегия действий на Украине, и лишь в самом конце, подойдем к причинам СВО. Потому этот материал так долго писался и еще пишется.

Если вас интересует лишь современность, конкретный перечень причин без обоснования каждого из тезисов, то рекомендую подождать полного выхода материала и начать чтение с последних частей. Напомню, что всего их на данный момент опубликовано шесть, будет еще не меньше трех.

https://t.me/artjockey — канал автора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
21
Автор поста оценил этот комментарий

"Казани вообще без проблем дублируют вывески на татарском, есть татарские школы".


Я открою вам страшную тайну, но в Крыму 99% вывесок  всего прочего было на русском, включая школы.

раскрыть ветку (3)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Но статус государственного русский язык в Крыму до 2014 так и не получил. И автономию им Киев отменил.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

К чему это? Я ответил на комментарий, что ох, ах, "в Казани вообще надписи дублируются и даже есть школы'".

0
Автор поста оценил этот комментарий

Вывески на татарском в Казани появились в 60-х , после визита Индиры Ганди. Индийская делегация была удивлена, что нет  вывесок на татарском. Также с тех пор девочек в том числе стали называть Индира.

6
Автор поста оценил этот комментарий
А татары не русские что ли?
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вообще-то нет

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

По генетическим исследованиям, минимум на треть

раскрыть ветку (2)
12
Автор поста оценил этот комментарий

А на две трети чак-чак и эчпочмак

2
Автор поста оценил этот комментарий
По каким генетическим исследованиям? В рамках генетики русских, татар и других этнических групп не существует - это культурный феномен, а не биологический.

Если начнёте лечить про гаплогруппы в У хромосомах, то если вкратце - это не так работает. Во-первых нет никаких русских или там славянских гаплогрупп, гаплогруппа R1A1, которую далекие от генетики люди почему-то считают русской, наблюдается у большинства киргизов, например, а также у значительной части французов (да и вообще, много ее по миру) и при этом у значительной части русских ее нет. А чисто теоретически эта гаплогруппа спокойно может наблюдаться и у негра, у которого практически весь геном, кроме е одной единственной У хромосомы будет из местного генфонда.

Так что не путайте. Русские и татары - этнические группы. Культурные по сути. А биологически мы можем делиться там на мужчин и женщин, или на определенные расовые типы (хотя там проблема гибридизации не дает четко отделить их друг от друга, как виды, например), но никак не на русских и татар.
7
Автор поста оценил этот комментарий

в той же Казани вообще без проблем дублируют вывески на татарском, есть татарские школы и т.д

вот с этого вообще в ахуе был, когда первый раз приехал

раскрыть ветку (18)
51
Автор поста оценил этот комментарий
Ну культурного шока по этому поводу я не испытал, но один из экскурсоводов рассказал по об этом примечательную историю.
Есть в Казани театр, спектакли на котором идут на татарском языке. Но так как не сто процентов зрители его знают, то спектакль дублируется на русском через наушники. Экскурсовод сказал, что на комедийных представлениях в этом театре над шутками смеются трижды: первый раз те, кто знает татарский, потом те, кто слушают дублированный перевод, так как он идёт с небольшой задержкой, а потом все вместе.
В следующий приезд обязательно схожу туда, это нужно самому поучаствовать.
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я ходил. Уровень перевода днищенский был, если честно. Переводчик в наушниках переводила с задержкой, но на ходу, импровизируя. Такое чувство, что она впервые смотрела постановку и даже сценарий не читала. Переводила она одна, сразу за всех. Без выражения и монотонно. Но это еще полбеды. У нас над шутками тоже смеялись все вместе. Сначала два залетных татарина, которые понимали оригинал. Потом переводчикии потом только мы. Если она не забывала перевести шутку, конечно. Я так понимаю, что постановка была реально забавной, так как смеялась она довольно часто) Правда пока смеялась, она не переводила, время утекало, актеры уходили вперед и призодилось перескакивать. В общем, сюжет постановки я особо не понял, а значительная часть нашей экскурсионной группы неплохо выспалась.
0
Автор поста оценил этот комментарий
Можете не успеть. Решили сносить. Театр Галиаскара Камала.
раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не пиздите. Для этого театра строят новое здание, а старое здание просто отдают другому театру.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен что переезжает, но по сути это уже новый театр. Я помню что снос проблематичен из за культурного наследия и запрета на снос, но у нас как жителей находящихся рядом с театром до сих пор нет нет а возникают такие слухи, то в управе мол опять начали говорить то кто то якобы в администрации снова слышали или в архитектуре. Живу рядом в пешей доступности и часто тут гуляю.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да какое нафиг культурное наследие - здание 1986 года.

Снесут, ну и фиг с ним - все равно сейчас набережная доминирует. Вы же не из за здания театра идете туда гулять, верно?

Ну и верить слухам, это такое себе. Ещё хуже, это верить слухам и бежать дальше эти слухи распространять как будто бы это факт. Зачем там делать то?

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это не только слухи. Официально также рассматривалось снести здание.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это вы ещё в Биробиджане не были
раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А там что, реально евреи есть??? О как!

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Говорят есть. Надписи там везде на двух языках
раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

На иврите или идише?

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Сами определите?
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, пока не довелось

0
Автор поста оценил этот комментарий
В республиках Северного Кавказа на государственных учреждениях тоже вывески на русском и местном языке.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

И это правильно! Мне еще понравилось что обьявления в аэропорту на татарском, русском, английском - а был еще вылет в китай - так еще и на китайском обьявляли

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Конечно правильно. Страна многонациональная, есть язык государственный, есть региональные.
Автор поста оценил этот комментарий

Никто и не запрещал дублировать вывески, на здоровье. На это отдельного закона не надо.

раскрыть ветку (13)
7
Автор поста оценил этот комментарий

на Украине запрещали

Например, закон "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного" - если у тебя вывески на русском, а не на Украинском получи штраф на первый раз и срок на второй

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

начинали про дублирование ведь :) А перешли на вывеску с одним языком? В Крыму много чего было кстати продублировано.

Автор поста оценил этот комментарий
В России у нас можно сделать магазин на котором говорят только по бурятски?
раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

В Бурятии такие есть, это нормально. Если будешь говорить на бурятском - ответят на бурятском, будешь говорить на русском - ответят на русском.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В путаете. У вас есть магазины где написано только по бурятски? Где русскоговорящий человек не сможет получить информацию на русском?
раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

ну вот к примеру, если 100% жителей какого-то села это буряты, почему бы не сделать всё на бурятском языке? Никто не запрещает же, но, как я и писал выше, если я приду в этот магазин и спрошу на русском, то мне 100% ответят на русском. И я, как русский, совершенно не против такого порядка вещей.

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
У нас в РФ запрещено законом если нет информации на государственном языке. Тот же закон с вариация что и в Украине. Дублировать можешь как например и в Татарстане два языка. Но в любом случае русский язык должен быть обязателен.
а вот чисто только на бурятском языке запрещено, когда русский язык исключается. А вот в Украине когда ровно также, почему то всех это раздражает.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да. Никто не запрещает. Продавать только меньше будешь. Но это твои проблемы. На русском обязаны разговаривать только государственные служащие. И то, в нацркспубликах госорганы обязаны обеспечить возможность обратиться к ним и получить от них ответ на любом госязыке. Условно если ты в Дагестане в мэрию пришел, то твое обращение на аварском там должны принять и ответ тебе дать тоже на аварском, если ты потребуешь. А частников вообще никто не ограничивает в этом плане.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Закон ограничивает. Торговля должна осуществляться минимум на государственном языке.
раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Какой закон? Информация о товаре должна быть на русском языке. Наименование, состав там и так далее. Но на язык обслуживания эта норма не распространяется. Продавец может на любом языке с вами общаться. Хоть на английском.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

С чего бы только этим должно ограничивается? Как раз и язык должен быть русский. Вы можете обслуживать дополнительно на другом языке, но в обязательном порядке на русском.
Почитайте кстати Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" Для собственного развития. А также всё ссылки на другие законы на которые он опирается.

32
Автор поста оценил этот комментарий

У большинства крымчан сильно выбора не было: - или вежливые люди и РФ - Или крымско-татарское радикальное меньшинство, которое обещало всех славян вырезать - или поезд дружбы от правого сектора, которые отряды самообороны на вокзалах ждали.


Когда все тебя хотят убить, молчаливые, но вежливые дяди с серьезными стволами кажутся наиболее предпочтительными

ещё комментарии
ещё комментарии
ещё комментарии
8
Автор поста оценил этот комментарий

А в Крыму наш флот.  Вот поэтому Крым наш.  Его нельзя отдавать 6-му флоту США.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А что будет тогда?

Автор поста оценил этот комментарий

Так и не исправляли. Еще когда в универе преподы рассказывали, что Крым сам по себе, все боятся и не хотят там хоть что-то делать и это раньше или позже вылезет боком. Всё откладывали на потом.

ещё комментарии
10
Автор поста оценил этот комментарий

Ну детальнее автор явно будет разбираться в следующих постах по этой теме, это же вводная первая часть

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Именно! Не понимаю этих плачущих комментаторов. Они, видимо, сразу книгу по истории ожидали. Кстати, ваш комментарий #comment_295767678 тоже очень интересен. Не у всех людей ей всеобъемлющая информация и знания по всем событиям и даже такие крупицы имеют значение.

14
Автор поста оценил этот комментарий
Остаётся надежда, что будет более развёрнутый анализ. Желание США заиметь базу в Севастополе только слепой не видел. 100% нашего флота там бы небыло и последующая Сирийская операция была бы значительно сложнее.
раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Да, примерно такую информацию хотелось бы видеть в посте. Продолжу цепочку, в чем на ваш взгляд интересы РФ в Сирии?

раскрыть ветку (6)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Это лучше востоковедов спрашивать. Был бы Вольфович жив...
По простому - демократию в страны без нефти практически не приносят. Интересы России (не по приоритету)
- снизить напряжённость на востоке. Игил вполне себе хорошо пополняется бывшими военными, которые стали ненужные после прихода демократии в их страны
- не дать создать лишниний рычаг влияния на цены нефти
- защита интересов России по добыче нефти. Они таки у нас там были, люди работали, но с началом трындеца были эвакуированы.
- база в Сирии - полезно, но не думаю что это первопричина.
Остальные ништяки можно объяснить необходимостью двигаться к многополярности.
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Забыли про газопровод который должен  был вроде из Катара идти через территорию Сирии, насколько я помню

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
И это тоже. Я про нефтянку вспомнил, т.к. однокурсник в это время там был. Выходил на связь как раз в период, когда практически на осадном положении сидели под охраной местных.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за ответ.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Из-за гугловской цензуры не могу найти оригинал видео, но прекрасно помню как ИГИЛ (вроде аль-шишани) обещался продолжать войну во всех направлениях, и в частности с РФ. Через некоторое время их начали бомбить

Автор поста оценил этот комментарий
упущена еще важная деталь про сожжение людей в Одессе
17
Автор поста оценил этот комментарий
Это был не ответ. Рассуждали скорее всего так: так пока на Украине смута, не вернуть ли нам Крым. Тем более у нас там есть военный контингент. Нужно всего лишь доставить туда "зелёных человечков".
А почему в это же время не отжали Донбасс, моё мнение такое: после Крыма нам наваляли санкций и они серьёзно не затронули наших олигархов. Но если бы ещё взяли Донбасс, то тут бы накидали таких же как сейчас. Всё это время с 2014 по 2022 год, те кто услышал президента выводили свои счета из под будущего удара. Т.е. мы готовились к СВО с 2014 и это было неизбежно. Вот только МО почему то об этом не знало, о подготовке.
раскрыть ветку (14)
48
Автор поста оценил этот комментарий

Просто Крым был стратегически важен, а Донбасс нет. Поэтому его сначала хотели слить, а когда поняли, что как-то не сливается, то решили использовать его как рычаг политического давления на Украину. В итоге это привело к СВО. К войне действительно готовились обе стороны, но она абсолютно точно не была неизбежной. Если бы любая из сторон поставила перед собой цель в первую очередь не допустить крупного военного конфликта, то никакой войны бы не было. Более того, даже сейчас ни одна из сторон не заинтересованна в том, чтобы этот конфликт как можно быстрее закончить. Для украинских властей в текущих условиях нет сценариев окончания войны при которых они удержат власть. Для наших властей в текущих условиях нет смысла идти на какие-то уступки т.к. они обоснованно считают, что могут получить гораздо более выгодные для себя условия если война продолжится в текущем состоянии.

раскрыть ветку (10)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы хотели изначально слить донбасс, то тогда бы не раздували через пропаганду тему русской весны и новороссии. Тогда в 2014м многие отмечали резкое изменение риторики кремля в мае 2014 года. Предполагается, что именно тогда один из прилетевших западных дипломатов передал России требования ультиматума, и видимо озвученные угрозы сочли слишком опасными, чтобы продолжать эту волну, и тему донбасса пригасили.

раскрыть ветку (3)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Буркхальтер его фамилия. Он прилетал непосредственно перед проведением референдумов в ЛДНР, после чего Путин резко изменил риторику в их отношении, что многие сочли предательством Донбасса.

И к возможным тотальным санкциям (которые и были предъявлены в ультиматуме) на тот момент действительно были не готовы - но 8 лет потратили явно не зря.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Не зря?)) Вы смеетесь, что ли? 300 млд замороженных резервов для начала? Не?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Уже гораздо меньше и это неизбежные потери, предотвратить которые было невозможно. И при этом репутационные потери держателей этих активов оказались куда существеннее, финансовых потерь РФ.

В 2014 году последствия аналогичных санкций были бы куда значительнее. Банально карточки у всей страны отвалились бы, представляете что бы было? Или мобильная связь. Или с продовольствием начались бы проблемы.
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы любая из сторон поставила перед собой цель в первую очередь не допустить крупного военного конфликта, то никакой войны бы не было.   Сторона НАТО и не собиралась ставить такие цели. Напоминаю. У нас в стране есть две группы опытных спецов. Одни называются сварщики (СВР), другие грузчики (ГРУ). Они давно уже всё раскусили и поставляли Кремлю доклады в режиме нон-стоп

ещё комментарии
8
Автор поста оценил этот комментарий

Рассуждали скорее всего так: так пока на Украине смута, не вернуть ли нам Крым.

Не, всё было не совсем так.

https://www.youtube.com/watch?v=0QTm_pMuTDE

Предпросмотр
YouTube0:50
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А ведь прилетит.

Автор поста оценил этот комментарий

Знали, просто рассчитывали, что прокатит вариант как с Грузией, на мой взгляд

3
Автор поста оценил этот комментарий

Черноморский  флот и первоначально Путин предлагал федерализацию Украины.

ещё комментарии
ещё комментарии
5
Автор поста оценил этот комментарий

Про Крым.

За Аннексию, автору влепил минус.


Анне́ксия — в международном праве насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.


Крым присоединился добровольно, не референдуме согласно международного права. Упоминая слов аннексия в данном контексте, это укрепление пропаганды противника внутри страны.

Подбирайте слова.

раскрыть ветку (71)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не путайте, пожалуйста, де-юре и де-факто. У меня тоже знакомые в Крыму, которые поддерживали присоединение и рассказывали про массовость этой поддержки. Так вот, де-факто, это и было присоединение, но вот с де-юре всё гораздо сложнее. Проще говоря, обе стороны (т.е. Россия и "международное сообщество") пытались через лазейки в международном законодательстве перетянуть одеяло на свою сторону.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну у нас вт любом случае лучше получилось )

41
Автор поста оценил этот комментарий
Вошли войска, провели референдум, в остальной части Украины с этим строго несогласны, референдум проводили под давлением (покровительством, как вам удобнее) чужой военной силы.
Это как не знаю, войска Грузии зашли в Осетию и провели там референдум.
раскрыть ветку (44)
18
Автор поста оценил этот комментарий

ну тогда давай признаем нелегитимными последние 2 выбора президента на Украине - ведь в голосовании не участвовали жители нескольких регионов, а это уже провал по явке.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Россия признала, все страны признали. Какие тут могут быть проблемы?
раскрыть ветку (1)
17
Автор поста оценил этот комментарий

ну то есть главное не свобода волеизъявления, законы и прочая демократия, а чтобы другие страны сказали "нам похуй, делайте там что хотите"

западные ценности как они есть

Автор поста оценил этот комментарий

Но жителей приглашали.

48
Автор поста оценил этот комментарий
У меня много знакомых живёт в Крыму. Не было никакого давления. Съездите и спросите сами. Основной контингент войск на момент референдума находился в Крыму законно, по договорённости с Украиной о размещении военных баз РФ там.
С Грузией и Осетией сравните не уместно, так как Грузия устроила кровавую мясорубку в Осетии в 2008. В Крыму никого не убивали.
раскрыть ветку (38)
32
Автор поста оценил этот комментарий

Странные ваши знакомые. А что они за русское единство тогда не голосовали? Там как раз главой был нынешний глава Крыма
https://ru.wikipedia.org/wiki/Выборы_в_Верховный_Совет_Автономной_Республики_Крым_(2010)

Нет, не думайте, я тоже общался с Крымчанами и они все приветствовали и были рады, это так.
Но нельзя отрицать того что армия чужой страны (для Крыма того времени) буквально захватила власть на полуострове и устроила референдум. Я думаю на это договоренностей не было. При этом в Крыме появился еще и дополнительный контингент войск РФ, уже не согласованный, может он и небольшой, но факт этого  вы признаете. 
При этом отстранили действующего главу, непосредственно в день тех самых действий по силовому захвату полуострова и поставили на главную должность представителя 5й по популярности партии в регионе. Не кажется странным? А мне вот кажется. Есть еще некий Стрелков-Гиркин, персонаж сомнительный, но по его словам депутатов буквально силой загоняли голосовать за принятие этих решений. Могло такое произойти? Наверное могло. Раньше почему то не скидывали главу, а тут вдруг раз и все хором проголосовали.

Да, сравнение не совсем корректное. Оно, вероятно, ближе к присоединению запорожья и херсона. В современности такое не слишком часто происходит чтобы иметь примеры под рукой.

раскрыть ветку (24)
23
Автор поста оценил этот комментарий

При этом в Крыме появился еще и дополнительный контингент войск РФ, уже не согласованный, может он и небольшой, но факт этого вы признаете.

По договору РФ имела право увеличить численность своего воинского контингента в Крыму. И за этот предел не вышла. То бишь дополнительный контингент ничего не нарушал.

К референдуму войска не имели никакого отношения, насильно голосовать никого не сгоняли под дулом автомата. То есть, ваша аналогия вообще некорректная, корректная будет примерно такая - в условной Германии есть на вполне законных основаниях военные США (база НАТО), и рядом с этой базой местные жители решают провести референдум о выходе данной области из состава Германии. Военные США на этот референдум никак не влияют, но не дают никому обижать местных жителей, бескровно защищая их самим фактом своего присутствия.

Как-то так...

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ты утром выезжаешь на работу, а на всех крупных перекрестках стоят люди в зелёной форме без опознавательных знаков и в балаклавах с автоматами и пулемётами в руках. Это "не было никакого давления"?


Нет, я не спорю, работали они действительно вежливо. Когда разгоняли студенческий митинг против присоединения, мою сестру, принимавшую участие, пальцем не тронули, просто выдавили телами и щитами с площади.

Но говорить об отсутствии давления, недовольства и сопротивления просто смешно.


Взять хотя бы мою жену, которая, хоть и смирилась с решением под давлением меня и родителей, но в одночасье потеряла работу, потому что в России нет юристов по административному праву, так как такого раздела права в принципе не существует.

раскрыть ветку (9)
15
Автор поста оценил этот комментарий

"России нет юристов по административному праву"

КОАП есть, в универе на втором курсе административное право преподают. Кодекс административного судопроизводства запилили чуть позже. Или на Украине под административным правом понимают что-то другое?

ещё комментарии
18
Автор поста оценил этот комментарий

Я живу в Севастополе. У меня родня в Симферополе ,Евпатории и Керчи. Расскажите поподробнее, пожалуйста, где именно "на всех крупных перекрестках" стояли вооруженные люди?  Как именно армия устраивала референдум? В каком городе Крыма вы это видели?

раскрыть ветку (2)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Я живу в Симферополе. В тот самый день стояли люди на ж/д вокзале, на перекрестке нынешней Екатерининской и Павленко, и на следующем перекрестке с Толстова, много людей напротив военной части на Екатерининской. Куча солдат у здания Госсовета, да, вот прям там, где теперь у нас памятник "вежливым людям" стоит и стояли. По площади Ленина, Горького, Пушкина  ходили патрули. Это только те, что я видел по дороге на работу.

>Как именно армия устраивала референдум?
Купи очки и перечитай мой текст.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вам сейчас плохо в Крыму? К чему все эти обидки и сопли развели? Вы хотите на Украину? Езжайте.
9
Автор поста оценил этот комментарий

Ну "На всех" это перебор. В Евпатории, например, за всё время Крымской весны я только один раз группу "Вежливых людей" увидел.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Справедливо. Могу говорить только за Симферополь.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Не было никакого давления

А это что такое?

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий

У меня есть родственники в Феодосии. Никакого давления не было. Без преувеличения, все радостно побежали голосовать за отделение от Украины и присоединение к России.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Крым присоединился добровольно

Ахаха, и в это время Стрелков такой: мы насильно сгоняли депутатов в Крыму для голосования по отделению от Украины.

Анне́ксия — в международном праве насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.

чисто описание крымского сценария, односторонний порядок, наличие вооруженных формирований во время проведения референдума.


И да, аннексия не отменяет того факта что в Крыму было большинство за присоединение к РФ и по моему мнению на референдуме подтасовок не было


https://www.youtube.com/watch?v=Ep5g8k7CrPg

Предпросмотр
YouTube3:45
раскрыть ветку (9)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Вот все таки интересно. Стрелкова (который не понятно кто вообще) все любят и постоянно таскают. А Ганыша (который был депутатом крымского парламента и на суде в Киеве показания давал) как будто и не было. Хотя депутат, который голосовал против и сам выехал на территорию Украины, больше похож на достоверный источник. Его, кстати, за участие в голосовании в итоге признали виновным в государственной измене.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Какой-то непоследовательный этот Ганыш. Сначала участвовал в референдуме, чем изменил Украине, а потом выехал на Украину, чем изменил Крыму. Надо было выбрать что-то одно :)

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Вы на Украине судьей не работаете случайно? Потому что история с судом как раз выглядит как будто такой логикой и руководствовались. Депутат был за Украину - депутат голосовал против референдума. Потом, наверное, уже как крымчанин на самом референдуме против присоединения голосовал. А когда дважды оказался в меньшинстве - выехал в свою страну. Это нормальное поведение законопослушного гражданина. Голосовать за сохранение территории в составе своей страны - не предательство. Эмиграция - не предательство.

36
Автор поста оценил этот комментарий

Стрелков такой: мы насильно сгоняли депутатов в Крыму для голосования по отделению от Украины.


В огороде бузина, а в Киеве дядька... причем тут депутаты к референдуму?
На референдуме голосуют все граждане Крыма, депутаты там никаким боком, кроме того, что они тоже, как рядовые граждане, могут проголосовать.


аннексия не отменяет того факта что в Крыму было большинство за присоединение к РФ и по моему мнению на референдуме подтасовок не было

У вас что с логикой?
Аннексия - это насильственное действие, нельзя отобрать у кого-то что-то, если этот кто-то сам не против. Это как изнасилование, когда жертва насилия сама ЗА.
Вот если бы крымчане были против, а их бы насильно присоединили к РФ и заставили силой оружия - тогда это аннексия, да...

раскрыть ветку (5)
ещё комментарии
0
Автор поста оценил этот комментарий

вы еще скажите, что любая территория принадлежит только населению этой территории и только население большинством голосов может решать - к какой стране они принадлежат, куда будут входить и откуда выходить)) по краю ходите батенька, по краю))

Автор поста оценил этот комментарий
Депутаты нужны были для того, чтобы объявить референдум. Без них не выйдет. Вот каким они боком
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ссылку пожалуйста на международной закон о референдуме, или по какой процедуре он проходил?

раскрыть ветку (5)
39
Автор поста оценил этот комментарий
Точно по такой же, по которой гегемоны Югославию делили.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну для примера в Словении которая первая выходила из Югославии были подготовлены правовые нормы на это .

Какие правовые акты устанавливали порядок проведения референдума в Крыму?

Автор поста оценил этот комментарий

А там тоже всё добровольно было?

раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий

там был создан прецедент

1
Автор поста оценил этот комментарий

А есть "международный закон о референдуме"? Вроде бы у каждого государства свои законы о референдумах.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Сколько стран признало присоединение? Без действий РФ ничего не было бы, по примеру того же ЛДНР или Осетии с Абхазией

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

почему вам обязательно надо, чтобы вас кто-то признал?

вы когда что-то делаете - всегда на других оглядываетесь, а что скажут люди вокруг?

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Много иностранного бизнеса работает в Крыму? Идут ли от них инвестиции в регион?

Метро и все?

Раз так, то кажется, что признание что-то да значит и оказывает влияние на развитие региона, от создания новых рабочих мест до культурного обмена например.

Зачем юлить? Для РФ и Крыма - это добровольное объединение. Для Украины и большей части мира - аннексия.

Скатываться до аналогий и других неинтересных приемов демагогии не предлагаю.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

По-моему, достаточно того, что для РФ и Крыма добровольное. Остальных это вообще касаться не должно.

2
Автор поста оценил этот комментарий

еще раз - нафига вам именно ИНОСТРАННЫЙ бизнес?

да пусть там его хоть совсем не будет, я не заплачу

своих хватает

а у вас какие-то комплексы по поводу того, что вам требуется непременно одобрение из-за рубежа? чтобы чужие дяди пришли и по плечу похлопали? сказали - молодец, продолжай так и дальше? А то, что эти чужие дяди - вам совсем не друзья, и цели у них отнюдь не дружеские - это вам в голову не приходило? И что если они ваши действия одобряют, то это значит, что вы делаете что-то вов ред себя и на пользу им? Например, помогаете им грабить ваш регион?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я категорически рекомендую вам изучить как работает экономика, что такое глобализация и почему кооперация в нынешних экономических системах с маленьким локальным рынком потребления это то что нужно для развития. Равно как и источники энергии.

У вас фундаментальное не понимание, что поддерживать автаркию РФ не в состоянии, т.к. существует разрыв между технологиями, которые наверстывать нецелесообразно, и распыляет развитие ключевых отраслей в которой РФ действительно сильна.

Или, раз уж не нужен иностранный бизнес, то может и иностранные работники вам тоже не нужы? Сами пойдете курьером?

1
Автор поста оценил этот комментарий

За Аннексию, автору влепил минус.  СЕЦЕССИЯ - так будет лучче.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну все, после вашего минуса с Пикабу удалится.

1
Автор поста оценил этот комментарий

ну у автора для оправдания чего угодно есть волшебная палочка под названием "государственные интересы", что бы это не значило. Этой волшебной палочкой он готов оправдать всё что угодно. Аж целый абзац накалякал с пометкой "пруфы не нужны". Так что остальную демагогию можно тупо скипнуть.

раскрыть ветку (17)
5
Автор поста оценил этот комментарий

"государственные интересы"  Да. Они существуют ! Государственные геополитические интересы. Плюс экзистенциальная угроза вторжения ВСУ на территорию РФ и размещения 6-го флота США в Севастополе. Напоминаю. У нас в стране есть две группы опытных спецов. Одни называются сварщики (СВР), другие грузчики (ГРУ). Они давно уже всё раскусили и поставляли Кремлю доклады в режиме нон-стоп

раскрыть ветку (8)
6
Автор поста оценил этот комментарий

напоминаю. У нас в стране есть две группы опытных спецов. Одни называются сварщики (СВР), другие грузчики (ГРУ). Они давно уже всё раскусили и поставляли Кремлю доклады в режиме нон-стоп

цена этих докладов стала видна в первые месяцы СВО. Приведите конкретный пример, что РФ выиграла в плане "государственных интересов", начав СВО.

ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий
Как и в Буче, после всех зверств сказав "они сами, мы ни при чем"
Автор поста оценил этот комментарий

можно тупо скипнуть.  Ну так скипай и мимо проходи. Ты же не тупой и у тебя есть выход и выбор

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Проходить мимо или нет - это уж не ваше дело. Я и скипнул, и людей предупредил, чтобы время не тратили,  и минус автору влепил.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Да отстань ты уже. Иди изучай матчасть

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Пишешь отстань, а сам все равно пытаешься оставить за собой последнее слово)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так скипай и мимо проходи

Автор поста оценил этот комментарий

« Проходи, не задерживайся «

Автор поста оценил этот комментарий
Ну да, ведь все кто эту простыню прочитали самые умные
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не ответ, просто воспользовался случаем, а так то паны давно были.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку