Почему некомпетентные люди часто так уверены в себе?

Я социальный педагог и уже 10 лет работаю с трудными детьми и подростками в городе Вена. Очень часто в работе с разными организациями я натыкаюсь на людей, которые несут откровенную чушь или делают то, чего им, как профессионалам, делать непозволительно. Банальный пример: психиатр советует дать ремня, если ребенок будет закатывать глаза в припадке. Или социальный работник на горячей линии говорит женщине, что она сама виновата, что её бьет муж, когда она обращается за помощью. Всё это звучит очень уверенно и держатся такие «профессионалы» молодцом. А я решил разобраться, как же так выходит. Для этого я почитал пару научных работ, статей и исследований, но в основном всё основано на личных наблюдениях, выводах и опыте.

«Я знаю, что ничего не знаю», так говорил греческий философ Сократ. Эффект Даннинга-Крюгера описывает противоположность высказыванию Сократа: полная переоценка самого себя с возможностью успеха.

«Широкую на широкую…». «Если бы я был президентом в этой стране...», «Кто дал этим идиотам водительские права?» - примеры самозваных экспертов во всех возможных областях бесконечны. Эффект Даннинга-Крюгера описывает именно этот феномен: переоценку собственных способностей для того, чтобы представить себя компетентным.

Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер опубликовали свою работу по этому вопросу в 1999 году. В некоторых из своих предыдущих исследований два американских психолога заметили, что невежество часто ведет к большей уверенности в себе, чем к знаниям. Чтобы обосновать свое предположение, они опросили студентов Корнельского университета (Нью-Йорк) об их самооценке с точки зрения логического мышления или грамматики.

Результат различных тестов: те, кто оценил свои знания как особенно хорошие, получили плохой результат в следующем тесте. Те, кто недооценил себя, добились гораздо лучшего результата, чем ожидалось. Затем Даннинг и Крюгер сформулировали четыре уровня самосознания, которые они также связывают с IQ и саморефлексией:

1. Некомпетентные люди часто переоценивают свои способности
2. Они не в состоянии оценить степень своей некомпетентности
3. В силу своего невежества они не расширяют свою компетенцию
4. В результате они недооценивают превосходящие способности других людей

Другими словами: дурак ведет себя как дурак, не понимая своей тупости из-за того, что он дурак и поэтому он не может научиться не быть дураком и не видит, что вокруг него есть люди и поумнее.

Я могу привести сотни примеров сочетания невежества и некомпетентности из личного опыта. Врачи, полицейские, продавцы, парикмахеры, водители и учителя… их всех связывает одно: неумение использовать свои опыт и знания (если такие конечно имеются) в определенных ситуациях для достижения оптимального результата.

После президентства Дональда Трампа эффект Даннинга-Крюгера стал предметом дискуссий политологов и социальной психологии. Он выдавал такие предложения, как «Только я могу это сделать» или «Никто не знает об этом больше, чем я», приводятся в качестве ярких примеров эффекта Даннинга-Крюгера и некомпетентности в сочетании с невежеством. Такие высказывания просто недопустимы и не важно, сказаны они специально или являются просто необдуманными фразами. Как говорил мой профессор по этике в универе: даже очень воспитанный и культурный человек может случайно пукнуть в общественном месте, вырваться может у любого. А вот снять штаны и прилюдно навалить кучу — это удел невеж.

Ещё одно исследование, на которое я наткнулся совсем недавно, от Эдварда Нуфера и Стивена Флейшера из Калифорнийского государственного университета, критикует связь Даннинга и Крюгера между интеллектом, образованием, саморефлексией и самооценкой. Они считают, что причина, по которой более образованные люди лучше оценивают свои способности, заключается в том, что эксперты привыкли осознавать пределы своих знаний.

Согласно Даннингу и Крюгеру, существуют конкретные способы избежать возможной ловушки рефлексии в самооценке. Оба исследователя предполагают, что приобретение знаний повышает компетентность и, таким образом, противодействует невежеству. Два американских ученых Стюарт и Хьюберт Дрейфус опубликовали общепризнанную модель развития компетенций. В ней они описывают «умственную деятельность по приобретению навыков» в пять стадий:

1. Начинающий
2. Средний
3. Смекалистый
4. Более компетентный
5. Эксперт

В 2019 году Дэвид Даннинг и его коллега Кармен Санчес сформулировали, что приобретение знаний и, следовательно, компетентности, по-прежнему сопряжено с риском самоуверенности. Два исследователя проанализировали крупномасштабное исследование, в котором изучались финансовые знания 25 000 молодых американцев. И оказалось вот что: Новички подходят к делу с уважением, а уже более менее продвинутые склонны переоценивать себя и считать экспертами. Тем не менее, согласно социальной психологии, самоуверенность имеет и положительные последствия. Уверенные в себе люди излучают компетентность и решительность. Это может быть полезно как в личной жизни, так и на работе. Я это называю «самосбывающееся пророчество», которое, как ни странно, работает в большинстве случаях. Если кто-то убежден в себе и своих действиях, он вложит много энергии в достижение своих целей. Даже если он не является экспертом в этой области. Единственное, когда это будет заметно: ему повстречается настоящий эксперт своего дела.

А вот уже чисто мои личные наблюдения. До начала пандемии короны мало кто слышал о вирусе. Многие пользователи социальных сетей теперь считают себя экспертами в том, как бороться с вирусом, его происхождением или последствиями. И многие не имеют к медицине никакого отношения, а просто прочитали -цать статей и научных работ.

Исследование «Дивергентные последствия успеха и неудачи в Японии и Северной Америке» 2001 года показывает, что механизмы некомпетентности и невежества, выявленные Даннингом и Крюгером, не обязательно применимы в каждой стране. Согласно этому исследованию, японцы склонны недооценивать свои способности и использовать неудачи для улучшения. Даннинг и Крюгер брали интервью только у североамериканских студентов для своего исследования.

Кстати, в 2000 году оба ученых были вознаграждены за свои исследования сатирической Нобелевской премией от американского журнала Annals of Improbable Research. Условие номинации: Исследование должно сначала рассмешить, а потом заставить задуматься.

Мои же наблюдения говорят о том, что некомпетентные люди всё таки осознают свою некомпетентность. Их некомпетентность часто растает из обычной незаинтересованности. Врачи и инженеры, которые не хотят больше быть врачами и инженерами, но не могут уйти с этой работы по многим причинам, теряют интерес к работе как к таковой. Они не развиваются и не совершенствуются, а работают ради денег. Вот только признаваться себе, а уж тем более другим, они не хотят. Часто потому, что от этого зависит их благосостояние. Ну кто захочет идти к некомпетентному профессионалу? А что-то менять, обучаться новому и уходить в другую интересующую область они не хотят по многим, весьма понятным мне, причинам.

Психология | Psychology

20.6K постов59.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.