«Первый в России штраф в 300к за кражу идеи Reels»: что произошло на самом деле и чем это всем нам грозит

Сейчас в СМИ обсуждают решение суда по поводу того, что в СМИ называют «кражей идеи Reels». Как часто бывает, журналисты немного не разобрались.

Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ (это такой госстатус, как у нотариусов и адвокатов, только в сфере патентования). Товарные знаки, патенты, авторские права — это моя профессия.

И я терпеть не могу журналистов, которые пишут ахинею, не разобравшись в сути вопроса.

В моей личной практике были дела, и не на 300 тысяч, а на 5 миллионов. «За кражу идеи». Давайте расскажу, как всё это работает на самом деле.

Если вы сами автор или заказываете какие-нибудь сайты, графику или статьи — пост пригодится, чтобы не влететь на деньги.

«Первый в России штраф в 300к за кражу идеи Reels»: что произошло на самом деле и чем это всем нам грозит Лига юристов, Юристы, Закон, Право, Малый бизнес, Адвокат, Юридическая помощь, Предпринимательство, Длиннопост

Неповторимый оригинал оказался повторимым

Предыстория: один человек снял и выложил Reels. Ролик выстрелил. Второй человек снял ролик по такому же сценарию, тоже выложил. Первому копирование сценария не понравилось и он пошел защищать свои права.

Позиция истца: мой ролик, я автор, копировать и перерабатывать нельзя. Заплати 500 000 рублей компенсации.

Позиция ответчика: это был просто ролик с юридическими советами про погашение ипотеки, в интернете таких полно, платить не буду.

Позиция суда: истец не просто цитировал закон, а на основании своего опыта творчески раскрыл шаги погашения ипотеки. Его видео — это произведение, объект авторских прав. Защищается как само видео, так и его составляющие — аудио, видеоряд, сам сценарий. Ответчик использовал этот сценарий без разрешения.

Решение суда: взыскать 300 тысяч.

Выводы из этой истории

Нельзя использовать чужие идеи для Reels?