Первое морское сражение Второй мировой или как британская разведка победила немецкий линкор

Сегодня мы слегка отойдем от современной повестки и поговорим о первом морском сражении Второй мировой войны между кораблями Британии и Третьего Рейха. А здесь есть о чем рассказать.

Первое морское сражение Второй мировой или как британская разведка победила немецкий линкор Армия, История, Оружие, Вторая мировая война, Линкор, Длиннопост, Адмирал граф Шпее, Морские сражения


Для начала нужно слегка обозначить политическую диспозицию. Тогда, в 1939 году, все в мире уже понимали, что грядет война, но никто еще до конца не знал о ее будущем размахе. В сентябре Германия вторглась в Польшу и очень жаждала заиметь в своих союзниках Британию. Последняя колебалась и Третий Рейх решил принудить островитян к союзу насильственным путем.

Сделать это планировали с помощью морского террора. Для этого в море вышел новый корабль «Адмирал фон Шпее», которому было поручено топить торговые суда Британии. Интересно, что при этом было необходимо соблюдать морской кодекс, который предписывал спасать из воды матросов противника.

Адмирал фон Шпее: корабль – загадка

О корабле, посланном в море для террора, стоит сказать пару слов. Все дело в том, что он был построен для обхода условий Версальского мирного договора. Этот договор был заключен после поражения в Первой мировой войне. Согласно ему, Германия не могла строить тяжелый флот на протяжении 20 лет. Под этим подразумевались линкоры и броненосцы.

Первое морское сражение Второй мировой или как британская разведка победила немецкий линкор Армия, История, Оружие, Вторая мировая война, Линкор, Длиннопост, Адмирал граф Шпее, Морские сражения


Так как строительство «Адмирала фон Шпее» было начато задолго до конца действия мирного договора, получившийся корабль было сложно отнести к конкретному типу. Впоследствии британские журналисты назовут его «карманный линкор». Он был меньше зарубежных собратьев и оснащен пушками небольшого (для того времени) калибра в 283 и 150 мм. При этом орудия были намеренно удлинены, чтобы позволить снаряду намного больше реализовать собственный потенциал. По итогу, данный корабль мог вполне соперничать с обычными линкорами, так как дальность его прицельного огня составляла 36 км.

Отдельно стоит сказать, что это был первый полностью дизельный корабль Германии. Его преимущество состояло в том, что он мог выйти на полный ход в 28 узлов всего за 5 минут, в то время как другим линкорам требовалось около часа. При этом, запас хода (без ремонта) у корабля составлял около 60 000 морских миль. Грубо говоря, корабль идеально подходил для поставленных задач.

Битва в устье Ла-Платы

«Адмирал фон Шпее» успешно выполнял свою миссию с сентября по декабрь. В погоню за ним британские ВМС выслали небольшой флот из нескольких кораблей во главе с линкором «Ренаун» и авианосцем «Арк Роял». В итоге, три крейсера «Эксеттер», «Ахиллес» и «Аякс» настигли немецкий корабль возле берегов Уругвая. В то время тяжелая часть флота задержалась возле берегов Бразилии.

Карманный линкор принял свою погоню за охрану торгового каравана и решил напасть на них. Точно разведать обстановку немцы не могли, ведь морской биплан, находившийся на корабле для разведки, был сломан в ходе неудачной посадки на воду. Тогда дальняя разведка осуществлялась только с помощью самолетов, ведь радары не были настолько мощностью.

Наверно вы думаете, что это было необдуманным решением, атаковать в одиночку три корабля, но «Адмирал фон Шпее» мог легко справиться с ними, что и произошло по итогу. Например, крейсер «Аякс» был выведен из строя всего одним точным попаданием, а на «Эксеттере» капитан вел корабль по компасу, снятому со шлюпки.

Первое морское сражение Второй мировой или как британская разведка победила немецкий линкор Армия, История, Оружие, Вторая мировая война, Линкор, Длиннопост, Адмирал граф Шпее, Морские сражения


Несмотря на победу в сражении, немецкому линкору требовался ремонт. Для этого было решено направиться в нейтральный порт Монтевидео.

Победа британской разведки

Уругвайский порт был настроен крайне проанглийски. Работа британской контрразведки очень серьезно способствовала этому. Тем не менее, нейтральный порт был обязан предоставить любому кораблю хотя бы трехдневную стоянку, что и произошло по итогу.

В это время британцы предприняли гениальный тактический ход и начали распускать в городе слухи о том, что к Монтевидео идет британский линкор «Ренаю» (в реальности корабль не успел бы доплыть да порта за 3 дня). В бою с ним у «Адмирала фон Шпее» не было шансов. Для решения вопроса капитану Генсу Ландорфу пришлось связаться лично с Адольфом Гитлером. Лидер нацисткой Германии приказал затопить немецкий линкор, а самому экипажу скрыться на торговых судах. Приказ есть приказ, и он был исполнен.

Первое морское сражение Второй мировой или как британская разведка победила немецкий линкор Армия, История, Оружие, Вторая мировая война, Линкор, Длиннопост, Адмирал граф Шпее, Морские сражения


Однако сразу после затопления выяснилось, что слух о приближении британского линкора был липой. Газеты, которые еще вчера сообщали о грядущей битве, уже опровергали свои заявления и высмеивали немецкого капитана. Ландорф не выдержал такого позора и, осознав, что его провели, застрелился.

Первое морское сражение Второй мировой или как британская разведка победила немецкий линкор Армия, История, Оружие, Вторая мировая война, Линкор, Длиннопост, Адмирал граф Шпее, Морские сражения


Поражение «Шпее» было безусловным триумфом разведчиков и их грамотной пропаганды. В нацисткой Германии эту историю, конечно же, выставили в более героическом ключе. Однако эта операция лишний раз доказывает, что нельзя недооценивать силу информационной войны.

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения