Ответ на пост «Как заставить ребенка читать»

К сожалению я не знаю универсального метода приучить (не нравится мне слово заставить, оно в корне не правильное) ребёнка читать, тем более в текущее время когда способов скрасить досуг более активно и интересно в разы больше чем в нашем детстве. Но я бы хотел поделиться своим наблюдением и способом, который мне помог приучить детей к чтению.

Я как человек не читающий от слова совсем до 6го класса, у которого было прям физическое отторжение от подобного, скучного и не активного времяпрепровождения, и который потом читал взахлёб всё что мог найти, проглатывая книги стопками и получая неимоверный кайф от этого, в момент когда появились дети, задумался, а как их приучить к чтению? Задав этот вопрос я пошёл дальше и спросил себя, а почему я ненавидел читать? И сформулировал примерно такие тезисы:
1 Мне было скучно
2 Это было не информативно
3 Это было сложно, поэтому я воспринимал это как наказание
4 Я не понимал практической пользы
5 Меня пугало время, которое нужно потратить и толщина книг

Исходя из придуманных решений, каждой из вышеперечисленных проблем, я начал приучать детей к чтению. Забегая вперед, детям сейчас 15 и 11 лет и оба с удовольствием читают и на день рождения дарят друг другу книжки исходя из вкуса именинника, что меня очень радует.

А теперь к тому, как это было.
С 0 до 3 лет мы с женой читали детям стандартные сказки где большая картинка и две строчки текста, тут всё как у всех. Далее были более сложные, но всё же детские книжки примерно до начала школы, только читать старались вместе, вначале просил хотя бы слово из строчки прочитать, потом строчку, потом абзац. Этим я убивал двух зайцев контролировал внимание на произведении и делал чтение совместным, ну и в принципе учил читать.

Вот мы и подобрались к возрасту, когда нужно было прививать интерес к чтению и не допустить тех проблем, с которыми столкнулся я. Первое и главное что я сразу для себя решил, чтение это поощрение, а не наказание. Второе, это не должно быть скучно, нужно подобрать произведения так, чтобы это было интересно. Первый вопрос я решил достаточно просто, у нас в семье было заведено родительское время, после 20 часов территория детей это их комната плюс пробежка до туалета. Если у кого-то из родителей будет желание в это время прийти к вам и перед сном поиграть - хорошо, если не будет, то уж как-нибудь сами. Так вот несколько раз в неделю я в "родительское время" заходил к детям в комнату и читал им в слух, что детям было в рарадость и воспринималось с криками ура. Второй вопрос требовал от меня серьёзного подхода, всё осложнялось тем, что я сам не читал произведений для этого возраста, пришлось прочитать много детской литературы для того чтобы отсеять лишнее и оставить нужное, нужное же потом прочитать в слух. Как тут я подходил, рассказы или главы должны быть на 30-45 минут выразительного чтения, должен быть юмор, персонажи должны быть чуть старше старшего слушателя или должны быть животными. Из книг, что хорошо заходили моим детям в этом возрасте: Денискины рассказы, Носов (больше заходили рассказы, чем цикл Незнайки), Кервуд (тут аккуратней начало бродяг севера начинается со смерти мамы, младшая у меня это категорически отказалась воспринимать и это было моей ошибкой пришлось наплести всякой чуши), Бажов, Волшебник Изумрудного городагорода, Приключения Тома Сойера, Эстер, Ромка Фомка и Артос.
На этом этапе я использовал хитрость такого плана, я читал не всё. Иногда я останавливался на достаточно интересном месте и говорил что у меня устал язык и пересохло в горле, и просил старшего пару минут почитать пока я переведу дух. Позже я оставлял либо последнюю главу, либо говорил что следующая самая интересная глава во всей книге, но я устал и пошёл к маме, а у вас ещё есть время и если хотите то сын может в слух прочитать эту главу для себя и для сестры. Так постепенно наше чтение свелось к тому, что я читал одну главу, а сын другую. Или даже рассказы читали сами, а потом мне рассказывали содержание.

Тут хочу ещё отметить, что в чтении ориентировался на старшего ребёнка, во первых я прикинул, что если сын будет читать, то и дочь за ним потянется, а во вторых потом просил сына прочитать дочери ту книгу или тот рассказ, который ему наиболее понравился из тех, что читал ему я. Дочку же чуть позже просили прочитать в слух то что запомнилось ей. В итоге некоторые рассказы читались раза по 4.

После окончания сыном 4го класса, я начал читать им произведения, которые нравились мне. И обязательно перед чтением рассказывал, почему оно мне так нравится и как на меня повлияло. Тут были Рафаэль Сабатини (весь), Таинственный остров (произведение, которое создало для меня кумира и предопределило дальнейшую жизнь, ну как можно не хотеть быть похожим на Сайреса Смитта?), Артур Хейли (полоса 08 и аэропорт), Джек Лондон (выборочно, Смок и малыш, Мартин Иден, Время не ждёт, Лютый зверь, Зов предков) как вы наверное поняли, я выбирал произведения с ярко выраженными положительными главными героями, персонажами с которыми хотелось бы себя ассоциировать. Надо так же отметить, что читал я уже не так часто, обычно рассказывал свои эмоции и как на меня повлияло, а потом начинал читать пару тройку глав, чтобы зацепить, дальше они уже читали друг другу. Я же в этот момент добавил ещё одного автора, которого считаю максимально важным в приучении к чтению, это Перельман "Занимательная физика", "Занимательная математика" И прочие книги из цикла занимательных наук. Многие вещи которые мы читали мы потом пробовали в экспериментах, тут был очень важный момент показать практическую пользу книг, и Перельман это просто подарок. Так же для цели практического применения, дарились книги исходя из интересов детей и событий. Сходили в лес собирать грибы, не знаешь какие ядовитые какие нет? Вот тебе книжка про съедобные и не съедобные грибы, я тоже не знаю, почитай потом меня научишь. Это великолепно ходить по лесу с ребёнком 7 лет, а он тебе рассказывает про грибы, и что раз мы масленок нашли нужно рядом поискать они по одному не растут) заинтересовали звезды, вот тебе облачный атлас и энциклопедия про космос, потом расскажешь что тебя удивило, может и я что нового узнаю. И так далее, тут очень важный момент показать практическую пользу, причём быструю, сегодня прочитал завтра пойдём применять, или произошло событие пойдём за книжкой с ответами пока эмоции живы и интерес не пропал. Так я приучал к мысли, что в книгах есть ответы на всё вопросы. Ну и это сработало, у них сейчас свои книжные вкусы и они сами выбирают, что читать, иногда меня этот выбор пугает взрослостью или не логичностью.

Ни и из последнего, пару лет назад каждый из них обзавёлся своим ридером, я никогда не запрещал читать на компе или планшете, оба с удовольствием слушают книги в аудио варианте и я тоже это только поощряю. У нас был разговор, что книги это способ получения информации, для увеличения знаний или для получения удовольствия и не важно как вы потребляете текст, через какое устройство или через какой орган восприятия. Важно получать информацию и извлекать для себя из этого пользу в виде эндорфинов или нейронных связей. Ну и самое последнее, я приучил обоих детей к тому, что если у них возник любой вопрос, обязательно найти на него ответ, не важно как, но обязательно. Этим шагом я научил их гуглить, объяснил, что они живут в удивительное время, когда ответ на любой вопрос лежит от них на расстоянии всего в пару кликов!

Вот это простыня получилась... Очень надеюсь, что кто-нибудь найдет, что то для себя и может возьмёт какую-либо часть методики на вооружение. Ну и не будет заставлять детей читать. "Ни одна собака не полюбит ту палку, которой ее бьют"

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.