Ответ на пост «Как понять, что ребенок одаренный?»

Помню этого ребенка, он всегда был умным, но никогда не вдохновлялся учебой. Казалось, что ему все скучно. На уроке химии мы изучали структуры Льюиса, и он сказал, что для него это слишком просто. Тогда я предложил ему решить достаточно сложную задачу. Представляете, он за несколько секунд сделал ее в уме. Потом я нарисовал формулу органического соединения, которое имеет 12 изомеров, и предложил пространственно изобразить каждый. Он сделал и это. Сейчас он работает в Йельском университете, преподает органическую химию и скоро будет защищать докторскую диссертацию.

Я учился в физмат-школе. К нам в 10 класс пришел Антон из села, который иногда по три часа ждал подходящей электрички, чтобы добраться до дома, где он доил козу. Село было недалеко от нашего города, полчаса на машине, но на машине его не возили. Пределом мечтаний пацана был МИИТ - влияние родителей-путейцев.

Он оказался редким математическим рюхом. Не помню, насколько успешно он участвовал в олимпиадах, выше региона точно не поднимался: то ли склад ума не олимпиадный, то ли не привык, все-таки он поздно попал в физмат-среду. Но он был одним из самых сильных учеников нашей школы по математике, был в состоянии разобраться в сложных научных доказательствах (написал реферат по теореме Манна в теории чисел) и быстро соображал.

Ответ на пост «Как понять, что ребенок одаренный?» Перевел сам, Reddit, Из сети, Познавательно, Интересное, Поучительно, Жизненно, Истории из жизни, Люди, Подборка, Дети, Одаренность, Факты, Наблюдение, Человек, Текст, Видео, YouTube, Ответ на пост, Длиннопост

Сидим мы с ним на лекции по информатике, забиваем козла. Новая тема: машины Тьюринга. Учитель кратко показал, что за зверь, и тут у Тохи - рыба.

(таймкод 4:22)

- Михайлов! Я тут впустую болтаю? Тебе это все понятно? В конце пары жду от тебя программу для машины Тьюринга по переводу десятичного числа в двоичное, не сдашь - двойка.

К концу пары Тоха, еще полчаса назад не знавший о машинах Тьюринга ничего, принес готовый алгоритм. Не знаю, был ли он рабочий. Кому интересно, можете посмотреть рабочую программу в примерах на симуляторе: https://turingmachinesimulator.com/

Там полтораста инструкций, у Тохи было гораздо меньше. Думаю, программа не работала. Но сам факт, что школьник, впервые услышавший о машине Тьюринга, сразу лабает что-то осмысленное, меня удивляет до сих пор, хотя за прошедшие десятилетия я познакомился с абсолютным победителем межнара по математике, победителями межнаров по математике, информатике, физике.

Поступил ли Тоха в Йель? Нет, я ведь сказал: для него пределом мечтаний был МИИТ. Хотя 20% выпускников нашей параллели попали в МГУ или Физтех, в том числе пара ничем не примечательных хорошистов - на мехмат, Тоха был настолько потрясен тем, что его без экзамена брали в один вуз второго эшелона, что не стал больше никуда поступать. В положенный срок закончил институт и пошел работать инженером. Возможно, сын путейцев, доивший козу, такой карьерой был полностью удовлетворен. А возможно, способность разобраться в теореме Манна и написать программу для машины Тьюринга отличается от талантов, позволяющих стать великим ученым. Не исключено также, что Тоха сейчас главный конструктор в секретном КБ или руководитель отдела в НИИ - "почтовом ящике", так что я на всякий случай поменял его имя и не указал, в какой вуз он поступил. Но в остальном все правда, даже странный поселок с частным сектором, откуда до школы надо было ехать три часа, хотя расстояние всего 25 км.