Османская империя и попытки военной модернизации в XVIII веке, часть II

По окончании войны 1787 – 1791 гг Селим III все-таки решился реформировать капыкулу, и в 1792-м году была опубликована программа реорганизации корпуса. Эта программа предполагала реорганизацию офицерского состава капыкулу, сокращение штатной численности подразделений, борьбу с продажей чинов, строительство новых казарм и закупку современных вооружений. В итоге, однако, все закончилось пшиком - янычары, обладавшие огромным влиянием (в том числе и финансовым) всячески противились вмешательству в свои дела, и даже такая скромная попытка преобразований не принесла никакого результата. Реформы инженерного корпуса, в свою очередь, все-же дали некоторые плоды - командный и рядовой состав был вычищен от различных сомнительных элементов, был введен новый единый стандарт униформы, приглашены европейские специалисты и закуплено новое вооружение. Параллельно с этим внедрялись новые технологические приемы в литейном и пороховом производстве (Порта наконец смогла избавиться от порохового "голода", мучившего ее весь XVIII век). Помимо Франции, своих советников стали охотно присылать Великобритания и Швеция.



Тем не менее, и султан, и лояльное ему окружение понимали, что с капыкулу надо что-то делать. В тайне они начали планировать создание войск новой формации - элитного пехотного корпуса, созданного по образцу и подобию европейских, и затем использовать его в качестве ядра новой армии, организованной по последним западным нормам. Этот корпус получил название Низам-и Джедид (буквально "новый полк"), и этим же названием стали называть весь пакет реформ по созданию армии нового образца.



У этого подразделения была интересная судьба. Еще во время последней русско-турецкой войны тогдашний великий визирь Коджа Юсуф-паша собрал из австрийских и русских пленных и перебежчиков необычный отряд численностью около роты, которым роздали оружие и провели серию маневров и учений в тылу. Именно действия этого необычного подразделения заложили основу для создания в дальнейшем полков новой османской армии, созданной по западным образцам.



После окончания войны, в апреле 1792-го года этот странный полк тайно перебросили в уединенное место под Стамбулом, и стали потихоньку набирать новых рекрутов уже из числа подданных империи. Посольство Великобритании содействовало поставками современного оружия, а так же предоставляло опытных военных инструкторов для работы с этим новым подразделением. Этот полк продолжали тайно готовить в течение еще двух лет, все финансирование подразделения шло через специально учрежденную казну (ирад-и джедид) в обход основного бюджета империи. Однако все тайное всегда становится явным, и информация о Низам-и Джедид все же просочилась в большой свет. Тогда полк был официально заявлен как личная султанская гвардия, и под этой личиной продолжал скрывать свое истинное предназначение.



Первый полк новой армии был окончательно сформирован в готовом виде к 1795-му году, в 1799-м был создан второй полк. Воодушевленный Селим отдал приказ о создании новых формирований в Анатолии, "сердце империи". Новая армия росла как на дрожжах - если в 1801-м году ее численность составила девять с лишним тысяч человек, то к 1806-му году она возросла до 24 тысяч.



Еще в 1795-м году была создана современная военная школа - Императорское военно-инженерное училище, причем открывали ее без помпы, так что даже не все представители реформистского крыла были в курсе ее существования. При ее создании был учтен опыт предыдущих военных учебных заведений, которые открывались в годы минувших реформ, однако на этот раз султан не собирался ограничиваться полумерами и шел ва-банк, беря за образцы современные военные академии европейских стран. И хотя на практике все получалось далеко не так хорошо, как на бумаге, деятельность этой школы во многом облегчила проблему квалифицированных офицерских кадров в войсках.



Однако, как это нередко бывает, ставший привычным ход событий нарушила война - новое республиканское правительство Франции пересматривало старые альянсы и договоренности, сосредоточив свое внимание на борьбе с Великобританией. Одной из арен этой глобальной борьбы стал османский Египет - французский экспедиционный корпус под командованием Наполеона разметал местные войска и 22 июля 1798-го года захватил Каир. Турция, поглощенная новыми реформами, была совершенно не готова к войне. Новая армия находилась еще в зачаточном состоянии, старая была небоеспособна, и вся надежда была на войска провинциальных губернаторов. На счастье турок, англичане разбили французский флот при Абукире, а губернатор Сирии Джезар Ахмед-паша, отбил французов под Акрой (Акко) весной 1799-го года и в итоге заставил их отступить. Тем не менее, восстановить контроль над Египтом у турок не получалось - две попытки десанта в 1799-м году закончились неудачей, а война продолжала пожирать финансы империи. Армия Зияюддина Юсуф-паши, включавшая и части капыкулу (те, которые, все-таки соизволили отправиться на фронт) представляла собой скорее разрозненную толпу, чем боеспособное войско. Армия страдала от массового дезертирства, болезней (в том числи чумы) и низкой дисциплины. Некоторые подразделения дезертировали вместе с командирами, Юсуф-паше приходилось буквально из-под палки набирать новых рекрутов прямо по дороге, чтобы хоть как-то компенсировать эти потери. Наконец, достигнув цели, это воинство было разгромлено генералом Клебером у развалин древнего Гелиополиса вблизи Каира 20 марта 1800-го года. Выдавить французов из Египта в конечном итоге удалось лишь благодаря новым подкреплениям и действиям британцев, однако все это в очередной раз продемонстрировало полную беззубость старой османской военной системы. На этом фоне отлично себя проявили части Низам-и Джедид, тоже участвовавшие в кампании, в частности - в обороне Акры.



Едва страна выдохнула после мира с Францией, заключенного в 1802-м году, как приключилась новая напасть - в 1806-м году русская армия вторглась в Молдавию и Валахию, началась война, которая продлилась до 1812-го года. Османская армия опять проявила себя не лучшим образом, проиграв большую часть сражений. На фоне эти событий империю потрясают внутренние противоречия - вспыхивает рад восстаний, фактически отпадают Египет, Сирия и Багдад. Но этих сложных условиях корпусом Низам-и Джедид пытались закрыть все дыры, отчего армия нового образца понесла ощутимый ущерб, и хотя ее численность увеличилась за счет экстренных наборов, качество чинов падало. Мобилизовать все новые и новые силы становилось сложно, к тому же, новобранцы, не прошедшие необходимую подготовку и не обладавшие дисциплиной, создавали массу проблем для мирного населения так же, как и янычары.



На фоне этих неудач вновь оживилось консервативное крыло двора, особенно его представителей окрылила неудача на фронте одного из "птенцов" системы Низам-и Джедид Кади Абдурахман-паши. В мае 1807-го года в стране вспыхнули полномасштабные волнения, а султан не решился бросить полки нового строя на их подавление. Вместо этого он пытался договориться с восставшими, что лишь подстегивало их, т.к. они видели слабость и нерешительность правителя. Бунтовщики нападали на солдат и казармы, фактически брошенные правительством на произвол судьбы.



В итоге Селим III был вынужден отречься, и на престол взошел его двоюродный брат, сын Абдул-Гамида I, Мустафа IV. Селим и многие его сторонники были взяты под стражу, а руководители мятежа - возвышены. Сохранивший верность свергнутому султану губернатор Рущука Байрактар Мустафа-паша летом 1808-го года со своими войсками двинулся на Стамбул с целью уничтожить мятежников и восстановить власть Селима. Мустафа IV не смог грамотно организовать оборону, и, видя проигрышность своего дела, приказал казнить томившегося в заточении Селима, а также своего младшего брата шахзаде Махмуда, однако тот смог скрыться. Байрактар Мустафа-паша штурмом взял султанский дворец и приказал арестовать Мустафу IV, а шахзаде Махмуд был провозглашен новым султаном Махмудом II.

Османская империя и попытки военной модернизации в XVIII веке, часть II 18 век, Военное дело, Османская империя, Россия, Длиннопост

Байрактар Мустафа-паша

Свежеиспеченный султан прекрасно знал, кому был обязан троном (и, возможно, жизнью), и сделал Мустафу Байрактара великим визирем. Тот продолжил реформистские начинания Селима III, в том числе как следует взялся за в конец распустившихся янычар, чьи привилегии были основательно "порезаны". В ноябре 1808-го года янычары устроили бунт, сопровождавшийся резней и погромами в столице. В ходе этих событий погиб и сам Мустафа Байрактар, а так же некоторые сторонники реформ. Султан Махмуд же, воспользовавшись неразберихой, поквитался со старшим братцем (свергнутым султаном Мустафой IV), которого приказал по тихому убить (впрочем, помимо личных счетов Махумуд руководствовался вполне прагматичными намерениями - он опасался, что мятежные янычары сделают его брата знаменем восстания и будут пытаться вернуть его на трон). Погромы длились почти неделю, и в итоге Махмуд был вынужден пойти на уступки, а именно - свернуть реформы и восстановить все привилегии капыкулу.

Османская империя и попытки военной модернизации в XVIII веке, часть II 18 век, Военное дело, Османская империя, Россия, Длиннопост

Махмуд II

После того, как мятеж затих, Махмуд долгое время не предпринимал никаких решительных действий, оставаясь очень умеренным правителем, однако на янычар он крепко затаил, и ждал лишь момента, когда его положение станет настолько крепким, что можно будет разрубить этот "Гордиев узел". Он терпеливо укреплял собственную власть и позиции преданных ему членов правительства. Помимо этого он старался ослабить влияние провинциальных губернаторов, и это ему в основном удавалось без особых сложностей, кроме некоторых исключений вроде Али-паши Янинского, губернатора Янина и фактического правителя Албании и части Греции. Для борьбы с непокорным пашой он отрядил армию, и после длившихся два года боевых действий Али-паша был вынужден капитулировать. Ему отсекли голову и доставили ее в Стамбул. На фоне всего этого бардака вспыхнуло восстание в Греции, для подавления которого султан обратился за помощью к другому сепаратисту - правителю Египта Мухаммеду Али-паше. Последний был известен тем, что являясь номинальным вассалом султана, фактически никому не подчинялся и все директивы из Стамбула считал "филькиными грамотами". Он в 1811-м году начал проводить в Египте реформы аналогичные Низам-и Джедид, для чего пошел на сближение с Францией и постоянно привлекал военных специалистов оттуда. Египетский корпус под командованием Ибрагим-паши показал отличную выучку и тактическую состоятельность. Главнокомандующим собственно султанскими силами был назначен талантливый Мехмед Рашид-паша, который смог наладить эффективное взаимодействие двух корпусов и одержать ряд побед, включая битву у Месолунги в 1826-м году. Повстанцы были разбиты, и если бы не вмешательство великих держав - Великобритании, России и Франции, выступивших единым фронтом против Порты, вряд ли греческое восстание увенчалось бы успехом.


Османская империя и попытки военной модернизации в XVIII веке, часть II 18 век, Военное дело, Османская империя, Россия, Длиннопост

Али-паша Янинский

Махмуд II прекрасно видел качество египетских войск, и это стало еще одним примером необходимости продолжения реформ. Еще в 1822-м году он потихоньку начал устранять от власти представителей консервативного крыла, назначая на их места своих сторонников. Параллельно с этим он привлекал на свою сторону новых союзников из числа влиятельных людей империи - где обещаниями высоких постов, а где - простым подкупом. Наконец, когда в его руках оказалось сосредоточено достаточное количество власти и сторонников, султан принял решение бросить открытый вызов капыкулу.



Тем не менее, прежде чем перейти к радикальным мерам, султан попытался в последний раз договорится с консерваторами и янычарами по хорошему, предложив очередной план реорганизации капыкулу, предусматривавший их переобучение на манер полков армии нового строя и регулярные совместные учения для приобщения янычар к современной тактике. Этот пакет мер был единогласно принят правительством 28 мая 1826-го года.



Янычары отреагировали бурно и в июне снова подняли мятеж, однако на этот раз власть султана была велика, и действовал он безжалостно. Войска Махмуда вступили с ними в вооруженное столкновение и довольно быстро оттеснили янычар к их собственным казармам, где те заперлись. Султанские артиллеристы начали обстреливать казармы из пушек, в результате чего там начался пожар, повлекший за собой большие жертвы. Руководители бунта и их приближенные были казнены, большое количество янычар было арестовано, а остальные рассеялись по империи и занялись ремеслами и торговлей. Янычары в провинциях пробовали было сопротивляться, но их постигла аналогичная участь. Корпус, бывший некогда самой грозной силой империи, был ликвидирован армией нового образца, построенной благодаря реформам, которым янычары так отчаянно стремились противодействовать.

Автор: Александр Свистунов (lacewars)

Источник: http://lacewars.livejournal.com/

Лига историков

13.9K поста50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения