"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка

ВВЕДЕНИЕ

Так уж сложилось, что я редко говорю о чём-то актуальном. Мне гораздо интересней поковыряться в кинематографическом нафталине. Но этот случай особенный: Огниво – одна из моих любимейших сказок, я бы даже сказал самая любимая. Уж не могу сказать что с самого детства меня так в ней увлекало, но анализируя эту сказку сейчас я вижу причину этого в невероятной стройности сюжета: да, не хватает мотивации для убийства ведьмы (что хоть как-то исправляют адаптации, когда демонстрируют, что ведьма не хотела вытягивать его прежде чем тот кинет огниво или что она от нетерпения напала на него), но то как Солдат узнал о чудодейственных свойствах Огнива и спасся от казни настолько логично и закономерно, что можно лишь удивляться.

А потому пройти мимо экранизации «Огнива» в 2024 году я не смог.

Сегодня мы скажем несколько слов про саму сказку, и рассмотрим её экранизацию, как адаптацию сказки и как фильм вообще.

А потому наливайте ароматный кофечай, сегодня мы с вами поговорим об «Огниве».

"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка Рецензия, Цитаты, Спойлер, Обзор, Сказка, Эссе, Обзор книг, Литература, Скриншот, Ганс Христиан Андерсен, Народное творчество, Длиннопост

Сказка

Думаю, все знают сюжет этой сказки Ганса Христиана Андерсена, но напомнить будет не лишним.

Солдат возвращался домой с войны. На дороге ему встречается старая ведьма, которая предложила солдату сделку: она поможет ему влезть в дупло, спуститься в подземелье и расскажет, как справиться с тремя огромными собаками, которые охраняют сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами. Солдат сможет взять сколько душе угодно денег, а взамен он должен принести старухе старое огниво, которое забыла ее бабушка, когда спускалась в подземелье последний раз.

Солдат согласился, секрет ведьмы помог ему набрать уйму золотых монет и забрать огниво. Поднявшись на поверхность, он спросил у ведьмы о назначении огнива, но, не получив ответа, отрубил ведьме голову.

Солдат прибыл в чудесный город, остановился на самом дорогом постоялом дворе, занял самые лучшие комнаты, ведь теперь он был богачом! На другой день он купил себе и хорошие сапоги, и богатое платье, зажил весело: ходил в театры, ездил кататься в королевский сад и много помогал бедным, ведь по себе знал, как плохо сидеть без гроша в кармане!

Теперь солдат стал настоящим барином, и ему и погрузился в жизнь города узнав и о короле, и о его прелестной дочери, принцессе, которой было предсказано, что она выйдет замуж за простого солдата, а потому отец посадил её под замок и скрыл от глаз народа.

Но деньги кончались, солдат был вынужден переселиться в тесную коморку, а его богатые «друзья» позабыли его.

Однажды служивый зажег свечу огнивом, которое он раздобыл в подземелье. Неожиданно перед ним появилась одна из тех собак, что он встретил в подземелье.

— Что угодно, господин? — пролаяла она.

Тут солдат понял, что за чудное у него огниво. Ударишь по кремню раз — является собака, которая сидела на сундуке с медными деньгами; ударишь два — является та, которая сидела на серебре; ударишь три — прибегает собака, что сидела на золоте.

Он приказал ей раздобыть немного денег, и та повиновалась своему новому хозяину. Солдат вновь хорошо зажил. И однажды ночью ему захотелось увидеть принцессу, и собака выполнила его желание.

Наутро принцесса призналась родителям, будто видела странный сон, в котором огромная собака принесла её к солдату и тот поцеловал её. К принцессе приставили фрейлину, которая выследила, куда принесла принцессу собака, и отметила место крестом, но собака, увидев это, нанесла мелом крест на все двери в округе.

Однако, на третий раз королю и королеве удалось выследить, куда по ночам увозили их дочь. Солдата нашли и посадили в тюрьму.

Перед казнью он попросил у короля исполнить последнее желание –разрешения закурить и трижды щёлкнул огнивом. Тут же появились все три собаки из подземелья, расправились с палачами, а народ попросил солдата стать их королём.

Разбор

Сюжет. Как я уже сказал, сказка выделяется невероятной стройностью сюжета: да, не хватает мотивации для убийства ведьмы (что хоть как-то исправляют адаптации, когда демонстрируют, что ведьма не хотела вытягивать его, прежде чем тот кинет огниво, или что она от нетерпения напала на него), но то, как солдат узнал о чудодейственных свойствах огнива и спасся от казни, настолько логично и закономерно, что можно лишь удивляться. Помимо этого, можно отметить, что в сюжет встроено «самоисполняющееся пророчество» — частый гость сказок, когда действия, направленные на предотвращение исполнения предсказанного, становятся основой для его исполнения.

Мораль. В отличие от сказок народных, которые всегда имеют понятную прозрачную мораль, сказки авторские, в том числе и «Огниво», имеет скорее комплекс смыслов: тут и то, что находчивость и смекалка выручают в трудных ситуациях, и то, что многие люди падки на богатство и будут рядом только в период благополучия и безбедной жизни, а в трудный момент просто забудут, и то, что нужно быть бережливым, и то, что нужно помнить о том, что когда-то сам был без гроша в кармане, и помогать. По сути своей, солдат тут отличный образ для подражания – и бедным помогает, и смелый, и находчивый. Вот только с бабкой как-то неудобно получилось…

Солдат. По сути, единственный персонаж. А потому важно поговорить о нём и разобраться, почему он всё же зарубил эту бабку.

Сейчас принято считать (как у нас, так и за рубежом), что солдат – это безусловно положительный персонаж. Вот так его описывает Википедия:

Он храбрый, умный, смелый, «ни в огне не горит, ни в воде не тонет, ни черта не боится, ни покойников». В его образе собраны все лучшие черты народа. Обычно солдатам — главным героям сказок — всё легко дается, без особых проблем они делают карьеру в другом королевстве, получают богатство, обманывают сатану и саму смерть, отгадывают сложнейшие загадки.

Можно сказать, что в Википедию возможно вписать что угодно и это верно, а потому обратимся к источникам на которые эти утверждения опираются.

"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка Рецензия, Цитаты, Спойлер, Обзор, Сказка, Эссе, Обзор книг, Литература, Скриншот, Ганс Христиан Андерсен, Народное творчество, Длиннопост

Елина А. К. «Добрые» и «злые» персонажи русских народных сказок: соотношение признаков

"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка Рецензия, Цитаты, Спойлер, Обзор, Сказка, Эссе, Обзор книг, Литература, Скриншот, Ганс Христиан Андерсен, Народное творчество, Длиннопост

Елина А. К. «Добрые» и «злые» персонажи русских народных сказок: соотношение признаков

"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка Рецензия, Цитаты, Спойлер, Обзор, Сказка, Эссе, Обзор книг, Литература, Скриншот, Ганс Христиан Андерсен, Народное творчество, Длиннопост

Елина А. К. «Добрые» и «злые» персонажи русских народных сказок: соотношение признаков

"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка Рецензия, Цитаты, Спойлер, Обзор, Сказка, Эссе, Обзор книг, Литература, Скриншот, Ганс Христиан Андерсен, Народное творчество, Длиннопост

Николин В. В. Волшебная сказка: исследование воспроизводства культуры — Омск: Омский Государственный педагогический университет, 2000 — С. 72 Также книга полна анализов сюжетов сказок.

"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка Рецензия, Цитаты, Спойлер, Обзор, Сказка, Эссе, Обзор книг, Литература, Скриншот, Ганс Христиан Андерсен, Народное творчество, Длиннопост

Барсукова-Сергеева О. М. Русская народная сказка как инструмент формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся.

"Огниво": сказка и фильм. Часть 1: Сказка Рецензия, Цитаты, Спойлер, Обзор, Сказка, Эссе, Обзор книг, Литература, Скриншот, Ганс Христиан Андерсен, Народное творчество, Длиннопост

Барсукова-Сергеева О. М. Русская народная сказка как инструмент формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся.

Особенно интересно утверждение из последней цитаты о том, что «солдат — это тот же крестьянин…». То есть он такой прекрасный во всех сказках, потому что свой, а свой плохим быть не может. Ну давайте разбираться. Из опроса, проведённого А. К. Елиной, выходит, что самая первая ассоциация с образом солдата — «каша из топора», а значит, именно эта сказка наиболее известна для людей.

В следующем блоке, с цитатами, с описанием особенностей реализации постоя и в целом с исторической фактурой, сильно помогла эта статья.

Есть ещё одна схожая по смыслу сказка «Солдатская загадка». В обоих случаях солдат (или солдаты в случае «Солдатской загадки») просятся на ночлег к старухе, которая их пускает, а вот поделиться едой не желает и врёт, что есть в доме нечего. Хитростью, а в случае с «Солдатской загадкой» ещё и воровством, солдат получает еду, а жадная бабка остаётся с носом.

Солдат – главный положительный герой этой сказки. Он находчивый, смел и хитёр. А старуха – алчная, скупая и негостеприимная, что делает её отрицательным героем.

Но вот вопрос: если солдат — свой, то почему для него чего-то жаль? И если он свой, тогда почему он столь хитёр, а в «загадке» ещё и вороват?

А всё дело в том, что солдат — не свой для крестьянина (что не отменяет, что по традициям бабка всё равно неправа, так как одинокого путника в русской деревне, да и не только, полагалось в дом пустить, обогреть и накормить). Солдат везде чужак: он не крестьянин, он не горожанин, он отрывается от своей социальной группы, причём надолго, в разное время цифры разнились, но в царской армии до 20 века служили не менее чем 6 лет! За это время социальные связи настолько ослабевают, что не то что случайные крестьяне, друзья детства из родного села и даже родные уже могут смотреть как на чужака.

А ведь есть ещё и межсословная напряжённость.

Крестьяне явно не благоволили к солдатам, и было с чего. И первая причина — это постой, т. е. расквартирование воинских частей, что было повинностью, которая ложилась на плечи податного сословия. Мало того, что тебе подселяют кого-то, но хотя бы как-то компенсируют, существовал и безвозмездный постой в случае:

  • военного времени и при чрезвычайных обстоятельствах (т. е. когда количество солдат больше всего);

  • при передвижениях, для ночлегов и остановок не более 3-х дней;

  • на первые 3 дня по прибытии воинских частей или чинов в места квартирования или чинов запаса на места призыва, если ещё не готовы казённые или наёмные помещения.

Т.е. минимум три дня, а в случае войны и более, вы должны бесплатно кормить толпу мужиков. Это отнюдь не способствовало сближению. Однако приход на постой воинской части страшен не только и даже не столько разорением крестьянского хозяйства.

«… Покой и здоровье поселян обеспечивались только уровнем дисциплины в данной части, нравственными качествами ее командира и солдат. Самоуправство постояльцев, бесчинства были распространенным явлением.

Солдат, помещенный у крестьянина, мог бы сделаться его другом, мог бы помогать ему в его работах и взамен этого пользоваться от него хорошей пищей … и это иногда случается, в особенности в Великороссии, где крестьяне богаты и так же горды и смелы, как солдаты, которые, не смея слишком дурно с ними обращаться, находят для себя более выгодным жить с ними в ладу.

Но в Малороссии, в завоеванных областях … русский солдат является бичом своего хозяина; он распутствует с его женой, бесчестит его дочь … ест его цыплят, его скотину, отнимает у него деньги и бьет непрестанно… Солдат должен кормиться сам тем, что отпускает ему казна, но обычай удержал верх, и крестьянин кормит солдата вместе с собой и позволяет ему его муку продавать … если он ему отказывает, и если это случается в Великороссии, где солдат не имеет употребить над ним насилия, то последний придумывает тысячи ухищрений, чтобы склонить его на это; он производит по ночам учение, днем командует, беспрестанно кричит, и в конце концов крестьянин, утомленный докучливостью солдата, кормит его даром при условии, что тот не будет с таким усердием относится к службе…»

Из воспоминаний графа Александра Фёдоровича Ланжероне

Т.е. солдат для крестьянина это: убытки, неудобства, распутство, возможно насилие – одним словом опасность и проблемы, как и любой чужак. Ситуация в Европе, аналогичная,

Обратимся к статье AlexKap2015 (О, я тебя помню, я на тебя ссылался уже в эссе про Оруэлла в разделе, про тоталитаризм):

«На квартире солдатам за счет владельца жилья должны были обеспечиваться "скатерти, белье, горшки, ложки, миски и прочая домашняя утварь. Для 9 членов копья им выделяется 4 постели с покрывалами. Означенное копье оплачивает за постой 9 человек и 4 лошадей 34 патара в месяц , и они обеспечивают себя припасами, достаточными, на их взгляд, для собственного пропитания и корма лошадям".

Сколько могли стоить пища и фураж, мы узнаем из Абвильского орднанса, например.

"Туша барана со шкурой и жиром - 4 патара с половиной, курятина - 6 денье, гусь - 6 денье, поросенок - 6 денье. Бык и теленок по местной цене".

При этом зарплата была такой.

Кондюкто - 100 франков в месяц.

Жандарм (плюс 1 кутилье, 1 паж и 3 лошади) - 15 франков.

Конный лучник - 5 франков.

Кулевринье - 4 франка.

Арбалетчик - 4 франка.

Пикинер - 4 франка.

1 франк = 1 ливр = 20 су = 20 патаров = 240 денье.

Как видим, жить было можно. Вот только еще-бы зарплату вовремя платили, а с этим делом, как раз, и была напряженка...

Ну, и безобразничали, конечно в городах. К дамочкам и девицам приставали, их мужей били, хозяина дома любили отправлять за вином, купленным, к тому же, за его собственные деньги. Например, в 1473 г. в Брейзахе вспыхнула драка между бургундским гарнизоном и местными жителями. Пустячная, казалось, вещь. Захотел бедолажный солдатик снасильничать приглянувшуюся ему бабенку, а тут муж вступился, дал в рожу. Боец, понятное дело, расстроился, позвал своих. Тут соседи мужа, само собой, набежали. Началась оживленная дискуссия... Порядок удалось восстановить лишь с помощью бургундских офицеров и городского магистрата.

Часто в городе вспыхивали драки между национальными контингентами одного и того же гарнизона. Например, в том же Брейзахе крепко повздорили эльзасцы, которым показалось, что их обходят в выплате жалования, с пикардийцами. Когда делегат от обиженных эльзасцев протолкался к командиру гарнизона и потребовал справедливости, то получил сначала обидный ответ "Дерьмо тебе в нос!", а после - в морду. Ну, и началось... (Ругательство, кстати, я не выдумал ;) )»

Ну и для разнообразия:

"Репутация солдат была настолько известной, что население встречало их в полной боевой готовности. Вопреки королевским указам, предписывающим послушание, люди были склонны к неповиновению. Так, исследование 42 бунтов в Активании в период 1590-1715 гг. показывает, что роль страха перед солдатами в них достаточно велика. Звон колоколов извещал население о приближении отряда, торговля и полевые работы прекращались, на перекрестках выставлялись часовые. Жители небольших деревень блокировали подход опрокинутыми телегами. При более серьезной угрозе люди искали укрытия в церкви или здании управы. В городах, обнесенных стеной, закрывали ворота и выставляли дозорных и охрану, чтобы отогнать пришельцев. Иногда городская стража делала вылазки, чтобы обезвредить солдат, пока они не подошли еще к городу. "

(c) Ж. Делюмо, "Ужасы на Западе"

"...третье зло, которое доведет страну до разорения, если своевременно не будут приняты меры - это постои солдат. Военные отряды в полном составе размещаются в одной или двух деревнях; особенно дорого обходится крестьянам и приносит им много забот содержание кавалерии. После того как военные отряды пройдут по всем деревням, страна будет полностью разорена."

(c) Интендант Д"Эрбиньи - Кольберу, сентябрь 1665 года

Ладно, что-то я далеко ушёл. Смысл в том, что солдат — противоречивый персонаж, который имеет как положительные, так и отрицательные черты, да, он хитёр, находчив, смел, силён, бесстрашен, и это всё в глазах крестьян — опасность. Потому что все эти черты могут как помочь, так и быть обращены против вас. Эти настроения распространены в народных сказках, а следом перекочевали и в сказки авторские. Просто с течением времени изменились и общественные отношения, и описанные противоречия между крестьянством и солдатами постепенно смягчились, а потому опасность чужака-солдата ушла на второй план, а на передний вышли положительные черты.

Возвращаясь ещё назад, солдат в «Огниве» — положительный персонаж, так как помогает бедным, да и вообще доблестен, хитёр и находчив, будь как солдат, но он всё ещё опасность, потому бабку зарубил без зазрений совести.

Моё многословие, как всегда, меня подвело. Экранизацию оставим на следующий раз, и, может, это к лучшему. Так как сказка хороша, а к фильму есть вопросы.

UPD:

Продолжение: "Огниво": сказка и фильм. Часть 2: Фильм

Книжная лига

24.7K постов79.6K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.