О С. Рихтере

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Имя величайшего пианиста С. Рихтера является олицетворением музыкальной культуры 20 века, а талант по достоинству оценен как на родине, так и за рубежом. В своей особенной пианистической манере он сочетает традиции русской фортепианной школы и новаторские идеи композиторов современников.

Мы восхищаемся его божественной одаренностью: глобальностью мышления, техническим совершенством и яркой индивидуальностью. Его фортепианный репертуар необычайно богат и включает все разнообразие от Баха до Шостаковича. Но что мы знаем о том, каким был этот непоколебимый гений за ширмой большой сцены?

Многие деятели культуры и искусства, знавшие его лично, оставили воспоминания о нем как о человеке поразительной работоспособности:

«Я не перестаю повторять, что талант – это страсть. И Святослав Рихтер – блестящее подтверждение этих слов. В работе над музыкальным произведениями Рихтер действует методом, который я назвал бы «авральным». Он не откладывает трудные куски, а играет их, пока полностью не овладеет. Помнится, Рихтер впервые играл мне Девятую сонату Прокофьева, которую композитор посвятил ему. Одно место там мне казалось особенно сложным.

- Как превосходно оно у вас получается! - заметил я Рихтеру.

- А вы знаете, - обрадовался он, - я просидел над ним несколько часов.» (Г.Г. Нейгауз «Выдающийся пианист современности»)

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Из воспоминаний о его «неповторимой способности проникать в самые глубокие тайны музыки» и жажде совершенства:

«Близкие Рихтера передают, что он почти никогда не бывает полностью удовлетворен сделанным. Всегда ощущает какую-то дистанцию между тем, чего он реально добивается на эстраде, и тем, чего хотел бы добиться. Когда после некоторых концертов ему говорят — от чистого сердца и с полной профессиональной ответственностью, — что им достигнут едва ли не предел возможного в музыкальном исполнительстве, он отвечает — столь же чистосердечно и ответственно: нет, нет, я один знаю, как это должно быть...»

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Рихтер был потрясающе удивительным не только за роялем, но и прогуливающимся по осеннему парку, прыгающим через лужи, обсуждающим творения Т. Манна.

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

«Более двадцати лет близко знаю я Святослава Рихтера. На моих глазах из безвестного студента он превратился в пианиста с мировым именем. Но в жизни он остался таким же, каким мы все его знали. Удивительна его непритязательность, его скромность. Никому он не рассказывает о своих успехах, не хвалится рецензиями. Даже привычки у него сохранились прежние, студенческие. По-прежнему любит пешеходные и лыжные прогулки, исхаживая иногда по нескольку десятков километров в окрестностях Москвы. Он честен и принципиален в отношениях с людьми, верен в дружбе, глубоко и безраздельно верен своему искусству ( Г.Г. Нейгауз «Портрет Рихтера»)

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Рихтер в кругу друзей

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Рихтер и бригада Московской Филармонии 1943 г.

Из воспоминаний Ю. Борисова:

«У меня в руках – трехлитровая банка с загустевшим луковым супом. Я обещал Рихтеру, что он будет его дегустировать. Сегодня утром его сварила моя мама, снабдила гренками и тертым пармезаном. Со своей стороны, Рихтер обещал поставить французское вино.

Я стоял со своей ношей перед Его домом и впитывал Брамса. На крыльце появилась Нина Львовна и приветливо сообщила: «Еще четыре минуты!»

Ровно через четыре минуты появился Он. В синем кимоно.

– Как доехали? Здрасьте! Привезли то, что обещали? Говорят, вечером будет дегустация. Это вы сами готовили? Я луковый суп много где пробовал, но знаете, где он самый невкусный? Как раз в Париже… Сейчас я вам покажу комнату, где вы можете располагаться. И ваши черные носки отдам. Они очень меня выручили. Я ведь все забывал: и бабочку, и ноты, и целый чемодан, но чтобы носки…я всегде куда-нибудь опаздываю, вот и в Клин тогда тоже.

Мы вошли в дом. Возможно, он напоминал дом Дмитрия Петровича Силина, героя из любимого чеховского рассказа Рихтера. Возможно и нет. Я знал этот рассказ, и знал, что его любит Рихтер. Первое впечатление было, что дом несколько старомодный и… темный. К тому времени, банка с луковым супом уже стояла в холодильнике. Пройдя первую комнату с большим абажуром, по-видимому, столовую, - очутились в темном коридорчике с веселым японским фонариком. Откуда начали подъем по узкой лестнице на второй этаж.

– Здесь ваша келья. Можете отдыхать. Между прочим, я ее больше люблю, чем свою, потому что здесь нет рояля! (напевает басом: «И в келии святой душою отдыхали»…) Откуда это? Это же Пимен в Чудовом монастыре! Нет, отдыхать я вам не дам. Пойдете на прогулку! Нарисую маршрут – он рассчитан ровно на четыре часа. У вас быстрый шаг? Значит, часа на три с половиной. И раньше не возвращайтесь! Мне надо кое-что поучить. Только Брамс мог такое написать – так неудобно.»

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Святослав Рихтер – истинный творец. Его постоянным занятием было создание превеликого множества художественных образов посредством звука, но и посредством кисти он тоже создавал образы. Сегодня его работы хранятся в коллекции Пушкинского музея. Некоторые даже предполагают, что если бы он посвятил свою жизнь живописи, то достиг бы в ней той же высоты, какую он достиг в области пианизма. Художник и друг музыканта А.И. Трояновская говорила: «Рисовал он исключительно по впечатлению и по памяти: у него были какие-то словно выработанные понятия о пространстве, об удалении, о перспективе, а чувство тона и цвета было просто исключительным. Но самое удивительное в нем — это инстинкт движения. Это, вероятно, как раз и должно быть свойственно музыканту... Память у него была феноменальная. И воображение тоже. Совершенно ясно, что без невероятного воображения он не смог бы представить себе мысль композитора, над вещью которого он работает».

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Игра Рихтера - это игра страсти, откровения и жгучий темперамент, сплетенный с безграничным по своим познаниям разумом! Он вошел в историю не только русской, но и мировой музыкальной культуры! Его имя - олицетворение чистого и самозабвенного служения искусству, великой классике! Он посвятил себя этому делу и до самой смерти не расставался со своим роялем и великими творениями прошлого… На пюпитре, спустя 21 год стоит 10 ор. знаменитых этюдов Ф.Шопена, которые он разучивал в последние дни своей жизни...

О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост
О С. Рихтере Биография, История России, СССР, Культура, Русская классика, Длиннопост

Смотрите также:

1. Памяти русского гения Н.А. Римского-Корсакого посвящается!

2. Традиционализм: ключ к будущему

3. Мифы о Первой Мировой войне

4. Россия между империей и колонией: идеологический кризис длинною в 30 лет

5. Технология цветных революций

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения