Нюрнберг

Нюрнберг Вторая мировая война, Великая Отечественная война, Kriegsmarine, СССР, Трофей, Крейсер, Нюрнберг, Черно-белое фото, Российский флот, Длиннопост

«Ню́рнберг» — лёгкий крейсер Кригсмарине времён Второй мировой войны. Развитие проекта «Лейпциг». Последний лёгкий крейсер германского флота.

16 июня 1933 г. заводу Deutsche Werke в Киле заказали крейсер, который получил условное название Kreuzer F или Ersatz Nymphe. Корабль заложили 4 ноября 1933 г., церемония крещения и спуска была проведена 8 декабря 1934 г. Он унаследовал имя от крейсера кайзеровского флота, погибшего в бою у Фолклендских островов. Крестной матерью стала фрау Вальбург Лефельдт, дочь командира погибшего крейсера «Нюрнберг».

Крейсер получил название в честь города Нюрнберг. В качестве герба корабля, «Нюрнберг» нес изображение геральдического герба этого города. С началом Второй мировой войны вся геральдика подобного рода на кораблях германского военного флота была ликвидирована.

2 ноября 1935 г. корабль вошел в состав флота, на нем сначала подняли флаг уже несуществующей Веймарской республики, но уже через пять дней, 7 ноября, на нем подняли военно-морской флаг Третьего Рейха.

Крейсер "F" безусловно был самым совершенным среди своих одноклассников в германском флоте. Основные технические решения повторяли таковые на крейсере «Лейпциг», но шестой немецкий легкий крейсер был длиннее и шире своего предшественника, проектное водоизмещение увеличилось на 100 тонн, достигнув 8000 тонн. Дополнительные веса пошли на увеличение прочности корпуса, усиление бронирования башен и погребов боезапаса, увеличение стволов зенитной артиллерии. При этом вместимость топливных цистерн осталась прежней, но было улучшено внутреннее расположение — отсеки перестали тесными и неудобными.

«Нюрнберг» имел два заметных внешних отличия, которые позволяли легко отличить его от крейсера «Лейпциг»: дымовая труба корабля была окружена массивной платформой, на которой устанавливались прожектора, а катапульта для гидросамолета была перенесена за дымовую трубу (на крейсере «Лейпциг» катапульта располагалась перед дымовой трубой).

Водоизмещение корабля – 8 897 тонн, скорость – 32 узла, вооружение – 9 150-мм орудий, по 8 88-мм и 37-мм зенитных орудий, 4 20-мм зенитных орудия, 4 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

С ноября по апрель 1936 г. крейсер проходил испытания в Балтийском море, изредка возвращаясь на завод для устранения обнаруженных недостатков. После завершения испытаний, 9 апреля 1936 г. «Нюрнберг» стал флагманом Разведывательных сил флота - на нем поднял флаг контр-адмирал Бэм.

С 14 апреля по 8 мая прошло первое атлантическое плавание крейсера «Нюрнберг» . Корабль посетил Санта-Круз, Лиссабон, затем прошел курс боевой подготовки.

С августа по октябрь 1936 г. «Нюрнберг» находился в испанских водах, оказывая помощь мятежникам генерала Франко. В ноябре-декабре 1936 г. состоялся второй поход в испанские воды. 19 ноября «Нюрнберг» попал в шторм, на нем появились трещины в корпусе и на верхней палубе. По возвращении в Германию корабль прошел ремонт с исправлением повреждений, а затем короткий курс боевой подготовки.

В апреле-мае 1937 г. совершил третий поход к Испании. Вернувшись в Германию, «Нюрнберг» занимался боевой подготовкой как самостоятельно, так и в составе соединения. В июле-августе 1937 г. совершил очередной, четвертый, поход в испанские воды. Обратный переход в Германию прошел в составе эскадры: с тяжелым крейсером «Адмирал граф Шпее» и 4-й флотилией миноносцев. По возвращении в родные воды эскадра приняла участие в осенних маневрах. С 29 сентября по 20 ноября 1937 г. «Нюрнберг» прошел текущий ремонт на верфи в Киле. В декабре состоялась серия учебных торпедных стрельб.

Первые два месяца 1938 г. крейсер выполнял различные торпедные и артиллерийские стрельбы, а в марте принимал участие в маневрах Разведывательных сил, в апреле-июне прошел ремонт на верфи Deutsche Werke и после выхода из ремонта — короткий курс боевой подготовки. С 29 июня по 7 июля состоялся учебный поход в норвежские воды, после его окончания крейсер возвратился на Балтику, где затем провел торпедные стрельбы, а в августе артиллерийские стрельбы.

В январе 1939 г. крейсер самостоятельно проходил боевую подготовку.

В июле 1939 г. участвовал в эскадренной стрельбе, в первой половине августа — торпедных стрельбах, в середине августа началась мобилизация немецкого флота, а в двадцатых числах осуществлял блокаду польского побережья.

«Нюрнберг» начал свою военную карьеру в качестве флагманского корабля военно-морской группы «Ост».

В ночь с 3 на 4 сентября «Нюрнберг» в составе соединения (лёгкий крейсер «Лейпциг», минный заградитель Grille и 6-я флотилия миноносцев) принимал участие в постановке одного из фрагментов минного заграждения. В ночь с 5 на 6 сентября прошла аналогичная операция, в немецкое соединение входили крейсера «Нюрнберг» и «Лейпциг», а так же 3 эсминца и 3 миноносца.

6 октября 1939 г. во время одного из выходов в море вместе с миноносцем Falke, «Нюрнберг» был атакован британской подводной лодкой Seawolf. Торпеды прошли мимо крейсера.

21 октября должность командующего Разведывательными силами занял контр-адмирал Гюитер Лютьенс, который 9 ноября поднял флаг на крейсере «Нюрнберг» .

В ноябре 1939 г. был отправлен в район боевых действий и первым заданием крейсера стала встреча немецких эсминцев, ставивших мины у английского побережья. Первая операция подобного рода была проведена в ночь с 12 на 13 ноября, в операции принимали участие крейсера «Нюрнберг» , «Кёнигсберг» и миноносцы из 6-й флотилии. Все прошло благополучно. Вторая операция состоялась в ночь с 17 на 18 ноября - опять вместе с «Нюрнберг» в море вышли «Кёёнигсберг» и миноносцы 6-й флотилии. При возвращении на крейсере произошла авария механизмов - скорость хода упала до 25 узлов. После короткого ремонта корабль вновь возвращается в состав действующего флота.

13 декабря 1939 года «Нюрнберг» и «Лейпциг» во время боевого выхода были торпедированы английской подводной лодкой Salmon. Первым в 11:25 торпеду получил «Лейпциг». Затем сигнальщики с флагмана увидели следы еще двух торпед . Взрыв торпеды разрушил носовую оконечность в нижней части вплоть до 156 шпангоута. Лишь наличие бронирования носовой оконечности предотвратило её отрыв. В районе от 49 до 118 шпангоутов (70 м) ширстрек и верхняя палуба во многих местах получили разрывы по сварным швам и целому металлу. Много разрывов по сварке образовалось в скуловых килях, обшивке второго дна и надстройках. Несмотря на несущественные объёмы затопления (до 150 шпангоута) и практически не нарушенную посадку корабля, его общая прочность пострадала настолько, что существовала реальная опасность перелома корпуса (к счастью для немцев, волнение моря не превышало 3 баллов). Первая и третья 150-мм башни вышли из строя на 10 часов, нарушилась центровка валолиний. Потери экипажа оказались незначительны — всего 16 раненых. Утром 14 декабря крейсера без дальнейших приключений добрались до своего берега, и затем поврежденный «Нюрнберг» проследовал Кильским каналом в Вильгельмсгафен, где приступил к ремонтным работам.

С 14 по 19 июня «Нюрнберг» вместе с эсминцем Erich Steinbrinck и тральщиками из состава 2-й флотилии принял участие в операции с кодовым названием «Норд». Корабли находились в охранении транспорта Levante с горными стрелками на борту. Переход конвоя из Киля в Дротхейм прошел без происшествий. Конец 1940 г. прошел для крейсера «Нюрнберг» в рутинной службе.

7 февраля 1941 г. «Нюрнберг» становится фактически учебным кораблем. До сентября крейсер выполнял свои новые обязанности.

С нападением Германии на СССР крейсер вновь привлекли к решению боевых задач. 8 сентября командование немецкого флота отдало приказ о формировании «Балтийского флота». «Нюрнберг» вошел в состав «Северной группы», с 25 сентября по 1 октября крейсировал у Аландских островов сначала - с линейными силами, потом - с эсминцами 8-й флотилии.

29 сентября крейсер столкнулся с танкером Rigel, получив незначительные повреждения.

В конце 1941 г. Гитлер приказал перевести в Норвегию основные силы немецкого флота. «Нюрнберг» вошел в их число, но исполнение приказа затянулось. С 15 января по 28 февраля 1942 г. планировался подготовительный ремонт «Нюрнберг» , однако разногласия, возникшие между командованием флота и группы «Норд», привели к тому, что ремонт корабля на верфи «Deutsche Werke» начался в феврале, а закончился лишь в июле. Во время ремонта произвели замену турбин и усилили зенитное вооружение. После завершения работ «Нюрнберг» прошел испытания, затем курс боевой подготовки и с 11 ноября по 2 декабря перешел в Норвегию, на замену уходящего в Германию на капитальный ремонт крейсера «Адмирал Шеер»

За почти полгода своего пребывания на Крайнем Севере, в основном по причине своей ограниченной мореходности и автономности, он ничем не смог зарекомендовать себя и в итоге был отозван на Балтику. 3 мая 1943 г. «Нюрнберг» прибыл в Киль, откуда проследовал для ремонта в Вильгельмсхафен.

С августа крейсер вновь приступил к выполнению задач учебного корабля. В ноябре 1944 г. его перебросили в Копенгаген, откуда он обеспечивал охрану и оборону проливной зоны.

3 января 1945 г. крейсер выходит в море из Свинемюнде на минную постановку в водах Южной Норвегии. В операции принимали участие минные заградители Linz и Elsass (в ходе выполнения операции Elsass погиб). После завершения операции крейсер находился в Осло-Фнордс.

После короткого перерыва, 13-14 января 1945 г. прошла очередная операция по постановке оборонительного минного заграждения Титус-I. В операции принимали участие крейсер «Нюрнберг» (флаг командующего эсминцами контр-адмирал Л. Крайша), минный заградитель Linz, эсминцы Theodor Riedel, Friedrich Inn, миноносцы T-I9, Т-20 и 7 катеров-тральщиков из состава 8-й флотилии. Операция была успешной, несмотря на противодействие британской авиации. В немецком соединении потерь не было.

27 января крейсер прибывает в Копенгаген — война для него закончилась — в Германии катастрофически не хватало нефти. Последним эпизодом войны стало отражение 5 мая попытки членов датского движения сопротивления уничтожить корабль с использованием взрывающегося катера. Нападение отбили огнем зенитных автоматов. Потери экипажа при этом составили 4 человека.

В ночь с 8 на 9 мая Германия капитулировала Вскоре «Нюрнберг» и все остальные находящиеся в порту корабли - номинально перешли под британский контроль.

Летом 1945 г. союзники разделили остатки немецкого флота, «Нюрнберг» при этом вошел в советскую долю. 19 ноября 1945 г. корабль с именем «Адмирал Макаров» был зачислен в списки советского военно-морского флота. 20 февраля 1959 г. после ничем не примечательной службы «Адмирал Макаров» исключили из списков флота СССР.

5 (ноября 1945 года крейсер был зачислен в списки ВМФ СССР с назначением в состав Балтийского флота.

2 января 1946 года в порту Вильгельмсхафен немецкий экипаж под командованием капитана цур зее Гельмута Гесслера передал советской стороне лёгкий крейсер «Нюрнберг».

В тот же день он вместе с 5 другими бывшими немецкими кораблями, вышел в море и 5 января прибыл в Лиепаю, где с него на берег сошли немецкий командир и остававшиеся на борту немецкие моряки. Их вскоре отправили на родину.

Детальное обследование корабля, проведенное специальной комиссией вскоре после прибытия в СССР, показало, что по своему техническому состоянию он требует среднего ремонта, а по состоянию вооружения - капитального.

Приём корабля новым экипажем сопровождался решением серьезных проблем, так как он существенно отличался от крейсеров проекта 26, но его вступление в строй позволило заменить повреждённый «Киров» - единственный крейсер 8-го флота.

Под наименованием «Адмирал Макаров» корабль с 15 февраля 1946 по 2 декабря 1955 года входил в состав 8-го флота с базированием в Таллине.

В 1949 году ЦКБ-17 разработало технический проект модернизации корабля, а предусмотренные им работы были выполнены в ходе текущих ремонтов 1951 и 1952 годов на заводе № 890 (г. Таллин).

Интенсивность эксплуатации крейсера после ремонтов несколько повысилась. Он проходил по 5-6 тысяч морских миль ежегодно, полностью отрабатывая курс боевой подготовки.

Ежегодно в праздничные дни, посвященные Октябрьской революции, «Адмирал Макаров» приходил в Ленинград на Неву и, стоя на якоре напротив Исаакиевского собора, производил артиллерийские салюты.

Он неоднократно занимал призовые места в артиллерийских стрельбах, его посещали иностранные делегации высокого ранга.

13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в Кронштадт. 27 марта 1956 года принято решение о переводе корабля в Северный флот.

Обеспечивая практику курсантов, «Адмирал Макаров» совершил несколько дальних походов и прошел почти 12 тысяч миль. На этом ресурс главных механизмов корабля был полностью исчерпан, а тратить средства на его восстановление не имело смысла.

21 февраля 1957 года, после аварии главных котлов, «Адмирал Макаров» переклассифицирован в учебное судно, 13 марта с него сняли экипаж и вскоре перевели в Кронштадт в качестве плавучей казармы.

Крейсер должен был принимать участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле, но 28 августа 1958 года это решение отменили.

20 февраля 1959 года «Адмирал Макаров» разоружили и исключили из списков флота. 6 июля 1959 года получено распоряжение Генерального штаба ВМФ СССР об отправке учебного судна «Адмирал Макаров» на слом.

Вторая Мировая

4.2K пост8.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.