Ник Перумов. Цикл "Кольцо тьмы". Вольное продолжение легендарной трилогии
Иллюстрация к циклу Н. Перумова "Кольцо тьмы". Художник Виталий Аникин
Честно говоря, я долго не решался писать этот обзор. Почему? Наверное потому, что произведения данного Автора во первых, сильно повлияли на меня, а во-вторых неразрывно связаны с различными этапами моей собственной жизни. Каждая книга плотно ассоциируется с теми или иными событиями. Был у меня период «Гибели богов», период «Алмазного и деревянного меча», период «Рождений и Странствий Мага». В общем, разное было. Это покажется странным, но знакомиться с книгами жанра «фэнтези» я начал именно с книг Перумова. Именно его произведения открыли для меня дверь в этот замечательный жанр.
Язык автора настолько живой и образный, что при чтении его произведений читатель как будто погружается в описанные миры, проживает жизни главных героев. И они становятся немного родными. Чтение и воображение являются уникальными инструментами, позволяющими нам посетить тысячи миров и прожить сотни жизней. И в этом отношении, книги автора являются отличными «атласами» для подобных путешествий.
Книги изначального цикла "Копьё Тьмы"
Для понимания данного цикла, следует обратиться к биографии автора. Я не буду расписывать её полностью. Коснусь лишь истории Перумова как писателя.
Автор начал писать в конце 1970-х годов. Тогда же он увлёкся фэнтези и фантастикой, в частности книгами Дж. Р. Р. Толкина в оригинале, делая собственный перевод. Был участником толкинистского движения, а также частым посетителем сети Фидонет под псевдонимом «капитан Уртханг», воин-орк. Первым крупным произведением Перумова, тогда ещё писателя-любителя, стала дилогия «Нисхождение Тьмы, или Средиземье 300 лет спустя», действие которой происходило в Средиземье, мире Толкина.
Ник Перумов в 1999 году.
В 1993 году по предложению коллеги Перумов опубликовал дилогию в издательстве «Кавказская библиотека». Через полгода отредактированная версия книги была выпущена издательством «Северо-Запад» под названием «Кольцо Тьмы». Книга произвела фурор на рынке фантастики, вызвала как крайне положительные, так и критические оценки. Поклонники считают «Кольцо Тьмы» произведением, положившим начало русскому фэнтези, в то время как критики осуждают использование мира Толкина. В продолжение «Кольца Тьмы» Перумов позднее написал роман «Адамант Хенны», имевший меньший успех. Хотя на мой взгляд, именно «Адамант Хенны» является неким мостиком от Средиземья к совокупности миров Автора, именуемого Упорядоченным. И именно поэтому, исключать эту книгу из собственного списка прочтения нельзя.
В дальнейшем Ник Перумов не писал о Средиземье и публиковал книги только по собственным мирам.
Но вернёмся к самому «Кольцу Тьмы». О чём оно?
После событий, описанных в трилогии Толкиена «Властелин Колец» прошло 300 лет. Жизнь в Средиземье течёт тихо и безмятежно, но начинают происходить странные события, которые поначалу выглядят, как несвязанные между собой события.
Все, кто читал упомянутую выше трилогию наверняка помнят Назгул. Давайте немного освежим память, если кто подзабыл. Зачем эта ретроспектива? Поверьте, это будет важно для дальнейшего понимания цикла.
Согласно произведениям Толкина, во Вторую Эпоху эльфами-нолдор и Сауроном были выкованы Кольца Власти. В создании первых девяти колец Саурон принимал непосредственное участие, и именно они в большей степени зависели от Единого Кольца. Позднее, когда эльфы разгадали замысел Саурона, они попытались спрятать кольца, но войска Саурона захватили Дом Мирдайн, где они были выкованы, а вместе с кузницей — и Девять Колец. Эти кольца Саурон отдал девяти владыкам людей.
Первые упоминания о назгул отмечаются 2251 годом Второй Эпохи; они также появлялись в 3441 году В. Э., вновь замечены в Средиземье около 1300 года Третьей Эпохи.
Девять королей ставших Назгулами. Арт из свободных источников.
Сильмариллион гласит следующее (перевод С. Лихачёвой):
«Те, кто пользовался Девятью Кольцами, в дни жизни обрели немалую власть: то были могущественные короли, чародеи и воины древних времен. Слава и несметные богатства достались им в удел; но погибелью обернулись они. Казалось, жизнь вечная дарована была владельцам колец – однако жизнь стала для них невыносимой. Они могли по желанию передвигаться невидимыми для всех взоров сего подлунного мира; могли и прозревать миры, невидимые для смертных, – однако слишком часто глазу их являлись лишь мороки и обманные видения Саурона. Один за одним, раньше или позже в зависимости от того, сколь сильна была их воля и от того, к добру или ко злу склонялись изначально сердца их, они попадали в рабство к кольцу, которое носили, и оказывались под властью Единого Кольца, которым владел Саурон. Навсегда утрачивали они зримый облик – но не для того, кто носил Правящее Кольцо, и вступали в обитель теней. Назгул, Кольцепризраками стали они, самыми ужасными из Вражьих слуг; тьма следовала за ними по пятам, а в голосах звучала смерть»
Помимо того, что каждый из назгул обладал искусством тёмной магии и внушал большинству живых существ ужас, все из них были вооружены и обычным оружием. В частности, основным оружием ближнего боя им служил длинный прямой меч. Кроме того, каждый был вооружён кинжалом — так называемым моргульским клинком. Ранение им для всякого живого существа было смертельным — если человек не погибал сразу, то в ране оставался обломок клинка, продвигавшийся к сердцу жертвы и содействовавший медленному, но верному развоплощению поражённого — переходу в мир духов, родную стихию назгул и Саурона.
Назгул носили длинные чёрные плащи, так как телесной оболочки у них не было.
В дневное время назгул практически слепы, улавливают лишь тени, поэтому они привыкли днём больше полагаться на собственный нюх и зрение как своих коней так и прочих тварей, которые им служат. У назгул хороший слух, они отлично чувствуют живую кровь на расстоянии. В ночи они опаснее всего — они могут видеть. Им доступна тайнопись природы. Они способны прочитать следы на любой поверхности. Назгул прекрасно владеют различными видами оружия, однако главным их оружием был смертельный ужас, от которого человек или какое-либо другое существо теряли волю и силы. Только храбрейшие из храбрых могли сражаться с ними.
Истинный облик назгул
Обычно назгул появлялись в образе чёрных всадников на вороных конях. Но после того, как их кони погибли у Бруиненского Брода, они пересели на летающих существ, что давало им дополнительные преимущества. Надев Кольцо на горе Заверть, Фродо увидел истинный облик назгул — короли, в царских одеждах и со светящимся оружием.
Назгул участвовали почти во всех событиях, связанных с боевым столкновением армий... И думаю нет смысла делать краткий пересказ «Властелина Колец». Стоит лишь упомянуть как они закончили.
После уничтожения Кольца Всевластья, погибли и Назгул. Я точно не помню как это описано у Толкиена, но в «Кольце Тьмы» упоминается, что они в виде горящих метеоров разлетелись по всему Средиземью упав в совершенно разных местах. И именно здесь находится мостик от «Властелина Колец» к «Кольцу Тьмы».
С событий «Властелина колец» прошло более 300 лет. Фолко Брендибек, потомок Мериадока живёт спокойной размеренной жизнью хоббита, пока в один прекрасный день в Шир не прибывает гном Торин, сын Дарта. Он занят поиском Красной Книги, написанной ещё Бильбо. Встретившись с хоббитом, он рассказывает ему, что в Мории вновь пробудилось зло. Интерес к неизведанному, тяга к приключениям и видимо слава известного предка приводит к тому, что эти двое становятся друзьями. Подобно своему славному предку, Фолко отправляется в путешествие в компании с гномом. Целью своего путешествия они выбирают Аннуминас – столицу Арнора. В ходе своего путешествия они наблюдают преображение мира. Притом далеко не в лучшую сторону. Поднимают голову разбойники, орки собираются в отряды, пробуждаются умертвия...
Они прибывают в тот самый трактир «Гарцующий пони», где ввязываются в драку с горбуном Санделло из шайки некоего разбойника Олмера и затем знакомятся с начальником арнорской стражи Рогволдом.
Добравшись до Аннуминаса, герои знакомятся с общиной гномов, где гном Строри по кличке Малыш становится их близким другом. И третьим главным героем цикла. Друзья также знакомятся с магом Радагастом, который только добавляет неопределённости, давая туманные подсказки и намёки. Собрав команду, гномы и Фолко отправляются в Морию. По пути Торин и Фолко вновь встречают Олмера и Санделло. Олмер извиняется за Санделло, и в целях примирения дарит ему магический кинжал.
В Мории команда исследователей сталкиваются с отрядами орков, которые служат некоему новому непонятному «Вождю», и проявлениями тёмной магии. Гномам удаётся выковать в древнем горне Дьюрина мифрильные доспехи, которые делают отряд почти неуязвимым в бою, но сил отвоевать всю Морию не хватает, и они вынуждены отступить. По пути обратно главные герои посещают развалины Ортханка и лишний раз убеждаются, что в мире пробуждается зло (как именно они это понимают не скажу, пусть будет сюрпризом). Кто-то собирает всё и всех, что осталось от наследия Саурона и его соратников.
После возвращения в Аннуминас, герои узнают, что на Арнор напал союз степных народов под командованием уже упомянутого таинственного Вождя. Этот талантливый и харизматичный полководец с магической силой, смог объединить народы, побеждённые в Войне Кольца и жаждущие реванша. Под городом Форностом происходит великая битва, в которой силы Запада при поддержке гномов побеждают захватчиков. В бою Фолко сотоварищи понимают, кто является таинственным Вождём... собирающим кольца назгул чтобы выковать своё собственное Кольцо Тьмы....
Я достаточно Вас заинтриговал? Ну тогда дальше рассказывать точно не буду. Дабы как обычно не лишать Вас удовольствия самостоятельно погрузиться в потрясающий мир, созданный двумя мэтрами фэнтэзи. Тем, кто создал мир Средиземья, и тем, кто его расширил и дополнил. По моему субъективному мнению, чтение Перумова нужно начинать с чтения Толкина. Тогда всё выстраивается в единую картину. Каждая книга дополняет и расширяет вереницу Миров, составляя Упорядоченное – вселенную уже самого Перумова. Ну и следует отметить тот факт, что на самом деле Толкин читается достаточно тяжело. С первых страниц он начинает сыпать названиями, именами и географическими наименованиями мест. Из-за такой подачи где-то после второй главы начинаешь путаться в этом всём. Отматываешь главы назад, чтобы понять кто, с кем, зачем, где и почему. Книги Перумова лишены такого недостатка. Они почему-то читаются легко. Читаешь, и картинки и события рисуются сами. Я думаю, если Вы последуете моему совету и начнёте чтение с Толкина, разница будет очевидна. Почувствуете переход от одного стиля повествования к другому. Мир вроде бы один и тот же, а подан по разному.
В ходе путешествия по этому новому Средиземью и продвижения по сюжету, вы встретитесь как с новыми персонажами, так и со старыми и знакомыми. Некоторые новые плавно перекочуют в миры Перумова. А события книги будут эхом отдаваться в последующих циклах и книгах. Они как бы вплетутся в общую вереницу миров и событий.
Изначально, ну то есть в то время когда я сам читал этот цикл, книг было три. Но на сегодняшний день автор переписал «Адамант Хенны» и условно-канонично цикл выглядит так.
«Эльфийский клинок» — книга где всё начинается.
«Чёрное копьё» — завершение событий связанных с линией Олмера.
«Адамант Хенны» — книга не входила в изначальную дилогию, а была написана спустя несколько лет, как продолжение. Действие происходит через десять лет после событий первых двух частей. Книга является своего рода мостиком между Средиземьем и Хьервардом – собственным миром Автора.
«Небо Валинора. Адамант Хенны» — переписанная писателем книга «Адамант Хенны».
«Небо Валинора. Кровь Арды» — запланированный автором, но не написанный, второй том «Адаманта Хенны».
«Водопад» — запланированное автором, но не написанное, продолжение цикла.
Книжная лига
24K пост79.2K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.