Необычные миниатюры из старинных русских рукописей
Многим известно, что западноевропейское средневековые искусство содержит большое количество необычных, не совсем понятных и даже в каких-то моментах диких вещей. Но, как оказывается, и русское средневековье в этом плане ничуть не отстаёт.
Первый рисунок повествует о том, как Антонию привиделся великан, который доставал головой до облаков. Чудовище размахивает своими огромными ручищами и препятствует душам возноситься на небо. Их он отправляет в ад, развёрзшийся у него под ногами. Душам, над которыми у него нет власти, удаётся прорваться в рай. Святой смотрит на это из окна кельи и всем своим видом как бы говорит: «Кто вы такие? Я вас не звал!».
Следующее изображение рисует на первый взгляд ужасную, оскорбляющую Бога картину: ангел Господень душит молодого парня, а за всем этим спокойно наблюдает монах-пустынник.
На самом деле не всё так ужасно, как кажется. Данное изображение является иллюстрацией к одной из повестей «Римских деяний» — средневекового сборника коротких нравоучительных легенд. В повести рассказывается история об отшельнике, которого всюду сопровождает ангел.
На протяжении истории ангел совершает всякие «злодейства»: ворует у честных людей, убивает ни в чём не повинного путника, делает подарок плохому человеку и т. д. В конце повести ангел разъясняет скрытый смысл этих поступков. В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца. Главное — нравоучение чётко доносило до читателя мысль, что пути Господни неисповедимы, — остальное было не так важно.
Эта миниатюра иллюстрирует эпизод из «Откровения Иоанна Богослова», в котором описывается снятие четвёртой печати и явление последнего всадника Апокалипсиса (6:7-8). В «Откровении» говорится о Смерти, восседающей на бледном коне, за которой следует Ад. Художник немного переосмыслил этот текст и изобразил коня в виде льва, вперившего взгляд в небеса. Видимо, царь зверей недоволен тем, что его использует в качестве ездового животного какой-то странный голый мужик.
Перед вами миниатюра из лицевого сборника XVII века, не ней изображён мраволев (он же «мрамолев»). Что-нибудь слыхали о нём? Нет? А ведь в старину это было достаточно популярное чудовище — наполовину муравей, наполовину лев. Что-то вроде котопса, только мраволев.
Антропоморфная смерть довольно часто изображалась на старинных миниатюрах. Обычно эти изображения представляли собой некое подобие скелета или высохшего трупа, обтянутого кожей. В руках средневековой смерти, в отличие от современной старухи с косой, чаще всего можно обнаружить лук со стрелами, которыми она разит людей, заражая их всяческими болезнями и чумой.
На миниатюре из Геннадиевской Библии 1499 года смерть предстаёт в довольно-таки уникальном для того времени образе: помимо саадака, она также имеет копьё, топорик и — самое интересное — ружьё. Такой вот четвёртый всадник апокалипсиса, оснащённый по последнему слову техники.
Были времена, когда для Европы крокодил был абсолютно неведомым животным. Поэтому средневековые описания этого зверя варьировались от произведения к произведению и наполнялись различными вымыслами и фантастическими подробностями. В частности, существовало представление, что своей мочой крокодил может испепелить дерево («Сказание об Индийском царстве»). По внешнему виду экзотического животного, понятное дело, тоже не было единого мнения. И хотя можно найти и достаточно близкие к реальности изображения, встречаются также и такие, в которых художники, откровенно говоря, мажут по всем пунктам. Иллюстратор Александрии XVII века как раз из последних. Он, по всей видимости, опирался на типичное представление того времени, что крокодил должен сочетать в себе черты зверя и рыбы, поэтому изобразил его в виде льва с гривой из чешуи.
«Человеки злообразни». Описания мифических существ, которые сочетают в себе человечьи и животные черты или имеют изменённый человеческий облик, довольно часто встречаются в древнерусских источниках. Одни памятники относят этих существ к человеческому роду. То есть они такие же люди, как и мы, только «дивии». И у нас с ними общий предок — Адам. А их «злообразность» объясняется карой за грехи. Так, согласно одной легенде, Бог в наказание за строительство Вавилонской башни не только смешал языки, но и наделил некоторых людей звериным обличьем — в полном соответствии с их скотскими делами.
На изображении из литературного сборника XVIII века можно увидеть псеглавца, воспылавшего любовью к безымянному существу, у которого рот на груди, а глаза на локтях. Подобные чувства вполне объяснимы — головы-то у него нет, получается, в своих фантазиях можно подставлять любую.
Лига историков
13.5K поста50.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения